Человек в своем крае

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 15:17, творческая работа

Описание работы

Цель:

Содействовать формированию социализации детей через приобщение к истории, культуре родного края.
Наработать и систематизировать материал по данному разделу. Совершенствовать творческий поиск педагогов по разделу «Человек в своем в крае».

Задачи:

1. Конкретизировать представления детей о семье, родственниках, друзьях, родном городе.
2. Формировать представления о Республике Татарстан, ее символике, праздниках, главных событиях, выдающихся людях, о культурном достоянии.
3. Содействовать формированию интереса к культуре татарского народа в процессе восприятия народного фольклора.
4. Формировать навыки практического применения полученной информации в различных видах деятельности и в повседневной жизни.
5. Способствовать проявлению потребности в социально одобряемом поведении.
6. Способствовать становлению национального самосознания, ощущения принадлежности к культуре своего народа.
7. Воспитывать толерантность и уважение к представителям других национальностей

Работа содержит 1 файл

m63.doc

— 768.50 Кб (Скачать)

- Да, в Удмуртии много рек, озер. И дома в деревнях всегда строили рядом с водой. Считалось, что водяной – хозяин воды. Никого не пускает в свое водяное царство, свой дом.

Хочу напомнить об одном правиле – всех должны переловить водяной и его помощники, иначе будут «наказаны».

Водяной, водяной

Что сидишь ты под водой?

Выйди, выйди хоть на час посмотреть, который час.

Ты глаза не открывай по одежке узнавай.

7 ребенок: Мы – татары, живем в Татарстане, вежливый, гостеприимный и доброжелательный народ. Вежливые и добрые татарские слова: исэнмесез – здравствуйте, сау булыгыз – до свидания, рәхмәт – спасибо, зинhар – пожалуйста.

8 ребенок: Наши народные промыслы: резьба по дереву, художественная керамика, ювелирное и золотошвейное искусство: растительные узоры на калфаках, тюбетейках, жилетах.

9 ребенок: У нас свои традиции и обычаи, свои праздники: Науруз, Сабан туе, Карга туе.

ребенок: Мы тоже хотим загадать наши татарские загадки:

* Осенью рождается, а весной умирает (лед);

* Сам с иголками, а шить не умеет (еж);

* Под землей золотой колышек (морковь).

11 ребенок: Мы тоже хотим вам подарить наш флаг: красный цвет означает – храбрость, борьбу, радость и жизнь; белый цвет – миролюбие и чистоту; зеленый – на осуществление мечты.

- Молодцы, ребята! А сейчас мы с вами поиграем в татарскую народную игру «Тимербай» (с мячами). Встаньте в круг. Выбирают водящего – Тимербая. Он становится в центре круга. Водящий говорит слова:

Пять детей у Тимербая

Дружно, весело играют.

В речке быстрой искупались,

Хорошенечко отмылись

И красиво нарядились

И ни есть, ни пить не стали,

В лес под вечер прибежали,

Друг на друга поглядели,

Сделали вот так!

С последними словами водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Повторять движения нельзя.

- Мы рады нашим гостям. Дети ждали вас с нетерпением, своими руками приготовили подарки (вручение подарков).

- Гостей просто так не отпустим. Присаживайтесь к столу. Мамы наших ребят приготовили татарские блюда (показ). У татар главные блюда – это мясо, молоко. Любят татары супы, каши готовить. Бәлиш (показ муляжа) – старинное татарское блюдо. Кто-нибудь пробовал это блюдо? Приготовлено оно из мяса и картофеля. Много у татар молочных продуктов: катык, корт, чай с молоком. Наши дети сами расскажут, что же их мамы приготовили (рассказы детей о татарских блюдах). Чаепитие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            Блок « Культура и быт народов Республики Татарстан»

 

Средняя группа. Тема: «Путешествие  в татарскую деревню»

 

Программное содержание:

Закреплять знания детей о татарской культуре, традициях, о блюдах татарской   национальной  кухни. Способствовать общению детей разных национальностей, побуждать к общению на татарском языке.

Воспитывать культуру поведения, интерес к народной культуре.

