Дидактические игры и упражнения как средства формирования обобщающих понятий у дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 21:54, дипломная работа

Описание работы

Язык-это процесс общения, опосредованный языком

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы проблемы использования дидактической
игры в процессе формирования обобщающих понятий.

1.1.Место формирования обобщающих понятий в словарной
работе. 8

1.2.Психологический аспект проблемы усвоения дошкольниками

обобщающих понятий. 12

1.3 .Научные исследования по проблеме формирования

у детей обобщающих понятий. 23

1.4. Педагогические исследования по проблеме использования

дидактической игры. 31

5.Проблемы развития лексики детей с недостатками в речи. 38



Глава 2. Опытно-практическая работа по формированию обобщающих понятий у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.


1.Диагностика уровня развития обобщающих понятий у детей

старшей группы . 43
2. Система работы по использованию дидактических игр и упражнений с целью формирования обобщающих понятий у старших дошкольников.

3.Эффективность применения дидактических игр и упражнений при формировании обобщающих понятий.


4.Методические рекомендации по применению дидактических игр и упражнений в процессе формировании обобщающих понятий у старших дошкольников.


Заключение………………………………………………………………


Список литературы…………………………………………………..


Приложения…………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.doc

— 282.00 Кб (Скачать)

  Как  отмечал А.Н. Леонтьев, дидактические  игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той не игровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности,    интеллектуальных операций, представляющие собой основу обучения. Для дидактических игр  характерно наличие задачи учебного характера – обучающей задачи. Ею  руководствуются  взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но  облекают её в  занимательную для детей форму. Обучающая задача воплощается создателями игры в соответствующем содержании, реализуется  с помощью игровых действий, которые выполняют дети. Ребёнка привлекает в игре не обучающая задача, а возможность проявить активность,  выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть.  
 
 

                 -34- 

Однако,  если участник игры не овладевает знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.   Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того насколько ребёнок овладел знаниями и умениями, которые диктуются её обучающей задачей.  Это побуждает ребёнка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать,  уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в лёгкой, непринуждённой форме. Такое непреднамеренное обучение получило  название автодидактизма.  Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности -  отличная особенность дидактических игр.

     В дошкольной педагогике сложилось традиционное деление  дидактических игр на игры с предметами, настольно-печатные, словесные  дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации поведения. В качестве дидактического материала используются игрушки, реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства и др.), объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена). Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи:  расширять и уточнять знания детей,  развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различие, обобщение, классификация),  совершенствовать речь (умения называть предметы,  действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки о них; правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания. Даже  в одной и той же игре, но  предлагаемой детям разного возраста, могут отличаться воспитательно-образовательные задачи, конкретное содержание. Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Среди дидактических игр для дошкольников преобладают игры, в 

                 -35- 

 основе  которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству.

   Е.И. Касаткина отмечает, что дидактические  игры – это   разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Обобщая педагогические идеи по проблеме исследования дидактических игр,  Е.И. Касаткина отмечает, что дидактическая игра имеет определенную структуру,  характеризующую её с одной стороны как форму  обучения, а с другой – как своеобразную игровую деятельность. Эта структура включает следующие компоненты: дидактическую и игровую задачу, игровые действия, правила игры, результат[9, 44].  Дидактическая задача, как правило, определена  целью воспитательного воздействия. Дидактическая задача может быть сформулирована  непосредственно (например, при обучении того или иного предметному содержанию на занятии),дидактическая задача реализуется через игровую задачу. Игровая задача определяет игровые действия и является задачей самого ребёнка. В процессе игры внимание ребёнка обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения (дидактическая задача) может не осознаваться. Это и делает дидактическую игру особой формой обучения, когда дети  усваивают знания, умения, навыки как бы непреднамеренно, не в жёстких рамках учебной ситуации. Взаимоотношения между детьми и педагогом в этом случае определяются не учебной ситуацией, а игровой. Дети и педагог – участники одной игры, отношения их можно назвать «субъект – субъектными», а  обучение осуществляется в косвенном виде. Реально дидактическая игра – это игра только  для ребёнка. Для взрослого она – способ обучения.

