Девинатное поведение подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 09:46, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение особенностей социальной работы с подростками девиантного поведения.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить сущность и причины девиантного поведения.
2. Рассмотреть формы и виды девиантного поведения.
3. Выявить особенности и факторы, способствующие проявлению девиантного поведения у подростков.
4. Проанализировать опыт работы социального педагога по профилактике девиантного поведения.
5. Разработать программу профилактики аддиктивного поведения подростков.
Объект исследования: подростки с девиантным поведением.
Предмет исследования: система профилактики девиантного поведения

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ: ПОНЯТИЕ,
ВИДЫ И ПРИЧИНЫ…………………………………………….6
1.1 Сущность девиантного поведения и его причины………………….6
1.2 Формы и виды девиантного поведения…………………………….12
1.3 Факторы девиантного поведения…………………………………...20
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО
ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ……….27
2.1 Опыт работы социального педагога по профилактике девиантного
поведения…………………………………………………………….27
2.1 Программа профилактики аддиктивного поведения подростков...40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….51
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

Диплом. девиантное.docx

— 224.66 Кб (Скачать)

    Таким образом, можно сделать вывод, что наиболее критическим «пусковым» (в психологическом плане – первичным) моментом формирования девиантного поведения ребенка могут выступать нарушенные отношения с родителями. Речь идет о дисфункции одной из подсистем семьи – «детско-родительской». Также причиной формирования отклонений в поведении ребенка может являться дисфункция любой другой подсистемы семьи (в том числе и индивидуальной: личностные нарушения родителя или самого ребенка и т. п.) или всей семейной системы.

    Отклоняющие поведение подростков имеет сложную природу, обусловлено разнообразными взаимодействующими факторами.  Среди них важнейшее значение имеют:

    Биологические факторы – это неблагополучные  физиологические или анатомические  особенности организма (нарушение  умственного развития, дефекты слуха  и зрения, дефекты речи и др.).

    Психологические факторы – это психопатологии или акцентуации характера. Данные отклонения выражаются в нервно-психических  заболеваниях, психопатии, неврастении. 

    Вывод по первой главе: в узком смысле девиантное поведение – это поведение, которое рассматривается как отклонение от групповых норм и приводит к соответствующим принудительным социальным и правовым санкциям: к изоляции, принудительному лечению, исправлению и наказанию нарушителя.

    Девиантное поведение – это проблема, которая требует особого внимания, как со стороны семьи, так и со стороны школы.

    Прежде  всего, необходимо учитывать современное  состояние, динамику и структуру  правонарушений, утрату морально-правовых ориентиров, дефицит моральности  и духовности в обществе, широкое  распространение алкоголизма, наркомании, снижение деловой активности, а также  факторы воздействия на преступность разбалансированности социально-экономического комплекса, что способствует криминализации общества.

    Следует отметить, что подросткам присущи  специфические формы жизнедеятельности, асоциальные нормы и ценности, низкий уровень правового самосознания, социально-негативные связи, которые в свою очередь обуславливают распространение антиобщественных проявлений.

    Радикальные экономические и социальные перемены, происходящие в государстве, создали  трудности для большого количества семей, которым в период рыночной экономики приходится переживать свой переходный период. Известно, что взаимоотношения, морально-психологическая атмосфера  и материальное положение семьи  играют решающую роль в воспитании детей. Возрастание девиантного поведения подростков можно объяснить не только отрицательным влиянием улицы и неформальных групп, недостаточным педагогическим воздействием учебных заведений и общественности, но и деформацией современной семьи, изменениями в ценностях, ориентирах, в понимании моральных основ. В результате - усиление негативизма в семейных отношениях: пьянства, драк, неуважения к окружающим, жестокость и безразличие в отношениях между собой и к детям, криминальное поведение родителей. Все это отрицательно сказывается на поведении и психологии детей.

