Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 15:17, творческая работа
Цель:
Содействовать формированию социализации детей через приобщение к истории, культуре родного края.
Наработать и систематизировать материал по данному разделу. Совершенствовать творческий поиск педагогов по разделу «Человек в своем в крае».
Задачи:
1. Конкретизировать представления детей о семье, родственниках, друзьях, родном городе.
2. Формировать представления о Республике Татарстан, ее символике, праздниках, главных событиях, выдающихся людях, о культурном достоянии.
3. Содействовать формированию интереса к культуре татарского народа в процессе восприятия народного фольклора.
4. Формировать навыки практического применения полученной информации в различных видах деятельности и в повседневной жизни.
5. Способствовать проявлению потребности в социально одобряемом поведении.
6. Способствовать становлению национального самосознания, ощущения принадлежности к культуре своего народа.
7. Воспитывать толерантность и уважение к представителям других национальностей
- Дети: - Дружить, помогать друг другу, выручать в трудную минуту, ездить, ходить друг к другу в гости, поддерживать друг друга.
А вы, хотите узнать о своих соседях?
- Да!
(воспитатель открывает первую посылку, показывает иллюстрации, фото, картины о Марий Эл)
Столица Республики Марий Эл - город Йошкар-Ола, в переводе с марийского означает красный или Красивый город. На марийском языке говорят марийцы. Воспитатель достает из посылки книгу. Я вам расскажу небольшую историю об этом крае. Много-много лет назад в этом крае жили люди, которые работали на этой земле, защищали ее от врагов. С древних времен марийцы занимались охотой, рыболовством, собирали грибы, ягоды. Разводили пчел, держали коров, овец, свиней, кур. В огородах выращивали картошку, рожь, лен, коноплю. В старину из конопли и льна марийцы ткали ткань из которой потом шили одежду.
Воспитатель достает из посылки куклу в национальной одежде. Предлагает детям посмотреть на праздничную одежду марийского народа – она была белого цвета и ее украшала красивая вышивка и разноцветные ленты, передник, украшения из монет, бисера, раковин, тканные из разноцветных ниток пояса.
Марийский край богат лесами и озерами. Воспитатель достает плакаты, иллюстрации с изображением заповедника «Марий чодра». Марийские дети прислали нам видеодиск заповедника «Марий чодра». Заповедник – это почти сказочный лес, это дом родной для зверей, птиц, насекомых. На следующем занятии посмотрим фильм о заповедниках Марийского края – узнаем что такое Кленовая гора, увидим главную достопримечательность горы – дуб. Его называют Пугачевским дубом.
Когда-то давным-давно под этим дубом отдыхал друг и защитник всех бедных и обиженных Емельян Пугачев.
Воспитатель достает из посылки культурную книгу. Самые известные, любимые из марийских блюд – это суп с Клецками, блины, вареники, ватрушки – перемеч. Вспомните дети, эти угощенья часто готовят и наши повара.
А еще в посылке марийские дети прислали картошку. Это любимая марийская игра: «Игра с картошкой». В эту игру марийцы часто играют на праздниках – демонстрируя свою ловкость и умение. Мы тоже поиграем в эту игру на прогулке.
А сейчас мы поиграем в знакомую нам марийскую игру: «Биляши» (дети сели). Воспитатель достает вторую посылку. Эту посылку прислали нам дети из Чувашской Республики (воспитатель показывает на карте). Столица Чувашии – город Чебоксары. Чуваши разговаривают на чувашском языке. Это тоже наши соседи. В старину чуваши, как и марийцы, занимались земледелием. Они сеяли рожь, овес, ячмень, разводили коров, овец, лошадей. Чуваши, как и марийцы занимались пчеловодством. Раньше чуваши жили в избах – юртах (показ картин). В избе вдоль стен были расположены сделанные из досок скамейки – нары, которые использовались как кровати. Чуваши очень любили украшать резьбой мебель, ворота, посуду (показ резьбы). Посуду чуваши изготавливали из глины и дерева (рассмотрев посуды из глины и дерева)
Воспитатель достает куклу из посылки. Посмотрите на одежду чувашей. Вы видите, она отличается от марийской одежды? Чувашские девушки носят платье с тремя, двумя оборками из ткани другого цвета, на голове шапочка. Шапочку обильно украшали бисером, бусинками, серебряными монетами. Чувашские девушки с детства учились шить и вышивать, и становились искусными мастерицами.
У чувашей есть много сказок, пословиц, поговорок, песен и танцев.
Они играли на таких инструментах, как волынка, барабан, гармонь, гусли.
