Дидактические игры и упражнения как средства формирования обобщающих понятий у дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 21:54, дипломная работа

Описание работы

Язык-это процесс общения, опосредованный языком

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы проблемы использования дидактической
игры в процессе формирования обобщающих понятий.

1.1.Место формирования обобщающих понятий в словарной
работе. 8

1.2.Психологический аспект проблемы усвоения дошкольниками

обобщающих понятий. 12

1.3 .Научные исследования по проблеме формирования

у детей обобщающих понятий. 23

1.4. Педагогические исследования по проблеме использования

дидактической игры. 31

5.Проблемы развития лексики детей с недостатками в речи. 38



Глава 2. Опытно-практическая работа по формированию обобщающих понятий у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.


1.Диагностика уровня развития обобщающих понятий у детей

старшей группы . 43
2. Система работы по использованию дидактических игр и упражнений с целью формирования обобщающих понятий у старших дошкольников.

3.Эффективность применения дидактических игр и упражнений при формировании обобщающих понятий.


4.Методические рекомендации по применению дидактических игр и упражнений в процессе формировании обобщающих понятий у старших дошкольников.


Заключение………………………………………………………………


Список литературы…………………………………………………..


Приложения…………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.doc

— 282.00 Кб (Скачать)

В.А. Ковшиков полагает, что ядро нарушения при  моторной форме алалии  является несформированность языковых операций производства высказывания (лексических, грамматических, фонетических) при относительной сохранности  смыслового и моторного уровня порождения высказывания. Это даёт основание интерпретировать алалию как преимущественно языковое нарушение. При моторной алалии может отмечаться и нарушение внутреннего программирования (глубины синтаксических структур) в сочетании с несформированностью отбора   слов, словосочетаний, с несформированностью речевых действий по построению фраз и текста. У ребёнка с алалией заметно ограничены возможности владения системой знаков и самим инвентарём языковых средств различных уровней.

В работах  психолого – педагогического  плана ( Р.Е.Левина, В.К.Орфинская, А.К.Маркова, Е.Ф.Соботовия, О.Н.Усанова и др.) фонетические нарушения рассматриваются в тесной связи с особенностями лексического и грамматического развития детей с алалией. Развитие фонетической стороны в значительной степени зависит от развития словаря и даже определяется им. Процесс формирования предложений у детей с алалией выявляет ряд особенностей. Несформированность структура предложения является при алалии следствием незрелости внутренних речевых операций – операций выбора слов и построение высказывания.  Кроме того,  ребёнка затрудняет и сам процесс реализации отдельных слов и словосочетаний.  Несформированность, речевых операций (замысел, программирование, отбор и синтез речевого материала) выражается в том, что он не умеет лексически и грамматически правильно оформить мысль.  Как отмечает Филичёва Т.Б. при нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободно пользуются  развёрнутой фразовой  речью разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют  навыками    словообразования  и  
 

                 -41-

словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу  и синтезу. У детей с ОНР  наблюдается патологический ход  речевого развития. Основными признаками ОНР в дошкольном возрасте являются позднее начало развитие речи, замедленный темп речевого развития, ограниченный, не  соответствующий возрасту словарный запас, нарушение формирования грамматического строя речи, нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия.

Процесс формирования предложений у детей с алалией выявляет ряд особенностей на всех этапах развития.

Первый  уровень – самый низкий. Высказывания детей могут сопровождаться активными  жестами и мимикой. В речи преобладают  предложения из одного-двух слов.  Грамматические связи в этих предложениях отсутствуют. Речь детей может быть понятна только в конкретной ситуации общения с близкими людьми.

Второй  уровень – у детей могут быть начатки общеупотребительной речи. Понимание обиходной речи достаточно развито. Дети более активно общаются при помощи речи. Наряду с жестами, звуковыми комплексами и лепетными словами они используют общеупотребительные слова, которые обозначают предметы, действия и признаки, хотя их активный словарь резко ограничен. Дети пользуются простыми предложениями из двух – трёх слов с начатками грамматического конструирования. В то же время отмечаются грубые ошибки в использовании грамматических форм («играю кука – играю с куклой»).

