Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 21:54, дипломная работа
Язык-это процесс общения, опосредованный языком
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы использования дидактической
игры в процессе формирования обобщающих понятий.
1.1.Место формирования обобщающих понятий в словарной
работе. 8
1.2.Психологический аспект проблемы усвоения дошкольниками
обобщающих понятий. 12
1.3 .Научные исследования по проблеме формирования
у детей обобщающих понятий. 23
1.4. Педагогические исследования по проблеме использования
дидактической игры. 31
5.Проблемы развития лексики детей с недостатками в речи. 38
Глава 2. Опытно-практическая работа по формированию обобщающих понятий у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
1.Диагностика уровня развития обобщающих понятий у детей
старшей группы . 43
2. Система работы по использованию дидактических игр и упражнений с целью формирования обобщающих понятий у старших дошкольников.
3.Эффективность применения дидактических игр и упражнений при формировании обобщающих понятий.
4.Методические рекомендации по применению дидактических игр и упражнений в процессе формировании обобщающих понятий у старших дошкольников.
Заключение………………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………..
Приложения…………………………………………………………….
Государственное Бюджетное образовательное
учреждение среднего
профессионального образования Ростовской
области
ДОНСКОЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Допущена к защите Защищена с
отметкой_____________
«_____»_________2012г.
Зам директора по учебно-
работе____________
Выпускная квалификационная
работа
Тема: Дидактические игры и упражнения как средства
формирования обобщающих понятий
Специальность
050144 «Дошкольное воспитание»
Специализация «Воспитатель дошкольных учреждений
для детей
с недостатками умственного и
речевого развития»
Студентка : Руководитель:
Чугуй Инна Трофимова Лидия
Николаевна
Алексеевна
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы использования дидактической
игры в процессе
формирования обобщающих понятий.
1.1.Место формирования обобщающих понятий в словарной
работе. 8
1.2.Психологический аспект проблемы усвоения дошкольниками
обобщающих понятий.
1.3 .Научные
исследования по проблеме
у детей
обобщающих понятий.
23
1.4. Педагогические исследования по проблеме использования
дидактической игры. 31
Глава 2. Опытно-практическая работа по формированию обобщающих понятий у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
старшей группы
.
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение.
Под языком понимается объективная, исторически сложившаяся система
кодов, обозначающих предметы, явления, признаки окружающего мира.
Язык-
это процесс общения, опосредованный языком
[21.124]. Основной единицей языка считается
слово. Оно имеет две характеристики -
предметную отнесённость и значение.
Слово указывает на предмет, вызывая у
человека образ этого предмета. К тому
же слово выделяет в предметах наиболее
существенные, главные признаки, абстрагируясь
от второстепенного. Поэтому, овладевая
словом, человек усваивает сложную систему
связей и отношений, в которую включён
тот или иной предмет. Как отмечает Яшина
В.И., в современной методике словарная
работа рассматривается как целенаправленная
педагогическая деятельность, обеспечивающая
эффективное освоение словарного состава
родного языка. Развитие словаря понимается
как длительный процесс количественного
накопления слов, освоение их социально
закреплённых значений и формирование
умения использовать их в конкретных условиях
общения [1,89]. В современной научной
литературе слово рассматривается как
знак, обозначающий результат познания,
мышления. В слове кодируется познавательный
опыт. Язык как средство общения - это,
прежде всего слово. Словами называются
конкретные предметы, отвлечённые понятия,
выражаются чувства и отношения. В.И.
Яшина напоминает, что в слове можно выделить
предметную отнесённость, т.е. обозначение
предмета, номинацию. В семантике слова
различают и вторую сторону – систему
абстракции и обобщений, которая скрывается
за словом, систему связей и отношений,
которая в нём выражается [1]
Например, слово стол
указывает на определённый предмет- стол,
но вместе с тем выделяет существенный
признак предмета – наличие настила
от корня стл, постилать, настилать,
а также обозначает столы любой формы,
любого вида, а также стол, стул шкаф имеют
тоже общий существенный признак- нужны
человеку для удобства в жизни в помещении
и обозначаются одним словом- мебель. С
психологической точки зрения значение
есть обобщение, выражающее понятие. Значение
слова есть « единство обобщения и общения,
коммуникации и мышления».