Словарная работа: калфак, ичиги, камзол

Методические приемы: показ иллюстраций с изображением деревни, беседа, вопросы, художественное слово, сюрпризный момент, игровой прием анализ, поощрение.

Предварительная работа: Изготовление татарских национальных блюд, куклы в национальных  костюмах

Пособия и оборудование: Куклы в национальной  одежде, муляжи татарских блюд, иллюстрации с изображением деревни.

Ход занятия:

Дети сегодня мы с вами отправимся в путешествие в татарскую деревню на большом чудесном автобусе (Дети рассаживаются по местам)

- Итак, начинаем наше путешествие. Вот мы и доехали до деревни (показ иллюстраций с изображением деревни)

- Посмотрите, какие здесь маленькие деревенские домики, из труб дым валит; ворота, заборы.

- Давайте войдем в избу (в избе детей встречают куклы в татарской  национальной  одежде)

- Дети, поздоровайтесь на татарском языке.

- Исэнмэсез, здравствуйте!

- В какую национальную одежду одеты куклы?

- Платье с оборками, камзол, калфак, ичиги, тюбетейка.

- Посмотрите, какие  они разные, красивая татарская национальная одежда

- Что вы видите в татарском орнаменте?

- Растения

- Какой цвет в орнаменте преобладает?

- Зеленый.

(рассматривание ковра, герба, флага республики – в них дети видят преобладание зеленого цвета)

Игра «Укрась коврик»

(Дети составляют узор из элементов татарского  орнамента – это подарок детей хозяевам избы)

- Татарская пословица звучит: «Кто гостей не любит звать, тому радости не знать»

Нас приглашают к столу и приготовили татарские национальные блюда. (дети рассматривают блюда). (мясо, молоко, суп – лапша, каша)

- А еще любят татары готовить старинное татарское блюдо – бэлеш (показ муляжа)

- Кто–нибудь пробовал это блюдо?

- Из чего оно приготовлено? (мясо, картофель)

- Какие еще татарские блюда вы знаете? (показ)

- Чак-чак, баурсак, кыстыбый, әчпочмак.

- Много у татар молочных продуктов: катык, корт, чай с молоком.

- У татар принято, что первым начинать есть хозяин, а заканчивает последним. Есть татарская пословица: «Вперед отца и матери за стол не садись»

Руки должны мыть до и после еды. Об этом в татарских семьях всегда напоминают дедушка и бабушка. Как назвать их по-татарски?

- Бабай, эби

- Раньше обычно воду на руки хозяина поливали его дети (внесли тазики и воду в кувшинах - кумганах). Дети моют руки и садятся за стол.

Обратите внимание на татарские блюда: чак-чак, баурсак. Дети пробуют на вкус национальные блюда. Звучит татарская мелодия. Дети благодарят за угощение и гостеприимство на татарском  языке

- Рәхмәт (спасибо)

- Каждый народ имеет свой родной язык, свои национальные  костюмы, любимые праздники, кушанья, обычаи, песни, танцы. Многие мелодии вам уже знакомы и очень нравятся. Давайте послушаем и вы их сразу узнаете. Когда звучит татакая мелодия, так и хочется потанцевать. Давайте потанцуем все вместе.

Совместная пляска «Татарский перепляс»

- А теперь настало пора прощаться

- Сау булыгыз (до свидания). Дети садиться на свои места в «автобусе» и возвращаются в детский сад.

- Вот и закончилось наше путешествие в деревню

Что вам особенно понравилось в татарской деревне? (ответы детей)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Старшая группа. Тема: «Музей говорящих вещей»

 

Программное содержание:

Обогащать знания детей о предметах русского декоративно - прикладного искусства. Подвести к осмыслению понятий: «народная игрушка», «дымковская игрушка», хохломская роспись.

Воспитывать интерес к русской народной культуре.

Словарная работа: дымка, хохлома, «говорящие вещи»

Методические приемы: беседа, применение пословиц и поговорок, рассматривание игрушек с хохломской и дымковской росписью, физминутка, проведение игр, анализ, поощрение.

Предварительная работа: Заучивание пословиц и поговорок о труде, рассмотрение иллюстраций (дымка, хохлома, народная игрушка)

Пособия и оборудование: Дымковские игрушки, народные игрушки, изделия с хохломской росписью

Ход занятия:

- Дети, сегодня мы с вами побываем в музее «Говорящих вещей»

- Почему же он так называется?