 Игровые  действия – это основа игры.  Чем разнообразнее игровые действия, дидактические игры, тем интереснее  она для детей и тем успешнее решаются познавательные задачи, составляющие её суть и смысл. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Они связаны с игровым замыслом и исходят из него.  Игровые действия являются средством реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи. 
 
 
 

                 - 36- 

Правила игры определяют порядок действий, устанавливают запреты, регламентируют поведение играющих. Главное значение правил игры состоит в развитии у  ребёнка познавательности выполняемых действий, осознанного восприятия, умения запоминать,  воспроизводить и действовать в соответствии с инструкцией, сдерживать и регулировать эмоции, поведение, отношения с другими участниками игры.

Результат (подведение итогов) определяется сразу по окончании игры. Это может быть подсчёт очков, выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание, определение команды – победительницы  т.д. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребёнка, который старался достичь успеха, даже если этот успех оказался незначительным. Хвалить же того, кто мог бы достичь  гораздо большего, приложив для этого хоть какие-то старания, не следует.  Е.И. Касаткина отмечает что, осуществляя педагогическую поддержку развития дидактических игр, педагогу следует соблюдать ряд условий:

- соответствия  познавательного содержания игры  программным требованиям и возрасту  детей;

-  определение  времени и места, удобного для  дидактический игр;

- наличие  у педагога знаний и умений  в области используемых дидактических игр;

- оптимальное  сочетание занимательности и обучающего воздействия;

- наличие  необходимого дидактического материала  (доступного, простого, ёмкого, эстетично  выполненного);

- включения  педагога в игру на этапе  её освоения;

- игра  должна приносить радость и ребёнку и взрослому (педагогика сотрудничества);

- не  мешать ребёнку в самостоятельном  решении дидактической задачи;

- не  требовать решения задачи с  первой попытки;

-  заинтересовать  игрой, а не навязывать её;

-  в  самом начале игры отметить хотя бы  незначительный успех ребёнка (а для этого необходимо заранее спланировать посильным детям задачи); 

                 -37-

- полезно игру оживить игровой ситуацией (например, сказкой, чтобы использовать непроизвольное внимание);

- придумать  неформальную обстановку, учесть необходимость обеспечивания двигательной активности ребёнка.

      При проведении дидактических  игр воспитатель основывается  на общих дидактических принципах:

-  принцип  системности, который предполагает  последовательно развивающуюся  и усложняющуюся  систему игр (по их содержанию, дидактическим задачам, по игровым действиям и правилам);

-  принцип  повторности, который обусловлен  индивидуальными особенностями  протекания умственной деятельности  детей ( не все дети одинаково успешно усваивают обучающее содержание игры, игровые действия и правила с первого раза, а ведь только при условии овладения всеми  элементами дидактической игры она переходит в фонд самостоятельных игр ребёнка;

-  принцип  наглядности, который представлен,  прежде всего,  в предметах, составляющих материальный центр игры, в картинках, изображающих предметы и действия с ними. Использование поощрительных значков, жетонов, фишек – все это также составляет наглядный фонд средств, которые использует воспитатель, руководя игрой;

- принцип добровольности (необходимо учитывать интерес и желание ребёнка);

- принцип  таинства игры (игра для ребёнка  должна быть тайной, секретом, а  значит, дидактическая задача в  ней должна быть «завуалирована»);

- принцип  региональной направленности (по  возможности следует учитывать региональный компонент);

- принцип  обновляемости игры (внесение при  каждом повторении игры элемента  новизны, как в содержание, так  и в игровые действия сделает   её  намного интереснее для  ребёнка);

 Методика  проведения дидактических игр включает

  -  ознакомление детей с содержанием  игры,  с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ дидактического материала, краткая  
 
 

                 -38-

беседа, в ходе которой уточняются наличные знания и представления детей);

- объяснение правил и хода игры, во время которого воспитатель обращает внимание детей на необходимость чёткого выполнения правил;

- показ  игровых действий воспитателем;

-  определение  роли воспитателя в игре: его  участие в качестве играющего,  болельщика или арбитра (мера участия воспитателя в игре зависит от возраста детей, уровня их подготовки, сложности дидактической задачи, игровых правил).[9] 

          1.5   Проблемы развития лексики детей с недостатками в речи.

