Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 21:54, дипломная работа
Язык-это процесс общения, опосредованный языком
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы использования дидактической
игры в процессе формирования обобщающих понятий.
1.1.Место формирования обобщающих понятий в словарной
работе. 8
1.2.Психологический аспект проблемы усвоения дошкольниками
обобщающих понятий. 12
1.3 .Научные исследования по проблеме формирования
у детей обобщающих понятий. 23
1.4. Педагогические исследования по проблеме использования
дидактической игры. 31
5.Проблемы развития лексики детей с недостатками в речи. 38
Глава 2. Опытно-практическая работа по формированию обобщающих понятий у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
1.Диагностика уровня развития обобщающих понятий у детей
старшей группы . 43
2. Система работы по использованию дидактических игр и упражнений с целью формирования обобщающих понятий у старших дошкольников.
3.Эффективность применения дидактических игр и упражнений при формировании обобщающих понятий.
4.Методические рекомендации по применению дидактических игр и упражнений в процессе формировании обобщающих понятий у старших дошкольников.
Заключение………………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………..
Приложения…………………………………………………………….
В.А. Ковшиков полагает, что ядро нарушения при моторной форме алалии является несформированность языковых операций производства высказывания (лексических, грамматических, фонетических) при относительной сохранности смыслового и моторного уровня порождения высказывания. Это даёт основание интерпретировать алалию как преимущественно языковое нарушение. При моторной алалии может отмечаться и нарушение внутреннего программирования (глубины синтаксических структур) в сочетании с несформированностью отбора слов, словосочетаний, с несформированностью речевых действий по построению фраз и текста. У ребёнка с алалией заметно ограничены возможности владения системой знаков и самим инвентарём языковых средств различных уровней.
В работах
психолого – педагогического
плана ( Р.Е.Левина, В.К.Орфинская, А.К.Маркова,
Е.Ф.Соботовия, О.Н.Усанова и др.) фонетические
нарушения рассматриваются в тесной связи
с особенностями лексического и грамматического
развития детей с алалией. Развитие фонетической
стороны в значительной степени зависит
от развития словаря и даже определяется
им. Процесс формирования предложений
у детей с алалией выявляет ряд особенностей.
Несформированность структура предложения
является при алалии следствием незрелости
внутренних речевых операций – операций
выбора слов и построение высказывания.
Кроме того, ребёнка затрудняет и сам
процесс реализации отдельных слов и словосочетаний.
Несформированность, речевых операций
(замысел, программирование, отбор и синтез
речевого материала) выражается в том,
что он не умеет лексически и грамматически
правильно оформить мысль. Как отмечает
Филичёва Т.Б. при нормальном речевом развитии
дети к 5 годам свободно пользуются
развёрнутой фразовой речью разными
конструкциями сложных предложений. Они
имеют достаточный словарный запас,
владеют навыками словообразования
и
-41-
словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу. У детей с ОНР наблюдается патологический ход речевого развития. Основными признаками ОНР в дошкольном возрасте являются позднее начало развитие речи, замедленный темп речевого развития, ограниченный, не соответствующий возрасту словарный запас, нарушение формирования грамматического строя речи, нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия.
Процесс формирования предложений у детей с алалией выявляет ряд особенностей на всех этапах развития.
Первый уровень – самый низкий. Высказывания детей могут сопровождаться активными жестами и мимикой. В речи преобладают предложения из одного-двух слов. Грамматические связи в этих предложениях отсутствуют. Речь детей может быть понятна только в конкретной ситуации общения с близкими людьми.
Второй уровень – у детей могут быть начатки общеупотребительной речи. Понимание обиходной речи достаточно развито. Дети более активно общаются при помощи речи. Наряду с жестами, звуковыми комплексами и лепетными словами они используют общеупотребительные слова, которые обозначают предметы, действия и признаки, хотя их активный словарь резко ограничен. Дети пользуются простыми предложениями из двух – трёх слов с начатками грамматического конструирования. В то же время отмечаются грубые ошибки в использовании грамматических форм («играю кука – играю с куклой»).
По утверждению
Аксёновой Л.И. третий уровень –
дети пользуются развёрнутой речью, не
затрудняются в назывании предметов, действий,
признаков предметов, хорошо знакомых
им в обыденной жизни. Они могут рассказать
о своей семье, составить рассказ по картинке.
В то же время у них имеются недостатки
всех сторон речевой системы как Лексико
– грамматической, так и фонетико-фонематической.
