Права и свободы человека в Кыргызстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 18:29, реферат

Описание работы

Права человека, их генезис, социальные корни, назначение — одна из вечных проблем исторического, социально-культурного развития человечества, прошедшая через тысячелетия и неизменно находившаяся в центре внимания политической, правовой, этической, религиозной, философской мысли. Права человека — сложное многомерное явление. В различные эпохи проблема прав человека, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала либо религиозное, либо этическое, либо философское звучание в зависимости от социальной позиции находившихся у власти классов.

Содержание

Введение ______________________________________________________2
1. Права человека в Кыргызстане _________________________________3
2. Анализ достижений и предложения _____________________________9
Заключение ____________________________________________________16
Список литературы _____________________________________________17

Работа содержит 1 файл

Права и свободы человека в Кыргызстане.doc

— 85.50 Кб (Скачать)

Содержание 
 

Введение  ______________________________________________________2 

1. Права  человека в Кыргызстане   _________________________________3 

2. Анализ  достижений и предложения   _____________________________9 

Заключение  ____________________________________________________16 

Список  литературы  _____________________________________________17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

    Права человека, их генезис, социальные корни, назначение — одна из вечных проблем  исторического, социально-культурного  развития человечества, прошедшая через тысячелетия и неизменно находившаяся в центре внимания политической, правовой, этической, религиозной, философской мысли. Права человека — сложное многомерное явление. В различные эпохи проблема прав человека, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала либо религиозное, либо этическое, либо философское звучание в зависимости от социальной позиции находившихся у власти классов.

    Отказ в предоставлении человеку прав и  свобод является не отдельной и личной трагедией, но и создает условия для социальных и политических беспорядков, сеет семена насилия и конфликтов в самом обществе и между обществами и государствами. Как указывается в первом положении Всеобщей декларации прав человека, человеческое достоинство «является основой свободы, справедливости и всеобщего мира».

    Собственно  говоря, права человека являются правами, которыми мы обладаем просто потому, что  мы люди. У этой обманчиво простой  идеи, однако, очень существенные социальные и политические последствия.

    Права человека по той простой причине, что они являются лишь таковыми не более того, являются универсальными, равными и неотъемлемыми. Они принадлежат всем людям на планете. Или ты человек, или ты не человек. То же самое с правами – либо как человек ты обладаешь правами человека, либо не обладаешь. И лишиться этих прав так же невозможно, как перестать быть человеком, как бы бесчеловечно к тебе не относились.

       
 
 

