Человек в своем крае

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 15:17, творческая работа

Описание работы

Цель:

Содействовать формированию социализации детей через приобщение к истории, культуре родного края.
Наработать и систематизировать материал по данному разделу. Совершенствовать творческий поиск педагогов по разделу «Человек в своем в крае».

Задачи:

1. Конкретизировать представления детей о семье, родственниках, друзьях, родном городе.
2. Формировать представления о Республике Татарстан, ее символике, праздниках, главных событиях, выдающихся людях, о культурном достоянии.
3. Содействовать формированию интереса к культуре татарского народа в процессе восприятия народного фольклора.
4. Формировать навыки практического применения полученной информации в различных видах деятельности и в повседневной жизни.
5. Способствовать проявлению потребности в социально одобряемом поведении.
6. Способствовать становлению национального самосознания, ощущения принадлежности к культуре своего народа.
7. Воспитывать толерантность и уважение к представителям других национальностей

Работа содержит 1 файл

m63.doc

— 768.50 Кб (Скачать)
>Программное содержание: Способствовать проявлению познавательного интереса к истории семьи, родословной. Содействовать проявлению заботы к малышам и пожилым родственникам. Воспитывать уважительное, понимающее, бережное  отношение к реликвиям и интересам членов семьи.

Словарная работа: родословное древо, реликвия, предки.

Методические приемы: Беседа по пословицам о семье, моделирование родословного древа семьи, пальчиковая игра.

Пособия и оборудование: контур дерева, рисунки, фотографии людей.

Связь с другими видами деятельности: рассматривание иллюстраций, фотоальбомов о семье, чтение произведений, беседы  о взаимоотношениях с взрослыми, разучивание пословиц и поговорок о семье, рисование «Наша дружная семья».

Ход занятия:

Дети, послушайте пословицу о семье «». Скажите, почему так говорят? Правильно, если у человека нет семьи, то ему очень тяжело приходится. А если у человека есть семья, то ему в жизни  бывает легче.

Вы, конечно же, знаете своих родственников. Назовите их. В старину говорили, что чем больше человек знает родственников, тем он сильнее и богаче. Люди гордились тем, что у него много родственников.  И, чтобы доказать это, люди имена своих родственников записывали на картине в виде дерева. Поэтому эта картина так и называлась: родословное древо.

Сегодня на занятии мы составим родословное древо девочки Оли и мальчика Саши. На этом дереве они находятся на одной большой ветке, потому что они брат и сестра. Оля и Саша очень дружные. Оля заботится о Саше, потому что она старше него. На стволе дерева, откуда растет ветка, я помещу фотографии мамы и папы Саши и Оли. Это их родители – это самые близкие люди на свете. Давайте поговорим про родителей, какие  ласковые слова можно сказать про маму и папу. (Чтение произведения про родителей).

И у мамы и у папы есть свои родители. Их фотографии  я помещу пониже, на этом же стволе. Под маминой фотографией – мамины родители – бабушка с дедушкой, а под папиной фотографией – родители папы – тоже бабушка с дедушкой.

С бабушками и дедушками очень интересно беседовать. Они много знают, рассказывают много интересного. Когда они были маленькими. У них были совсем другие игрушки. Посмотрите, я принесла куклу, с которой играли ваши бабушки, когда они были маленькими девочками. А сейчас мы поиграем в игру, в которую любили играть ваши бабушки и дедушки (народная подвижная игра «Ручеек», «Коршун» ит.д.).

Дети, в каждой семье есть старинные вещи – реликвии. Это вещи, которыми пользовались предки – наши  бабушки и дедушки. Это могут быть часы, посуда, мебель. Члены семьи очень бережно относятся  к ним. Берегут их. И вы, дорогие дети, берегите вещи, предметы в вашем доме. Может быть, они тоже когда-нибудь, станут реликвией для ваших детей.

Дети, как вы думаете, у ваших бабушек и дедушек были родители? Конечно же! Вот эти бабушки и дедушки (помещается на стволе «древа» изображения пожилых людей). Они для Оли и Саши являются прабабушками и прадедушками. У прабабушки и прадедушки тоже были родители. Они уже будут называться прапрабабушками и прапрадедушками.

И так до бесконечности.

Сегодня я вам показала, как составляется «родословное дерево». Дома вы вместе с родителями попробуйте составить свое «родословное древо».

 

 

                         

 

 

 

 

 

 

Блок « Республика Татарстан»

Средняя группа. Тема:  «Моя Республика»

Программное содержание: Расширить знания детей о Республике Татарстан   (о промышленности, природе, празднике «Сабантуй»), познакомить с национальным женским костюмом. Развивать внимание, мышление, грамматическую речь. Воспитывать любовь к родному краю.