    Отклонения от социальных норм, несмотря на большое разнообразие, имеют некоторые общие причины, поддерживающие их существование, а подчас ведущие к их росту и распространенности. По своей сути они сводятся к объективным и субъективным противоречиям общественного развития которые нарушают взаимодействие личности с социальной средой и ведут к формам поведения индивидов не согласующимся с существующей нормативной системой. При том одно и то же противоречие «может лежать в основе как социально не желаемых форм поведения (преступность, алкоголизм, самоубийство и т. д.), так и социально одобряемых (познавательная активность, творчество, бытовая активность и т. д.). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО  ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ 

        2.1 Опыт работы  социального педагога по профилактике девиантного поведения 

    Основными направлениями деятельности социального  педагога в школе можно назвать: прогностическую деятельность, организаторскую  дея-тельность, диагностическую деятельность, профилактическую деятельность, методическую деятельность.

    Задача  социального педагога - включать детей  и взрослых в процесс трудового  и художественного творчества, в  разностороннюю совместную социально  значимую деятельность, социальные инициативы [8, с. 60].

    В общеобразовательном учреждении социальный педагог: стремится организовать деятельность, которая отвечает интересам и  природным свойствам каждого  ребенка, потребностям общаться, исследовать, творить, созидать; заботиться о возрождении, сохранении и развитии духовных ценностей  общества, традиций семейно-соседских  общностей, сельской общины, народной педагогики, культуры, медицины; формирует у людей чувство ответственности за семью и воспитание детей, за преобразование окружающей среды, охрану природы, сохранении и развития культурного наследия народа; диагностирует ситуации, определяет пути решения проблем и организует их осуществление; устанавливает контакт с семьей, побуждает ее к участию совместной деятельности, помогает людям использовать личные ресурсы, резервные возможности общины для преодоления трудностей; помогает педагогам школы в разрешении конфликтов с детьми; стремится организовать деятельность, которая отвечает интересам и природным свойствам каждого ребенка, потребностям общаться, исследовать, творить, созидать [8, с. 60].

    Задачи  деятельности социального педагога в школе № 3 г. Витебска: своевременно выявить возникающие проблемы в сфере ближайшего окружения ребенка; устранения причины, порождающие их; обеспечить профилактику различных негативных явлений, могущих выявиться в микросфере ребенка; обеспечить сохранение и укрепление физического, психологического, социального и нравственного здоровья личности; формировать нравственное сознание, нравственные качества, социально значимые ориентации и установки в жизненном самоопределении и нравственное поведение; создать благоприятные условия в микросоциуме для развития способностей и реализации возможностей ребенка; формировать потребности в саморазвитии, оказывать помощь в саморазвитии, самоутверждении, самореализации; оказывать комплексную социально - психолого - педагогическую помощь и поддержку; создать комфортное гуманизированное воспитательное пространство в микро-социуме; защита прав и организация помощи нуждающимся из числа учащихся и их родителей.

    Основные  направления деятельности социального  педагога с детьми в образовательном  учреждении: помощь семье в проблемах, связанных с учебой и воспитанием  ребенка; помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его  посещаемость и успеваемость; привлечение  детей, родителей, общественности к  организации и проведению социально  значимых мероприятий, акций; распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, затрагивающих интересы ребенка, проблемных ситуаций на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьёзных последствий; групповое и индивидуальное консультирование детей и родителей по вопросам воспитания, разрешения проблемных жизненных ситуаций, снятия стресса и т.п.; выявление запросов потребностей детей и разработка мер помощи учащимся с привлечением специалистов из соответствующих учреждений и организаций; помощь педагогам школы в разрешении конфликтов с детьми; пропаганда и разъяснение прав детей, семьи, педагогов; содействие саморазвитию личности; создание условие для реализации творческого потенциала, способностей, задатков ребенка; поддержать, стимулировать детей в приобретении знаний, умений, развитии их способностей.

    К Петровой Л.А. обращаются за помощью, консультацией  начинающие педагоги всех районов города, она может поделиться опытом работы по опекаемым детям; дать квалифицированную  практическую консультацию по следующим  вопросам: номенклатура дел; документы  по всем направлениям работы; методика социального обследования; социальный паспорт школы; анкеты по социальному  обследованию; индивидуальная документация на каждую социально - опасную семью  и социально - опасного ребенка; таблицы социометрии по различным направлениям.

