Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 21:54, дипломная работа
Язык-это процесс общения, опосредованный языком
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы использования дидактической
игры в процессе формирования обобщающих понятий.
1.1.Место формирования обобщающих понятий в словарной
работе. 8
1.2.Психологический аспект проблемы усвоения дошкольниками
обобщающих понятий. 12
1.3 .Научные исследования по проблеме формирования
у детей обобщающих понятий. 23
1.4. Педагогические исследования по проблеме использования
дидактической игры. 31
5.Проблемы развития лексики детей с недостатками в речи. 38
Глава 2. Опытно-практическая работа по формированию обобщающих понятий у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
1.Диагностика уровня развития обобщающих понятий у детей
старшей группы . 43
2. Система работы по использованию дидактических игр и упражнений с целью формирования обобщающих понятий у старших дошкольников.
3.Эффективность применения дидактических игр и упражнений при формировании обобщающих понятий.
4.Методические рекомендации по применению дидактических игр и упражнений в процессе формировании обобщающих понятий у старших дошкольников.
Заключение………………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………..
Приложения…………………………………………………………….
менее
надёжным её передатчиком, но никогда
не имеют существенного значения
ни для структуры процессов
Наоборот, в бихевиористской школе, как известно, имелась тенденция противоположного характера, выражающаяся в тезисе: мышление – это есть речь, ибо, желая вытравить из мышления всё, что не укладывается в рамки навыков, исследователь естественно приходит к тому, что рассматривает речевую деятельность как мышление в целом, как деятельность, которая не только представляет речевую форму мышления, не только образует известную сторону мышления, но и исчерпывает его в целом [5, 62].
Возникает вопрос о положительном значении этого факта: как же в свете новых экспериментальных данных можно с позитивной стороны охарактеризовать отношения, существующие между словом и его значением, между речевой деятельностью и человеческим мышлением? [5,69].
Этот
итог можно сформулировать тек: значение
детских слов развиваются. Иначе говоря,
с условием значения какого-нибудь слова
ещё не заканчивается работа над этим
словом. Поэтому, хотя внешне создаётся
иллюзия, будто ребёнок уже понимает обращённые
к нему слова и сам осмысленно употребляет
эти слова так, что мы можем его
понять, хотя внешне создаётся впечатление,
что ребёнок достиг в развитии значения
слов того же самого, что и мы, однако экспериментальный
анализ показывает: это только первый
шаг к развитию значения детских слов.
-14-
Развитию значения детских слов, то есть выяснению той лестницы, из ступеней которой строится семантическая сторона детской речи, посвящён ряд исследований. Их я сейчас имею в виду. В частности в современной детской психологии предложены конкретные схемы, характеризующие ту или иную сторону в развитии значений детских слов. Ни одна из этих попыток не может рассматриваться не только как окончательное, но даже как сколько-нибудь предварительное решение вопроса; однако же, все вместе они дают богатый материал для того, чтобы представить грандиозную сложность развития смысла детских слов, детского знания.
Старое представление о том, что развитие детской речи, или, как выражается Штерн, основная работа по развитию детской речи заканчивается в 5 лет, когда ребёнок овладел лексиконом, грамматикой и синтаксисом родного языка, неправильно: оказывается, не главная, а лишь предварительная работа заканчивается к 5 годам. Таким образом, центральным для всей структуры создания и для всей системы деятельности психических функций является развитие мышления. С этим тесно связана и идея интеллектуализации всех остальных функций.
Урунтаева Г. А. отмечает, что в развитии словаря дошкольника наблюдаются значительные качественные и количественные изменения. В речи
ребёнка становится не только больше слов, но, что очень важно, происходит развитие их значений. Малыш рано заучивает слова, но значение, содержащиеся в них, усваивает постепенно. С возрастом меняется характер обобщений, содержащихся в слове [21,131]
В 3-3,5 года слово объединяет
несколько групп однородных
-15-
представление о конкретном предмете или ситуации. Старший дошкольник, употребляя слова, обозначающие абстрактные категории, объясняет их, исходя из своего опыта взаимодействия с окружающими. Например, жадный - это тот, кто не делится игрушками, добрый - тот, кто не дерётся. Моральные понятия привязаны к конкретной ситуации. По этому в речи дошкольника преобладают слова, обозначающие конкретные объекты. Максимально приближенные к самому ребёнку, объекты, с которыми он постоянно действует [21,132].
Люблинская А.А. приходит к
следующему выводу, что мыслительный
процесс возникает в том
Л.Р. Голубева изучала проблему мыслительного
процесса классификации у детей дошкольного
возраста. Классификация как особый
процесс мышления способствует получению
более полных и глубоких знаний об отдельных
и общих понятиях, облегчает запоминание,
сохранение и воспроизведение знаний
по географии, русскому языку, зоологии
и другим учебным предметам. Но развитие
мыслительного процесса классификации
начинается до того, как ребёнок сядет
за школьную парту, ещё в дошкольном возрасте.
Классификация как мыслительный процесс
у детей дошкольного возраста заключается
в отнесении единичного объекта ли явления
к соответствующей общей группе на основе
существенных и общих признаков. Например,
при уборке игрушек и вещей дошкольник
классифицирует предметы: кукла-это
игрушка. Её надо положить в ящик к
игрушкам; шапка-это одежда, её надо положить
на полку или повесить на вешалку; тапки
- это обувь, их надо поставить на пол, под
кровать и т.д. В целом ряде дидактических
игр (« Малышам», « Купание куклы»,
«Разберём посуду», «Зоологическое
лото» « Времена года» и др.) дети называют
характерные признаки предметов, пользуясь
обобщающими словами, относят единичное
к соответствующему общему.
