Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 09:46, дипломная работа
Целью данной работы является изучение особенностей социальной работы с подростками девиантного поведения.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить сущность и причины девиантного поведения.
2. Рассмотреть формы и виды девиантного поведения.
3. Выявить особенности и факторы, способствующие проявлению девиантного поведения у подростков.
4. Проанализировать опыт работы социального педагога по профилактике девиантного поведения.
5. Разработать программу профилактики аддиктивного поведения подростков.
Объект исследования: подростки с девиантным поведением.
Предмет исследования: система профилактики девиантного поведения
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ: ПОНЯТИЕ,
ВИДЫ И ПРИЧИНЫ…………………………………………….6
1.1 Сущность девиантного поведения и его причины………………….6
1.2 Формы и виды девиантного поведения…………………………….12
1.3 Факторы девиантного поведения…………………………………...20
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО
ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ……….27
2.1 Опыт работы социального педагога по профилактике девиантного
поведения…………………………………………………………….27
2.1 Программа профилактики аддиктивного поведения подростков...40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….51
ПРИЛОЖЕНИЯ
1.
Профилактика причин и
2.
Организация свободного
3. Антиалкогольное воспитание, проводимое социальным педагогом должно быть направлено на формирование у подростка твердых антиалкогольных убеждений. Важно обращать внимание не только на вред употребления алкоголя на здоровье, сколько на вред его в социальном плане – взаимоотношении ребенка с окружающим миром.
4.
Антиалкогольное просвещение
5.
Посредническая деятельность
6.
Преодоление социально-
В своей профилактической работе с подростками социальный педагог использует различные формы.
Анкетирование
- широко используемый педагогикой, психологией,
социологией и другими науками
метод. Чаще всего он применяется, когда
надо получить большое число нужных
сведений. Однако для максимальной
эффективности анкетирования
Должна быть четко определена цель анкетирования. Необходимо ясно представить, что должно быть получено в результате такого опроса, кого надо опросить, сколько должно быть анкетируемых. Вопросы должны формулироваться предельно понятно; недопустимо их разное толкование.
Текст анкеты должен содержать четкую инструкцию, раскрывающую цели данной анкеты, и то, как отвечать на ее вопросы.
Один
из самых распространенных методов
изучения учащихся - беседа. Если ее цель
- лишь получение каких-то сведений
- это интервью. Один спрашивает, другой
отвечает и только. Но такого рода беседам
в педагогической практике надо относиться
очень осторожно. Никто, и особенно
подросток, не хочет чувствовать
себя объектом изучения и воздействия.
Подлинная беседа подразумевает
обмен мыслями между
Беседой
как методом изучения учащихся и
индивидуального воздействия на
них, подразумевается специально подготовленный,
а иногда и случайно возникший, но
целесообразно построенный
При изучении коллектива учащихся, позиция каждого из них полезные сведения может дать так называемый метод социометрии. Существуют экспериментальные методики изучения учащихся. Социометрия - один из них. Это констатирующий или диагностический метод. Такие методы лишь выявляют какую - то особенность отдельного учащегося или коллектива, но не играют активной педагогической роли.
Глубокое
и разностороннее изучение учащихся,
использование различных
В профилактической работе с подростками у социального педагога множество других форм, кроме перечисленных выше, - это лекции, семинары, конференции, акции, тренинги и т.д.
Акции. Они ценны для подростков только тем, что вход на дискотеки и концерты по случаю акций бывает бесплатным или оплачивается чисто символически. Ни один подросток после акций или дискотек еще не принял решение о том, будет ли он употреблять или нет. Хотя организация времени и досуга подростков - тоже важный момент профилактики [19, с. 51].
Тренинги бывают разными: хорошими и плохими, эффективными и неэффективными, глупыми и «прикольными». Есть другие группы, на которых подростки разыгрывают сценки, ролевые игры, за сюжет которых берут собственные ситуации жизни. Здесь все зависит от психолога, который ведет тренинг: как он поведет себя, на что обратит внимание подростков и т.д. во многом определяет его эффективность.
Суть этих информационных мероприятий состоит в повышении информационной грамотности по следующим вопросам: причины алкоголизма; признаки алкоголизма; места обращения за помощью, как вести себя с родителями, если ребенок-алкоголик и как не стать алкоголиком.