- Посмотрите внимательно на все эти вещи в музее. О чем они хотят рассказать сегодня?

Во все времена ценили людей умных и трудолюбивых. Недаром говорили на Руси: «Человек трудом красен»

«Труд кормит – а лень портит»

Дети всегда помогали взрослым, были хорошими помощниками. Взрослые люди говорили про них: «Маленький, да удаленький».

- Дети, а вы любите трудиться?

- А какие пословицы и поговорки о труде вы знаете?

-Скучен день до вечера, коли делать нечего

-Сделай дело – гуляй смело

-Делу время – потехе час

-Без труда не вытащишь рыбку из пруда

-Терпенье и труд все перетрут

-Любишь кататься, люби и саночки возить

(детям предложить объяснить, как они понимают ту или иную пословицу)

 

- Народ всегда с уважением относился к тому, кто много трудится. Доброй славой пользовались в народе хорошие умельцы. Про мастера, который никакой работы не боялся, говорили: Мастер - золотые руки», «Мастер на все руки»

(подвести детей к хохломским предметам)

- Дети, вы узнали эти предметы?

- Да, это хохлома – так про нее говорят. Вглядитесь в эти изделия, как о ней можно еще сказать?

Верно, вы подметили: праздничная, нарядная, красивая. Человек стремился украсить все, что его окружает: и мебель, и посуду. Так появилась посуда с хохломской  росписью. Посуду делали: сначала из дерева, затем изделия грунтовали, обмазывали глиной, чтобы закрыть все поры, затем шлифовали. А уж потом расписывали.

Есть легенда: Давным-давно поселился в лесу веселый мужичок  - умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица Жар. Он и ее угостил. Птица Жар задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой. Это, конечно, легенда, но окраска изделий хохломы, как волшебство, при которой обычное белое дерево приобретает блеск и красоту позолоты.

«Роспись хохломская, словно колдовская

                                В сказочную песню просится сама

                                И нигде на свете нет таких соцветий

                                 Всех чудес чудесней наша хохлома!»

 

Физминутка «Посуда»

(подвести детей к Дымке)

- Дети, как называются все эти предметы?

- Посмотрите на них внимательно. Подскажите, что можно услышать, глядя на них.

- Веселые, задорные игрушки

- Как вы думаете, лошади, поросята, козлики молчат? Что вы слышите?

(Дети подражают голосом)

Посмотрите на все это и что представляется?

- Да, веселая шумная деревня «Дымково». И сегодня, будто мы в деревне этой побывали. Сюжеты у игрушек самые разнообразные: мужики и медведи, козы, гуси, индюки, барышни, кони, карусели. Какие они нарядные, красивые.

- Дети, как вы думаете, из чего сделаны эти игрушки? (ответы детей)

- игрушки лепили из глины, затем клали их на деревянную лавку сохнуть, затем обжигали в печи. После обжига игрушки делаются очень прочными и легкими. Как только игрушки остынут, их покрывают слоем, разведенного в молоке, мелом, высушивают, а затем расписывают.

- Какие элементы преобладают в дымковской росписи?

- (круг, прямая волнистая линия, точки-горошины и клетки)

 

Игра «Укрась игрушку»

(Дети выкладывают элементы росписи на заготовках)

- Глядя на эти игрушки, на душе становится радостно, празднично.

(подвести детей к русским народным игрушкам)

- Дети, а эти игрушки вы узнали?

- Кто любил играть с ними

- Угадайте, с какими игрушками любили играть русские дети?

(лошадка, петух, гармошка)

Загадать загадки об игрушках:

«Пляшет крошка, а всего одна ножка» (юла)

 

«Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку

Все они сидят друг в дружке

А всего одна игрушка»    (матрешка)

 

«Он и стройный и красивый

У него густая грива» (конь-качалка)

 

«Хвост с узорами, сапоги со шпорами

Ночью распевает – время считает» (петух)

(Дети рассматривают игрушки. Приводят в движение).

- Из чего сделаны эти игрушки?

Информация о работе Человек в своем крае