Человек в своем крае

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 15:17, творческая работа

Описание работы

Цель:

Содействовать формированию социализации детей через приобщение к истории, культуре родного края.
Наработать и систематизировать материал по данному разделу. Совершенствовать творческий поиск педагогов по разделу «Человек в своем в крае».

Задачи:

1. Конкретизировать представления детей о семье, родственниках, друзьях, родном городе.
2. Формировать представления о Республике Татарстан, ее символике, праздниках, главных событиях, выдающихся людях, о культурном достоянии.
3. Содействовать формированию интереса к культуре татарского народа в процессе восприятия народного фольклора.
4. Формировать навыки практического применения полученной информации в различных видах деятельности и в повседневной жизни.
5. Способствовать проявлению потребности в социально одобряемом поведении.
6. Способствовать становлению национального самосознания, ощущения принадлежности к культуре своего народа.
7. Воспитывать толерантность и уважение к представителям других национальностей

Работа содержит 1 файл

m63.doc

— 768.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация для педагогов.

 

Тема: «Обучение детей родному языку через игры - хороводы»

Народные игры – источник к культурному наследию народов Поволжья.

«Маленькие дети играют, как птица поет». Эти слова  Н.К. Крупской емко и образно выделяют главное. Игра – естественное состояние ребенка, его основное занятие. Для детей дошкольного возраста игра это и учеба и труд, и серьезная форма воспитания.

Народные игры занимают особое место в воспитательно – образовательном процессе дошкольников Русский педагог Сатуновский писал «Детская народная игра – это не просто спортивное упражнение, она неизменно связывает мышечную радость с игрой воображения. Разными путями с разной силой до сознания ребенка доходит  и сюжет игры, и ее реальные атрибуты и национальный колорит. Народные игры укрепляют связь между поколениями, воспитывают любовь к родному краю, формируют  интерес к изучению истории других национальностей. В них много юмора, шуток, соревновательного задора. В народных играх отражаются исконная любовь народа к веселью, движениям, удальству. Преимущество использования народных игр состоит в том, что они просты и доступны, не требуют специального оборудования.

Основным фактором внедрения национально – регионального компонента   в     воспитательно  – образовательный процесс дошкольников является изучение культурного поведения народов Поволжья.

Начиная со средней группы шире знакомим детей с окружающей действительностью, рассказываем им о других народах и республиках. Эффективным средством для достижения цели являются игры – путешествия в республики Поволжья, даем им некоторые представления о тех местах, куда дети «Плывут на пароходе», «летят на самолете», «едут автобусом», рассказываем о республике, читаем народные сказки, показываем элементы национального костюма. В старших и подготовительных группах  знакомим с географической картой республик Поволжья, где отмечены столицы, реки.

Во время игр используем кукол в национальных костюмах народов Поволжья. Дети, играя с народными куклами, узнают их национальность, элементы костюма, знакомятся узорами и орнаментами, которыми украшены одежда кукол. Для  ознакомления детей с узорами республик Поволжья используем дидактические игры «Составь узор», «Узнай какого народа узор», «Исправь ошибку». На занятиях во время физминуток используются малоподвижные народные  игры.

Выводы:

1 Использование на занятиях народных игр приводит к лучшему усвоению, формированию, развитию у4мений и навыков.

2. Хороводные и подвижные игры способствуют формированию интересов у детей, к изучению  культурного наследия народов Поволжья.        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Об искусстве Татарстана»

Татарская самобытная художественная культура, сложившаяся на древнебулгарской основе и достигшая расцвета в ХV – ХVI веках, в дальнейшем получает развитие в творчестве народных мастеров, татарских крестьян и ремесленников. Душой, основой, господствующей формой этой культуры         был орнамент того особенного, цветочного стиля, который отличается ярким своеобразием.

Важнейшее место в татарской культуре занимала вышивка. Это была живопись иглой. Занимались вышивкой  женщины, многие поколения этих замечательных трудолюбивых художниц, чьи имена остались неизвестными.

