Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 09:46, дипломная работа
Целью данной работы является изучение особенностей социальной работы с подростками девиантного поведения.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить сущность и причины девиантного поведения.
2. Рассмотреть формы и виды девиантного поведения.
3. Выявить особенности и факторы, способствующие проявлению девиантного поведения у подростков.
4. Проанализировать опыт работы социального педагога по профилактике девиантного поведения.
5. Разработать программу профилактики аддиктивного поведения подростков.
Объект исследования: подростки с девиантным поведением.
Предмет исследования: система профилактики девиантного поведения
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ: ПОНЯТИЕ,
ВИДЫ И ПРИЧИНЫ…………………………………………….6
1.1 Сущность девиантного поведения и его причины………………….6
1.2 Формы и виды девиантного поведения…………………………….12
1.3 Факторы девиантного поведения…………………………………...20
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО
ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ……….27
2.1 Опыт работы социального педагога по профилактике девиантного
поведения…………………………………………………………….27
2.1 Программа профилактики аддиктивного поведения подростков...40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….51
ПРИЛОЖЕНИЯ
Подростки
как особая социально-демографическая
группа имеет ряд особенностей, вытекающих,
прежде всего из самой объективной
сущности. Социальные особенности подростков
определяются специфической позицией,
которую она занимает в процессе
воспроизводства социальной структуры,
а также способностью не только наследовать,
но и преобразовывать сложившиеся
общественные отношения, т.е. потенциальными
сущностными силами молодого человека.
Противоречия, возникающие внутри этого
процесса, лежат в основе целого
комплекса специфических
Девиантное поведение подростков не соответствует закономерностям «взрослого» отклоняющегося поведения. Так, криминология объясняет нарушение преступлениями общепринятых норм поведение наличием у них специфической системы ценностей, противостоящей официально одобряемым или общепризнанным нормам поведения. Поэтому, анализ преступности, прежде всего профессиональный, опирается на теорию асоциальных субкультур. Но применительно к несовершеннолетним такой подход правомерен не всегда. Чаще бывает, например, что подросток, не отрицая самого факта содеянного, не признает свою вину или нарушает правовой запрет, который в принципе не отвергает. Для объяснения таких явлений обычно обращаются к теории нейтрализации, суть который заключается в том, что подросток становится правонарушителем, усваивая приемы нейтрализации общепринятых норм, а не моральные требования и ценности, противоположные этим нормам. Иначе говоря, подросток стремится бессознательно, как бы расширить в отношении себя действие смягчающих обстоятельств, оправдать свои действия, даже внести в них элемент рациональности. Характерна также неадекватная оценка степени нанесенного вреда. Кроме того, довольно часто используются методы «осуждающих», отрицания наличие жертвы, обращение к более важным обязательствам (не мог бросить товарищей, не имея право трусить и т.д.). Все это свидетельствует о высоком уровне инфантилизма, неспособности сопереживать [28, с. 56].
К
сожалению, подобные отношения к
своему поведению в значительной
степени обуславливается
Неблагоприятные семейные условия являются причиной возникновения личностных нарушений и неадекватных самооценок у ребенка, а также негативных межличностных отношений. Этому способствуют авторитарный стиль общения, гиперпротекция, гипоопека, эмоциональное отвержение и другие негармоничные типы воспитания (С. А. Беличева, И. В. Вейнгольд-Рыбкина, А. И. Великороднова, А. Е. Личко и др.) [26, с. 18].
Как отмечает С. А. Беличева, многие подростки с девиантным поведением воспитываются в семьях, являющихся функционально несостоятельными и не справляющимися с воспитанием детей. Это конфликтные семьи, в которых хронически обострены отношения супругов или педагогически несостоятельные семьи, характеризующиеся низкой психолого-педагогической культурой, неправильным стилем детско-родительских отношений [7, с. 193].
Воспитательная функция – одна из важнейших функций семьи. По большому счету, согласно мнению Э. Эриксона, практика семейного воспитания обусловлена культурным и историческим контекстом, в котором существует семья. Однако в каждой семье складывается неповторимая психологическая структура семейных отношений, специфическая система воздействий, ценность которых определяется пониманием законов и механизмов социального и психологического развития детей, умениями целенаправленно отбирать методы и приемы воспитания, наполнять взаимодействие гуманистическим содержанием [7, с. 193].
Каждая семья обладает большими или меньшими воспитательными возможностями, или воспитательным потенциалом. Понятие «воспитательный потенциал семьи» включает следующие особенности семьи: тип, структуру, материальную обеспеченность, место проживания, психологический микроклимат, традиции и обычаи, нравственную атмосферу жизни семьи, ее уклад, стиль, социальные установки, систему ценностей семьи, нравственные идеалы, потребности семьи, уровень культуры и образования родителей и многое другое.
Как справедливо отмечал А. В. Петровский, в каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка [7, с. 194].
Семейное воспитание рядом авторов трактуется не только как целенаправленная система воздействия родителей на ребенка, но и как характер обращения с ним (А. И. Захаров). При обозначении различных систем воздействия и способов обращения родителей с ребенком используются различные термины: тактика воспитания, стиль воспитания, тип воспитания и др. Кроме того, исследователи выделяют понятия «родительское отношение» (А. Я. Варга), «родительская позиция» (А. С. Спиваковская), которые часто используются как синонимы «типа воспитания» [27, с. 180].
