Девинатное поведение подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 09:46, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение особенностей социальной работы с подростками девиантного поведения.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить сущность и причины девиантного поведения.
2. Рассмотреть формы и виды девиантного поведения.
3. Выявить особенности и факторы, способствующие проявлению девиантного поведения у подростков.
4. Проанализировать опыт работы социального педагога по профилактике девиантного поведения.
5. Разработать программу профилактики аддиктивного поведения подростков.
Объект исследования: подростки с девиантным поведением.
Предмет исследования: система профилактики девиантного поведения

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ: ПОНЯТИЕ,
ВИДЫ И ПРИЧИНЫ…………………………………………….6
1.1 Сущность девиантного поведения и его причины………………….6
1.2 Формы и виды девиантного поведения…………………………….12
1.3 Факторы девиантного поведения…………………………………...20
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО
ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ……….27
2.1 Опыт работы социального педагога по профилактике девиантного
поведения…………………………………………………………….27
2.1 Программа профилактики аддиктивного поведения подростков...40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….51
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

Диплом. девиантное.docx

— 224.66 Кб (Скачать)

    Варианты  ответов на вопрос представлены на диаграмме 1.

    Диаграмма 1.

     Источники информирования подростков о проблеме алкоголизма 

          1 – от друзей

    2 – от педагогов

    3 – услышал по телевизору, прочитал 

     в газете 
 
 

    Также у большинства подростков (90 % опрошенных) есть друзья, которые уже употребляли  алкоголь.

    50 % опрошенных подростков (15 человек)  сами уже также употребляли  алкоголь.

    Все опрошенные подростки знают о  влиянии алкоголя на растущий организм подростка.

    50 % опрошенных подростков (15 человек)  ответили, что причиной употребления  алкоголя может быть пример друзей, 20 % (6 подростков) ответили, что причиной употребления алкоголя может быть скука, 9  подростков (30 %) ответили, что причиной может быть просто праздный интерес.

    Варианты  ответов представлены в диаграмме 2.

    Диаграмма 2.

    Причины употребления алкоголя

       

    1 – по примеру друзей

    2 – от скуки

    3 – от праздного интереса 
 
 
 

    80 % опрошенных подростков (24 человека)  хотели бы побольше узнать о влиянии алкоголя на организм подростка.

    В школе проводятся все перечисленные  виды работы с подростками по профилактике алкоголизма: лекции, семинары, беседы, наглядная агитация, а также массовые мероприятия (концерты, спектакли и  т.д.).

    Интерпретация результатов анкетирования представлен в таблице 1. 

    Таблица 1

    Интерпретация результатов анкетирования

                      № вопросов 

Варианты  ответов

1 2 3 4
а б а б в а б а б
Количество  ответов  27 3 9 9 12 27 3 15 15
% 90 10 30 30 40 90 10 50 50
                      № вопросов 

Варианты ответов

5 6 7 8
а б а б в а б а б в г
Количество  ответов  30 0 15 6 9 24 6 6 6 9 9
% 100 0 50 20 30 80 20 20 20 30 30
 

    По  результатам проведенного анкетирования, нами была проведена беседа с социальным педагогом.

    Цель  настоящей беседы: определить опыт, методы работы социального педагога по профилактике алкоголизма среди  подростков.

    1. Имеется ли у Вас опыт по  работе с подростками, склонными  к алкоголизму?

    2. Какие методы Вы используете  в работе с подростками, склонными  к алкоголизму?

    3. Что важнее всего в работе  с данной категорией подростков?

    4. Какую работу Вы проводите  с семьей подростков, склонных  к алкоголизму?

    5. Какова успешность данного направления  Вашей деятельности?

    После проведенной беседы были получены следующие  ответы:

    1. У социального педагога имеется  опыт работы с подростками,  склонными к алкоголизму.

    2. В работе с подростками, склонными  к алкоголизму, социальный педагог  школы использует следующие методы: личная беседа, коррекционные занятия,  консультации.