Трудно даже перечислить все мотивы татарских вышивок – цветным шелком, тамбурным швом, на полотенцах, платках, покрывалах, шерстью на ковриках – намазлыках, золотом – по бархату головных уборов (тюбетеек, калфаков) или по сафьяну туфель. Здесь расцветали целые сады, появлялись узоры из цветов, в которых можно было узнать головки красных маков и белых ромашек, тюльпанов и роз, пионов и анютиных глазок, зеленые листья и бутоны разных очертаний. Вышивки украшали костюмы, жилище, вносили живописное начало в интерьер татарского дома.

Не менее высоко были развиты ткацкое искусство, аппликации из цветной кожи, производство оригинальной обуви – узорных сапожек – ичигов, шитье и общее искусство национального костюма.

Истоки татарского живописного и графического искусства входят также в ювелирные изделия народных мастеров, которые применяли серебро в сочетании  с самоцветами, свободно владели техникой литья, чеканки, гравировки. Произведения ювелирного искусства: серьги, браслеты, украшения для волос, накосники, чудесные ажурные «джики» - пряжки со спускающими на грудь цепочками – отличались  графическим изображением рисунка, совершенством пластической формы, благородством полихромии, основанной на сочетании серебра с топазами, аметистами и синей бирюзой.

Важнейшей основой татарской графики были высокоразвитая каллиграфия, искусство письма, почерка, шрифта, книжная миниатюра, сначала рисованная от руки, а с Х1Х века получившая распространение в формеавюры на мотивы растительной орнаметнтики. Видное место в старинном искусстве занимало изображение корана, изображениями трав и  цветов, которые писались на стекле, покрытом с внутренней стороны черной, голубой, зеленой или красной краской.

Древняя татарская скульптура была развита в формах резьбы по камню и отливки из гипса.. Производство узорных  гипсовых и майолитовых плит для облицовки зданий было особенно распространено в Казани в ХУ – ХУ1 веках.

Татарское народное искусство с его многовековыми традициями является национальным достоянием. Но оно не могло стать единственной основой для развития татарского искусства. Оно, развивая связи с другими народами, получила возможность опереться  на творческие силы русских художников, работавших в Казани. Огромное значение имело открытие в1895 году Казанской художественной школы, организованной Академией художеств по инициативе ее выпускников: П. Бельковича, Х. Скорнякова, Г. Медведева, И. Денисова, ставших первыми преподавателями этой школы. Из ее стен вышли мастера, сумевшие поднять на высокую ступень общий уровень  художественной культуры в Казани.

       

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Многострадальный татарский народ»

 

                     Дөньяда ин,-ин, матур ил,

                      Ул – минем туган илем

                      Дөньяда ин,-ин, матур тел,

                      Ул минем туган телем

                      Туган телдә сөйләшеп

                      Яшим мин туган илдә,

                      Туган ил дигəн сузне дә

                      Әйтəм мин туган телдә.

                      В мире самая – самая красивая страна:

                     -Это моя страна,

                      В мире самый – самый красивый язык:

                    - Это мой родной язык.

                      Говоря на родном языке

                      Я живу на родной стране

                      И на родном языке я

                      Говорю слово родная страна.

Наш родной язык – это татарский язык. Каждый человек, который себя уважает, должен знать свой родной язык. Но от всего татарского населения только 78% татар знают свой родной язык. То, что татары не знают свой родной язык, считают виноватым Октябрьский переворот. Революция стала настоящей катастрофой для всей России, а особенно для развития татарского народа, татарского языка. Одним махом были уничтожены «первые ласточки» национальной печати, в основу создания которой были положены образцы самых передовых мировых печатных изданий того времени.

Впоследствии фундаментом национальной журналистики стала искусственно образованная большевиком периодическая печать. Для защиты интересов диктатуры пролетариата и внедрения в сознание народа коммунистической идеологии были созданы новые газеты и журналы. Однако нужно отметить, что для татарского народа печатное слово святым; словом Книги, т.е. словом Корона. Издревле наш народ был просвещенным. Для него совершенно не важно  было, где, как с какой целью – будь то в медресе, в типографии или же подпольно издано печатное слово. Оно в любом случае воспринималось всерьез.