Словарная работа: Республика  Татарстан, нефть, Сабантуй, камзол, калфак, ичиги.

Методические приемы:  ТСО, сюрпризный момент, игровой прием, словесные  приемы, рассматривание иллюстраций, беседа, анализ, поощрение.

Связь с другими видами деятельности: рассматривание иллюстраций, фотоальбомы о республике, сабантуй.

Пособия и оборудование: Лунтик, иллюстрации о Республике Татарстан, кукла в национальной одежде.

Ход занятия:

Дети, кто пришел к нам в гости? Правильно – это Лунтик. Ребята, Лунтик  интересуется, в какой республике вы живете?  (мы живем в Республике Татарстан). Дети, давайте познакомим Лунтика с нашей Республикой.  Наша Республика Татарстан очень красивая, богатая, расположена по обеим сторонам реки Волги. Еще протекают реки Кама, Вятка, Белая и другие.  Ребята, как называется столица Татарстана? (столица Татарстана  город Казань). Правильно, это очень древний красивый город       ( показ иллюстраций).

В Татарстане расположено много других городов и сел. Дети, назовите какие города Татарстана вы знаете? (города: Альметьевск, Заинск, Елабуга, Нижнекамск и другие). Ответьте пожалуйста, в каком городе вы живете? (мы живем в городе Набережные Челны). Расскажите Лунтику о городе  Набережные Челны (наш город красивый, много разных магазинов, на заводе нашего города выпускают КАМАЗы). В Татарстане есть много других заводов, фабрик, которые выпускают самолеты, вертолеты, станки, часы, холодильники и многое другое. Наша Республика богата еще нефтью (показ иллюстраций по добыче нефти). Чем богата наша Республика? (нефтью). Из нефти изготавливают бензин для машин, ткани и другое. В нашей республике богатая и красивая природа (показ иллюстраций с изображением природы республики). Природа богата лесами, в лесах растут разные деревья, цветы, ягоды, грибы. Живут дикие звери – лиса, белка, лоси. Ребята, посмотрите на картину и скажите какие деревья растут в наших лесах? (береза, клен, липа, ель, сосна осина). Перечислите  пожалуйста, какие ягоды растут в лесу (земляника, малина, ежевика). Давайте сейчас отдохнем, покажем как ходит лиса и мишка, прыгают зайцы (имитация движений животных).

Наша Республика многонациональная. В ней живут люди разной национальности: татары, русские, чуваши, башкиры, марийцы, мордва, удмурты и другие.

В Татарстане каждый год проводится праздник Сабантуй – национальный праздник татар, его празднуют летом. Ребята, скажите какой национальный праздник проводится каждый год в Татарстане? (Сабантуй). Этот праздник проходит после окончания полевых работ (показ иллюстраций). На празднике принимают участие люди разных национальностей, устраивают спортивные состязания, выступают дети, бывает очень весело и интересно (включает аудиозапись с татарской музыкой). Далее показывают куклу в национальной одежде. Посмотрите, как кукла одета: на голове у куклы – калфак, на ногах – ичиги, поверх платья – камзол. Повторите, ребята, во что одета кукла? (калфак, ичиги, камзол). Лунтик, мы рассказали тебе о своей Республике Татарстан, которой мы гордимся и любим. Ребята, что интересного вы узнали на занятии? (ответы детей). Воспитатель обобщает занятие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Старшая группа. Тема: «Города республики Татарстан»

Программное содержание: Уточнить и расширить знания детей о городах республики Татарстан: Казани, Елабуге, Альметьевске, Набережных Челнах. Развивать любознательность. Воспитывать любовь к родному краю, уважение к людям, прославившим этот край.

Словарная работа: нефть, достопримечательности, проспект, музей.

Методические приемы: показ иллюстраций, вопросы, игра – соревнование, беседа, физминутка.

Пособия и оборудование: иллюстрации с городами Республики Татарстан, портреты видных людей.

Связь с другими видами деятельности: рассматривание иллюстраций, дидактическая игра «Расскажи про город», прослушивание аудиозаписи.

