Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 15:17, творческая работа
Цель:
Содействовать формированию социализации детей через приобщение к истории, культуре родного края.
Наработать и систематизировать материал по данному разделу. Совершенствовать творческий поиск педагогов по разделу «Человек в своем в крае».
Задачи:
1. Конкретизировать представления детей о семье, родственниках, друзьях, родном городе.
2. Формировать представления о Республике Татарстан, ее символике, праздниках, главных событиях, выдающихся людях, о культурном достоянии.
3. Содействовать формированию интереса к культуре татарского народа в процессе восприятия народного фольклора.
4. Формировать навыки практического применения полученной информации в различных видах деятельности и в повседневной жизни.
5. Способствовать проявлению потребности в социально одобряемом поведении.
6. Способствовать становлению национального самосознания, ощущения принадлежности к культуре своего народа.
7. Воспитывать толерантность и уважение к представителям других национальностей
- Да, в Удмуртии много рек, озер. И дома в деревнях всегда строили рядом с водой. Считалось, что водяной – хозяин воды. Никого не пускает в свое водяное царство, свой дом.
Хочу напомнить об одном правиле – всех должны переловить водяной и его помощники, иначе будут «наказаны».
Водяной, водяной
Что сидишь ты под водой?
Выйди, выйди хоть на час посмотреть, который час.
Ты глаза не открывай по одежке узнавай.
7 ребенок: Мы – татары, живем в Татарстане, вежливый, гостеприимный и доброжелательный народ. Вежливые и добрые татарские слова: исэнмесез – здравствуйте, сау булыгыз – до свидания, рәхмәт – спасибо, зинhар – пожалуйста.
8 ребенок: Наши народные промыслы: резьба по дереву, художественная керамика, ювелирное и золотошвейное искусство: растительные узоры на калфаках, тюбетейках, жилетах.
9 ребенок: У нас свои традиции и обычаи, свои праздники: Науруз, Сабан туе, Карга туе.
ребенок: Мы тоже хотим загадать наши татарские загадки:
* Осенью рождается, а весной умирает (лед);
* Сам с иголками, а шить не умеет (еж);
* Под землей золотой колышек (морковь).
11 ребенок: Мы тоже хотим вам подарить наш флаг: красный цвет означает – храбрость, борьбу, радость и жизнь; белый цвет – миролюбие и чистоту; зеленый – на осуществление мечты.
- Молодцы, ребята! А сейчас мы с вами поиграем в татарскую народную игру «Тимербай» (с мячами). Встаньте в круг. Выбирают водящего – Тимербая. Он становится в центре круга. Водящий говорит слова:
Пять детей у Тимербая
Дружно, весело играют.
В речке быстрой искупались,
Хорошенечко отмылись
И красиво нарядились
И ни есть, ни пить не стали,
В лес под вечер прибежали,
Друг на друга поглядели,
Сделали вот так!
С последними словами водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Повторять движения нельзя.
- Мы рады нашим гостям. Дети ждали вас с нетерпением, своими руками приготовили подарки (вручение подарков).
- Гостей просто так не отпустим. Присаживайтесь к столу. Мамы наших ребят приготовили татарские блюда (показ). У татар главные блюда – это мясо, молоко. Любят татары супы, каши готовить. Бәлиш (показ муляжа) – старинное татарское блюдо. Кто-нибудь пробовал это блюдо? Приготовлено оно из мяса и картофеля. Много у татар молочных продуктов: катык, корт, чай с молоком. Наши дети сами расскажут, что же их мамы приготовили (рассказы детей о татарских блюдах). Чаепитие.
Блок « Культура и быт народов Республики Татарстан»
Средняя группа. Тема: «Путешествие в татарскую деревню»
Программное содержание:
Закреплять знания детей о татарской культуре, традициях, о блюдах татарской национальной кухни. Способствовать общению детей разных национальностей, побуждать к общению на татарском языке.
Воспитывать культуру поведения, интерес к народной культуре.
Словарная работа: калфак, ичиги, камзол
Методические приемы: показ иллюстраций с изображением деревни, беседа, вопросы, художественное слово, сюрпризный момент, игровой прием анализ, поощрение.