    3. Самым важным в работе с  данной категорией подростков  социальный педагог считает чуткость, умение слушать, а также слаженное  взаимодействие с другими специалистами  (учителями, педагогом-психологом, медиками  и т.д.), семьей подростка.

    4. С семьями подростков, склонных  к алкоголизму проводятся беседы, консультации, тренинги, посещение  семей на дому и т.д.

    5. Данная работа очень сложная,  однако, за последние несколько  лет в данной школе не зафиксировано  случаев употребления алкоголя  среди подростков, что говорит  об успешности деятельности, проводимой  в данном направлении.

    Также нами было проведено анкетирование  родителей с целью выявления  их взаимоотношений со своими детьми, осведомленности о свободном  времени своих детей, их занятиях, хобби (образец анкет см. Приложение Б).

    Анализ  результатов анкетирования родителей  выявил следующее:

    • 80 % опрошенных родителей (16 человек) ответили, что все перечисленные формы девиации (алкоголизм, наркомания, курение относятся к отклоняющемуся от нормы поведения.
    • лишь у 10 % (2 человека) опрошенных родителей дети находятся без присмотра 2-3 часа, остальные родители оставляют своих детей без присмотра на 8 и более часов, либо вообще затруднились ответить на данный вопрос.
    • большинство (примерно 85 %) родителей не имеют ни малейшего понятия о том, чем занимаются их дети в свободное от учебы время.
    • большинство (80 %)  опрошенных родителей считают, что основными причинами отклоняющегося от нормы поведения являются: стремление получить сильные впечатления, заболевания ребенка, стремление к самостоятельности и независимости. Свои неправильное поведение и антисоциальный образ жизни опрошенные родители не учитывают.
    • на вопрос «К какому из специалистов вы обратились бы в первую очередь за помощью, если бы у вашего ребенка появились проблемы в поведении?» 25 % опрошенных родителей ответили, что обратились бы к школьному психологу, 25 % - к психотерапевту, 50 % - к социальному педагогу. Классного руководителя, как помощника в решении проблем с подростками, родители не рассматривают.
    • лишь у 20 % опрошенных родителей возникли опасения, что их дети могут попасть в плохую компанию. Остальные 80 % затруднились ответить.
    • опасения родителей вызывают поздние приходы ребенка домой, прогулы школы, запах сигарет и алкоголя, исходящий иногда от ребенка.

    Таблица 2

    Сводная таблица результатов анкетирования  родителей

Вопросы Количество %
1. Какие  формы поведения вы назвали  бы отклоняющимися от нормы?

а) алкоголизм

б) курение

в) наркомания

г) Ваш  вариант ответа

 
 
 
 
4

16

 
 
 
 
20

80

2. Сколько,  примерно, времени в день ваш  ребенок (или ваши дети) предоставлен  самому себе?

а) не более 1 часа

б) 2-3 часа

в) 4-5 часов

г) 6-8 часов

д) более 8 часов

е) затрудняюсь  ответить

 
 
 
2 
 

18

 
 
 
10 
 

90

3. Что  обычно делает ваш ребенок  в свободное от учебы время? Не знаю

17

 
85
4. Что,  с вашей точки зрения, является  основными причинами отклоняющегося  от нормы поведения?

а) стремление получить сильные впечатления

б) заболевания  ребенка

в) недостаток знаний родителей о том, как справляться  с трудными педагогическими ситуациями

г) неблагополучная  ситуация в семье

д) стремление к самостоятельности и независимости

е) Ваш  вариант

 
 
 
6 

6

2 
 

6

 
 
 
30 

30

10 
 

30

5. К  какому из специалистов вы  обратились бы в первую очередь  за помощью, если бы у вашего  ребенка появились проблемы в  поведении?

а) классному  руководителю

б) школьному  психологу

в) социальному  педагогу

г) психотерапевту

д) Ваш  вариант

 
 
 
 
5

10

5

 
 
 
 
25

50

25

6. Возникают  ли у вас опасения, что ваш  ребенок может попасть в плохую  компанию?