Важными здесь являются два момента: не запугать подростка и его родителей и не пробудить интерес к алкоголю [18, с. 44].
Итак, убедить – нельзя. Заставить – нельзя. Запугать – нельзя. Глупо убеждать и запугивать. Можно лишь предложить или посоветовать. Дети, принимающие алкоголь, нередко демонстрируют самостоятельность суждений, так что взрослые испытывают иллюзию возможности договориться с подростком, забывая, однако, о том, что сферой конфликта является не мышление, а чувства.
Во-первых, подростки формируют ожидания и строят планы по поводу собственного будущего, и эти ожидания в какой – то степени зависят от социальной обстановки, в которой они живут. Взрослым достаточно делиться своими переживаниями, выслушивая мнения подростка, показывая, таким образом, готовность сотрудничать и уважение к их мнению.
Во-вторых, внимание на подростка надо обращать не только тогда, когда он что-то натворил или заболел. Это провокация. Это приглашение к вечной болезни и вечному хулиганству, что успешно совмещает в себе наркомания. Подростки, несмотря на внешнее отчуждение от взрослых, все еще прислушиваются к их мнению, а иногда общение с ними становится для них жизненно важным.
Все мероприятия по профилактике алкоголизма среди подростков могут быть подразделены на два ведущих направления.
1)
Корригирующее направление.
2)
Компенсирующее направление.
Социальный опыт показывает, что проблема алкоголизма в целом решается не посредством лечения, а с позиций профилактики, которая должна осуществляться комплексом законодательных, административных, правовых и организационных мероприятий.
Основные
цели и задачи программы профилактики
алкоголизма среди подростков: основной
целью программы по профилактике
женского алкоголизма является снижение
спроса на алкоголь у женского населения
и соответственно постепенное сокращение
общего количества потребителей алкоголя
и снижение уровня заболеваемости алкоголизмом
среди этого контингента
Для достижения указанной цели предполагается решить следующие задачи:
-
Сконцентрировать усилия
-
Способствовать формированию у
подростков социальной
- Обеспечить реализацию системы раннего выявления подростков, употребляющих психоактивные вещества и контроля за ними.
Программа будет включает в себя следующие разделы:
1.
Профилактика алкоголизма
2. Формирование здорового образа
жизни и приобретение
3. Активизация профилактического потенциала семей:
-
организация и проведение
-
проведение семейного
-
проведение тренингов,
4. Профилактика алкоголизма в сфере досуга
В рамках данной программы может проводиться комплекс психотерапевтических мероприятий.
Психотерапия является основой любой программы реабилитации, и особую роль она играет в реабилитации подростков, больных алкоголизмом.
Она
осуществляется в нескольких
формах и представляет
собой комплексное лечебное
воздействие с помощью психологических
средств на психику больного, а
через нее на весь его
организм с целью устранения
болезненных симптомов и
Итак, можно сделать вывод, что для проведения антиалкогольной профилактики стоит помнить следующее:
Работа социального педагога по профилактике алкоголя среди подростков – это комплексный подход, включающий индивидуальное изучение подростков, их социальное окружение, изучение семей. Основными направлениями являются: профилактика причин и последствий алкоголизма, организация свободного времени подростков, антиалкогольное воспитание и просвещение не только подростков, но и родителей, и педагогов школы. Формы и методы, применяемые в профилактической работе - это анкеты, опросы, беседы, лекции, тренинги, игры и т. д. И, конечно, взаимодействие с психологами, медицинскими работниками, правоохранительными органами, что сделает эту работу намного эффективной.
Анкетирование подростков проходило на базе 10-х классов УО «ГОСШ № 3 Витебска». Всего в исследовании принимало участие 30 подростков (10 юношей и 20 девушек). Все опрошенные подростки имеют различный уровень успеваемости и разные жизненные интересы. Возраст подростков – 15-16 лет.
Настоящей целью анкетирования подростков является определение не только их отношения к проблеме алкоголизма, но и выявление тех подростков, которые требуют к себе пристального внимания со стороны специалистов службы СППС школы. Образец анкеты см. в Приложении А.
После проведенного анкетирования можно сделать следующие выводы:
У большинства опрошенных подростков (90 %) есть друзья старше их по возрасту.
9
подростков (30 % опрошенных) ответили, что
узнали о проблеме алкоголизма
от друзей, 9 подростков узнали
о данной проблеме от