Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 15:17, творческая работа
Цель:
Содействовать формированию социализации детей через приобщение к истории, культуре родного края.
Наработать и систематизировать материал по данному разделу. Совершенствовать творческий поиск педагогов по разделу «Человек в своем в крае».
Задачи:
1. Конкретизировать представления детей о семье, родственниках, друзьях, родном городе.
2. Формировать представления о Республике Татарстан, ее символике, праздниках, главных событиях, выдающихся людях, о культурном достоянии.
3. Содействовать формированию интереса к культуре татарского народа в процессе восприятия народного фольклора.
4. Формировать навыки практического применения полученной информации в различных видах деятельности и в повседневной жизни.
5. Способствовать проявлению потребности в социально одобряемом поведении.
6. Способствовать становлению национального самосознания, ощущения принадлежности к культуре своего народа.
7. Воспитывать толерантность и уважение к представителям других национальностей
Крылья мои – скакун удалой.
Если тебя я
Догнать захочу,
Птицы быстрей
По степи полечу –
Крылья мои – скакун удалой.
Вот мы и прискакали в деревню. Вот и домик бабушки Зульфии, постучимся к ней. (Дети стучат в домик, воспитатель надевает платок и фартук).
-Здравствуйте, дети! Рэхим итегез! (Добро пожаловать!) Проходите. Меня зовут Зульфия эби. Я очень люблю гостей. Много знаю татарских народных сказок, игр. А вы играть любите? А загадки отгадывать? Слушайте мои загадки:
1.Четыре ноги у него, уши на макушке, возит по свету, копыта тверже камня (лошадь – ат).
2. Ест траву, дает молоко (корова – сыер).
3. С бородой рождается, никто не удивляется (коза).
4. Маленького роста, ходит в вывернутой шубе (овца – сарык).
5. Друг человека, и его дом охраняет (собака - эт).
- Хорошо, вы отгадали все загадки о моих домашних животных. А теперь вставайте в круг и скажите, что умеет делать лошадь, корова, овца, коза, собака?
- Молодцы!
- Дети, а какие вы знаете татарские загадки о моих домашних птицах?
(Дети загадывают загадки): В воде плавает, по воздуху летает,
По земле ходит и мясом кормит (гусь – каз).
Под воду ныряет, сухой выплывает (утка – урдэк).
Голова гребешком, хвост серпом,
Свое горло дерет и всем спать не дает (петух – этэч).
. Канаты бар, аягы бар,
Узе йозә белми (курица – тавык).
(Крылья, ноги есть, плавать не умеет).
- Ребята, я так рада. Вы очень много загадок знаете о моих птицах.
- Ребята, а вы знаете, кто из лесных зверей любит заглядывать в курятник? (лиса)
- А вот сейчас мы с вами поиграем в татарскую народную игру «Лисичка и курочки», а по-татарски звучит так «Толке хэм тавыклар».
- Вот здесь (на одном конце площадки) у нас будет курятник. Кто в курятнике живет?
- Правильно, петушки и курочки. Вы все будете петушками и курочками. Девочки – курочки, мальчики – петушки. Идите в курятник. А я буду лисичкой. Буду жить здесь (на противоположной стороне площадки).
Курочки и петушки выходят из курятника, клюют зернышки, насекомых. А когда лисичка начинает подкрадываться к курочкам, петушки громко кричат: «Ку-ка-ре-ку!» Все курочки убегают в курятник. А лисичка старается поймать их. Курочки пошли в курятник, а лисичка отправилась в свой домик – нору. (Игра повторяется 3 раза).
- А сейчас выберем лисичку считалкой.
Ургада, дургада,
Сыер йори елгада.
(Корова ходит по реке).
Колокольчик, денщик,
Син кал, бу чык!
(Ты останься, а ты выйди!)
- В какую игру мы играли?
- Правильно, в татарскую народную игру «Лисичка и курочки».
Игра вам понравилась?
- Ребята, мы с вами поиграли, отдохнули. А сейчас сядьте удобнее, я расскажу вам одну сказку. Посмотрите на обложку этой книжки. Как вы думаете, о ком будет эта сказка (о лисе и журавле)?
- Послушайте о них сказку (рассказывание сказки).
- Эту сказку сочинил татарский народ.
- А теперь посмотрим иллюстрации (рассматривание иллюстраций).
- Расскажите, как угощали друг друга лиса и журавль?
- Ребята, как вы думаете, лиса и журавль любят гостей?
