Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 09:46, дипломная работа
Целью данной работы является изучение особенностей социальной работы с подростками девиантного поведения.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить сущность и причины девиантного поведения.
2. Рассмотреть формы и виды девиантного поведения.
3. Выявить особенности и факторы, способствующие проявлению девиантного поведения у подростков.
4. Проанализировать опыт работы социального педагога по профилактике девиантного поведения.
5. Разработать программу профилактики аддиктивного поведения подростков.
Объект исследования: подростки с девиантным поведением.
Предмет исследования: система профилактики девиантного поведения
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ: ПОНЯТИЕ,
ВИДЫ И ПРИЧИНЫ…………………………………………….6
1.1 Сущность девиантного поведения и его причины………………….6
1.2 Формы и виды девиантного поведения…………………………….12
1.3 Факторы девиантного поведения…………………………………...20
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО
ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ……….27
2.1 Опыт работы социального педагога по профилактике девиантного
поведения…………………………………………………………….27
2.1 Программа профилактики аддиктивного поведения подростков...40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….51
ПРИЛОЖЕНИЯ
20. Демография. Семья. Гендерная политика: Сб. актов законодательства / Сост. В. Г. Гавриленко и др. – Мн.: Право и экономика, 2003.
21. Дробинская, А.О. Школьные трудности нестандартных детей. / А. О. Дробинская – М.: Школа-Пресс, 2006. – 140 с.
22. Ефремов, К. Трудные дети, трудные люди / К. Ефремов // народное образование. – 2004. - № 3. – С. 117-132.
23. Журавлев, Д. Откуда берутся проблемные дети? / Д. Журавлев // Народное образование. – 2005. - № 1. – С. 141-147.
24. Зайнышев, И.Г. Технология социальной работы. / И. Г. Зайнышев – М.: Владос, 2000. – 344 с.
25. Захаров, А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. / А. И. Захарова – М.: Просвещение, 2006. – 128 с.
26. Змановская, Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения) / Е. В. Змановская – М.: Академия, 2007. – 288 с.
27. Клейберг, Ю. А. Социальная работа и коррекция девиантного поведения подростков / Ю. А. Клейберг // Профессионал. - 2006. - №11-12. - С. 50-52.
28. Клейберг, Ю. А., Орея, А. Н. Определение склонности к отклоняющемуся поведению / Ю. А. Клейберг. Социальная психология девиантного поведения: учебное пособие для ВУЗов – М., 2004. – С. 141-154.
29. Кондрашенко, В.Т. Девиантное поведение у подростков. / В. Т. Кондрашенко – Мн.: Беларусь, 2004. – 420 с.
30. Корчак, Я. Как любить детей / Я. Корчак – Мн.: Нар. асвета, 1980. – 150 с.
31. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс / Пер. с англ. – СПб.: Издательство «Питер», 1999. – 350 с.
32. Марковская, И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. / И. М. Марковская – СПб.: Речь, 2005. – 150 с.
33. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения // Клиническая и медицинская психология. / В. Д. Менделевич - М.: Медпресс, 2005. - С.351-416.
34. Методики оказания социально-психологической помощи семье и детям / Е. В. Бурмистрова, В. Ю. Меновщиков, Н. Г. Осухова и др.; Под общ. ред. Н. Г. Осуховой. – М.: Просвещение, 2005. – 144 с.
35. Основы социальной работы / под ред. Павленка П. Д. - М.: Инфро-М, 1997. – 430 с.
36. Павленок, П. Д. Теория, история и методика социальной работы: Учебное пособие. – 7-е изд., доп. / П. Д. Павленок – М.: Дашков и Ко, 2007. – 476 с.
37. Помощь родителям в воспитании детей / Общ. ред. В. Я. Пилиповского. — М., 1992. – 320 с.
38. Пятаков, Е. «Трудный» подросток: почему у него появляются криминальные установки? / Е. Пятаков // Народное образование. – 2004. - № 4. – С. 242-250.
39. Разумовская, Т. Узы брака, узы свободы. / Т. Разумовская – М.: Мол. Гвардия, 2003. – 335 с.
40. Рожкова, М. И. Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением: учеб.-метод пособие / М. И. Рожкова – М.: Владос, 2003. – 240 с.
41. Сатир, В. Как строить себя и свою семью. Заметки психолога. / В. Сатир – М.: Педагогика-Пресс, 1992. – 180 с.
42. Семейная педагогика: программно-методический комплекс / сост. Никонова Л. С. – Мн.: Бел. гос. пед ун-т, 2004. – 350 с.
43. Социальная работа / под ред. В. И. Курбатова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 440 с.
44. Социальная работа с семьей / под ред. Т.В. Шеляг. – М.: Институт социальной работы, 1995. – 530 с.
45. Социальная работа с семьей / Под. Ред. Е.И. Холостовой. – М.: Институт социальной работы, 1996. – 790 с.
46. Социальная работа: теория и организация: Учебное пособие. / сост. Украинец П. П. - Мн.: Тетра-Системс, 2005. – 320 с.
47. Спиваковская, А. С. Как быть родителем (о психологии родительской любви). / А. С. Спиваковская – М.: Педагогика, 2006. – 158 с.
48. Справочное пособие по социальной работе / под ред. А. М. Панова и Е. И. Холостовой. – М.: Юристъ, 1997. – 620 с.
