Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 09:46, дипломная работа
Целью данной работы является изучение особенностей социальной работы с подростками девиантного поведения.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить сущность и причины девиантного поведения.
2. Рассмотреть формы и виды девиантного поведения.
3. Выявить особенности и факторы, способствующие проявлению девиантного поведения у подростков.
4. Проанализировать опыт работы социального педагога по профилактике девиантного поведения.
5. Разработать программу профилактики аддиктивного поведения подростков.
Объект исследования: подростки с девиантным поведением.
Предмет исследования: система профилактики девиантного поведения
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ: ПОНЯТИЕ,
ВИДЫ И ПРИЧИНЫ…………………………………………….6
1.1 Сущность девиантного поведения и его причины………………….6
1.2 Формы и виды девиантного поведения…………………………….12
1.3 Факторы девиантного поведения…………………………………...20
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО
ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ……….27
2.1 Опыт работы социального педагога по профилактике девиантного
поведения…………………………………………………………….27
2.1 Программа профилактики аддиктивного поведения подростков...40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….51
ПРИЛОЖЕНИЯ
Диаграмма 5
Эффективность коррекционно-профилактической работы с родителями
1 на 7 % больше родителей начали задумываться над
проблемами своих детей.
2 на 32 % больше родители стали уделять внимание своим
детям.
3 на 59 % больше времени родители начали проводить занимаясь
своими детьми.
Таким
образом, можно сделать вывод, что
разработанная и апробированная
нами программа профилактики подросткового
алкоголизма предусматривают
Вывод по второй главе:
После проведенного анкетирования можно сделать вывод, что опрошенные подростки довольно хорошо информированы о проблеме алкоголизма в подростковой среде, о влиянии алкоголя на растущий организм. В школе с подростками проводится хорошо организованная работа по профилактике подросткового алкоголизма. Однако все эти меры не всегда удерживают подростков от существующего соблазна по примеру друзей попробовать алкоголь. Поэтому необходима разработка и апробация новой программы по профилактике алкоголизма среди подростков.
Большинство опрошенных родителей мало занимаются воспитанием своих детей, не представляют, чем занимается их ребенок в свободное время, не считают себя причиной проявления девиантного поведения ребенка.
Социальным педагогом школы проводится постоянная работа по профилактике алкоголизма среди подростков и данная работа имеет свои положительные результаты.
Социально-педагогическая профилактика - совокупность государст-венных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения негативного характера и другие, социально опасные и вредные отклонения в поведении. Ее целью является создание предпосылок для формирования законопослушного, высоконравственного поведения.
Под социальной профилактикой подразумеваются научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия направленные на: сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей; содействие им достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов.
Все
профилактические мероприятия делятся
на три типа: первичная, вторичная
и третичная профилактика. Часто
первичная профилактика требует
комплексного подхода, который приводит
в действие системы и структуры,
способные предотвратить
Первичная,
или социальная профилактика направлена
на сохранение и
развитие условий, способствующих здоровью,
и на предупреждение
неблагоприятного воздействия на него
факторов социальной и природной
среды.
Таким
образом, предлагаемая нами программа
профилактики и коррекции алкоголизма
в подростковой среде оказалась
достаточно эффективной. Доказательством
этого является то, что многие молодые
люди перестали употреблять
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
После проведенного исследования, а также анализа литературных источников, можно сделать следующие выводы:
Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов.
Определение причин девиаций, их форм и последствий - важный инструмент социального контроля и управления обществом.
Проблему отклонений изучают криминология, правовая статистика, социология, психология и другие науки.
Значение изучения этих проблем очевидно: отклоняющееся поведение представляет собой социальное и психологическое явление, которое имеет некоторые отклонения от признанных норм и законов, а иногда связанное с определенным антиобщественным поведением людей. Сами отклонения могут принимать самые разные формы: преступники, отшельники, аскеты, святые, гении и т.д.
Объяснить такое поведение, раскрыть его причины, найти эффективные пути и средства предупреждения можно только при глубоком изучении психологии отклоняющегося поведения.
Социальная норма находит свое воплощение (поддержку) в законах, традициях, обычаях, т.е. во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в быт, в образ жизни большинства населения, поддерживается общественным мнением, играет роль «естественного регулятора» общественных и межличностных отношений.
Но в реформируемом обществе, где разрушены одни нормы и не созданы даже на уровне теории другие, проблема формирования, толкования и применения нормы становится чрезвычайно сложным делом.
Девиантное поведение подразделяется на две категории:
1. Поведение, отклоняющееся от норм психологического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии (патологическое).
2. Антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные, культурные и особенно правовые нормы.
