Человек в своем крае

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 15:17, творческая работа

Описание работы

Цель:

Содействовать формированию социализации детей через приобщение к истории, культуре родного края.
Наработать и систематизировать материал по данному разделу. Совершенствовать творческий поиск педагогов по разделу «Человек в своем в крае».

Задачи:

1. Конкретизировать представления детей о семье, родственниках, друзьях, родном городе.
2. Формировать представления о Республике Татарстан, ее символике, праздниках, главных событиях, выдающихся людях, о культурном достоянии.
3. Содействовать формированию интереса к культуре татарского народа в процессе восприятия народного фольклора.
4. Формировать навыки практического применения полученной информации в различных видах деятельности и в повседневной жизни.
5. Способствовать проявлению потребности в социально одобряемом поведении.
6. Способствовать становлению национального самосознания, ощущения принадлежности к культуре своего народа.
7. Воспитывать толерантность и уважение к представителям других национальностей

Работа содержит 1 файл

m63.doc

— 768.50 Кб (Скачать)

21 февраля весь мир отмечает Международный день родного языка. Родным принято считать тот язык, на котором человек думает.

Сегодня, по данным Атласа языков мира, выпущенного ЮНЕСКО в 2002 году, в разных странах мира люди говорят на 6 тысячах языков и примерно половина из них находится под угрозой исчезновения. По мнению специалистов, это происходит в том случае, если родной язык перестают изучать более 30 % детей.

Эксперты ООН предлагают для сохранения родных языков использовать их в школьном образовании в сочетании с официальным языком. Одним из лидеров такого подхода к обучению является Индия, где на разных уровнях школьного образования используется почти 80 языков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Традиции семейного воспитания народов Поволжья»

 

                    Без памяти – нет традиции, без    традиции – нет культуры,

                    без культуры – нет воспитания,  без воспитания – нет духовности,

                    без духовности – нет личности, без личности – нет народа.

                                                                                                            Г.Н. Волков

Татарстан – полиэтническое и поликонфессиональное  общество. На его территории с древнейших времен взаимодействовали различные культуры и этносы. В настоящее время здесь живут татары, русские, чуваши, марийцы, мордва, башкиры и представители других национальностей.

За столетие совместного проживания сложились традиции добрососедских межэтнических контактов, тесного культурного бытового хозяйственного  общения, взаимного уважения.

Как жили люди? Чем занимались народы Поволжья? Как работали и отдыхали? Какие они соблюдали обычаи и традиции? Как воспитывали своих детей? Ответить на эти вопросы – значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.

Воспитательный процесс, сегодня основывается на богатейшей базе культурного наследия каждой нации, осуществляется через межнациональное общение.

Для семейного строя  русских характерно длительное сохранение большесемейных  патриархальных традиций. Большая семья у русских объединяла несколько семейных пар, находившихся в прямом и боковом родстве. Ее отличала совместное владение имуществом, ведение общего хозяйства, общее жилище и стол. Во главе – старший мужчина. Из семейных обрядов наиболее развитие получили свадебные. Обязательно было венчание (« законный брак»).

На общественную жизнь села большое влияние оказывала церковь. Чередование труда и отдыха, формы и характер проведения досуга во многом определялись датами религиозного календаря, обязательного для всех. Рождественско – новогодний цикл обрядов, связанных с солнцеворотом, назывался святками. Широкое распространение   имело колядование – молодые люди веселой гурьбой обходили дома с пожеланиями хозяевам всякого благополучия и получали за это вознаграждение.

С Нового года  до Крещения  гадали (чаще девушки о своем замужестве), и много  веселья доставляли ряженые.

Масленица – неделя перед длительным постом предшествовавшим Пасхе. Обязательным для этого праздника была обильная жирная еда. Атрибутом масленицы стали блины. Самой любимой  забавой было катание с гор. Ходили друг другу в гости.

Обряд встречи весны – «жаворонки», испеченные из теста булочки в виде птички. 9 марта дети бегали с ними по улице и выкрикивали коротенькие стишки о весне.

В Пасхальную неделю молодежь проводила на улице массовые игры в крашеные  яйца. Яйца разбивали друг об друга, катали с горки или  по специальному лотку, их дарили  в подарок. Водили хороводы.

Весенний цикл обрядов и праздников заканчивается Троицей (50 день от Пасхи), также переход к лету.

Одна из главных моральных заповедей татар – почитание родителей. Моральный кодекс татар включает в себя такие качества, как скромность, вежливость, уважение к старшим, гостеприимство, бережное  отношение к земле и хлебу, готовность помочь ближнему.

