Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 18:29, реферат
Права человека, их генезис, социальные корни, назначение — одна из вечных проблем исторического, социально-культурного развития человечества, прошедшая через тысячелетия и неизменно находившаяся в центре внимания политической, правовой, этической, религиозной, философской мысли. Права человека — сложное многомерное явление. В различные эпохи проблема прав человека, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала либо религиозное, либо этическое, либо философское звучание в зависимости от социальной позиции находившихся у власти классов.
Введение ______________________________________________________2
1. Права человека в Кыргызстане _________________________________3
2. Анализ достижений и предложения _____________________________9
Заключение ____________________________________________________16
Список литературы _____________________________________________17
Содержание
Введение
______________________________
1. Права
человека в Кыргызстане ______________________________
2. Анализ
достижений и предложения
_____________________________9
Заключение
______________________________
Список
литературы ______________________________
Права человека, их генезис, социальные корни, назначение — одна из вечных проблем исторического, социально-культурного развития человечества, прошедшая через тысячелетия и неизменно находившаяся в центре внимания политической, правовой, этической, религиозной, философской мысли. Права человека — сложное многомерное явление. В различные эпохи проблема прав человека, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала либо религиозное, либо этическое, либо философское звучание в зависимости от социальной позиции находившихся у власти классов.
Отказ в предоставлении человеку прав и свобод является не отдельной и личной трагедией, но и создает условия для социальных и политических беспорядков, сеет семена насилия и конфликтов в самом обществе и между обществами и государствами. Как указывается в первом положении Всеобщей декларации прав человека, человеческое достоинство «является основой свободы, справедливости и всеобщего мира».
Собственно говоря, права человека являются правами, которыми мы обладаем просто потому, что мы люди. У этой обманчиво простой идеи, однако, очень существенные социальные и политические последствия.
Права человека по той простой причине, что они являются лишь таковыми не более того, являются универсальными, равными и неотъемлемыми. Они принадлежат всем людям на планете. Или ты человек, или ты не человек. То же самое с правами – либо как человек ты обладаешь правами человека, либо не обладаешь. И лишиться этих прав так же невозможно, как перестать быть человеком, как бы бесчеловечно к тебе не относились.
1.
Права человека в Кыргызстане
Кыргызстан
относится к числу тех
Естественные (гражданские, личные) права
индивида - одно из главных ценностей человеческого
бытия. В теории прав человека утверждается,
что до появления государства люди пребывали
в естественном состоянии, но оно порождало
у них чувство неуверенности. Тогда они
создали государство, которому отдали
часть своих прав, кроме таких неотчуждаемых
прав, как право на жизнь, право собственности,
личную свободу и т.д. Отсюда вытекает
правило, что никто – ни государство, ни
общество, ни законодатель не вправе посягать
на естественные права человека, они призваны
лишь их охранять и оберегать. Государство
объединяет людей под эгидой установленного
им закона, само соблюдает его и охраняет
права личности. Права, свободы и обязанности
человека и гражданина реализуются на
основе равноправия. Это важный принцип,
характеризующий правовой статус человека
и гражданина, содержание которого является
весьма многогранным.
2.
Анализ достижений и
предложения
Конституция является политическим документом, это основной свод правил, который определяет, как будет жить государство, общество, народ, по каким правилам, как будут осуществляться права человека. Поэтому целью конституционной реформы в первую очередь является организация государственной власти, права человека в нем вторичны. От организации государственной власти будет зависеть, как будут реализованы права человека и как государство будет относиться к правам человека, насколько оно будет гарантировать и обеспечивать их реализацию. Без эффективного государственного устройства не может быть и эффективных гарантий и защиты прав человека.
Эффективное и продуманное законодательство будет невозможным, если Жогорку Кенеш, как законодательная ветвь власти, не начнет внедрять в практику своей законодательной деятельности новейшие парламентские процедуры и механизмы, не избавится от советского наследия в законодательной деятельности. Одним из самых слабых мест в законодательной работе кыргызского парламента является искусственность структуры Жогорку Кенеша, недостаточное умение парламента пользоваться современными навыками деятельности и парламентскими технологиями, неумение квалифицированно и эффективно контролировать исполнение законов, разорванность и разобщенность законодательного и контрольного процесса, существенно влияющие на уровень и качество эффективности защищенности людей.
