Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 15:17, творческая работа
Цель:
Содействовать формированию социализации детей через приобщение к истории, культуре родного края.
Наработать и систематизировать материал по данному разделу. Совершенствовать творческий поиск педагогов по разделу «Человек в своем в крае».
Задачи:
1. Конкретизировать представления детей о семье, родственниках, друзьях, родном городе.
2. Формировать представления о Республике Татарстан, ее символике, праздниках, главных событиях, выдающихся людях, о культурном достоянии.
3. Содействовать формированию интереса к культуре татарского народа в процессе восприятия народного фольклора.
4. Формировать навыки практического применения полученной информации в различных видах деятельности и в повседневной жизни.
5. Способствовать проявлению потребности в социально одобряемом поведении.
6. Способствовать становлению национального самосознания, ощущения принадлежности к культуре своего народа.
7. Воспитывать толерантность и уважение к представителям других национальностей
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением природы родного края, чтение художественной литературы, рисование животных, растений, отгадывание загадок.
Ход занятия:
Слышится запись голосов птиц, отчетливее звонкое «ку-ку».
-Угадайте, какая птица произносит такие звуки: «ку-ку»? (кукушка).
Показ картинки. Чтение стихотворения «Кукушка»:
На лесной опушке
Слышится: « Ку-Ку!»
Кукует кукушка
Где-то наверху.
В лес густой зеленый
Нас зовет она.
Там березки, клены,
Свежесть, тишина.
Солнечные блики
По траве скользят,
Алой земляники
Капельки горят.
Там сплетают ветки
Кружевной навес,
Приходите, детки,
На прогулку в лес.
-Давайте отправимся на прогулку в лес. Что вы видите зайдя в лес? (Картинки деревьев-ответы детей).
-Самые высокие в лесу деревья. Какие деревья вам известны? ( Ответы детей)
-На деревьях живут птицы и животные. Назовем их. (Рассматривание картинок, ответы детей).
-На земле в лесу тоже живут звери. Какие это звери? (Рассматривание картинок с изображением лисы, ежа, медведя, зайца).
-А еще в лесу много насекомых. Назовем их (Ответы детей).
-Для птиц, животных, насекомых лес – это родной дом, здесь они находят корм, жилище, место для выведения птенцов и детенышей. Все обитатели леса не могут существовать друг без друга. Что было бы, если в лесу исчезли насекомые? (Ответы детей). А если исчезнут птицы? (Деревья, ягоды, грибы, животные).
-Как же мы должны вести себя в настоящем лесу? (Обобщение высказываний детей)
Анализ занятия.
Старшая группа. Тема: «Береги природу».
Программное содержание: дать детям представление о том, что мы живем на планете Земля, что ее окружает атмосфера; расширить знания детей о том, какое большое значение имеют воздух, вода и свет для всего живого на Земле; научить понимать, что чистый воздух необходим для здоровья человека, что чистая вода – это бесценный дар природы. Воспитывать бережное отношение к природе
Словарная работа: объяснение слова «глобус».
Методические приемы: художественное слово, показ модели земли. вопросы поискового характера. чтение сказки, физминутка, анализ, поощрение.
Пособия и оборудование: глобус; картинки с изображением завода, сливающего грязную воду, дымящихся труб, загрязняющих атмосферу; чистая кипяченая вода.
Предварительная работа: рассматривание картинок из серии: «Береги живое», чтение стихов. Рассматривание картинок: «Животные на водопое». Беседы с детьми о бережном отношении к воде. Проведение эксперимента: «Долго ли можно не дышать?»
Ход занятия:
Чтение стихотворения:
Наш дом родной, наш общий дом-
Земля, где мы с тобой живем!
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть:
Леса, и горы, и моря-
Все называется Земля!
А если в космос ты взлетишь,
То из окна ракеты
Увидишь шар наш голубой,
Любимую планету!
(Показ глобуса)
-Вот такой наша планета Земля выглядит из космоса. Это модель нашей Земли, только уменьшенная во много раз.
-Кто знает, как называется эта модель? (Глобус). Посмотрите на глобус. То, что обозначено голубым цветом, - это океаны и моря. В них очень много воды. Но годится ли она для питья?
Правильно, для питья она не годится, так как очень соленая.
-А зачем еще нам нужна вода? (Чтобы жить, купаться, умываться).
- Весь наш земной шар окружен оболочкой из воздуха. А зачем на Земле нужен воздух? (Чтобы жить, дышать).
- А что вы думаете о Солнце, какое оно? (Яркое, горячее).
-Зачем нам нужно Солнце? (Чтобы греть, светить).
- Послушайте сказку “Спор”.
- Для роста растений важен ещё и дождь. Давайте вспомним физминутку “Дождик”.
- На здоровье человека и животных влияет чистота водоемов, почвы и воздуха.