Отклонения в поведении детей и подростков могут быть обусловлены следующими причинами:
- социально-педагогической запущенностью, когда дети или подростки ведут себя неправильно в силу своей невоспитанности, сложившихся негативных стереотипов поведения, отсутствия у них необходимых позитивных знаний, умений и навыков;
- глубоким психологическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных отношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, несложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса, неправильным (несправедливым, грубым) отношением к нему со стороны родителей, учителей, одноклассников;
- отклонениями в состоянии психологического и физического здоровья и развития, возрастными кризисами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства;
- отсутствием условий для самовыражения, незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личностных жизненных целей и планов;
- безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смешением социальных и личностных ценностей с позитивных на негативные.
После проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
Опрошенные подростки довольно хорошо информированы о проблеме алкоголизма в подростковой среде, о влиянии алкоголя на растущий организм. В школе с подростками проводится хорошо организованная работа по профилактике подросткового алкоголизма. Однако все эти меры не всегда удерживают подростков от существующего соблазна по примеру друзей попробовать алкоголь. Поэтому необходима разработка и апробация новой программы по профилактике алкоголизма среди подростков.
Большинство опрошенных родителей мало занимаются воспитанием своих детей, не представляют, чем занимается их ребенок в свободное время, не считают себя причиной проявления девиантного поведения ребенка.
Социальным педагогом школы проводится постоянная работа по профилактике алкоголизма среди подростков и данная работа имеет свои положительные результаты.
Разработанная и апробированная нами программа профилактики подросткового алкоголизма предусматривают развития ресурсов личности подростков и социальной среды и предполагают внедрения целого ряда профилактических задач для подростков, а также для родителей, учителей и специалистов в области профилактики алкоголизма.
Таким
образом, предлагаемая нами программа
профилактики и коррекции алкоголизма
в подростковой среде оказалась
достаточно эффективной. Доказательством
этого является то, что многие молодые
люди перестали употреблять
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова, Г.С. Практическая психология: Учебник для вузов. / Г. С. Абрамова – М.: Академический проект, 2005. - 512 с.
2. Азаров, Ю. П. Педагогика любви и свободы. / Ю. П. Азаров – М.: Топикал, 1994. – 220 с.
3. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. / Ю. П. Азаров – М.: Издательство политической литературы, 2005.- 238 с.
4. Алмазов, Б. Н. Психолого-педагогические основания реабилитации социально-дезадаптированных подростков: Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора педагогических наук. / Б. Н. Алмазов - Екатеринбург, 2007. – 50 с.
5. Антология социальной работы. - М. - Т. 3., 1999. – 550 с.
6. Арефьев, А.Л. Девиантные явления в среде учащейся молодежи / А. Л. Арефьев // Народное образование. - 2005. - №7. - С.193-200.
7. Белинская, Е. П., Тихомандрицкая, О. А. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов. / Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая – М.: Аспект Пресс, 2006. – 301 с.
8. Беличева, С.А. Превентивная практика и социальная работа с детьми и семьями группы риска в Финляндии / С. А. Беличева // Профессиональная библиотека работника социальной службы. – 2007. - №2. - С.34-39.
9. Борисов, В.А, Синельников, А.Б. Семья и демографические тенденции. Сер.: Социальная помощь семье и детям. Вып. 2. / В. А. Борисов, А. Б. Синельников — М.: НИИ семьи и ЦБНТИ Минсоцзащиты РФ, 2000.
10. Бытко, Ю.И., Ладно, А.С. Девиантное поведение подростков / Ю. И. Бытко, А. С. Ладно // СоцИс. - 2006. - №4. – С. 55-78.
11. Варга, А. Я. Структура и типы родительского отношения: Автореф. дис. канд. психол. наук. / А. Я. Варга – М., 1987. – 21 с.
12. Василькова, Ю.В. Работа социального педагога с трудными подростками / Ю. В. Василькова // Методика и опыт работы социального педагога. - М.: Академия, 2004. - С. 91-121.
13. Вахрамов, Е. Психологическая коррекция аномального поведения под-ростков: побег из дома / Е. Вахрамов // Прикладная психология и психоанализ. - 2005. - №3. - С.52-60.
14. Гергишанов, Т. Семейные будни, или нежность на каждый день. / Т. Гергишанов – М.: Республика, 1992. – 220 с.
15. Гилинский, Я., Афанасьев, В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения. Я. Гилинский, В. Афанасьев / - СПб.: Питер, 2003. – 560 с.
16. Горьковая, И. А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков / И. А. Горьковая // Психологический журнал. - 2005. - № 2. - С. 57 – 65.
17. Гребенников, И. В., Дубровина, И. В., Разумихина, Г. П. Этика и пси-хология семейной жизни. / И. В. Гребенников, И. В. Дубровина, Г. П. Разумихина — М.: Педагогика, 1987. – 350 с.
18. Григоренко, Е.Л. Генетические факторы, влияющие на развитие девиантных форм детского поведения / Е. Л. Григоренко // Дефектология. - 2005. - № 3. - С. 3-22.
19. Григорьев, А. Д. Социальная работа на Беларуси: История, опыт, проблемы. / А. Д. Григорьев - Мн.: Дизайн ПРО, 2000. – 350 с.