1. Права человека в Кыргызстане 

     Кыргызстан  относится к числу тех государств, которые признают человека в качестве субъекта международного права. Важной чертой современной конституционно закрепленной концепции статуса личности является признание субъектом прав и свобод индивидуально каждого конкретного человека. В социалистической концепции центр тяжести переносился на коллективного субъекта. В этом усматривалось преимущество социалистического строя, основанного на принципах коллективизма, перед буржуазным строем с его «индивидуализированным» человеком, отчуждением людей.       Вместе с тем, принцип коллективизма может и должен выступать положительным фактором развития гражданского общества только в том случае, если он не основан на игнорировании индивидуальных прав и свобод каждого человека, признании его самоценности и личной свободы. В социалистической теории и практике такое соотношение не обеспечивалось. Сущность коллективизма воспринималась как необходимость безусловного признания всеми социалистических ценностей, полного единства взглядов, неправомерность иных политических позиций, отступающих от господствующей идеологии.         По современной концепции прав человека коллективность уже не трактуется как основанная на единомыслии, приверженности господствующей идеологии. Основой коллективности должно явиться объединение усилий всех слоев общества в целях построения в Кыргызстане правового, экономически процветающего государства путем формирования легитимного механизма, способного обеспечить условия для согласования интересов разных социальных групп и устранения противоречий, дестабилизирующих общество.        Права, свободы и обязанности человека в республике регулируются практически всеми отраслями национального права. Однако особое значение в закреплении юридического статуса личности имеют нормы конституционного права.         Права человека в демократическом государстве имеют многообразный и неоднородный характер. Человек, его жизнь, свобода, честь и достоинство, личная неприкосновенность являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека – главная обязанность правового государства.          Еще одной качественной отличительной чертой Конституции КР является отказ от характерного для социалистической теории принципа приоритета государственных интересов над интересами личности. Поэтому все более широкое признание получает понимание прав человека как ограничителя власти государства, препятствующего утверждению авторитарных или тоталитарных режимов. Приоритет прав индивида над правом государства - это одно из самых выдающихся достижений общечеловеческой культуры. Надо отметить особый вклад в развитие и укрепление института прав и свобод человека в Кыргызстане в постреволюционный период конституционной реформы 2005-2007 гг., в ходе которой права человека стали предметом активных дебатов, подробного правового урегулирования, расширения и закрепления.   Главной функцией государства в демократическом обществе может и должна стать охрана интересов человека, защита его прав. Ею не может быть признана хозяйственно-организаторская деятельность, как это было в странах социалистического лагеря, ибо практика тоталитарных стран показывает, что это неизбежно приводит к всеобщему огосударствлению общественной жизни. То, что происходило в бывших социалистических странах, не было аномалией. Если социалистическое государство видит свою основную функцию во всепроникающем руководстве экономикой (а она всегда составляет основу общества), то всестороннее огосударствление было неизбежно. Надеемся, что уроки прошлого пошли впрок и возврата к государству - всеобщему организатору и руководителю - больше никогда не будет.            В отношении «человек-государство» приоритет должен принадлежать человеку. Государство и его мощные структуры находят оправдание лишь в том случае, если их деятельность подчинена защите, охране прав человека. Этот тезис должен стать основополагающим. Он означает, что все ветви государственной власти – законодательство, управление и правосудие должны служить защите и охране человека. Это также значит, что все другие, менее общие функции государства «второго порядка», как учет и координация интересов различных групп населения, защита меньшинств; вмешательство в экономику, прежде всего, с целью социальной защиты человека; охрана окружающей среды и поддержание общественного порядка, в той или иной степени обязаны проводить главную функцию, должны подчиняться ей. В реализации этих функций важнейшая роль принадлежит праву, и, в первую очередь, конституционному праву, основой которого являются права человека. Ведь право – это не только средство достижения общественного согласия, но и средство, наделенное принудительной силой. Основу кыргызской государственности составляет политический плюрализм, т.е. свобода партийной принадлежности, слова и выражения мнений, вероисповедания и культов, наличие множественности интересов внутри общества. Чтобы обеспечить это разнообразие, исключающее саму возможность возникновения монополии на выражение мнений, в Кыргызстане сконструирована концепция публичных свобод, основой для которой стал важнейший юридический документ, как Всеобщая декларация прав человека. Параллельно с эволюцией прав и свобод идет процесс развития правозащитных механизмов, которые разрабатываются и совершенствуются на фоне динамичных политических и социально-экономических перемен, происходящих в нашей стране.   