- Какие действия человека вредят природе? Почему вода в водоемах становится грязной? Какие действия человека помогают природе? Что нужно делать, чтобы вода была чистой? (Не бросать в реку мусор, не мыть машины).
-Почему воздух становится грязным? Что нужно делать чтобы воздух был чистым? (Посадить цветы, деревья, не сжигать мусор).
- У нас из крана течет чистая вода, потому что её специально очищают, но все-таки пить воду из крана не рекомендуется. Пить можно кипяченую воду.
- Мало чистой воды на Земле, поэтому воду надо беречь. Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы чистой воды стало больше? (Напрасно воду не лить, закрывать краны).
- На этом наше занятие закончено, и я хочу угостить вас чистой кипяченой родниковой водой.
Подготовительная группа. Тема: Весенние праздники в Республике Татарстан: «Проводы зимы».
Программное содержание: Помочь детям раскрыть мир национальной культуры. Расширить представления детей об образе жизни людей, населяющих республику Татарстан, их обычаях, традициях, фольклоре. Способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному развитию детей. Воспитывать заботливое отношение к общечеловеческим ценностям, к окружающим людям, природе
Словарная рабата: весна - красная, Масленица, угощение.
Методические приемы: художественное слово, беседа о празднике, подвижная игра «Горелки», сюрпризный момент, вопросы о весне, анализ, поощрение.
Ход развлечения: Ребенок: Вот уж зимушка проходит, белоснежная проходит.Снег и стужу прочь уводит, Весну красную приводит. Ведущая: Вот и кончается зима. Много веселых затей она нам дарила: снежные горки, лыжи, снежки, ледяные крепости. В феврале, последнем месяце зимы, издавна устраивались на Руси народные гуляния. Называется этот праздник - Масленица. Веселый и разгульный, длился он целую неделю. В народе его величали широкой масленицей или еще так говорили: «Честная госпожа Масленица!» В эти дни угощали друг друга вкусными блинами. Просили у родных и знакомых прощения за нанесенные обиды и, высказав все, что на душе лежало, принимались за песни и за пляски. Праздник есть праздник!
Давайте, ребята, в горелки играть, веселой игрою Весну зазывать.
Дети произносят:
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Глянь на небо: птички летят, колокольчики звенят.
Раз, два, три – беги. (Дети выполняют движения по тексту, 3 раза хлопают в ладоши и разбегаются.) Игра проводится 2-3 раза.
Ведущая предлагает детям встать в круг и позвать Весну:
Весна, Весна красная,
Приди, Весна, с радостью,
С доброй радостью,
С великой милостью:
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С дождями сильными,
С хлебами обильными.
(Появляется Весна, здоровается с детьми)
Ведущая. Здравствуй, Весна красная! А где же солнце ясное?
Весна. Давайте, ребята, вместе играть, солнышко ясное в гости к нам звать.
Дети. Солнышко, появись, красное, обрядись! Поскорей, не робей, нас, ребят, обогрей! (Прыгают и хлопают в ладоши.)
Ведущая. Красное солнце наше, нет тебя в мире краше!
Даруй нам света, теплое лето:
Краснопогодное лето хлебородное,
Красное солнце наше, нет тебя в мире краше!
(Выносят макет солнца)
Весна. Вот и стало светлее, вот и стало теплее. Дети, а какие приметы весны вы знаете?
Дети читают стихотворение «Весна» И. Сурикова
1 ребенок. Над землею воздух дышит
День от дня теплее;
Стали утром зорьки ярче,
На небе светлее.
2 ребенок. Всходит солнце над землею
С каждым днем все выше,
И весь день, кружась, воркуют
Голуби на крыше.
3 ребенок. Вот и верба нарядилась
В белые сережки,
И у хат играют дети, -
Веселятся крошки.
4 ребенок. Вот и лед на речке треснул,
Речка зашумела
И с себя зимы оковы
Сбрасывает смело;
5 ребенок. Берега крутые роет,
Разлилась широко…
Плеск и шум воды бурливой
Слышим издалека.
6 ребенок. Вот и лес оделся, песни
Птичек зазвенели.
Над травой цветков головки
Ярко запестрели.
7 ребенок. Хороша весна – царица,
В плащ цветной одета!
Много в воздухе разлито
И тепла, и света.
Ведущая. Что за славный денек! Собирайся, народ! Будем петь да шутить, да Весну веселить.
Весна. Давайте играть, плетень заплетать (игра «Плетень»).
Весна. Уж ты ласточка, ты касаточка, ты возьми ключи, лети на небо, ты запри зиму, отопри лето.
Ведущая. Вот и заперли мы зиму крепко-накрепко, чтобы она к нам больше не вернулась в этом году. Да только хватит нам играть, пора Масленицу провожать! Нам сказали, что Масленица семь недель, а остался от Масленицы всего один день.
Все. Прощай, Масленица.
Ведущая. Вы давно блинов не ели?
Вы блиночков захотели?
Да какая же Масленица без блинов горячих и румяных!