- Правильно вы сказали, вот татарская народная пословица гласит «Кто гостей не любит, тому радостей не знать».
- Чему нас учит эта пословица?
- Ребята, я очень рада, что вы у меня были в гостях. Я подарю вам книжки с татарскими народными сказками.
- А теперь пришла пора прощаться: давайте скажем Зульфие әби «Спасибо» (воспитатель снимает фартук и платок).
- Пора нам возвращаться в детский сад. Садимся на лошадок и скачем по дорожке. Мы вернулись в детский сад. Встанем в круг. Вам понравилось занятие? Что было интересного? (ответы детей). На следующем занятии мы продолжим знакомиться с татарскими народными сказками.
Старшая группа Тема: «Татарские народные сказки».
Программное содержание: Расширить и углубить знания детей о татарских народных сказках. Донести до каждого ребенка познавательную и нравственную сущность сказки (в любом деле побеждает находчивость, смелость, смекалка; добро побеждает зло; жадный и коварный злодей всегда бывает наказан).
Закрепить пословицы и поговорки о дружбе, смелости.
Развивать внимание, воображение, память, логику.
Продолжать воспитывать в детях чувство любви и уважения к татарским народным сказкам.
Словарная работа:
Батыр (богатырь), Саран (скупой), Юмарт (щедрый).
Методические приемы:
Рассматривание красочно иллюстрированных книг с татарскими народными сказками.
Чтение отрывков из знакомых сказок. Вопросы поискового характера. Татарская игра «Займи место». Анализ.
Пособия и оборудование:
Выставка книг с татарскими народными сказками.
Связь с другими видами деятельности:
Чтение татарских народных сказок, беседа по содержанию, рассматривание иллюстраций. Рисование на сюжеты сказок. Знакомство с татарскими пословицами и поговорками. Разучивание татарских игр.
Ход занятия: Ребята, вы любите сказки?
Сказки каких народов вы знаете (русские, чувашские, татарские)?
(обратить внимание детей на выставку книг).
Ребята, подойдите поближе, посмотрите эти книги (дать детям возможность рассмотреть книги).
Ребята, как вы думаете, сказки каких народов перед вами (татарские народные сказки)?
(дети садятся).
Сегодня мы поговорим о татарских народных сказках. Ребята, давайте вспомним, какие татарские народные сказки вы знаете? (ответы детей).
Молодцы, вы знаете очень много сказок. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Отгадай мою сказку».
Чтение отрывка из татарской народной сказки «Дутан – батыр».
Ребята, из какой сказки я прочитала отрывок? (ответы детей).
Кто главный герой сказки? (ответы детей).
За что боролся Дутан – батыр (за свободу своей земли)?
Какие качества проявлял Дутан – батыр в боях (смелость, находчивость, смекалку)?
Назовите татарские народные сказки, где сильные и смелые батыры борются за свободу своей земли против врагов («Танбатыр», «Сорок братьев», «Три сына»).
О таких сильных, смелых батырах татарский народ сочинял разные пословицы, поговорки.
«Нет тяжестей для сильного, нет трудностей для смелого».
Как вы понимаете эту пословицу?
Какие еще татарские народные пословицы о смелости и находчивости вы знаете?
«В руках умельца и камень тает».
«У доброго джигита всякое дело в руках горит».
Хорошо, молодцы, много пословиц вы знаете.
Физминутка:
Татарская народная игра «Займи место».
Одного из участников игры выбирают водящим, а остальные играющие, образуя круг, ходят взявшись за руки. Водящий идет за кругом в противоположную сторону и говорит:
Как сорока стрекочу,
Никого в дом не пущу.
Как гусыня гогочу,
Тебя хлопну по плечу –
Беги!
Сказав беги, водящий слегка ударяет по спине одного из игроков, круг останавливается, а тот, кого ударили, устремляется со своего места по кругу навстречу водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, а отставший становится водящим.
Продолжаем игру «Отгадай мою сказку». Послушайте отрывок из другой сказки.
Чтение отрывка из татарской народной сказки «Саран и Юмарт».
Как называется эта сказка?
Ребята, говорится ли в этой сказке о добре и зле?
Кто из героев добрый, кто злой, жадный?
Как злой Саран обманул своего друга Юмарта?
Что приключилось с Юмартом в городе, где жил хан?
Откуда он узнал, как нужно лечить дочь хана?
Как расплатился злой Саран за свою скупость?
Хотели бы вы иметь такого друга, как Саран?