Однако, сказанное вовсе не означает, что на практике с реализацией этого принципа в Кыргызстане все обстоит безоблачно. До мартовских событий 2005 г. официальные власти в нарушение этого принципа активно предпринимали попытки сформировать массовые проправительственные партии «Алга, Кыргызстан!» и «Адилет» с насильственным и массовым вовлечением в них представителей бюрократии, учительства, работников бюджетной сферы, что и было одной из причин мартовского социального возмущения. Но уроки из этого печального опыта нарушения прав человека не сделаны. Такие же попытки отдельными представителями власти предпринимаются и в постреволюционное время, которые таким образом лоббируют интересы отдельных партий проправительственного толка. Исходными началами современного конституционного законодательства является признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. Для Кыргызстана, находящегося на начальном этапе демократии, закрепление такого положения в разделе «Общие принципы» проекта Конституции КР значительно бы усилило ее роль и значение для будущих преобразований. Государство ныне уже не рассматривается как ассоциация, охватывающая все общество. Оно трактуется как представитель общества, несущее перед ним, каждым человеком и гражданином определенные обязанности и ответственность. Следует подчеркнуть, что речь должна идти о взаимной ответственности государства, и всех тех, кто вступает с государством во взаимоотношения, регулируемые законодательством.  В условиях демократических реформ в Кыргызстане появляется необходимость введения новых характеристик, раскрывающих качество общественного положения личности. Критериями измерения такого качества принято считать - общечеловеческие ценности, международно-правовые стандарты, среди которых одно из главных мест занимают права человека. В числе основополагающих достоинств проекта Конституции КР относится провозглашенный в ней принцип неограниченности прав человека. Это значит, что человек не может быть ограничен в реализации и использовании своих прав. Любые законы и иные акты, ограничивающие признанные права человека, являются неправовыми. В проекте Конституции КР говорится, что «в Кыргызской Республике не должны издаваться законы, отменяющие свободы и права человека». Конечно, неограниченность прав человека не может быть абсолютной. Некоторые права и свободы человека могут подвергаться определенным ограничениям. Это необходимо сделать в любом обществе в интересах охраны государственной безопасности, общественного порядка, территориальной целостности, защиты конституционного строя, здоровья и нравственности населения, для уважения прав и свобод других лиц. Определенные ограничения такого рода существуют и в проекте Конституции КР.      В ст.29, п.2 Всеобщей декларации прав человека отмечается, что «при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе».     Ни одно государство не предоставляет человеку абсолютные, никем и ничем не ограниченные права. Невозможно представить себе нормально функционирующее общество без соблюдения его членами определенных обязанностей как перед государством, на территории которого они находятся, так и перед другими людьми. Если бы каждый имел ничем не ограниченные права и свободы, то общество было бы ввергнуто в хаос и анархию. Человек живет в обществе и поэтому должен действовать в рамках определенного порядка. За этими четко определенными ограничениями человек свободен в реализации своих прав.     Конституционное законодательство Кыргызстана основывается на признании основных прав и свобод человека абсолютными и не отчуждаемыми, принадлежащими каждому от рождения.. Эта юридическая формула означает приоритет прав человека перед всеми иными нормами человеческого общежития. В функциональном плане свободу следует понимать как право делать все, что не запрещает закон. По общему правилу, закон должен вмешиваться в отношения людей лишь в той степени, в какой это необходимо для охраны существующего порядка. Из Всеобщей декларации прав человека вырисовывается главная идея - свободна деятельность человека, если она составляет его естественное право. Поэтому нет надобности в перечислении дозволений: все, что не запрещено законом, разрешено. К числу свобод, подпадающих под конституционную защиту, можно отнести следующие комплексные блоки:     1. Личные или индивидуальные; право передвижения, выбора места жительства, неприкосновенность жилища, свобода частной жизни, защита имущества, защита гражданства.         2. Публичные свободы - свобода вероисповедания, объединений, получения образования, выбора рода деятельности и профессии, выражения мнений в прессе и распространения информации.     3. Право на равенство включает общее равенство всех перед законом и специфическое равенство – при найме на работу, перед налогообложением, при выполнении гражданских повинностей.       4. Право на собственность.        5. Право на достоинство включает защиту и обеспечение личной безопасности граждан, свободное и беспрепятственное занятие трудовой профессиональной деятельностью в условиях, гарантирующих творческую индивидуальность.          6. Право на безопасность подразумевает право на защиту со стороны правосудия, материальную поддержку малоимущих граждан, на обеспеченность правовой защиты перед действиями репрессивного аппарата (уголовно-процессуальные гарантии) и защиту граждан перед лицом государственной администрации.         7. Право на демократию предполагает соблюдение ключевых принципов государства, к числу которых относятся национальный суверенитет, разделение властей, всеобщие прямые тайные выборы, возможность сопротивления граждан любым формам тирании и угнетения. 
 Естественные (гражданские, личные) права индивида - одно из главных ценностей человеческого бытия. В теории прав человека утверждается, что до появления государства люди пребывали в естественном состоянии, но оно порождало у них чувство неуверенности. Тогда они создали государство, которому отдали часть своих прав, кроме таких неотчуждаемых прав, как право на жизнь, право собственности, личную свободу и т.д. Отсюда вытекает правило, что никто – ни государство, ни общество, ни законодатель не вправе посягать на естественные права человека, они призваны лишь их охранять и оберегать. Государство объединяет людей под эгидой установленного им закона, само соблюдает его и охраняет права личности. Права, свободы и обязанности человека и гражданина реализуются на основе равноправия. Это важный принцип, характеризующий правовой статус человека и гражданина, содержание которого является весьма многогранным.      
 