В
Кыргызской Республике нет недостатка
в нормативно-правовых актах, регулирующих
права человека и гражданина. Современная
законодательная база расширяется
и обновляется очень
Итог разрешения данной проблемы в немалой степени зависит от таких слагаемых, как выбор стратегии развития страны, формирование эффективной политической системы, активного внедрения в общественную жизнь не только демократических идей, но и ценностей либеральной идеологии (идеологии свободы), формирования современной правовой культуры и самосознания, от совершенствования существующей нормативно-правовой базы, так и от имплементации норм международного права в национальное законодательство. Немаловажную роль в реализации задач построения правового кыргызского государства, где будут всемерно уважаться и соблюдаться права человека, зависит от того, как в конституции и законодательстве будет заложена система балансов между ветвями власти, как четко будут очерчены функции и полномочия каждой ветви власти, обеспечены механизмы их взаимодействия и контроля, установят систему ответственности за нарушения прав человека и т.п.
Большое значение играет реформирование парламента Кыргызстана, который сейчас преимущественно работает как советский Верховный Совет, медленно осваивает последние достижения парламентского права, слабо внедряет в свою законодательную деятельность современные парламентские процедуры и механизмы. Эти недостатки кыргызского парламентаризма приводят к производству и воспроизводству неэффективных и некачественных законов, которые негативно влияют на жизнь, создают неразбериху в законодательстве, плодят ненужные страсти, приводят к неверным, неправомерным и непредсказуемым решениям, росту коррупции, торможению реформ.
Например, полномочия по толкованию конституции в соответствии с советской традицией дано кыргызскому парламенту, хотя это право законно принадлежит Конституционному суду. Надо изменить порядок обсуждения конституции и конституционных поправок в парламенте. Проводить по ним в Жогорку Кенеше обязательные и точные процедуры по принятию законов (полноценные 3-кратные чтения) с правом вносить изменения и предложения. Конституционный суд должен быть лишен права давать свое заключение на проект конституционных поправок, т.к его задача разрешать юридические споры, а не законодательствовать. Как можно судить о том, чего еще нет, например, новой конституции, с чем его сравнивать – со старой конституцией, или конституциями других стран? Но на это есть Венецианская комиссия...
Необходимо активно совершенствовать организацию работы парламента и законотворческого процесса, приближать ее к общепризнанным стандартам парламентской деятельности. В частности, необходимо четче прописать в регламенте такие основные принципы, механизмы и процедуры, как, "пакетный" принцип принятия законопроектов, обязательный порядок прохождения законопроекта через процедуру 3-кратных чтений, правила презентации лоббистских интересов, проведение анализа регулятивного воздействия и т.п. Эти процедуры должны быть открыты, прозрачны, объективны, беспристрастны, понятны и справедливы. Предлагаемые меры должны способствовать повышению эффективности законодательства, прозрачности и общественного доверия к работе законодательной ветви власти, а также противодействовать случаям лоббистского манипулирования законотворческим процессом и коррупции депутатов. Наступило время, когда власти и гражданскому обществу следует задуматься, а стоит ли дальше плодить неэффективные законы или же лучше заняться инвентаризацией существующего законодательства и совершенствованием структур государственного управления? В правоприменительном обороте должны быть только акты, принятые в соответствии с установленной процедурой и известные гражданам. Опасны не столько плохие законы, сколько административные акты, произвольно применяющие законы или функционирующие за рамками права. Аморфные и расплывчатые законы, согласно существующей в правовом государстве юридической доктрине, не должны иметь юридической силы и должны быть отменены компетентным органом.
В конституции страны необходимо обеспечить приоритет соблюдения прав и свобод человека, предоставляя отдельным лицам и организациям гражданского общества эффективные средства их защиты. Они могут включать, например, расширенную возможность доступа к суду, право обращения каждого человека в Конституционный суд по поводу нарушения или ограничения прав и свобод человека (конституционная жалоба), расширение задач уполномоченного по правам человека и его обязательства сотрудничать с правозащитными организациями. Конституционному суду надо дать право возбуждать конституционное судопроизводство по своей инициативе, а попытки его ликвидации рассматривать как проявление неуважения к правам и свободам человека.