Для их речи характерно неточное употребление
слов. В свободных высказываниях дети
мало используют прилагательных и наречий,
не употребляют обобщающие слова и слова
с переносным значением, с трудом
образуют
новые слова с помощью
а) замена названия части предмета названием целого предмета (циферблат – «часы», донышко – «чайник»);
-б) подмена названий профессий названиями действия (балерина – «тётя танцует», певец – «дядя поёт» и т.п.);
-в) замена видовых понятий родовыми и наоборот (высокий, широкий, длинный – «большой», короткий «маленький»).
В свободных высказываниях дети мало пользуются прилагательными и наречиями, обозначающие признаки и состояние предметов, способы действий.
Грибова О.Е., изучая диагностики речи, разработала технологию логопедического обследования. Ею определены требования к обследованию словаря грамматического строя. по её утверждению следует учитывать определённые закономерности развития и формирования словарного запаса в онтогенезе. Она утверждает что для. Того, чтобы провести углублённое исследование словарного запаса, необходимо охватить обследованием достаточно большой массив лексики – не иене 70-100 лексических едениц. Поэтому обследование лексики может проводиться как в рамках специальной процедуры обследования, так и процессе проведения тестов – как сопутствующая задача.
В отечественной
логопедии существует достаточно большой
теоретический, практический и методический
материал, касающийся изучения лексико-грамматической
стороны речи у дошкольников с ОНР.
В существующих программах обучения
и воспитания детей с ОНР подробно
описаны содержание и структура фронтальных
занятий по развитию лексико-грамматической
стороны речи.
-43-
Глава 2. Опытно – практическая работа по формированию
обобщающих понятий у детей старшего дошкольного возраста
по средствам сравнения
предметов.
2.1. Диагностика уровня развития обобщающих понятий у старших
дошкольников.
Наше исследование будет проводиться в ДОУ №1 « Ласточка» с. Елизаветовка, Азовского районо, Ростовской области. Констатирующий этап эксперимента состоит из двух серий. В обеих сериях будет использована методика Урунтаевой Т. А. и Афонакиной Ю. А.
1.серия . Цель: Выявить уровень развития видовых обобщающих понятий.
Задание 1. Заключалось в том, что детям будут предлагаться следующие группы предметов:
Предметы каждой группы выкладывались (выставлялись) перед ребёнком и предлагались задания:
-44-
Детям будет предложено по 5 картинок, по каждой родовой категории:
Все картинки расположены изображением вверх, вразброс. Детям предлагается разложить на ряды, найдя общие признаки. Для облегчения довались картинки не сразу все, а по 3 группы. После того, как дети разложат картинки, им предлагалось назвать каждую группу одним словом. Так выяснялось знание обобщающего родового слова – понятия.
Задание 2. Цель: Выявить уровень развития обобщения по понятийному признаку и умения подбирать обобщающее слово к группе предметов, дифференцировать внутри рода.
Детям будет предлагаться по очереди часть карточек с четырьмя картинками. Три из них относятся к одному родовому понятию, а одна – из другого близкого к нему рода.
Детям
предлагается посмотреть на картинки
и назвать какая одна лишняя и какие три
– подходят друг к другу и почему. Предлагается
назвать, к какой группе относятся эти
картинки. Это позволит выяснить умение
детей дифференцировать внутри родового
понятия.
-45-
Все результаты ответов детей будут заноситься в протоколы (см. Приложение № 2). На основании Протоколов будут составляться Таблицы для проведения количественного анализа. Ответы будут оцениваться в 3-х бальной системе. При этом будут учитываться следующие показатели:
На основании этих показателей будут определены критерии оценки и требования к уровням развития:
неточность в обозначении, словом дифференцировок внутри рода. Такие ответы будут оцениваться в 2 – балла.
Результаты
количественного анализа см. в
Таблицах №1, №2, №3. На основании
количественного анализа
Имя Фамилия
ребёнка_______________________
Возраст
______________________________
Дата
проведения ______________________________
1 серия Задание №1
№
п/п |
задание | Самостоятельность выполнения задания | Полнота выполненного задания | Точность использования слова-понятие | Кол.
баллов |
1 | чайная чашка, миска, стакан, кружка | ||||
2 | стул, табурет, скамейка, кресло | ||||
3 | берет, бескозырка,
фуражка,
вязанная шапка |
||||
4 | грузовая
машина, трактор,
подъемный кран, легковая машина |
||||
5 | Яблоко, груша, персик, айва | ||||
6 | белый корень, морковь, свекла, картофель |