Предварительная работа: Изготовление татарских национальных блюд, куклы в национальных костюмах
Пособия и оборудование: Куклы в национальной одежде, муляжи татарских блюд, иллюстрации с изображением деревни.
Ход занятия:
Дети сегодня мы с вами отправимся в путешествие в татарскую деревню на большом чудесном автобусе (Дети рассаживаются по местам)
- Итак, начинаем наше путешествие. Вот мы и доехали до деревни (показ иллюстраций с изображением деревни)
- Посмотрите, какие здесь маленькие деревенские домики, из труб дым валит; ворота, заборы.
- Давайте войдем в избу (в избе детей встречают куклы в татарской национальной одежде)
- Дети, поздоровайтесь на татарском языке.
- Исэнмэсез, здравствуйте!
- В какую национальную одежду одеты куклы?
- Платье с оборками, камзол, калфак, ичиги, тюбетейка.
- Посмотрите, какие они разные, красивая татарская национальная одежда
- Что вы видите в татарском орнаменте?
- Растения
- Какой цвет в орнаменте преобладает?
- Зеленый.
(рассматривание ковра, герба, флага республики – в них дети видят преобладание зеленого цвета)
Игра «Укрась коврик»
(Дети составляют узор из элементов татарского орнамента – это подарок детей хозяевам избы)
- Татарская пословица звучит: «Кто гостей не любит звать, тому радости не знать»
Нас приглашают к столу и приготовили татарские национальные блюда. (дети рассматривают блюда). (мясо, молоко, суп – лапша, каша)
- А еще любят татары готовить старинное татарское блюдо – бэлеш (показ муляжа)
- Кто–нибудь пробовал это блюдо?
- Из чего оно приготовлено? (мясо, картофель)
- Какие еще татарские блюда вы знаете? (показ)
- Чак-чак, баурсак, кыстыбый, әчпочмак.
- Много у татар молочных продуктов: катык, корт, чай с молоком.
- У татар принято, что первым начинать есть хозяин, а заканчивает последним. Есть татарская пословица: «Вперед отца и матери за стол не садись»
Руки должны мыть до и после еды. Об этом в татарских семьях всегда напоминают дедушка и бабушка. Как назвать их по-татарски?
- Бабай, эби
- Раньше обычно воду на руки хозяина поливали его дети (внесли тазики и воду в кувшинах - кумганах). Дети моют руки и садятся за стол.
Обратите внимание на татарские блюда: чак-чак, баурсак. Дети пробуют на вкус национальные блюда. Звучит татарская мелодия. Дети благодарят за угощение и гостеприимство на татарском языке
- Рәхмәт (спасибо)
- Каждый народ имеет свой родной язык, свои национальные костюмы, любимые праздники, кушанья, обычаи, песни, танцы. Многие мелодии вам уже знакомы и очень нравятся. Давайте послушаем и вы их сразу узнаете. Когда звучит татакая мелодия, так и хочется потанцевать. Давайте потанцуем все вместе.
Совместная пляска «Татарский перепляс»
- А теперь настало пора прощаться
- Сау булыгыз (до свидания). Дети садиться на свои места в «автобусе» и возвращаются в детский сад.
- Вот и закончилось наше путешествие в деревню
Что вам особенно понравилось в татарской деревне? (ответы детей)
Старшая группа. Тема: «Музей говорящих вещей»
Программное содержание:
Обогащать знания детей о предметах русского декоративно - прикладного искусства. Подвести к осмыслению понятий: «народная игрушка», «дымковская игрушка», хохломская роспись.
Воспитывать интерес к русской народной культуре.
Словарная работа: дымка, хохлома, «говорящие вещи»
Методические приемы: беседа, применение пословиц и поговорок, рассматривание игрушек с хохломской и дымковской росписью, физминутка, проведение игр, анализ, поощрение.