Началось всеобщее обучение, открывались ВУЗы, профессиональные училища. И во всех ВУЗах велось обучение на русском языке. Да и к тому же сменился алфавит. В результате его осуществления значительная часть татар, особенно из числа старшего поколения, оказалось в положении неграмотных. Для основной массы людей стали недоступны  десятки тысяч ранее изданных книг, ценнейших рукописей. Многие из них были уничтожены за рубежом. За рубежом оказались не только писатели, но и видные  ученые, публицисты, историки и философы из татар. Они  продолжали творческую работу, хотели публиковаться на родине, но им отказали. Их наследие стало частью не только татарской, но и мировой науки и культуры.

В советские времена иные татары по национальности записывали себя русским, узбеком, казаком…Но за кого бы ни выдавали себя, они оставались татарами.

В настоящее время в республике России татары на втором месте. По переписи населения 2002 года языковая ситуация по стране  в отношении некоторых этносов выглядит так:

- татарским языком владеют 4 488 330 человек из всего татарского населения (5 590 983)

-башкирским – 1 192 950 башкир (1 673 389)

-чувашским – 1253098 чувашей (1 637 094)

- мордовским -568 141 из 967 481 человек

В Татарстане считается государственными языками русский и татарский. Иногда спрашивают: зачем заставлять школьников, дошкольников, студентов – представителей других народов изучать татарский язык? Но мы хотим жить в толерантном обществе. И не просто  терпеть друг друга, а жить в согласии и дружбе. Человек может уважать только того, кто с уважением относится к нему. Россия – это великан, который должен стоять на двух ногах: одна –славянская, другая – тюркская. На одной ноге долго не простоишь. Если Россия хочет сохранить свое будущее, укрепиться, она должна обращать на это особое внимание. Мы отсюда никуда не уедем, у нас запасного государства нет. Татарстан  - то же самое. И здесь мы должны уважать все нации, которые в нем живут.

Люди одной нации связаны многим. Прежде всего – родным языком, «его напевом млечным». Скажем, татарский театр имени Г.Камала и филармония делают для нации куда больше целых научных коллективов и государственных учреждений.

Что же включается в понятие национальных особенностей? Это и нравственные отличия: трудолюбие, гостеприимство, уважение к старшим, целомудрие и т.д. И фольклорная культура: песни, сказки, баиты, сказания, которая существует на протяжении многих веков и даже тысячелетий. И своя философия, выраженная в трудах таких мыслителей, как Курсави, Марджани, Риза Фахретдинов, Габдулла  Тукай и другие. И своя неповторимая музыка. И история татарского народа, которая только в последние годы становится по – настоящему достоянием широких масс читателей. Имеется в виду исторические романы Нурихана Фаттаха, Мусагита Хабибуллина, Рабита  Батуллы и другие. Сюда же входит и письменная татарская литература от Кол Гали до Туфана Миннуллина. И театр, и музейное дело, и ислам как цемент, скрепляющий нацию и не дающий ей прийти в упадок Безусловно, одной из таких неоспоримых ценностей является  и язык.

Наконец о сохранении татарского языка. Вопрос этот не теряет своей актуальности. Разумеется, велика в решении этой задачи роль детского сада, школы, вуза. Но неизмерно больше роль семьи, где начинается формирование личности, потому перекладывать эту роль на государство, по меньшей мере, наивно.

В законе о языках написана «На территории Республики Татарстан государством создаются условия каждому народу и личности для сохранения и всестороннего развития родного языка, обеспечивается свобода выбора  и использования  языка общения».

Государство признает, равны права Республики Татарстан на сохранение и развития всех языков. Все языки народов республики пользуются поддержкой государства Статья 6.

Обеспечение равноправного функционирования татарского и русского  языков как государственных языков;

Создание условий для развития других языков, применяемых в республике.

Республика Татарстан содействует сохранению, развитию и изучению татарского языка татарами и лицами других национальностей, проживающими за ее пределами.

Составной частью  государственной программы по сохранению, изучению и развитию языков народов Республики Татарстан  является раздел о возрождении, сохранении и развитии татарского языка, его всестороннем изучении и совершенствовании. В разделе предусматривается открытие детских дошкольных учреждений с татарским  языком воспитания и обучения, решение вопросов обеспечения системы обучения  на этом языке, подготовки научных и педагогических кадров, развития литературы, науки и искусства, телевидения и радиовещания, издания книг, газет и журналов на татарском языке, выпуска словарей, учебно – методической литературы, а также решения других вопросов в целях развития татарского языка.

Информация о работе Человек в своем крае