Девинатное поведение подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 09:46, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение особенностей социальной работы с подростками девиантного поведения.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить сущность и причины девиантного поведения.
2. Рассмотреть формы и виды девиантного поведения.
3. Выявить особенности и факторы, способствующие проявлению девиантного поведения у подростков.
4. Проанализировать опыт работы социального педагога по профилактике девиантного поведения.
5. Разработать программу профилактики аддиктивного поведения подростков.
Объект исследования: подростки с девиантным поведением.
Предмет исследования: система профилактики девиантного поведения

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ: ПОНЯТИЕ,
ВИДЫ И ПРИЧИНЫ…………………………………………….6
1.1 Сущность девиантного поведения и его причины………………….6
1.2 Формы и виды девиантного поведения…………………………….12
1.3 Факторы девиантного поведения…………………………………...20
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО
ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ……….27
2.1 Опыт работы социального педагога по профилактике девиантного
поведения…………………………………………………………….27
2.1 Программа профилактики аддиктивного поведения подростков...40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….51
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

Диплом. девиантное.docx

— 224.66 Кб (Скачать)

    Сроки реализации: в течение года.

    Возраст: Данная программа рассчитана на средний  подростковый возраст (8-9 классы).

    Участники реализации: социальный педагог, педагог-психолог, педагог-организатор, классный руководитель, сами подростки.

    Направления:

    диагностика отношения учащихся к употреблению алкоголя;

    информационное  обеспечение учащихся по данной проблеме;

    формирование  негативного отношения к употреблению алкоголя;

    совместная  деятельность учащихся по осознанию  и профилактике употребления алкоголя;

    проведение  мероприятий, направленных на формирование эмоционального неприятия употребления алкоголя;

    индивидуальная  работа с учащимися, склонными к  употреблению алкоголя;

    Ожидаемые результаты:

    Формирование  самосознания, умения подростка сделать  правильный выбор за здоровый образ  жизни;

    Формирование  отрицательного отношения к алкоголю у большинства подростков;

    Снижение  возможности пробы спиртосодержащих веществ, то есть удастся удержать некоторых  подростков от пристрастия к алкоголю;

    Повышение духовно-нравственного, интеллектуального, творческого потенциала учащихся;

    Алкоголизм  представляет собой сложную медико-социальную проблему. В понятие «алкоголизм» вкладывается не только медико-биологическое, но и социальное содержание. В последнее время весьма актуальной стал вопрос алкоголизации подрастающего поколения. Все большее количество детей и подростков начинают употреблять легкие алкогольные напитки, такие как пиво, которое незаметно приводит к очень сильной алкогольной зависимости. Поэтому встал вопрос разработки специальных программ, направленных на предотвращение возникновения алкогольной зависимости у детей и подростков.

    Формы и методы работы: диспут, деловая игра, экскурсия, беседа, тренинг.

    Контингент, на который направлена программа: школьники подросткового возраста.

    Основная  часть 

    Методики  первичной диагностики: предварительное тестирование, анке-тирование.

    Календарный план мероприятий 

Месяц Название мероприятия Ответственные
Сентябрь Проведение  первичной диагностики

Беседа  «Что такое здоровый образ

 жизни»

Социальный  педагог, психолог

Валеолог

Октябрь Игра-викторина  «Алкогольное

 опьянение:  признаки, последствия»

Беседа  с врачом-наркологом

Сочинение: «Как бы я хотел изме-

нить  мир?»

Психолог 

Социальный  педагог, психолог

валеолог

Классный  руководитель

Ноябрь Ролевая игра «Отказ от первой про-бы алкоголя»

Диспут  на тему «Может ли употреб-

ление алкоголя помочь человеку

 расслабиться  и стать менее нерв-

ным»

Психолог  

Психолог, социальный педагог 

Декабрь 
 
Тренинг общения  для детей и роди-

телей

Консультация  для родителей о

вреде алкоголя для

детского  организма

Социальный  педагог 

Валеолог

Январь  
 
Экскурсия в  ЛТП 

Ролевая игра «Оказание психологи-

ческой  поддержки»

Социальный  педагог, психо-

лог, классный руководитель

Психолог

Февраль Индивидуальные  консультации для

 родителей

Посещение подростков на дому

Психолог, социальный педагог

валеолог

Психолог, социальный педагог

классный  руководитель

Март  Ролевые тренинги для детей и роди-

телей

Консультации  о рациональном

режиме дня и здоровом образе жизни

Психолог 

Валеолог

Апрель 
 
 
Проблемная  ситуация «Как сказать

 «Нет»

Занятие по арт-терапии «Я могу

 сделать  мир лучше»

Социальный  педагог 

Психолог 

Май Итоговая диагностика

Написание методических рекомен-

даций

Социальный  педагог, психолог

Социальный  педагог, психолог

 

    В конце учебного года проводится итоговая диагностика (анкетирование). После  проведения итоговой диагностики даются методические рекомендации, делаются выводы, подводятся общие итоги проведения программы.

    В рамках данной программы проводились  также мероприятия, направленные на объединение усилий детей и родителей  по борьбе с алкоголизмом, на единение семей в решении общих проблем. 

    План  работы с семьями  подростков.

Направления деятельности Задачи Срок Ожидаемые результаты Ответственные
Диагностика семьи 1.Изучение образа  жизни трудных семей (посещение  на дому).