2. Анализ достижений и предложения 

     Конституция является политическим документом, это основной свод правил, который определяет, как будет жить государство, общество, народ, по каким правилам, как будут осуществляться права человека. Поэтому целью конституционной реформы в первую очередь является организация государственной власти, права человека в нем вторичны. От организации государственной власти будет зависеть, как будут реализованы права человека и как государство будет относиться к правам человека, насколько оно будет гарантировать и обеспечивать их реализацию. Без эффективного государственного устройства не может быть и эффективных гарантий и защиты прав человека.

     Эффективное и продуманное законодательство будет невозможным, если Жогорку  Кенеш, как законодательная ветвь  власти, не начнет внедрять в практику своей законодательной деятельности новейшие парламентские процедуры и механизмы, не избавится от советского наследия в законодательной деятельности. Одним из самых слабых мест в законодательной работе кыргызского парламента является искусственность структуры Жогорку Кенеша, недостаточное умение парламента пользоваться современными навыками деятельности и парламентскими технологиями, неумение квалифицированно и эффективно контролировать исполнение законов, разорванность и разобщенность законодательного и контрольного процесса, существенно влияющие на уровень и качество эффективности защищенности людей.

     В Кыргызской Республике нет недостатка в нормативно-правовых актах, регулирующих права человека и гражданина. Современная  законодательная база расширяется  и обновляется очень интенсивно. Однако принятие нормативно-правовых актов не означает, что вызывающая озабоченность ситуация с правами человека в республике будет разрешена. На пути реальной защиты прав человека возникает немало трудностей теоретического, организационного, практического, в том числе материально-технического характера. В этой связи проблема соответствия действующего законодательства духу времени, характеру событий, происходящих в обществе, приобретает особое значение.

     Итог  разрешения данной проблемы в немалой  степени зависит от таких слагаемых, как выбор стратегии развития страны, формирование эффективной политической системы, активного внедрения в общественную жизнь не только демократических идей, но и ценностей либеральной идеологии (идеологии свободы), формирования современной правовой культуры и самосознания, от совершенствования существующей нормативно-правовой базы, так и от имплементации норм международного права в национальное законодательство. Немаловажную роль в реализации задач построения правового кыргызского государства, где будут всемерно уважаться и соблюдаться права человека, зависит от того, как в конституции и законодательстве будет заложена система балансов между ветвями власти, как четко будут очерчены функции и полномочия каждой ветви власти, обеспечены механизмы их взаимодействия и контроля, установят систему ответственности за нарушения прав человека и т.п.

     Большое значение играет реформирование парламента Кыргызстана, который сейчас преимущественно  работает как советский Верховный  Совет, медленно осваивает последние достижения парламентского права, слабо внедряет в свою законодательную деятельность современные парламентские процедуры и механизмы. Эти недостатки кыргызского парламентаризма приводят к производству и воспроизводству неэффективных и некачественных законов, которые негативно влияют на жизнь, создают неразбериху в законодательстве, плодят ненужные страсти, приводят к неверным, неправомерным и непредсказуемым решениям, росту коррупции, торможению реформ.

     Например, полномочия по толкованию конституции в соответствии с советской традицией дано кыргызскому парламенту, хотя это право законно принадлежит Конституционному суду. Надо изменить порядок обсуждения конституции и конституционных поправок в парламенте. Проводить по ним в Жогорку Кенеше обязательные и точные процедуры по принятию законов (полноценные 3-кратные чтения) с правом вносить изменения и предложения. Конституционный суд должен быть лишен права давать свое заключение на проект конституционных поправок, т.к его задача разрешать юридические споры, а не законодательствовать. Как можно судить о том, чего еще нет, например, новой конституции, с чем его сравнивать – со старой конституцией, или конституциями других стран? Но на это есть Венецианская комиссия...

     Необходимо  активно совершенствовать организацию работы парламента и законотворческого процесса, приближать ее к общепризнанным стандартам парламентской деятельности. В частности, необходимо четче прописать в регламенте такие основные принципы, механизмы и процедуры, как, "пакетный" принцип принятия законопроектов, обязательный порядок прохождения законопроекта через процедуру 3-кратных чтений, правила презентации лоббистских интересов, проведение анализа регулятивного воздействия и т.п. Эти процедуры должны быть открыты, прозрачны, объективны, беспристрастны, понятны и справедливы. Предлагаемые меры должны способствовать повышению эффективности законодательства, прозрачности и общественного доверия к работе законодательной ветви власти, а также противодействовать случаям лоббистского манипулирования законотворческим процессом и коррупции депутатов. Наступило время, когда власти и гражданскому обществу следует задуматься, а стоит ли дальше плодить неэффективные законы или же лучше заняться инвентаризацией существующего законодательства и совершенствованием структур государственного управления? В правоприменительном обороте должны быть только акты, принятые в соответствии с установленной процедурой и известные гражданам. Опасны не столько плохие законы, сколько административные акты, произвольно применяющие законы или функционирующие за рамками права. Аморфные и расплывчатые законы, согласно существующей в правовом государстве юридической доктрине, не должны иметь юридической силы и должны быть отменены компетентным органом.

     В конституции страны необходимо обеспечить приоритет соблюдения прав и свобод человека, предоставляя отдельным лицам и организациям гражданского общества эффективные средства их защиты. Они могут включать, например, расширенную возможность доступа к суду, право обращения каждого человека в Конституционный суд по поводу нарушения или ограничения прав и свобод человека (конституционная жалоба), расширение задач уполномоченного по правам человека и его обязательства сотрудничать с правозащитными организациями. Конституционному суду надо дать право возбуждать конституционное судопроизводство по своей инициативе, а попытки его ликвидации рассматривать как проявление неуважения к правам и свободам человека.