Ход занятия:

Ребята, сегодня я буду вашим экскурсоводом и познакомлю вас с некоторыми городами нашей республики. Скажите пожалуйста, в какой республике мы с вами живем? (мы живем в республике Татарстан). Кто назовет столицу республики Татарстан? Правильно, столицей является город Казань (рассматривание иллюстраций). Город Казань большой и красивый, древний, расположен на берегу реки Волга. В Казани как в Москве есть Кремль, который возвышается на высоком  холме и окружен белыми стенами, также видна башня Сююмбике, мечеть Кул  Шариф. Дети, в Казани много исторических мест, одним из которых является государственный университет, где училось  много знаменитых людей, в настоящее время обучаются в университете много студентов из городов разных республик и стран. В городе Казани много театров, есть цирк, зоопарк. Открылось метро. В красивых зеленых парках, садах отдыхают люди. Еще имеется большой стадион, где  проходят матчи по футболу и хоккею. В 2013 году в Казани будет Универсиада, где пройдут соревнования по всем видам спорта. Давайте и мы с вами посоревнуемся, покажем свою ловкость (игра «Передай мяч) - физминутка. Сейчас я вас познакомлю с другим городом – Елабугой (показ иллюстраций). Город Елабуга расположен на правом берегу красавицы реки реки Камы, среди лесов, бескрайних лугов, многочисленных озер. Елабуга – исторический город – музей. В городском саду среди деревьев стоит памятник Н.А. Дуровой – первой женщине – кавалеристке. Есть старая крепость, которая называется «Чертово городище», множество деревянных старинных домов, церквей, музеев. Один из знаменитых музеев города - музей имени И.И. Шишкина. Ребята, кто скажет, кем является И.И. Шишкин (художник). Он жил в городе Елабуга и писал свои знаменитые картины «Утро в сосновом бору», «Сосны, освещенные солнцем» и другие (показ иллюстраций). Он любил рисовать природу: леса, рощи, поля. Также в городе за последние годы открыты: новый стадион, ледовый дворец. Ребята, закройте глаза, сядьте удобно (включается музыка). Представьте себе, что вы находитесь в лесу, перед вами встают великие и могучие сосны, густые березовые рощи, вот журчит родник. Такую красивую природу изображал в своих картинах И.И. Шишкин.  Путешествие продолжается  (показ иллюстраций)  Этот город  называется Альметьевск, он славится нефтью. Его называют нефтяной нефтяной столицей Татарстан. В этом городе много больших заводов: газоперерабатывающий, спиральнетоновый, завод по изготовлению нефтяного оборудования, завод «Радиоприбор» и другие. В городе живут разные национальности. Город красивый и чистый. Ребята, посмотрите на эти иллюстрации, вы узнали какой это город? Правильно, город Набережные Челны. На берегу какой реки расположен наш город?      (на берегу Камы) Скажите, чем славится наш город? (ответы детей) Где используются  большегрузые  автомобили? (ответы детей). В нашем городе красивые дома, широкие улицы и проспекты (показ иллюстраций). Назовите, какие  улицы и проспекты вы знаете? (ответы детей). А кто назовет, какие есть в нашем городе памятники? (ответы детей). Еще в нашем городе есть театры, кинотеатры, органный зал, множество магазинов, летний цирк «Айгуль», парки отдыха. Есть стадион, ледовый дворец. В нашем городе много школ, детских садов, учебных заведений. Город очень красивый, зеленый, цветущий и чистый.
Вот и завершилась наша экскурсия по городам Татарстана. С другими городами Татарстана мы познакомимся на других занятиях. Ребята, с какими городами вы сегодня познакомились? Какой город вам понравился больше всего, почему? (ответы детей). Любите ли вы свой город? А что нужно сделать, чтобы он оставался таким красивым, чистым? (ответы детей).

 

Подготовительная группа. Тема: «Символика республики Татарстан»

Программное содержание: Познакомить детей с государственной символикой республики Татарстан, углубить знания о родном крае. Развивать внимание, память, умение точно отвечать на поставленные вопросы. Воспитывать чувство гордости за принадлежность к народу Татарстана, чувство уважения к национальным традициям татарского народа.

Словарная работа: символы, гимн, флаг, герб.

Методические приемы:  художественное слово, применение ТСО, показ иллюстраций, беседа, аппликация.

Связь с другими видами деятельности: слушание гимна республики Татарстан, чтение произведений о Татарстане, проведение аппликации.

Пособия и оборудование: аудиозапись, флаг, герб  Республики Татарстан.