Они прислали нам колыбельную песню: «Засыпай, сынок». Хотите послушать?
Чуччи-Чуччи, чуландай,
Старый вяз кору припас
Тебе на колыбельку,
Мягкий лен, белый лен
Подарил постельку.
Глубокая рябина
Качалку подарила,
Липа – веревочку,
Яблоня – крючок
Чуччи-чуччи, баиньки,
Засыпай, сынок.
Чувашские дети прислали нам чувашские загадки:
- С одной стороны лес
С другой поле (шуба)
- У кого рога длиннее хвоста (у козы)
- В желтом поле корабль плывет (комбайн)
- Не жар, не огонь, а возьмешь в руку опалит (крапива)
- Меня ждут не дождутся, как увидят разбегутся (дождь)
А еще в посылке есть книга с правилами и описанием чувашских игр: «Хищник в море», «Рыбки», «Луна и солнце» и др. В эти игры мы с вами позже поиграем.
Сегодня, дети, мы познакомились с соседними республиками Марий Эл и Чувашской республикой, с обычаями, их бытом, играли в игры, загадывали загадки.
И самое главное, что вы сегодня узнали – это то, что Чувашия и марийская республика – это соседние с нашим Татарстаном республики, а чуваши и марийцы наши соседи, и поэтому мы должны дружить друг с другом, помогать друг другу. Давайте вспомним пословицы о дружбе:
«Дружба и братство – дороже богатство»
«Друга ищи, а найдешь береги»
Дети, а давайте отправим телеграмму Чувашским и Марийским детям с благодарностью за посылки и с приглашением их в гости к нам в Татарстан.
Рекомендую знакомство с Марий Эл и Чувашской Республикой провести на двух занятиях.
Подготовительная группа. Тема: «Башкортостан и Мордовская Республика».
Программное содержание: расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине. Дать детям общие представления о Мордовской республике и республике Башкортостан. Познакомить детей с государственной символикой Мордовии и Башкортостана.
Закрепить знания о быте, народном творчестве, национальной одежде Мордовского народа, географическом расположении республик. Развивать речь детей, обогатить словарь новыми словами.
Воспитывать у детей уважение к обычаям, традициям другого народа, познавательный интерес к соседним республикам, доброжелательное отношение к мордовскому и башкирскому наро
Словарная работа:
Мордовия, столица – город Саранск, Мордва, пато, паця, пулай.
Башкортостан, столица – город Уфа, башкиры
Многонациональная, гостеприимная, курай, заповедник, гимн, племена, очпочмак
Методические приемы: сюрпризный момент, рассматривание национальной одежды, художественное слово, дидактическая игра, использование аудиозаписи, беседа по республикам.
Пособия и оборудование: Карта России, гербы, флаги России, Татарстана, Мордовии, Башкортостана. Национальный мордовский костюм, книги: «Темниковский заповедник», «Былины мордовского народа», иллюстрации, картины. Аудиозапись мелодии, исполняемые на курае, д/игра «Домино».
Предварительная работа:
Чтение легенд, сказок, мордовского, башкирского народов, рассматривание кукол в национальных костюмах, женские украшения, вышивки. Разучивание подвижных народных игр. Чтение книг о Мордовии и Башкортостане. Д/игры: «Назови одежду», «Чей головной убор», «Узнай растение», посещение мини-музея в д/саду.
Ход занятия:
- Дети, сегодня мы с вами продолжаем путешествие по родной Стране.
Посмотрите, на карту нашей Родины.
- Как называется республика, в которой мы живем?
- правильно. Татарстан (показывает на карте)
- Дети, покажите герб и флаг России, герб и флаг Татарстана.
Здесь вы видите еще флаги и гербы других республик.
Дети походят к столу, рассматривают символы каждого народа (флаг, герб)
- Дети, а вы хотите побывать у кого-нибудь в гостях? Или встречать гостей? (ответы детей)
- Мы сегодня познакомимся с Мордовской республикой.
Воспитатель показывает на карте, где находится Мордовия, называя главный город Саранск. Показывает флаг и греб Мордовии. Дети рассматривают их. Воспитатель объясняет значение герба.
- Звучит мордовская народная музыка
Стук в дверь. Входит девочка в национальном мордовском костюме.
- Дети, к нам пришла гостья.
Пословица: «для дорого гостя – и ворота настежь»
- Воспитатель: - Эта девочка – мордовочка, и на ней мордовский национальный костюм.
Девочка кружится, дети ее рассматривают
- Какие цвета использованы в костюме (ответы детей)
Девочка: - Ребята, у меня есть небольшой ларец. Он необычный.