Необходимо продолжить практику дальнейшей специализации судов. Принимая во внимание исключительную важность проблемы прав человека, есть необходимость создания в общей системе судов специализированного административного суда по правам человека, в компетенцию которого входили бы вопросы, связанные с оперативным рассмотрением случаев грубого или массового нарушения прав индивидов, жалобами людей на нарушение их конституционных прав и свобод.
В разделе конституции, где декларируются права и свободы человека, не должно быть ограничений этих прав, как это было до конституции 2006 г. Ограничения желательно объединить в отдельную норму. Они должны быть минимизированы и четко прописаны в рамках конституции и без ссылок на другие законы. Иначе имеется опасность постепенного расширения этих ограничений.
Перечень прав и свобод должен быть приведен в соответствие с Всеобщей декларацией прав человека и пактами о гражданских и политических правах, с учетом возможностей страны социальные и экономические права. Эти международные акты должны быть признаны документами прямого действия с правом судов непосредственно применять их положения. Конституция должна четко определить приоритет ратифицированных Кыргызстаном международных договоров и соглашений над местным законодательством. Правительству необходимо более ответственно подходить к подписанию международных актов и возникающим после этого обязанностям государства, а не настаивать на приоритетах внутреннего законодательства перед международным правом.
Предложенные и принятые в Конституции изменения, включая передачу права выдачи санкции на арест от прокуратуры к судебным органам, отмену смертной казни, запрет на выдачу лиц другому государству, если в нем существует угроза применения пыток и смертной казни, значительно повышают возможности защиты прав человека.
Конституция предоставляет гражданам (а почему только им? – авт.) право на получение компенсации за нарушение их прав и свобод, нанесение им материального ущерба в результате незаконных действий государства. Одновременно с этим надо ввести гражданскую и уголовную ответственность конкретных государственных чиновников за принятие незаконных решений и действий. Указание в ежегодном докладе Акыйкатчи имен должностных лиц, регулярно нарушающих права и свободы человека, должно стать весомым критерием его работы и основанием для освобождения от занимаемой должности.
Гарантии
свободы доступа и получения
информации усилят возможности контроля
гражданским обществом
Конституция должна помочь укрепить основы рыночной экономики. Частная собственность должна быть напрямую защищена конституционной нормой, а отступления от нее (например, экспроприация для публичных нужд с полной материальной компенсацией) четко регулироваться законом. То же самое касается свободы предпринимательства, обоснованные исключения из которого должны быть определены законом.
Конституция не должна прямо гарантировать социальные права населения, т.к. слишком эти нормы оказываются обременительными для экономики и государственных финансов и нереализуемыми на практике. Лучше в конституции в общем виде обозначить некоторые из важных социальных прав со ссылкой на законы, которые конкретно определят объемы и формы их возможной реализации. В экономических условиях кыргызского государства следует сделать упор на те права, которые крайне необходимы и не требуют больших внутренних расходов. Речь идет об обеспечении для людей равных прав и возможностей, т.е. их ""юридического равенства". Понятно, что обеспечение "материального равенства" для наших граждан – это пока недосягаемая для государства мечта.
В
дальнейшем Кыргызстану следует
стараться избегать практики частого
изменения конституции и чрезмерного
использования института референдума.
Принято считать, что референдум – это
один из важнейших институтов прямой демократии.
Между тем, во многих странах он вообще
не является демократическим институтом.
С помощью референдума властям легче манипулировать
избирателями, придавая своим волевым
решениям оттенок народной поддержки.
Практика проведения референдумов в странах
постсоветского пространства, где Кыргызстан
тоже не исключение, свидетельствует о
том, что цель данных голосований – укрепление
авторитарной власти путем нарушения
системы сдержек и противовесов в пользу
полномочий президента. Такие референдумы
являются симулякром – правдоподобным
образом демократии. Они оказываются не
инструментом народовластия, а побочным
явлением, слабым местом конституционно-правовой
системы, не оказывающим на нее никакого
влияния. Практика симулятивной демократии
подрывает уважение к основному закону
страны, а голосующий народ не становится
более ответственным за содержание предлагаемых
конституционных поправок.