Напекли мы Вам поесть сотен пять, а может шесть.
Угощение на славу, а ребятам на забаву. (Всех угощают блинами).
Перспективно – тематическое планирование по работе с педагогами, детьми и родителями ДОУ
№п/п | Содержание | Дата проведения | Ответственные |
| Организационно – педагогическая работа: |
|
|
1. | Разработать конспекты занятий по теме блока: «Детский сад – мой второй дом» | сентябрь | воспитатель |
2. | Разработать конспекты занятий по теме блока: «Моя малая Родина» | октябрь | старший воспитатель |
3. | Разработать конспекты занятий по теме блока: «Моя семья» | ноябрь | старший воспитатель |
4. | Разработать конспекты занятий по теме блока: «Республика Татарстан» | декабрь | воспитатель |
5. | Разработать конспекты занятий по теме блока: «Мы изучаем татарский язык» | январь | воспитатель |
6. | Разработать конспекты занятий по теме блока: «Культура и быт народов Республики Татарстан» | февраль | воспитатель |
7. | Разработать конспекты занятий по теме блока: « Наши соседи» | март | воспитатель |
8. | Разработать конспекты занятий по теме блока: «Знаменитые люди Республики Татарстан» | апрель | воспитатель |
9. | Разработать конспекты занятий по теме блока: «В родной край пришла весна» | май | воспитатель |
10. | Консультация на тему: «Роль дидактических игр в воспитании и образовании детей» | сентябрь | воспитатель по обучению детей татарскому языку |
11. | Консультация на тему: «Об искусстве Татарстана» | октябрь | воспитатель
|
12. | Консультация на тему: «Обучение детей родному языку через игры – хороводы» | ноябрь | воспитатель по обучению детей татарскому языку |
13. | Консультация на тему: «Булгаро – татарский костюм» | декабрь | Воспитатель |
14. | Консультация на тему: « Использование развивающих технологий при обучении детей татарскому языку» | февраль | воспитатель по обучению детей татарскому языку |
15. | Консультация на тему: «Как научить ребенка разговаривать красиво, звучно и правильно» | март | воспитатель по обучению детей татарскому языку |
16. | Консультация на тему: «Традиции семейного воспитания народов Поволжья» | апрель | воспитатель |
17. | Консультация на тему: «Деятельность по практической ориентации детей на национальные и общечеловеческие ценности» | май | воспитатель по обучению детей татарскому языку |
18. | Консультация на тему: «Воспитание толерантного отношения у детей к народам Поволжья» | сентябрь | воспитатель татарской группы |
19. | Консультация на тему: «Многострадальный татарский язык» | октябрь | воспитатель по обучению детей татарскому языку |
| Выставки детских работ участие в конкурсах: |
|
|
1. | «Моя семья» | сентябрь | руководитель изостудии |
2. | « Мой город» | ноябрь | руководитель изостудии |
3. | « Природа родного края» | январь | руководитель изостудии |
4. | « День Победы» | март | руководитель изостудии |
5. | « Поездка в деревню…» | май | руководитель изостудии |
6. | Городской конкурс «Волшебная капелька» | ноябрь | Музыкальный руководитель |
7. | Республиканский фестиваль – конкурс: «Первые шаги»
| январь | Музыкальный руководитель |
8. | «Дети солнца» | ноябрь | музыкальный руководитель |
9. | «Звездочки 21 века» | март | музыкальный руководитель |
10. | «Татар малае – татар кызы | апрель | воспитатель по обучению детей татарскому языку |
11. | «Туган ягым – яшел бишек» | в течение года | воспитатель по обучению детей татарскому языку |
12. | Конкурс чтецов к Дню рождения Г.Тукая | апрель | воспитатель по обучению детей татарскому языку |
| Экскурсия с детьми: |
|
|
1. | Знакомство с достопримечательностями города Набережные Челны | сентябрь | старший воспитатель |
2. | Экскурсия в музей истории города | ноябрь | заведующий |
3. | Экскурсия к Вечному Огню | май | старший воспитатель |
4. | Экскурсия в краеведческий музей лицея имени А.С. Пушкина | март | воспитатель по обучению детей родному языку |
5. | Экскурсия в городской дворец детей и молодежи | октябрь | воспитатели |
| Работа с родителями: |
|
|
1. | Консультация на тему: «Роль семейных татарских традиций в воспитании ребенка» | октябрь | воспитатель по обучению детей родному языку |
2. | Консультация на тему: «Национальная культура и нравственность» | ноябрь | заведующий |
3. | Консультация на тему: «Игры в жизни детей дошкольного возраста» | декабрь | старший воспитатель |
4. | Консультация на тему: «Наша Республика» | январь | воспитатель по обучению детей родному языку |
5. | Консультация на тему: «Ознакомление детей с традициями татарского народа» | март | воспитатель по обучению детей родному языку |
6. | Консультация на тему: « Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей» | апрель | заведующий |