Предварительная работа: Заучивание пословиц и поговорок о труде, рассмотрение иллюстраций (дымка, хохлома, народная игрушка)
Пособия и оборудование: Дымковские игрушки, народные игрушки, изделия с хохломской росписью
Ход занятия:
- Дети, сегодня мы с вами побываем в музее «Говорящих вещей»
- Почему же он так называется?
- Посмотрите внимательно на все эти вещи в музее. О чем они хотят рассказать сегодня?
Во все времена ценили людей умных и трудолюбивых. Недаром говорили на Руси: «Человек трудом красен»
«Труд кормит – а лень портит»
Дети всегда помогали взрослым, были хорошими помощниками. Взрослые люди говорили про них: «Маленький, да удаленький».
- Дети, а вы любите трудиться?
- А какие пословицы и поговорки о труде вы знаете?
-Скучен день до вечера, коли делать нечего
-Сделай дело – гуляй смело
-Делу время – потехе час
-Без труда не вытащишь рыбку из пруда
-Терпенье и труд все перетрут
-Любишь кататься, люби и саночки возить
(детям предложить объяснить, как они понимают ту или иную пословицу)
- Народ всегда с уважением относился к тому, кто много трудится. Доброй славой пользовались в народе хорошие умельцы. Про мастера, который никакой работы не боялся, говорили: Мастер - золотые руки», «Мастер на все руки»
(подвести детей к хохломским предметам)
- Дети, вы узнали эти предметы?
- Да, это хохлома – так про нее говорят. Вглядитесь в эти изделия, как о ней можно еще сказать?
Верно, вы подметили: праздничная, нарядная, красивая. Человек стремился украсить все, что его окружает: и мебель, и посуду. Так появилась посуда с хохломской росписью. Посуду делали: сначала из дерева, затем изделия грунтовали, обмазывали глиной, чтобы закрыть все поры, затем шлифовали. А уж потом расписывали.
Есть легенда: Давным-давно поселился в лесу веселый мужичок - умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица Жар. Он и ее угостил. Птица Жар задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой. Это, конечно, легенда, но окраска изделий хохломы, как волшебство, при которой обычное белое дерево приобретает блеск и красоту позолоты.
«Роспись хохломская, словно колдовская
Физминутка «Посуда»
(подвести детей к Дымке)
- Дети, как называются все эти предметы?
- Посмотрите на них внимательно. Подскажите, что можно услышать, глядя на них.
- Веселые, задорные игрушки
- Как вы думаете, лошади, поросята, козлики молчат? Что вы слышите?
(Дети подражают голосом)
Посмотрите на все это и что представляется?
- Да, веселая шумная деревня «Дымково». И сегодня, будто мы в деревне этой побывали. Сюжеты у игрушек самые разнообразные: мужики и медведи, козы, гуси, индюки, барышни, кони, карусели. Какие они нарядные, красивые.
- Дети, как вы думаете, из чего сделаны эти игрушки? (ответы детей)
- игрушки лепили из глины, затем клали их на деревянную лавку сохнуть, затем обжигали в печи. После обжига игрушки делаются очень прочными и легкими. Как только игрушки остынут, их покрывают слоем, разведенного в молоке, мелом, высушивают, а затем расписывают.
- Какие элементы преобладают в дымковской росписи?
- (круг, прямая волнистая линия, точки-горошины и клетки)
Игра «Укрась игрушку»
(Дети выкладывают элементы росписи на заготовках)
- Глядя на эти игрушки, на душе становится радостно, празднично.
(подвести детей к русским народным игрушкам)
- Дети, а эти игрушки вы узнали?
- Кто любил играть с ними
- Угадайте, с какими игрушками любили играть русские дети?
(лошадка, петух, гармошка)
Загадать загадки об игрушках:
«Пляшет крошка, а всего одна ножка» (юла)
«Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку
Все они сидят друг в дружке
А всего одна игрушка» (матрешка)
«Он и стройный и красивый
У него густая грива» (конь-качалка)
«Хвост с узорами, сапоги со шпорами
Ночью распевает – время считает» (петух)
(Дети рассматривают игрушки. Приводят в движение).
- Из чего сделаны эти игрушки?