     Необходимо  продолжить практику дальнейшей специализации  судов. Принимая во внимание исключительную важность проблемы прав человека, есть необходимость создания в общей системе судов специализированного административного суда по правам человека, в компетенцию которого входили бы вопросы, связанные с оперативным рассмотрением случаев грубого или массового нарушения прав индивидов, жалобами людей на нарушение их конституционных прав и свобод.

     В разделе конституции, где декларируются  права и свободы человека, не должно быть ограничений этих прав, как  это было до конституции 2006 г. Ограничения желательно объединить в отдельную норму. Они должны быть минимизированы и четко прописаны в рамках конституции и без ссылок на другие законы. Иначе имеется опасность постепенного расширения этих ограничений.

     Перечень  прав и свобод должен быть приведен в соответствие с Всеобщей декларацией прав человека и пактами о гражданских и политических правах, с учетом возможностей страны социальные и экономические права. Эти международные акты должны быть признаны документами прямого действия с правом судов непосредственно применять их положения. Конституция должна четко определить приоритет ратифицированных Кыргызстаном международных договоров и соглашений над местным законодательством. Правительству необходимо более ответственно подходить к подписанию международных актов и возникающим после этого обязанностям государства, а не настаивать на приоритетах внутреннего законодательства перед международным правом.

     Предложенные  и принятые в Конституции изменения, включая передачу права выдачи санкции  на арест от прокуратуры к судебным органам, отмену смертной казни, запрет на выдачу лиц другому государству, если в нем существует угроза применения пыток и смертной казни, значительно повышают возможности защиты прав человека.

     Конституция предоставляет гражданам (а почему только им? – авт.) право на получение компенсации за нарушение их прав и свобод, нанесение им материального ущерба в результате незаконных действий государства. Одновременно с этим надо ввести гражданскую и уголовную ответственность конкретных государственных чиновников за принятие незаконных решений и действий. Указание в ежегодном докладе Акыйкатчи имен должностных лиц, регулярно нарушающих права и свободы человека, должно стать весомым критерием его работы и основанием для освобождения от занимаемой должности.

     Гарантии  свободы доступа и получения  информации усилят возможности контроля гражданским обществом государственных  институтов и борьбы с коррупцией. Это касается, в первую очередь, информации о принимаемых решениях и расходовании бюджетных средств правительством, органами самоуправления. Важно, чтобы в конституции или законах были установлены разумные ограничения на государственную тайну, защиту личных данных госслужащих, ответственность за клевету, чтобы у гражданского общества было желание и возможности вскрывать факты злоупотребления властью, коррупции и т.д.

     Конституция должна помочь укрепить основы рыночной экономики. Частная собственность  должна быть напрямую защищена конституционной  нормой, а отступления от нее (например, экспроприация для публичных нужд с полной материальной компенсацией) четко регулироваться законом. То же самое касается свободы предпринимательства, обоснованные исключения из которого должны быть определены законом.

     Конституция не должна прямо гарантировать социальные права населения, т.к. слишком эти нормы оказываются обременительными для экономики и государственных финансов и нереализуемыми на практике. Лучше в конституции в общем виде обозначить некоторые из важных социальных прав со ссылкой на законы, которые конкретно определят объемы и формы их возможной реализации. В экономических условиях кыргызского государства следует сделать упор на те права, которые крайне необходимы и не требуют больших внутренних расходов. Речь идет об обеспечении для людей равных прав и возможностей, т.е. их ""юридического равенства". Понятно, что обеспечение "материального равенства" для наших граждан – это пока недосягаемая для государства мечта.

     В дальнейшем Кыргызстану следует  стараться избегать практики частого  изменения конституции и чрезмерного использования института референдума. Принято считать, что референдум – это один из важнейших институтов прямой демократии. Между тем, во многих странах он вообще не является демократическим институтом. С помощью референдума властям легче манипулировать избирателями, придавая своим волевым решениям оттенок народной поддержки. Практика проведения референдумов в странах постсоветского пространства, где Кыргызстан тоже не исключение, свидетельствует о том, что цель данных голосований – укрепление авторитарной власти путем нарушения системы сдержек и противовесов в пользу полномочий президента. Такие референдумы являются симулякром – правдоподобным образом демократии. Они оказываются не инструментом народовластия, а побочным явлением, слабым местом конституционно-правовой системы, не оказывающим на нее никакого влияния. Практика симулятивной демократии подрывает уважение к основному закону страны, а голосующий народ не становится более ответственным за содержание предлагаемых конституционных поправок. 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Права и свободы человека в Кыргызстане