«Волшебный ларец:
Позвони в бубенец,
И попади во дворец
Открывается палата
Посмотрите, чем она богата?
Нет ли там чудовищ?
Много ли сокровищ? (Да)
Сейчас мы это узнаем. Воспитатель открывает ларец, и дети рассматривают украшения мордовских женщин, одежду.
Панго-празд головной убор женщины
Венок из искусственных цветов – для девушек
Налобная повязка – вышитая бисером.
Паця – платок. А вот это – обязательный атрибут костюма – пояс. Его завязывают поверх женской рубахи. Называется он пулай.
Папар – это белая женская рубаха. На вороте находилось специальное украшение – застежка, сложные нагрудники из бисера, монет, бусы, серьги, браслеты, кольца.
Гостья знакомит детей с мордовской вышивкой, с элементами народного орнамента: крест, галочка, ступеньки, восьмиколечная звезда.
Девочка дарит детям д/и «Домино» (в основе игры – мордовский орнамент)
У мордовского народа много сказок, потешек, легенд. Сейчас я вам расскажу легенду о мордовском богатыре Пере.
В Мордовии много лесов, рек, озер (показывает картины с изображением животных, растений).
В Республике Мордовия есть Темниковский заповедник, в нем звери и птицы, насекомые и рыбы, травы и могучие деревья живут рядом и спокойно растут. В заповеднике запрещена не только охота и рыбалка, но и сбор ягод и грибов. Жизнь здесь течет по своим правилам и устанавливает эти правила сама природа. Гостья дарит детям книгу: «Темниковый заповедник».
Д: Дети, мордовский народ очень трудолюбив и гостеприимен, наш народ любит свою Родину и заботиться о лесах, реках, бережет достояние республики.
В: - А какие пословицы есть у мордовского народа о Родине?
1.В родном краю, как в раю
2.Кроме Родины, нет ничего
3.На родной стороне и камушек знаком
У нашего народа много традиции и обычаев, праздников, а на праздниках мы играем в игры, поем, пляшем. Вот и я хочу с вами поиграть в мордовскую игру «Раю-раю».
На память о нашей встрече я ларю вам эту книгу: «Былины мордовского народа».
Гостья уходит
- А мы продолжаем свое путешествие.
Воспитатель:
Здесь прекрасны
И земли, и небо
Любовь моя
Мой солнечный край,
Мне жаль того,
Кто здесь ни разу не был
Мне жаль того,
Кому не пел Курай…
(звучит аудиозапись мелодии, исполняемый на курае)
- Вам поправилось это стихотворение?
- Как вы думаете о чем оно? (ответы детей)
- Это стихотворение о республике Башкортостан (показывает на карте России)
- Дети, а вам нравиться мелодия которую вы слышите? Она исполняется на народном инструменте курае. Курай – это эмблема, визитная карточка Башкортостана.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть герб, флаг республики, объясняет значение герба.
- Кто изображен на фоне восходящего солнца?
- Салават Юлаев
- Кто же он? – Салават Юлаев национальный герой башкирского народа, воин, джигит. По краю герба расположен башкирский национальный узор. Под гербом флаг республики. Посмотрите, какой он красивый. Какие цвета вы видите на флаге? (синий, белый, зеленый). Синий цвет - это безоблачное небо, белый – чистота души, зеленый – вера в жизнь. У каждой республики есть свой гимн.
- Когда звучит эта торжественная музыка? (на праздниках, торжествах)
- Как слушают гимн. Вспомните, как мы слушали гимн России, Татарстана! (ответы детей – стоя, не разговаривая)
- Правильно
- А сейчас представьте, что мы поднялись высоко в небо, чтобы посмотреть с высоты птичьего полета на Башкортостан)
Республика Башкортостан расположена на Южном Урале. Мы видим высокие горы, дремучие леса и степи, озера и реки (показ картин)
Воспитатель показывает на карте столицу Башкортостана – город Уфа.
- Кто из вас хоть раз был в этом прекрасном городе?
- Что интересного вы там видели? (ответы детей)
Уфа – большой город, с красивыми многоэтажными домами, с широкими зелеными улицами. В Уфе много заводов, фабрик, учебных заведений, дворцов, музеев. Любимые места горожан – Памятник легендарному герою башкирского народа С. Юлаеву.
- Кто знает, чем богата республика Башкортостан?
- Какую пользу она приносит нашей стране – России? (ответы детей)
В Башкортостане добывают нефть, газ, уголь, железо, медь. Но главное богатство – это люди. В республике живут люди разных национальностей: башкиры, русские, татары, мордва, чуваши. Живут они в мире и согласии.