2.Составить  акт жи-лищно-бытовых условий жизни детей.

3. Выявить  особен-ности  семейного воспитания.

4. Выявить  положе-ние детей в системе внутренних отно-шений.

  1.Получение  характеристики микроклимата семьи,  акта жи-лищно-бытовых условий жизни.

2.Составление  списка трудных детей.

Социальный  педагог, педагог-психолог
Диагностика учащихся Выявление причин тех или иных проб-лем, трудностей в обучении и воспи-тании отдельных учащихся.   1. Составление  списков уча-щихся группы «риска».

2.Обеспечение  контроля над динамикой развития.

Социальный педагог, педагог- психолог, классный руководитель
Психологическая коррекция 1.Пропогандировать  здоровый образ жизни.

2.Включать  общес-твенность в воспи-тательный процесс.

  1.Организация  пед.просвещения родителей.

2.Организация  лектория «Здо-ровый образ жизни».

3.Охват  учащих-ся кружковой деятельностью.

4.Организация  досуга и отдыха детей и  подрост-ков «группы риска»в канику-лярное время.

Социальный  педагог, педагог- психолог, классный руководитель

Педагог-организатор

Формирова-ние образа жизни и спо-собности кор-ректировать собственную жизнедеятельность, производить жизненный выбор. 1.Сформировать  образ жизни, достойный человека.

2.Учить  понимать жизнь такой, какая  она есть, относиться к ней  позитивно и учить делать выбор.

  Формировать модели образа жизни личности, способной  отражать жизнь, достойную человека. Социальный  педагог, педагог- психолог
 

    Основные  мероприятия программы, проведенные  нами в рамках преддипломной практики имеются в Приложении В.

    Для оценки эффективности программы  психосоциальной коррекции девиантного поведения было проведено итоговое анкетирование подростков и их родителей. Тексты анкет представлены в Приложениях Г, Д.

    В ходе итогового анкетирования подростков установлено, что:

    1) 45 % опрошенных подростков перестали  употреблять алкоголь.

    2) все опрошенные подростки хорошо  знают симптомы алкогольного  опьянения: шатающаяся походка,  неадекватное поведение, замедленная  реакция.

    3) 40 % опрошенных (11 человек) ответили, что алкоголь очень губителен  для молодого организма, 60 % (19 человек)  затруднились ответить.

    4) 90 % опрошенных подростков ответили, что употребление алкоголя не может помочь человеку расслабиться и стать менее нервным.

    5) судя по ответам, подростки  усвоили, что на разных людей  алкоголь действует по-разному.

    6) все опрошенные подростки ответили, что алкоголь не может помочь  уснуть и с его помощью нельзя  решить свои проблемы.

    7) большинство опрошенных ответили, что программа помогла им научиться  справляться с тягой к алкоголю, лучше понять себя и своих  родителей.

    8) все подростки считают актуальной  работу по борьбе с алкоголизмом  в подростковой среде актуальной.

    Сводная таблица итогового подростков анкетирования  представлена в Приложении 9.

    Оценка  эффективности коррекционной работы с подростками проводилась с  учетом следующих  критериев:

    • бросил ли подросток пить;
    • осознаёт ли он вред алкоголя для организма;
    • понимает ли, что с помощью алкоголя нельзя решить своих проблем.

    Результаты  анализа представлены в диаграмме 4.

    Диаграмма 4

    Эффективность коррекционной работы с подростками

    

     1               -   40 % подростков осознали вред  алкоголя на свой организм

                    

     2                  - 45 % подростков бросили пить

               

    3                  - 15 % подростков осознали, что с помощью алкоголя не

                           смогут решить свои проблемы     

    Таким образом, предлагаемая нами программа  профилактики и коррекции алкоголизма  в подростковой среде оказалась  достаточно эффективной.  Доказательством этого является то, что многие молодые люди перестали употреблять алкоголь, осознали вред воздействия алкоголя на растущий организм, стали отдавать себе отчет в том, что с помощью алкоголя нельзя решить никаких проблем.

    В результате итогового анкетирования  родителей установлено следующее:

    1)  90 % опрошенных родителей ответили, что их дети перестали употреблять  алкоголь после участия в разработанной  нами программе.

    2)  80 % опрошенных родителей (16 человек)  считают, что работа по профилактике  алкоголизма среди подростков  является актуальной, остальные  20 % затруднились ответить на данный  вопрос.

    3)  90 % родителей (18 человек) отметили, что в процессе участия в  нашей коррекционной программе   им удалось лучше понять своего  ребенка и сблизиться с ним.

    4) 40 % опрошенных (8 человек) ответили, что наиболее интересными им  показались тренинги, 30 % (6 человек)  ответили, что беседы со специалистами  и 30 %, что им больше всего  было провести время со своим  собственным ребенком.

    5) большинство родителей отметили, что в ходе участия в программе  они научились общаться с собственным  ребенком, помогать ему, взаимодействовать  вместе с ребенком, нашли точки  соприкосновения, общие интересы.

    6) все родители считают, что программы  по коррекции и профилактике  алкоголизма среди подростков  очень нужны и актуальны.

    Таким образом, коррекционная работа с  родителями оказалась достаточно эффективной: родители начали задумываться над проблемами своих детей, стали уделять им больше внимания (диаграмма 5).

Информация о работе Девинатное поведение подростков