По утверждению  Аксёновой Л.И. третий уровень –  дети пользуются развёрнутой речью, не затрудняются в назывании предметов, действий, признаков предметов, хорошо знакомых им в обыденной жизни. Они могут рассказать о своей семье, составить рассказ по картинке. В то же время у них имеются недостатки всех сторон речевой системы как  Лексико – грамматической, так и фонетико-фонематической. Для их речи характерно неточное употребление слов. В свободных высказываниях дети мало используют прилагательных и наречий, не употребляют обобщающие слова и слова с переносным значением, с трудом 
 
 

                                    -42-

 образуют  новые слова с помощью  приставок  и суффиксов, ошибочно используют союзы и предлоги, допускают ошибки в согласования  существительного  с прилагательным в роде, числе и падеже. Среди лексических ошибок  выделяются следующие:

а) замена названия части предмета названием  целого предмета (циферблат – «часы», донышко – «чайник»);

-б) подмена  названий профессий названиями  действия (балерина – «тётя танцует», певец – «дядя поёт» и т.п.);

-в) замена видовых понятий родовыми и наоборот (высокий, широкий, длинный – «большой», короткий «маленький»).

В свободных  высказываниях дети мало пользуются прилагательными и наречиями, обозначающие признаки и состояние предметов,  способы действий.

      Грибова О.Е., изучая диагностики  речи, разработала технологию логопедического обследования. Ею определены  требования к обследованию словаря грамматического строя. по её утверждению следует учитывать определённые закономерности развития и формирования словарного запаса в онтогенезе.  Она утверждает что для. Того, чтобы провести углублённое исследование  словарного запаса, необходимо охватить обследованием достаточно большой массив лексики – не иене 70-100 лексических едениц. Поэтому обследование  лексики может проводиться как в рамках специальной процедуры обследования, так и процессе проведения тестов – как  сопутствующая задача.

В отечественной  логопедии существует достаточно большой  теоретический,  практический и методический материал, касающийся изучения лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с ОНР. В  существующих программах обучения и воспитания детей с ОНР  подробно описаны содержание и структура фронтальных занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи. 
 
 
 
 
 
 

                 -43-

Глава 2.  Опытно – практическая     работа      по    формированию 

                   обобщающих понятий  у детей старшего  дошкольного возраста

                    по средствам сравнения  предметов. 

          2.1.  Диагностика уровня развития обобщающих понятий у старших

                                      дошкольников.

       Наше исследование будет проводиться в ДОУ  №1 « Ласточка» с. Елизаветовка,  Азовского районо, Ростовской области. Констатирующий этап   эксперимента состоит из двух серий. В обеих сериях будет использована методика Урунтаевой Т. А. и  Афонакиной Ю. А.

1.серия . Цель: Выявить уровень развития видовых обобщающих понятий.

    Задание 1. Заключалось в том, что детям будут предлагаться следующие группы предметов:

  1. чайная чашка , миска, стакан, кружка.
  2. стул, табуретка, скамейка, кресло.
  3. Берет, бескозырка, фуражка, вязаная шапка.
  4. грузовая машина, трактор, подъёмный кран, легковая машина (игрушки).
  5. яблоко, груша, персик, айва.
  6. белый корень, морковь, свекла, картофель.

Предметы  каждой группы выкладывались (выставлялись) перед ребёнком и предлагались задания:

  1. Найди среди этих предметов -  чашки.
  2. найди  среди этих предметов -  скамейки.
  3. найди среди этих предметов   - береты.
  4. найди  среди этих предметов -  грузовик
  5. найди  среди этих фруктов   -  груши.
  6. найди среди этих овощей   -   свеклу.
  7. серия.  Цель: Выявить уровень сформированности родовых обобщающих понятий.
  8. Задание 1.   Цель: Выявить уровень развития у детей старшей группы  умения классифицировать предметы (их изображения) разных видов.
 

                   -44-

Детям  будет  предложено по 5 картинок, по каждой родовой категории:

  1. Транспорт: лошадь, поезд, самолёт, грузовик,  мотоцикл.
  2. Дикие животные: лось, зубр, рысь, слон, ёж.
  3. Школьные принадлежности: ручка, карандаш, кисть, пенал, букварь (книга).
  4. Продукты питания: сыр, бутерброд, пирог, пряник, борщ (суп).
  5. Инструменты для работы:  лопата, молоток, топор, иголка с ниткой.