-4-
«Обобщение и значение слова есть синонимы». Именно в значении слова « завязан узел того единства, которое мы называем речевым мышлением» (Л.С. Выготский). [1,91] Взгляд на слово как на «феномен мышления» определяет своеобразие и роль словарной работы с детьми. Она тесно связана с развитием познавательной деятельности, с накоплением представлений об окружающей жизни, с формированием элементов понятийного мышления. Слова в языке существуют не изолированно друг от друга. Они входят в единую лексическую систему. Каждая лексическая единица этой системы связана различными отношениями с другими единицами, как по значению, так и по форме (синонимические, антонимические связи, тематические и лексико-семантические группы). Таким образом, для выяснения сущности словарной работы в детском саду очень важно подчеркнуть, что значение слова можно определить на основе установления трёх сторон: 1) соотнесённости слова с предметом; 2) связи слова с определенным понятием; 3) соотнесённости слова с другими лексическими единицами внутри лексической системы языка (В.А. Звегинцев). Усвоить значение слова - значит овладеть всеми его сторонами [1].
Анализ
природы слова и особенности
освоения детьми лексики
-5-
Оба эти аспекта взаимосвязаны между собой, и, безусловно, работа над смысловой стороной слова становится возможной лишь при усвоении детьми предметного, понятийного содержания слова. Таким образом, словесная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. Вместе с тем она имеет большое значение для общего развития ребёнка. Овладение словарём является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребёнком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и, прежде всего в значениях слов (А.Н.Леонтьев). Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребёнка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарём лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках. Проводя словарную работу, мы одновременно решаем задачи нравственного и эстетического воспитания. Через речь формируются нравственность, навыки поведения. Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой с детьми. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни,
общении.
Работа над словом уточняет представление
ребёнка, углубляет его
-6-
чувства, организует социальный опыт. Всё это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основы развития мышления и речи, происходит становления социальных контактов, формируется личность.
Таким образом, роль слова как важнейшей единицы языка и речи, его значение в психическом развитии ребёнка определяют место словарной работы в общей системе работы по развитию речи детей в детском саду.
Современная педагогическая наука предлагает разнообразные наглядные, словесные и практические методы формирования у детей слов-понятий. Среди этих методов следует выделить практический – дидактическую игру. Играя с предметами, с игрушками, с картинками дети постоянно классифицируют предметы. Тем самым по определению В.И. Логиновой, они выделяют существенные признаки предметов данного вида. Дети отсекают не существенные признаки группы предметов, выделяют общие существительные признаки. Например, всё, что выросло в огороде, посаженное человеком, для того чтобы есть – это всё овощи.
Всё выше сказанное убеждает нас в актуальности выбранной темы: действительно очень важно в дошкольном возрасте научить детей оперировать обобщающими понятиями: как видовыми, так и родовыми.
В связи с актуальностью темы перед нами возникла проблема каким образом дидактические игры и упражнения способствует формированию обобщающих понятий у старших дошкольников. Возникновение проблемы побудило нас к проведению исследования с детьми 5 лет МДОУ № 14 «Ласточка» с. Елизаветовка Азовского района, Ростовской области.
Цель исследования: Выявить возможности дидактических игр и упражнений в формировании обобщающих понятий.
Объект исследования: Процесс формирования обобщающих понятий у дошкольников.
Предмет
исследования: дидактические
игры и упражнения, как средство формирования
обобщающих понятий у старших дошкольников.
-7-
Гипотеза: Если систематически использовать дидактические игры и упражнения, то можно повысить уровень форсированности обобщающих понятий у старших дошкольников