49. Степанов, В. Г. Психология трудных школьников: Учебное пособие для учителей и родителей. / В. Г. Степанов – М.: Академия, 2005. – 320 с.
50. Столин, В. В. Семья как объект психодиагностики и внебрачной психотерапии / В. В. Столин // Семья и формирование личности. – М., 2004. – С. 26 – 38.
51.
Стурова, М.П., Силенков, В.И. Девиантное
поведение несовершеннолетних как педагогическая
проблема / М. П. Стурова, В. И. Силенков
// Педагогика. - 2005. - №7. - С.38-41.
ПРИЛОЖЕНИЕ
А
Анкета
Дорогой друг!
Просим тебя уделить несколько минут нашей анкете. Твои искренние ответы помогут организации нашего исследования. Наш опрос анонимный. Заранее благодарим!
1. Есть ли у тебя друзья старше тебя по возрасту?
- да
- нет
2. Откуда ты впервые узнал о проблеме алкоголизма?
- от друзей
- от педагогов
- услышал по телевизору, прочитал в газете
-
другой вариант ответа_________
3. Есть ли у тебя друзья, которые уже употребляли алкоголь?
- да
- нет
4.
Ты сам уже употреблял
- нет
- да
5.
Знаешь ли ты о влиянии
- да, знаю много
- не знаю ничего
6. По какой причине подростки начинают употреблять алкоголь?
- по примеру друзей
- от скуки
- от праздного интереса
-
другой вариант ответа_________
7.
Хотел бы ты узнать больше
о влиянии алкоголя на
- да
- нет
8. Какая работа проводится в вашей школе по профилактике подросткового алкоголизма?
- лекции
- семинары
- беседы
- наглядная агитация
-
другой вариант ответа_________
ПРИЛОЖЕНИЕ
Б
Анкета
для родителей
1.
Какие формы поведения вы
а) алкоголизм
б) курение
в) наркомания
г)
Ваш вариант ответа ______________________________
2. Сколько, примерно, времени в день ваш ребенок (или ваши дети) предоставлен самому себе?
а) не более 1 часа
б) 2-3 часа
в) 4-5 часов
г) 6-8 часов
д) более 8 часов
е) затрудняюсь ответить
3. Что обычно делает ваш ребенок в свободное от учебы время?
4.
Что, с вашей точки зрения, является
основными причинами
а) стремление получить сильные впечатления
б) заболевания ребенка
в) недостаток знаний родителей о том, как справляться с трудными педагогическими ситуациями
г) неблагополучная ситуация в семье
д) стремление к самостоятельности и независимости
е)
Ваш вариант___________________
5.
К какому из специалистов вы
обратились бы в первую
а) классному руководителю
б) школьному психологу
в) социальному педагогу
г) психотерапевту
д)
Ваш вариант___________________
6. Возникают ли у вас опасения, что ваш ребенок может попасть в плохую компанию?
а) да
б) нет
в) затрудняюсь ответить
7.
Если вы опасаетесь, что вызывает
ваши опасения?
ПРИЛОЖЕНИЕ
В
Примерные
мероприятия программы
Дискуссия
1.
Как алкоголь влияет на
2.
Может ли употребление
3. Влияет ли алкоголь на всех людей одинаково?
4.
Почему некоторые люди
5. Помогает ли алкоголь уснуть?
Ход дискуссии и информация, сообщаемая учителем
1. Задача - ответить на вопрос о том, как алкоголь влияет на организм.
Алкоголь относится к веществам, которые называются депрессантами. Депрессанты замедляют естественную скорость протекания процессов в организме. Например, они замедляют работу мозга. Как это происходит, можно видеть, наблюдая поведение пьяного человека (здесь ученики могут вернуться к материалу, который они обсуждали нее, дополнить его, привести примеры). В первую очередь алкоголь замедляет активность передней части коры головного мозга. Эта часть мозга контролирует суждения человека, мышление и самоконтроль, Вот почему люди, которые немного подвыпили, выглядят добродушными и глуповатыми. Они просто потеряли самоконтроль.
2.
Задача - ответить на вопрос о
том, почему употребление
Многие люди употребляют алкоголь потому, что нервничают или расстроены. Они верят, что алкоголь поможет им расслабиться, но они не знают, что все депрессанты имеют двойное действие. Сначала алкоголь замедляет все процессы организма так, что человек действительно начинает чувствовать, что он расслабился и успокоился. Однако через несколько часов действие алкоголя кончается и нервозность, напряжение снова возвращаются к человеку. Мозг, который под действием алкоголя работал медленно, начинает работать необычно быстро. Он как бы "стремится наверстать упущенное" (ведь замедление деятельности мозга с помощью алкоголя не было естественным). Как только мозг становится более возбужденным, чем обычно, человек начинает чувствовать себя неспокойным, нервным. Это состояние называют похмельем. Люди, которые употребляли алкоголь для того, чтобы почувствовать себя менее напряженными и тревожными, в конце концов становятся еще более напряженными и тревожными, чем были до употребления алкоголя. Похмелье также сопровождается чувством вины, ведь человек знает, что он делал что-то, что осуждают другие люди. Для того, чтобы приглушить, неприятные переживания и воспоминания о своем глупом повелении, а также для того, чтобы устранить неприятные физические ощущения (а вот это ему подскажут "бывалые" пьяницы), человек может попытаться выпить еще немного - "опохмелиться". Что происходит потом, описано и повести Сент-Экзюпери "Маленький принц":