Основным направлением в подготовке молодого поколения к жизни было трудовое воспитание. Идеей труда пронизано устное народное творчество.

Первое нравственное представление дети получали с ранних лет, овладевая родным языком, слушая произведения  устного народного творчества, в процессе повседневного общения. И первые традиции в народе – это традиция отношений, забота человека о другом человеке.

Многие традиционные обычаи, обряды, праздники с течением времени, превратились в удобные, привычные, необходимые стереотипы поведения, элементы праздничной культуры, имеющие выраженный национальный характер. Жизнь народа всегда была неотделима от природы, подчинено ее ритму. Переход солнца с зимы на лето, конец зимы начало весны, цветение трав _ все это праздновалось («Сомбелэ», «Нардуган», «Навруз», «Карга боткасы», «Сабантуй»). Свадебный обряд наиболее любимый народом, лучше сохранился до настоящего времени.

Башкиры говорят на башкирском языке, распространен татарский язык. В брачных отношениях сохранялись обычаи ливеранта – обручение малолетних детей. Браки совершались по сватовству. В свадебной обрядности выделялся обычай прятанья невесты, устраивались состязания в борьбе, конных скачках.

Семейный быт башкир строился на почитании старших, свекра и свекрови, родителей, на беспрекословном подчинении. Традиционные жилища башкир – войлочная юрта («тирмэ»). Традиционные блюда – бишбармак, куллама. Напитки – кумыс (из кобыльего молока), буза, бал,айран.

Основные народные праздники отмечались в весенне – летнее время.

После прилета грачей устраивали карга – туй, участники которого угощали друг друга ритуальной кашей, чаем, водили хороводы, соревновались в беге, а остатки оставляли на пнях и камнях со словами: «Пусть год будет плодоносным, жизнь – благополучной». Праздник бытует и в настоящее время.

Накануне весенних полевых работ, а местами после них проводили праздник плуга «Сабантуй». Забивали несколько баранов, корову, приглашали гостей из соседней деревни, устраивали борьбу, конные скачки, соревнование в беге, стрельбе из лука и т.д.

В середине лета проходил джин – праздник общий для нескольких деревень. Летом же проходили девичьи игры на природе. В засушливое время проводился обряд вызывания дождя с жертвоприношениями, молениями, обливанием друг друга водой.

Ведущее место в устно – поэтическом творчестве занимает эпос (сказки, частушки, песни и т. д.). Традиционные музыкальные инструменты  - курай, кбыз. Любимые игры: «Юрта», «Медный пень», «Палка –кидалка», «Липкие пеньки».

Чуваши говорят на чувашском языке. Основное традиционное занятие – земледелие. Семейные  обряды: дочь имела право наследования наряду с братьями. Девушка с 12 -13 лет готовила приданое. Прощались ранние браки. Невеста на несколько лет старше жениха. Сохраняется традиция минората (младший сын остается с родителями как наследник).

Молодежь устраивала в летний период гуляния с хороводами, зимой посиделки. Наиболее развитый жанр фольклора – песни. Музыкальные инструменты: волынка, пузырь, дуда, гусли , барабан, гармонь, скрипка. Народные игры: «Хищник моря», «Рыбаки», «Луна и солнце», и т. Д..

Марийцы населяют правобережье Волги. Семьи были малыми и моногамными. При заключении брака родителям невесты платили выкуп (олно), а они отдавали за дочерью приданое (включая скот). Приданое являлось собственностью жены. Встречались смешанные браки с русскими и чувашами. Развита традиционная медицина, основанная на представлениях о космической жизненной силе, воле богов, порче, сглазе, злых духах, душах умерших; знахари и колдуны.

Марийские народные игры: «Катание мяча», «Биляша» и т.д.

Удмурты говорят на удмуртском языке. Большая часть верующих удмуртов – православные. Удмурты занимались рубкой леса, заготовкой леса и древесины. Распространенным занятием женщин были прядение, вязание, вышивка и ткачество.

Изба была зимним жилищем.  Летом  жили в не отапливаемой одно или двухэтажной клети с галереей.

Большое место в жизни удмуртской деревни играли календарно – обрядовые праздники, связанные с важными этапами сельскохозяйственных работ. С переходом удмуртов в православие древние  обряды испытали заметное влияние (Рождество, Крещение, Пасха, Троица, Масленица). Самый важный праздник – Гырыны потон или Акашка.