Рассмотрим  исследования, изучающие  вопросы  коррекционной работы. Среди причин, вызывающих нарушение речи,  различают биологические и социальные факторы риска. Биологические причины развития речевых нарушений представляют собой патогенные факторы, воздействующие главным образом в период внутриутробного развития  и родов (гипоксия плода, родовые травмы и т.п.), а также в первые месяцы жизни после рождения (мозговые инфекции, травмы и т.п.). Социально-психологические факторы риска связаны главным образом с психической депривацией детей. Особое значение имеет недостаточность эмоционального и речевого общения ребёнка со взрослым. Отрицательное воздействие на речевое развитие также могут оказывать необходимость усвоением ребёнком младшего дошкольного возраста одновременно двух языковых систем, излишняя стимуляция речевого развития ребёнка, неадекватный тип  воспитания ребёнка, педагогическая запущенность, т.е. отсутствие  должного внимания к развитию речи ребёнка, дефекты речи окружающих. В результате действия этих причин у ребёнка могут наблюдаться нарушения развития различных  сторон речи. Нарушение речи  рассматриваются в логопедии в рамках клинико-педагогического и психолого-педагогического подходов.  Аксенов В.И., Архипов Б.И. дали краткое описание основных видов речевых нарушений:

При дислалии слух и иннервация мышц речевого аппарата  остаются сохранными. Нарушение звукопроизношения при дислалии  связано с  
 

                 -39-

аномалией строения артикулярного аппарата либо особенностями речевого воспитания.

  Нарушение  голоса – это отсутствие или  расстройство голосообразования (фонации) вследствие патологических  изменений  голосового аппарата.

Ринолалия – нарушение звукопроизношения  и тембра голоса, связанное с врожденным анатомическом дефектом строения артикулярного  аппарата при ринолалии обуславливают  отклонения в развитии не только звуковой стороны речи. В разной степени страдают все структурные компоненты языковой системы, в том числе лексико-грамматический строй речи. Дети, страдающие ринолалией нуждаются в ранней диспансеризации, ортодонтическом и хирургическом лечении. Логопедическая помощь таким детям необходима как до-, так и в послеоперационный период. Она должна быть систематической и достаточно длинной.

 Дизартрия  – нарушение звукопризносительной и мелодикоинтонационной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата. Дизартрия связана с органическим поражением нервной системы, в  результате чего нарушается двигательная сторона речи. Лексико-грамматическая сторона речи не страдает грубо, в то же время практически у всех детей с дизартрией отмечаются бедность  словаря, недостаточное владение грамматическими конструкциями. Процесс овладения письмом и чтением таких детей затруднён. Почерк неровный, буквы несоразмеримые, дети с большим трудом овладевают скоростью,  наблюдается стойкие специфические  ошибки письма (дисграфия). Чтение вслух у таких детей интонационно не окрашена, скорость чтения снижена, понимание текста ограничено. Они допускают большое количество ошибок прочтения (дислексия).

  Заикание  – нарушение плавности речи, обусловленного судорогами мышц речевого аппарата.

Алалия  – отсутствие или недоразвитие речи у детей, обусловленное органическим поражением головного мозга. Алалия является одним из наиболее тяжёлых и сложных дефектов речи. Для  этой  речевой   патологии  
 
 

                 -40- 

характерны  позднее появление речи, её замедленное  развитие, значительное ограничение  как пассивного, так и активного  словаря. Речевое развитие при данном нарушении идёт по патологическому  пути.

Информация о работе Дидактические игры и упражнения как средства формирования обобщающих понятий у дошкольников