а) да

б) нет

в) затрудняюсь  ответить

 
 
4 

16

 
 
20 

80

7. Если вы опасаетесь, что вызывает  ваши опасения? поздние приходы  ребенка домой, прогулы школы, запах  сигарет и алкоголя, исходящий  иногда от ребенка.

10

 
 
 
 
50
 

    Диаграмма 3

    Результаты  анкетирования родителей

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Таким образом,  после проведенного анкетирования  можно сделать вывод, что опрошенные подростки довольно хорошо информированы  о проблеме алкоголизма в подростковой среде, о влиянии алкоголя на растущий организм. В школе с подростками  проводится хорошо организованная работа по профилактике подросткового алкоголизма. Однако все эти меры не всегда удерживают подростков от существующего соблазна по примеру друзей попробовать алкоголь. Поэтому необходима разработка и  апробация новой программы по профилактике алкоголизма среди  подростков.

    Большинство опрошенных родителей мало занимаются воспитанием своих детей, не представляют, чем занимается их ребенок в свободное  время, не считают себя причиной проявления девиантного поведения ребенка.

    Социальным  педагогом школы проводится постоянная работа по профилактике алкоголизма  среди подростков и данная работа имеет свои положительные результаты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.2 Программа профилактики  аддиктивного поведения 

    Социально-педагогическая профилактика - совокупность государст-венных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения негативного характера и другие, социально опасные и вредные отклонения в поведении. Ее целью является создание предпосылок для формирования законопослушного, высоконравственного поведения.

    Под социальной профилактикой подразумеваются  научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия направленные на: сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей; содействие им достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов.

    Все профилактические мероприятия делятся  на три типа: первичная, вторичная  и третичная профилактика. Часто  первичная профилактика требует  комплексного подхода, который приводит в действие системы и структуры, способные предотвратить возможные  проблемы или решить поставленные задачи.

    Первичная, или социальная профилактика направлена на сохранение и 
развитие условий, способствующих здоровью, и на предупреждение 
неблагоприятного воздействия на него факторов социальной и природной 
среды.

    В литературе существует ряд профилактических программ, направленных на преодоление  алкогольной зависимости. Нами разработана  и апробирована программа социально-педагогической профилактики алкоголизма среди  подростков «Скажи алкоголю Нет».

    Обоснование актуальности программы:

    Проблема  употребления алкоголя очень актуальна  в наши дни. Сейчас потребление спиртных напитков в мире характеризуется  огромными цифрами. От этого страдает все общество, но в первую очередь  под угрозу ставится подрастающее поколение: дети, подростки, молодежь. Ведь алкоголь особенно активно влияет на несформировавшийся организм, постепенно разрушая его.

    Большое значение имеет организация воспитательного  процесса среди учащихся по профилактике алкоголизма. В центре внимания воспитательного  процесса в этом направлении - главные  этические ценности, как основа положительных  черт характера. Критериями оценки воспитательной работы должны служить нравственная атмосфера в учреждении, эффективность  работы преподавательского состава  и способность учащихся проявлять  положительные черты характера  в реальной жизни.

    Цель  программы:

    1. Обучающая - дать информацию о вреде алкоголя, сформировать отрицательное отношение к употреблению алкоголя, развить стремление у учащихся к здоровому образу жизни.

    2. Воспитательная - через различные  формы воспитательной работы  расширить кругозор школьников, подвести к мысли о том, что  жизнь без алкоголя содержательна.

    Задачи  программы:

    1. Создание условий для гармоничного  развития подростков в школьной  среде.

    2. Изменение ценностного отношения  подростков и родителей к алкоголю  и формирование антиалкогольных  установок.

    3. Пропаганда здорового образа  жизни.

    4. Развитие у подростков поведенческой  саморегуляции, осознания личной ответственности за свое поведение.

Информация о работе Девинатное поведение подростков