Главное место в фольклоре занимало песенное творчество (лирические, игровые, плясовые). Песнями встречали  и првожали гостей. Пение и танцы сопровождались игрой на музыкальных инструментах: гуслях, варгане, свирели, флейте, волынке, трещетках и рожках. Удмуртские народные игры: «Водяной», «Серый зайка», «Охота на лося», «Игра с платочками».

Н.Д. Ушинский говорил, что воспитани, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у других народов.

Выработанные веками традиции человеческого общежития у всех народов имеют единую иде2йно – нравственную основу, суть которой – социальное сплочение людей ради выживания и прогресса. Однако, традиции каждого народа неповторимо своеобразны и отражают конкретные социально – экономические, природно – климатические и исторические условия жизни населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема:«Как научить  ребенка разговаривать красиво, звучно и правильно»

Ребенок, не научившись уважать нацию, с которой непосредственно связан, никогда не научится уважать и любить другие народы, которые для него лишь только абстрактное понятие. Привитие любви к родному краю осуществляется при знакомстве детей с народом этой республики, о быте, труде, о творчестве, искусстве этого народа. С этой целью в детских садах проводится разнообразная работа: наблюдения, экскурсии, беседы, рассказы о знаменитых людях, или приглашения для беседы в детский сад, проведение национальных праздников, просмотр фильмов. Сначала необходимо выделить знания о родном крае детей о родном крае, познакомиться воспитателю пособиями и методической литературой о родном крае в методическом, татарском кабинете. И на  основе всего этого нужно составить перспективный план работы на один год по ознакомлению детей с  родным краем, соблюдая все принципы планирования.

Работу нужно начинать со своего детского сада.

1. Познакомить детей с нашим детским садом.

а). Как называется наш детский сад? (дети должны знать название детского сада на 2 -х языках).

б). Кто заведующий детским садом?

в).  Кто еще там работает?

На музыкальных занятиях разучить песни  «В детском саду» музыка Н Зарипова, слова Н. Гайсина в старших группах.

2. Знакомство с родным городом. (беседы, экскурсии по улицам города, достопримечательности, рассматривание иллюстраций о Набережных Челнах). Чтение стихов  Г. Зайнашева «Цветы КамаЗа», Ю. Котова «О КамаЗе», чтение рассказа Х. Ш. Гайданова «Красивый город – живой город».

Выставка детских работ на тему: «Мой любимый город».

3. Знакомство с республикой Татарстан (Рассматривание карты Татарстана, беседа о растительном и животном  мире, о дне рождении нашей республики, о далеком прошлом Республики Татарстан).

На музыкальных занятиях слушание песни «Родина моя» муз. З Хабибуллина, сл.        Х Вахита «Гимн Республики», разучивание песни «Солнечная страна» муз. М. Шамсутдиновой, сл. Р. Галиевой,

4. Знакомство со столицей Татарстан – Казань, крупнейшими промышленными городами Нижнекамск, Альметьевск, Заинск, Бавлы. Беседа о них показом иллюстраций, слайдов.

5. Рассказывание о жизни и творчестве великого татарского писателя Г. Тукая. Заучивание стихотворения Г.Тукая  «Родной язык» на двух языках,чтение сказок «Водяная», «Шурале», «Мышь попавшая в молоко», «Сказка о козе и о баране», «Забавный ученик», «Киска озорница» с показом иллюстраций.

На музыкальных занятиях слушание  А. Ключарева из балета «Шурале». Провести для детей тематическое занятие, посвященное ко дню рождения Г. Тукая. Организовать выставку детских работ по произведениям Г. Тукая. В группах организовать уголки Г.Тукая, иметь информации для родителей о великом писателе.

6. Рассказы о жизни и творчестве  М. Джалиля, беседа. Чтение книг «Вольные ветры», Р. Мустафина «Красная ромашка» о Джалиле, разучивание стиха М. Джалиля, рассматривание иллюстраций. Экскурсии к памятнику М. Джалиля в городе Набережные Челны.

7.Знакомство детей с писателем А. Алишем и его произведениями. «Кто самый смелый?», «Болтливая утка», «Ничкэ бил» и другими. Литературная викторина по сказкам А.Алиша.

8.Старших дошкольников познакомить с творчеством художника Х. Якупова. Рассматривание картин «Сильные люди».

9. Дать детям понятия о великих татарских композиторах Р. Гилязевой, Г.Гараевой.

10. Ознакомление детей с татарским  декоративно – прикладным искусством.

а) иметь в группах татарские уголки с 2 мя куклами (мальчик, девочка) в татарской национальной одежде.

Информация о работе Человек в своем крае