Почему? (ответы детей).
Какие должны быть друзья? (ответы детей).
Назовите татарские народные сказки, которые воспевают победу добра над злом, мир и дружбу, прославляют благородства простого народа («Бедняк и два бая», «Гульчечек»).
Ребята, у татарского народа есть такая поговорка:
«Верен ли друг, откроется не вдруг».
Как вы понимате эту поговорку?
Какие татарские пословицы и поговорки о дружбе и друзьях вы знаете?
«Прежде, чем отправиться в путь, выбери спутника».
«Добрый человек – подмога в беде,
Дурной человек – помеха везде».
«В пути уважай спутника больше себя».
Ребята, я очень рада, что вы знаете много татарских сказок, пословиц, поговорок и помните их. Но главное – вы их очень любите. За что же они вам так нравятся?
Сказки удивительные, вы правы. В них добро побеждает зло, жадный и коварный злодей всегда бывает наказан.
Я хочу вам пожелать, чтобы вы были похожи на героев сказок, были справедливыми, смелыми, отважными.
А на других занятиях мы продолжим знакомиться с татарскими народными сказками, пословицами и поговорками.
Подготовительная группа. Тема: «К нам гости пришли».
Программное содержание:
Закрепить знания об удмуртской и татарской национальной культуре. Способствовать выразительности речи детей, повышению интереса к языку, звучанию слов на языках разных народов, запоминанию слов и их использованию в повседневной жизни. Развивать коммуникативные умение, положительные эмоции, радостные чувства от общения. Воспитывать доброжелательные отношения к удмуртскому и татарскому народу.
Словарная работа:
Удмуртские слова: зеч бур (здравствуйте), зеч луя (до свидания), тау (спасибо), жук (каша), пельмянь (пельмени), вумурт (водяной).
Татарские слова: исәнмесез (здравствуйте), сау булыгыз (до свидания), рәхмәт (спасибо), зинhар (пожалуйста), бәйрәм (праздник) «Науруз», «Сабан туе», «Карага боткасы».
Пособия и оборудование:
Флаги, гербы, национальная одежда, образцы национальных орнаментов, муляж «бәлиш», татарские народные блюда (приготовленные мамами).
Связь с другими видами деятельности:
Знакомство детей с географическим расположением, историей и народным прикладным искусством татарского и удмуртского народов. Изготовление подарков.
Ход занятия:
- Добро пожаловать, дорогие гости, милости просим. Нам сегодня радостно и весело, потому что мы встречаем гостей, как говорится в русской пословице «Доброму гостью – хозяин рад». Сегодня в гостях дети Удмуртии. Все они живут в нашем городе, но очень любят свою Удмуртию и много знают о ней.
1 ребенок: Мы удмурты и наша родина Удмуртия. Это красивый край со снежными морозными зимами и жарким летом. В Удмуртии много лесов, рек, родников. Крупная река Кама берет свое начало в Удмуртии.
2 ребенок: Мы доброжелательные, бережливые люди. Добрые и вежливые слова: зеч бур – здравствуйте, зеч луя – до свидания, тау – спасибо.
3 ребенок: Народные умельцы Удмуртии делают ювелирные изделия из золота и серебра, катают валенки и шьют шляпы, красиво вышивают, режут по дереву, делают гончарные изделия. В украшении изделий используют рисунки деревьев, зверей и солнца; геометрические узоры, главный элемент орнамента – ромб.
4 ребенок: Живем мы в деревянных домах, главное украшение жилища удмурта – ворота. Распространенное кушанье – каша (жук), пельмени (пельмянь), овсяной кисель, ржаной хлеб.
5 ребенок: Мы хотим вам загадать наши удмуртские загадки:
* У железной мышки два хвоста (иголка);
* Желтый клубок за белым скок (лиса и заяц);
* На привязи лошадь жиреет (веретено).
6 ребенок: За то, что вы отгадали наши загадки, мы хотим подарить Вам наш символ – флаг Удмурт. Черный цвет является символом земли и стабильности. Красный цвет – символ жизни и солнца. Белый цвет – символ космоса и чистоты. А восьмиконечный солярный знак является оберегом. Этот знак можно увидеть на каждом доме у удмуртов. И мы хотим, чтоб этот знак оберегал вас тоже.
- Давайте поиграем в любимую игру удмуртов – «Водяной». Как она звучит по-удмуртски (вумурт)? Неслучайно название этой игры «Вумурт». Как, думаете, почему!