Девинатное поведение подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 09:46, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение особенностей социальной работы с подростками девиантного поведения.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить сущность и причины девиантного поведения.
2. Рассмотреть формы и виды девиантного поведения.
3. Выявить особенности и факторы, способствующие проявлению девиантного поведения у подростков.
4. Проанализировать опыт работы социального педагога по профилактике девиантного поведения.
5. Разработать программу профилактики аддиктивного поведения подростков.
Объект исследования: подростки с девиантным поведением.
Предмет исследования: система профилактики девиантного поведения

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ: ПОНЯТИЕ,
ВИДЫ И ПРИЧИНЫ…………………………………………….6
1.1 Сущность девиантного поведения и его причины………………….6
1.2 Формы и виды девиантного поведения…………………………….12
1.3 Факторы девиантного поведения…………………………………...20
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО
ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ……….27
2.1 Опыт работы социального педагога по профилактике девиантного
поведения…………………………………………………………….27
2.1 Программа профилактики аддиктивного поведения подростков...40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….51
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

Диплом. девиантное.docx

— 224.66 Кб (Скачать)

    «...Пьяница молча сидел и смотрел на выстроившиеся передним армии бутылок - пустых и полных.

    -  Что это ты делаешь? - спросил  Маленький принц.  - Пью,   мрачно  ответил пьяница.

    -   Зачем?

    -  Чтобы забыть.

    -   О чем забыть? - спросил Маленький  принц; ему стало жаль пьяницу.

    - Хочу забыть, что мне совестно, — признался пьяница и повесил голову.

    - Отчего же тебе совестно? - опросил  Маленьким принц; ему очень  хотелось помочь бедняге.

    Совестно  пить! - объяснил пьяники, и больше от него нельзя было добиться ни слова».

    3. Задача ответить на вопрос  о том, почему некоторые люди  могут выпить очень много.

    Способность выпивать мною алкогольных напитков не имеет ничего общего с тем, плох человек или хорош. И, конечно же, это не показатель того, что он исключительно здоров и обладает какими-то особенными физическими возможностями.

    Во-первых, воздействие любого вещества (не обязательно  психоактивного) на организм зависит от массы тела: крупный, толстый человек может выпить гораздо больше, чем маленький и худенький, без чересчур явных признаков опьянения.

    Во-вторых, тому, кто употребляет алкогольные  напитки в течение продолжительного времени, нужно выпить больше для  получения тех же самых ощущений, которые у человека непьющего  наступили бы от очень маленького количества алкоголя. Это явление  называется толерантностью (устойчивостью), и мы о нем уже говорили.

    Если  у человека развивается толерантность  к алкоголю, ему приходится тратить гораздо больше времени и денег для достижения того же самого состояния, которое раньше достигалось так легко и от таких небольших доз алкоголя. Толерантность развивается в связи с сопротивлением клеток мозга неестественному замедлению их деятельности, к которому их принуждает алкоголь. Клетки сопротивляются, но никогда не могут противостоять действию алкоголя до конца. Неважно, сколько времени пьющий человек "тренирует" свой мозг сопротивлению действию алкоголя. Он все равно может напиться, если выпьет достаточно много. Для формирования толерантности может потребоваться много времени, но она всегда поджидает пьющего. Тот, кто может много выпить, скорее всею уже толерантен к алкоголю.

    Молодые люди, подростки и особенно дети, организм которых еще не имеет  защитных механизмов, которые есть у взрослых, быстрее привыкают к алкоголю, и поэтому для них спиртные напитки гораздо более опасны. Врачи знают, что риск развития алкоголизма связан с возрастом, в котором совершается первая проба алкоголя. Чем он ниже, тем вероятность возникновения зависимости от спиртного больше.

    4. Задача - ответить на вопрос, помогает  ли алкоголь лучше уснуть

    Часто люди употребляют алкоголь, когда  у них бессонница. Эти люди не понимают, что алкоголь вызывает не нормальный сон, во время которого человек расслабляется (а для этого мы и ложимся спать) и видит сны (это тоже важно).