Все картинки расположены изображением вверх, вразброс.  Детям предлагается разложить на ряды, найдя общие признаки. Для облегчения довались картинки не сразу все, а по 3 группы. После того, как дети разложат картинки, им предлагалось назвать каждую группу одним словом. Так выяснялось знание обобщающего  родового слова – понятия.

Задание 2.  Цель: Выявить уровень развития обобщения по понятийному признаку и умения подбирать обобщающее слово к группе предметов, дифференцировать внутри рода.

    Детям будет предлагаться по очереди часть карточек с четырьмя картинками. Три из них относятся к одному родовому понятию, а одна – из другого близкого к нему рода.

  1. Воздушный и наземный транспорт- самолёт, грузовик, мотоцикл, велосипед.
  2. Животных жарких стран и наших лесов - тигр, лиса, жираф, слон.
  3. Школьные принадлежности ученика и учителя- карандаш, ручка, кисть, карта.
  4. Мучные изделия, молочные продукты - пирог, пряник, батон, сыр.
  5. Инструменты плотника и огородный инвентарь- молоток, топор, лопата, пила.

Детям предлагается посмотреть на картинки и назвать какая одна лишняя и какие три – подходят друг к другу и почему.  Предлагается назвать, к какой группе относятся эти картинки. Это позволит выяснить умение детей дифференцировать  внутри родового понятия. 
 
 

                 -45-

Все результаты ответов детей  будут заноситься в протоколы (см. Приложение № 2).  На основании Протоколов будут составляться Таблицы для проведения количественного анализа. Ответы будут оцениваться в 3-х бальной системе. При этом будут учитываться следующие показатели:

  1. Самостоятельность выполнения: без помощи экспериментатора.
  2. Полнота выполнения каждого задания: все предметы и картинки правильно классифицированы и дифференцированы.
  3. точность и осмысленность владения словом – видовым или родовым понятием.

На основании этих показателей будут определены критерии оценки и требования к  уровням развития:

  • К высокому уровню будут отнесены дети, которые самостоятельно, без помощи экспериментатора полно классифицируют все предметы и картинки, как по видовому, так и родовому признаку, точно обозначают словом – понятием каждую группы предметов. Такой ответ будет оцениваться 3-мя баллами.
  • К среднему уровню будут отнесены дети, которые самостоятельно выполняли задания, но допускают одну неточность при классификации. При этом осмысленно объясняли, почему они относят предметы к данной категории, точно владеют    видовым   и родовым понятиями. Допускается                                                        

         неточность в  обозначении, словом дифференцировок внутри рода. Такие            ответы будут оцениваться   в 2 – балла.

  • К низкому уровню будут отнесены  те дети, которые без помощи взрослого не могут начать классификации. Допускают две и более ошибки при классификации, точно пользуются только видовым  понятием, допускают ошибки и неосознанность в использовании родовых понятий. Такие ответы оцениваются 1 баллом.
  • Отсутствие ответа – 0 баллов.

 Результаты  количественного анализа см. в  Таблицах №1, №2, №3. На основании  количественного  анализа проведём  качественный анализ. 
 

                                                             Приложение № 2 Протоколы проведения констатирующего этапа работы.

                              Протокол № 1

Имя Фамилия  ребёнка____________________________________

Возраст       _____________________________________________

Дата  проведения   ________________________________ 

  1 серия   Задание №1

п/п

       задание Самостоятельность выполнения задания Полнота выполненного задания Точность использования  слова-понятие Кол.

баллов

1 чайная  чашка, миска, стакан, кружка        
2 стул, табурет, скамейка, кресло        
3 берет, бескозырка, фуражка,

вязанная  шапка

       
4 грузовая  машина, трактор,

подъемный кран, легковая машина

       
5 Яблоко, груша, персик, айва        
6 белый корень, морковь, свекла, картофель        

Информация о работе Дидактические игры и упражнения как средства формирования обобщающих понятий у дошкольников