В основе сложившегося типа стиля семейного воспитания находится опре-деленное родительское отношение к ребенку. Данный феномен определяется исследователями как целостная система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера ребенка, его поступков. При этом отмечается, что родительское отношение – это многомерное образование, включающее в себя, по крайней мере, три структурные единицы: интегральное принятие или отвержение ребенка; межличностную дистанцию, т. е. степень близости к ребенку; форму и направление контроля за поведением ребенка. Причем каждое из трех измерений представляет собой сочетание в разной пропорции эмоционального, когнитивного и поведенческого компонента отношения (А. Я. Варга).
Выделять три основных компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий «внутри» общения родителей с детьми в отечественной психологии принято вслед за В. Н. Мясищевым [7, с. 195].
Представления родителей о ребенке (когнитивный компонент) могут быть адекватными и неадекватными (В. И. Гарбузов). Адекватное представление – это наиболее полное и объективное знание психических особенностей ребенка, его интересов, увлечений, склонностей, учет индивидуального своеобразия. Неадекватное представление родителей, как показывают клинические наблюдения, может выступать в виде недооценки психофизических особенностей ребенка, приписывании болезненности (инвалидизация), беспомощности, невозможности существования без родителей, прежде всего без матери (инфантилизация), тревоги о будущем.
Эмоционально-ценностное
отношение родителей к ребенку
(иначе – эмоциональный
Рассматривая поведенческий аспект родительского (или семейного) воспи-тания (т. е. система воздействий на ребенка), чаще всего выделяют такие факторы, как: доминирование – подчинение; зависимость – независимость; сотрудничество – конкуренция.
Существует несколько относительно автономных психологических меха-низмов, посредством которых родители влияют на своих детей: подкрепление, идентификация, понимание.
Итак, рассматривая детско-родительские отношения, можно выделить не-сколько параметров, определяющих их характер:
- степень понимания и удовлетворения родителем потребностей ребенка (К. Хорни, А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Г. Эйдемиллер и др.);
- принятие (расположение, доброжелательность, эмоциональная под-держка) или отвержение (непринятие) родителем ребенка (Д. Баумринд, А. Роэ, М. Сегелмэн, А. И. Захаров, Д. И. Исаев, А. Я. Варга, И. М. Марковская, В. Н. Дружинин, Е. А. Воробьева и др.);
-
степень дистанции в
-
степень эмоциональной
- контроль (сдерживание) или автономия (терпимость, самостоятель-ность, свобода) со стороны родителя (Д. Баумринд, Е. С. Шеффер, Р. К. Белл, С. Броуди, Е. Е. Маккоби, В. Шутц, И. М. Марковская, В. Н. Дружинин, Е. А. Воробьева и др.);
- требовательность (требование зрелости) (Д. Баумринд, Е. Е. Маккоби, О. Коннер, П. Слатер, И. М. Марковская, Э. Г. Эйдемиллер и др.);
- строгость (Е. Е. Маккоби, П. Слатер, И. М. Марковская и др.);
-
непоследовательность –
-
дисциплинарные воздействия
В
организации семейного
В
формировании воспитательной системы
в конкретной семье также важна
роль того, как родители понимают и
как они удовлетворяют
Таким
образом, этиологию нарушенного
поведения ребенка следует
Реализация семьёй воспитательной функции зависит также от структуры, т.е. строения семьи, выступающей как единство устойчивых взаимосвязей между ее членами. При оценке воспитательного потенциала семьи нужно учитывать ролевую структуру семьи, которой может определяться тип воспитания в семье (принятие родителями по отношению к детям той или иной роли) (А. И. Захаров, А. С. Спиваковская, Э.Г.Эйдемиллер и др.) [11, с. 18].
Важно
также учитывать
Как один из неблагоприятных факторов семейного воспитания исследователи отмечают состав семьи (неполная семья, многодетная семья) (С. А. Беличева и др.).
Отклоняющееся
поведение ребенка или
Ряд авторов связывают невыполнение родительских функций родителями с наличием у них личностных расстройств (К. Нортон, Б. Долан, Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис). Но в существующей литературе вопрос о влиянии личностных расстройств на воспитание затрагивается лишь косвенно [11, с. 19].
Задачу воспитания можно понимать как ряд фактических и символических сепараций, и в оптимальном случае необходимо, чтобы диапазон реакций родителей был гибким и менялся в зависимости от этапа развития ребенка. У индивидов, страдающих личностными расстройствами, привычные стратегии преодоления трудностей и связанные с ними защитные механизмы (О. Кернберг) содержат ограниченный набор эмоциональных реакций и способов поведенческой экспрессии. Это одна из причин того, что такие родители плохо приспособлены для удовлетворения потребностей своего ребенка, которые меняются как от момента к моменту, так и при переходе от одного этапа развития к другому. Поэтому на некоторых этапах развития (напр., в подростничестве и юности) возникает особенно много про-блем [12, с. 203].