    Человек отдыхает только тогда, когда его  сон нормален. Вели же сон приходит после приема алкоголя или снотворного, то это, в сущности, и не сон вовсе, а просто бессознательное состояние.

    Употребление  алкоголя снижает количество сновидений. На первый взгляд беда невелика. Однако психологи знают, что для того, чтобы человек действительно хорошо отдохнул, а его мозг выполнил ту работу, которую он должен выполнять во сне (ведь наш мозг работает и во сне), человеку за ночь необходимо пройти несколько стадий сна и иметь сновидения. Если этого не происходит, человек встает утром раздраженным, усталым, нервным.

    5. Задача — показать ученикам, что  употребление алкоголя не является эффективным методом разрешения проблем

    Быть  молодым человеком очень тяжело. У молодых - масса проблем. Но это  не совсем те проблемы, которые занимают взрослых людей. Школа и родители защищают молодежь от необходимости  становиться взрослыми и сражаться со взрослыми проблемами. Чаще всего в школе и дома молодым людям прост говорят о том, что пришло время взрослеть, но ничего не делают, чтобы создать ситуации, в которых человек действительно взрослеет. В большинстве случаев так и должно быть: человек, который становится взрослым, - еще" не взрослый человек, и его нельзя подвергать такому же риску, какому жизнь подвергает взрослых людей. Часто все, что можно для него сделать, не подвергая его реальной опасности, - это снова и снова говорить о необходимости взять на себя ответственность за свою жизнь и за то, какой она будет. Взрослые рассчитывают на то, что, когда молодой человек попадет в действительно сложную ситуацию, он уже будет знать, что ему делать. Разговоры об ответственности и о будущем - это "разговоры впрок".

    Правилен  такой подход или нет - на этот счет существуют разные мнения. Однако пока это реальное положение вещей. И  оно, конечно, отражается на молодых  людях. Они чувствуют, что пока не обладают той свободой выбора, которую  им хотелось бы иметь, и не знают, насколько удачно смогут разрешать свои проблемы в будущем - ведь у них еще не было возможности проверить себя. Поэтому думать о будущем для большинства думающих молодых людей тяжело. Большинство их них хотят видеть себя привлекательными, сильными, сообразительными и благополучными, если не сию минуту, то в недалеком будущем. Оки не могут спокойно ждать, пока станут старше. Вообще ждать спокойно - это искусство, которое приходит с возрастом.

    А на самом деле быть такими, как хочется, удается очень редко. Эго и  понятно: все настоящие достоинства  человек должен заработать собственными усилиями, а для этого нужно  время. Все, что дается легко, и стоит  дешево.

    И вот молодые люди начинают видеть вокруг себя одни проблемы, проблемы с  ростом, проблемы с весом, проблемы с прыщами, проблемы с отметками, проблемы с уважением окружающих, проблемы с деньгами... одни проблемы!

    Ученики перечисляют свои проблемы сами, пусть  они назовут их много. Можно также  попросить их сказать, с чем у  них вовсе нет Проблем. Ответы, скорее всего, будут иметь негативный характер: "нет проблем с упреками, нотациями, требованиями, призывами  быть взрослым, ограничениями..."

    А когда человек выпьет, он часто  обнаруживает, что у него больше нет проблем. Это приятно, это  повышает самооценку, но это, к сожалению, ненадолго. Как вы думаете, что на самом деле делает алкоголь с нашими проблемами?

    Он  их прячет на время, давая возможность  втайне набирать силу, чтобы по прошествии некоторого времени расцвести пышным цветом. Ваг и все. Все знают людей, которые пытаются '"решить" проблемы с помощью алкоголя. Поскольку они позволяют алкоголю "решать" их проблемы, они никогда не научатся решать их без него.

    В заключение обсуждения ученики должны самостоятельно сформулировать основные выводы:

    1.  Алкоголь - психоактивное вещество. Он замедляет работу коры головного мозга и нервной системы в целом

    2.  Взрослые люди употребляют алкоголь  вовсе не так часто и помногу, как может показаться человеку, не знакомому с реальными цифрами

    3. Большинство старшеклассников пробуют  алкоголь еще в школе

    4. Умение выпить много, не пьянея  — часто плохой признак

    5.  Алкоголь не помогает полноценному  отдыху

    6.   Алкоголь не делает человека  сильнее, сообразительнее, привлекательнее, могущественнее. И уж, конечно, не делает его богаче.