      В кабинете имеются материалы  для работы по предупреждению  наркомании, СПИДа, алкоголизма,  по охране прав семьи и детства,  нормативные документы по воспитанию  и профилактической работе.

    Целью социально-педагогической деятельности с подростками, склонными к алкоголизму, является устранение негативных факторов, способствующих алкоголизации детей.

    Для этого прежде всего необходимо индивидуальное изучение подростков:

    1. Выявление наиболее благоприятных  для обучения и воспитания  его особенностей и возможностей.

    2. Выявление недостатков его личности  и организма.

    3. Оценка эффективности используемых  средств его обучения и воспитания [7, с. 215].

    На  первом этапе работы (первое полугодие) социальный педагог должен составить  самое общее представление об учащемся. Для этого они знакомятся с его личным делом, с условиями его жизни и воспитания в семье, беседуют с ним, его родителями, наблюдают за его поведением.

    На  втором этапе выявляются наиболее сильные  стороны и достоинства учащегося, а также его недостатки и составляется программа педагогических действий, которая находит свое отражение  в плане индивидуальной работы с  подростком.

    Третий  этап изучения - определение эффективности  педагогического воздействия на данного учащегося. Как к воспитанию в целом необходим комплексный  подход, также комплексно надо подходить  и к определению эффективности  педагогического воздействия.

    Первое  условие комплексного подхода - оценка его развития в условиях общения, познания и труда.

    Второе  условие - сравнительная оценка развития учащегося и условий его микросреды.

    Третье  условие - сравнительный анализ содержания и методов педагогического воздействия  и последующего поведения (деятельности) учащегося.

    Детальное, глубокое и разностороннее изучение учащихся можно осуществлять по программе - схеме. Программа изучения личности и составление характеристики учащегося  позволяет понять его достаточно полно и разносторонне, не упуская  наиболее значимых достоинств и недостатков.

    Желательно, чтобы уже при первом знакомстве с учащимся беседа была активно воздействующей на него. Пять главных условий определяют успех беседы:

    1. Четкая постановка цели.

    2. Правильный выбор места и времени  беседы.

    3. Искренне уважение и благожелательное  отношение к учащемуся.

    4. Умение не только говорить, но  и слушать.

    5.Знание, хотя бы ориентировочно, индивидуальных  особенностей учащегося.

    Многое  можно узнать, систематически наблюдая за учащимся в различных условиях его деятельности и поведения. Основные условия эффективности наблюдения как метода изучения учащегося:

    1. Целенаправленность наблюдения. При  этом важно определить, будет  ли наблюдение сплошным, когда  фиксируются все проявления учащегося,  все его действия, поступки, или  выборочным, с целью изучения  каких - то отдельных сторон  личности.

    2. Обеспечение естественных условий  наблюдения, когда учащийся находится  в обычной для него обстановке. Никакое вмешательство в его  поведение недопустимо.

    3. Фиксирование материалов наблюдения, их систематическая обработка,  размышление над фактами, сравнение  и сопоставление их [16, с. 91].

    В этом отношении большое значение имеет ведение педагогического  дневника. Знания об учащихся дополняет изучение продуктов их деятельности: официальных письменных и графических работ (диктантов, сочинений, чертежей и т.п.), изделий, изготовленных в учебных мастерских, продуктов технического творчества, разных поделок, результатов художественного творчества - рисунков, картин, стихов и др.

    Итак, основными задачами профилактики в  данном возрасте являются:

    Овладение достоверной информацией о влиянии  вредных привычек (алкоголя) на организм человека;

    Умение  противостоять давлению сверстников;

    Умение  четко формулировать аргументы  против вредных привычек.

    Основной  акцент работы социального педагога по профилактике алкоголизма среди  подростков осуществляется по следующим  направлениям:

Информация о работе Девинатное поведение подростков