-16-
Мыслительный процесс классификации играет неважную роль в развитии познавательной деятельности дошкольников: он закрепляет представление об отдельных предметах в их признаках и свойствах, об общих признаках предметов, тем самым способствует развитию логического мышления, приводит знания в определённый порядок, подготавливая к систематическому школьному обучению.
Как более успешно обучать
детей умению классифицировать,
будет известно тогда. Когда
будут изучены особенности
мыслительного процесса
Поэтому в своём исследовании Голубева Л.Р. пыталась разрешить следующие задачи:
В пределах дошкольного возраста дети дают различный уровень классификации, зависящий как от содержания классифицируемого, так и от способа его предложения.
У четырёх летних детей дифференцированное выполнение заданий равно 14 % , у пятилетних- 30,8 %, у шестилетних – 40,6 % . Это свидетельствует о том, что с возрастом у детей развивается мыслительный процесс классификации.
Дети четырёхлетнего возраста
лучше классифицировали
Дети 5 лет лучше классифицировали картинки( 36 %), чем предметы ( 28 %) и слова( 28,5 %).
Дети шестилетнего возраста
В этой особенности
-17-
требует непосредственного восприятия предмета мысли и действия с ним. Исчезновения предмета из чувственно-двигательной сферы ребёнка ведёт к исчезновению его из сферы мышления. Поэтому дети 4-4,5 года дали самый высокий процент классификации при работе с конкретными предметами. Отрыв от предмета, отсутствие его в поле зрения ребёнка, необходимость оперировать представлениями (словесная игра) усложняли процесс анализирования его признаков в связи с абстрагированием и мыслительным выделением существенных и общих признаков у единичных предметов и объединения их в общие группы, то есть усложняло мыслительный процесс классификации. Поэтому у детей 4 -4,5 года процент классификации картинок и слов ниже классификации предметов.
Картинка для 5-6-летнего ребёнка является «помощником» мышления, связующей нитью мыслительного процесса с реальным объектом, его наглядной опорой, тем самым облегчает мыслительный процесс классификации на уровне представлений. Поэтому при классификации картинок дети 5-6-летнего возраста дали наиболее высокие результаты (на 8%), чем при классификации предметов, что на 30% выше классификации картинок детьми 4- 4,5 года.
Необходимо объяснить и тот факт, что словесная классификация у старших дошкольников выше классификации предметов и их изображения.
Мышление, а, следовательно, и классификация.
Как одна из операций, совершается в единстве
образного и словесно-понятийного, причём
соотношение образного и словесно-понятийного
в этом единстве различно у детей разного
возраста. В мыслительном процессе классификации
дошкольников преобладает образное, чувственное
знание. Дети мыслят образами. Если у детей
младшего дошкольного возраста преобладание
образного складывается в большей мере,
то у детей старшего дошкольного возраста
- меньшей мере. Старший дошкольник способен
мыслить не только на базе восприятия
предмета или его изображения, но и без
наличия их, то есть на уровне обобщённых
образов - их представлений, которые обозначены
словами. Как показали наши опыты, около
половины детей старшего дошкольного
-18-
возраста(49,7%)
дифференцированно
Конечно, и словесная
Кроме того, поскольку мышление развивается в практической деятельности, то естественно, что с расширением опыта ребёнка, с обогащение знаний об окружающей действительности развивается и познавательная деятельность детей. Если младший дошкольник обычно мыслит о предметах и явлениях непосредственного окружения, то старший дошкольник охватывает более широкий круг предметов быта, явлений природы и общественной жизни, о которых ребёнок узнаёт из словесных описаний и объяснений взрослых. Опыт старшего дошкольника количественно и качественно отличается от опыта младшего. Как чувственный, так и словесный опыт обогащается, поэтому и различен процент правильной словесной классификации у детей разного дошкольного возраста. У старших дошкольников словесная классификация на 37,7% выше, чем у младших.
Большое значение в развитии
умения классифицировать имеет
и развитие речи детей. Речь
детей младшего дошкольного
-19-
Таким образом, анализ данных серии 1 экспериментов показал, что с возрастом и общим умственным развитием возрастает и процент правильной классификации. В зависимости от различного соотношения чувственного и понятийного мыслительный процесс классификации качественно изменяется.
Так, дети до четырёх лет лучше классифицируют предметы, то есть для них характерна преимущественно предметная классификация. Дети 5 лет дали наибольший процент по классификации картинок, то есть у них преобладает классификация изображений предметов. У шестилетних детей самых высоких результатов достигла классификация словесно-обозначенных предметов. Безусловно, между этими видами классификации нет резкой грани: и в классификации предметов, и в классификации картинок участвует слово, так же как в словесной классификации необходима опора на образ предмета, наличие его в представлении. Кроме того, различные виды классификации могут и сосуществовать у детей одного возраста, но преимущество принадлежит какому-либо из этих видов: либо предметной, либо образной, либо словесной классификации.
Это необходимо учитывать при
обучении детей умению
Анализ детских ответов