    7.  Алкоголь не решает проблемы, а делает их серьезнее 
 
 
 

    Классный  час

    Алкоголь  и алкогольная  зависимость.

    Цели: – воспитание здорового образа жизни;

    - формирование устойчивого навыка  неприятия алкоголя, умения активного 

    противостояния  пагубным привычкам;

    - способствовать развитию творческих  способностей учащихся.

    Оформление: рисунки по теме «Здоровый образ жизни», карточки с таблицей и листы для тестирования.

    На  доске написан эпиграф

    «Пьянство есть упражнение в безумии»

    Пифагор.

    Ход классного часа:

    І. Подготовительный этап.

    Социальный  педагог заранее раздает учащимся задание подготовить рисунки и презентацию по теме. Некоторые учащиеся готовят сообщения.

    ІІ. Проведение занятия.

    Социальный  педагог: Тема нашего классного часа «Алкоголь и алкогольная зависимость». Похититель рассудка — так именуют алкоголь с давних времен. С убийственным сарказмом перечисляет поводы для пьянства английский поэт Роберт Берне. Его слова сохраняют актуальность в наше время:

    (стих  на доске)

    Для пьянства есть такие  поводы:

    Поминки, праздник, встреча, проводы,

    Крестины, свадьбы и развод,

    Мороз, охота, Новый год,

    Выздоровленье, новоселье,

    Печаль, раскаянье, веселье

    Успех, награда, новый чин,

    И просто пьянство –  без причин.

    (Перевод  С. Я. Маршака)

    Откуда  же к нам пришла эта пагубная привычка? Обратимся к истории.

    Выступление ученика (Приложение 1)

    Классный  руководитель: Очень часто даже те учащиеся, кто хорошо знает о вреде алкоголя, наркотиков и курения, часто не умеют сказать «нет», поддаются на уговоры. А теперь давайте проверим, умеете ли вы управлять своими желаниями?

    Проводится  тестирование (Приложение 2)

    Классный  руководитель: Так что же такое алкоголизм? Чем он опасен?

    Выступление ученика (Приложение 3)

    Классный  руководитель: Итак, алкоголизм развивается по такой схеме:

    А. Начальная фаза. Опьянение с выпадением памяти, «затмение». Человек постоянно думает о спиртном, ему кажется, что выпил недостаточно, он пьет «впрок», у него развивается жадность к алкоголю. Однако он сохраняет сознание своей вины, избегает разговоров о своей тяге к вину.

    Б. Критическая фаза. Утрата контроля над собой после первого же глотка водки. Стремление найти оправдание своему пьянству, сопротивление всем попыткам предотвратить его желание выпить. У человека развивается высокомерие, агрессивность. Он обвиняет окружающих в своих бедах. У него начинаются запои, его друзьями становятся случайные собутыльники. Он вынужден уйти с постоянной работы, утрачивает интерес ко всему, что не имеет отношения к вину и водке.

    В. Хроническая фаза. Ежедневное похмелье. Распад личности. Помутнение памяти. Сбивчивость мысли. Человек пьет суррогаты алкоголя, технические жидкости, одеколон. У него развиваются безосновательные страхи, белая горячка, другие алкогольные психозы.

    Белая горячка – наиболее часто встречающийся  алкогольный психоз. Она возникает  обычно в состоянии похмелья, когда  у пьяницы появляются безотчетный  страх, бессонница, дрожание рук, кошмары (погони, нападения и т. п.), слуховые и зрительные обманы в виде шумов, звонков, движения теней. Это предвестники белой горячки. Её симптомы особенно выражены ночью. У больного появляются яркие переживания устрашающего характера. Он видит ползающих вокруг насекомых, крыс, нападающих на него чудовищ, бандитов, ощущает боль от укусов, ударов, слышит угрозы. Он бурно реагирует на свои галлюцинации, обороняется или бежит, спасаясь от преследования.

Информация о работе Девинатное поведение подростков