Ход занятия:

Спросите нас: «Откуда вы?»  «Мы с Волги, из Казани, поит нас волжская вода, мы хлеб растим, пасем  стада, качаем нефть, грузим суда в  свободном Татарстане».  Ребята, вы послушали стихотворение  Сибгата  Хакима. «Откуда вы?».   О чем это стихотворение?  (ответы детей). Правильно, это стихотворение о  нашей любимой  Республике  Татарстан. Как наш народ растит хлеб, качает нефть и живет хорошо в своем краю. Как называется столица Татарстана? (ответы детей). Правильно, город Казань. Наш Татарстан – независимое государство и у каждого независимого государства есть свои знаки отличия - символы. Это гимн, флаг, герб. Сегодня мы с ними   познакомимся. Гимн – это торжественная песня, которая исполняется ежедневно  утром по радио Татарстана, также при открытии торжественных собраний, при поднятии государственного флага Республики Татарстан во время разных церемоний, при открытии памятников в ознаменовании различных исторических событий. При публичном исполнении государственного гимна Республики Татарстан, присутствующие встают. Музыку государственного гимна Татарстана написал талантливый композитор Рустем  Яхин. А теперь давайте послушаем гимн Республики Татарстан (включается аудиозапись). Как необходимо слушать гимн (ответы детей). Правильно, давайте слушать стоя. Садитесь.   ( Показ государственного флага). Дети, что это? (ответы детей).  Правильно, это флаг Татарстана. Из каких цветов он состоит? (ответы детей). Правильно, государственный флаг  - это лицо страны, символ независимости. Длина его в два раза больше ширины. Разделен он на три части. Верхняя часть – зеленая, нижняя – красная, а в середине узкая белая полоса. Каждый цвет имеет  свое значение. Красный – это цвет  солнца, огня, зеленый – это символ живой природы,  и молодости, белый – символ чистоты, чести и мира. Войны всегда несли свой флаг впереди и берегли его. Сейчас  мы пройдемся как солдаты, впереди нас Эмиль будет нести флаг (физкультминутка). (Показ герба Республики Татарстан). Это герб, на государственном гербе Республики Татарстан изображен крылатый белый барс на фоне красного диска. Его приподнятая лапа означает Верховная власть. На боку  у барса круглый щит с изображением на нем цветков астры с восьми лепестками. Щит означает  защищенность, безопасность, а  восьми лепестковая астра – знак долголетия. Орнамент выражает красоту, плодородие нашей республики. Герб выполнен теми же цветами, что и государственный флаг нашей республики. Ребята,  с чем  мы сегодня с вами познакомились? (ответы детей) Назовите государственные символы  (ответы детей). Кто написал гимн Республики Татарстан? (ответы детей).  Кто расскажет о государственном флаге? (ответы детей). Какое  животное изображено  на гербе? (ответы детей), Какой цветок изображен на гербе? (ответы детей). Молодцы. А сейчас  из цветной бумаги сделаем флаг  Татарстана (работа выполняется за столом). Молодцы, ребята, на этом наше занятие завершилось.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           Блок «Мы изучаем татарский язык».

Средняя группа Тема: «Татарский фольклор» (средняя группа).

Программное содержание.

Продолжать знакомить детей с татарским фольклором.

Помочь детям понять содержание сказки и оценивать поступки героев.

Развивать внимание, память, мышление.

Воспитывать интерес к татарскому народному ТВ

Словарная работа:

Кувшин, ат (лошадь), сыер (корова), сарык (овца), эт (собака), тавык (курица), каз    (гусь), урдәк (утка), әтәч (петух), кояш (солнышко).

Методические приемы:

Рассказывание татарской народной сказки «Лиса и журавль», беседа по прочитанной сказке, рассматривание иллюстраций, анализ.

Пособия и оборудование:

Книжка с иллюстрациями, отображающими каждый эпизод сказки, игрушки (домашние животные и птицы), маска лисы, «солнышка», «лошадки», татарский фартук и платок.

Связь с другими видами деятельности:

Чтение татарских сказок, рассматривание иллюстраций, разучивание татарских игр. Заучивание татарских загадок о домашних птицах, заклички о солнце, считалку.

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Сегодня мы с вами поедем в гости к бабушке Зульфие в татарскую деревню.

Ребята, что-то погода за окном испортилась. Как нам не хватает солнышка! Давайте мы дружно его позовем закличкой, будем его закликать к себе.

Көяш, чык, чык, чык!

(Солнце взойди, взойди, взойди!)

Дам тебе ложку масла,

Дам тебе масло со сковородки.

Зарежу жирного быка,

Сало отдам тебе,

Мясо съем сам,

Кости выброшу собаке.

(татарская)

(Появилось солнышко).

Что мы с вами делали? (Закликали солнышко).

Вот и хорошо, появилось солнце. Мы поедем на лошадках. У меня лошадь большая, а у вас – детеныш лошади (дети – жеребята). Садимся и скачем по дорожке.

Звучит татарская народная песня «Скакун».

Выйду из дома,

И степь за порогом,

Промчусь по степи

На коне быстроногом –

Крылья мои – скакун удалой

Птица на крыльях

Над степью взовьется,

Конь по степи,

Словно птица несется –

Информация о работе Человек в своем крае