Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 15:17, творческая работа
Цель:
Содействовать формированию социализации детей через приобщение к истории, культуре родного края.
Наработать и систематизировать материал по данному разделу. Совершенствовать творческий поиск педагогов по разделу «Человек в своем в крае».
Задачи:
1. Конкретизировать представления детей о семье, родственниках, друзьях, родном городе.
2. Формировать представления о Республике Татарстан, ее символике, праздниках, главных событиях, выдающихся людях, о культурном достоянии.
3. Содействовать формированию интереса к культуре татарского народа в процессе восприятия народного фольклора.
4. Формировать навыки практического применения полученной информации в различных видах деятельности и в повседневной жизни.
5. Способствовать проявлению потребности в социально одобряемом поведении.
6. Способствовать становлению национального самосознания, ощущения принадлежности к культуре своего народа.
7. Воспитывать толерантность и уважение к представителям других национальностей
Этапы реализации проекта
«Человек в своем крае».
Цель: Содействовать формированию социализации детей через приобщение к истории, культуре родного края. Наработать и систематизировать материал по данному разделу. Совершенствовать творческий поиск педагогов по разделу «Человек в своем в крае».
№ п/п | Содержание мероприятия
| Дата проведения |
1 | Подготовительный - создание творческой группы педагогов - составление SWOT анализа - составление плана работы - диагностика | Сентябрь 2009г. |
2 | Основной - разработка системы занятий по разделу «Человек в своем крае». - проведение познавательных занятий - сбор и оформление наглядного материала - проведение экскурсий. - привлечение родителей в проведении мероприятий - оформление фотоматериала - установление взаимосвязи с учреждениями города | В течение года |
3 | Заключительный - подведение итогов работы - выступление с обобщенным опытом работы - оформление опыта работы | Май 2011 года. |
Паспорт
образовательного проекта
«Человек в своем крае»
Вид проекта: творческо-информационный.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Участники проекта: дети средних, старших, подготовительных групп, воспитатели групп, специалисты, родители воспитанников.
Образовательная область: социальное развитие.
Актуальность темы:
-Социальное развитие представляет собой последовательный, многоаспектный процесс и результат социализации, в ходе которого осуществляется приобщение человека к «всеобщему» социальному и постоянное открытие, утверждение себя как субъекта социальной культуры,
-дошкольный возраст является сензитивным периодом в социальном развитии человека,
-социальное развитие детей дошкольного возраста осуществляется как в ходе стихийного влияния социальных факторов, так и в целенаправленном, организованном педагогическом процессе.
Современное состояние науки и практики дошкольного образования свидетельствует о наличии огромного потенциала разработки и внедрения программ и технологий социального развития дошкольников. Программа Л.В. Коломийченко «Социальное развитие детей дошкольного возраста» нацелена на приобщение детей к общечеловеческим ценностям. Реализация программы дифференцирована по блокам. Блок «Человек в своем крае» является вариативным. Этот раздел обусловлен государственными требованиями к оптимальному сочетанию федеральных и региональных стандартов. Содержания проекта «Человек в своем крае» разработано в соответствии с историческими, краеведческими, национальными и этническими особенностями Татарстана. Блочно-тематическое планирование обеспечивает системную работу педагогов по данному направлению.
Данный проект является результатом работы следующих педагогов МАДОУ № 35 «Соловушка»: Билаловой Г.Г., Мусиной Л.А., Биккуловой М.И., Валеевой Н.Ф.. Благовой Н.И., Миннахмитовой Г.В.,Лапшиной Н.Е., Хамитовой И.И.. Чубуриной О.А., Софроновой Г.П., Галиуллиной А.И. по социальному развитию детей дошкольного возраста. Теоретическую и практическую основу проекта составляет «Программа социального
развития дошкольников» под редакцией Л.В. Коломийченко и Л.И. Юговой.
Цель:
Содействовать формированию социализации детей через приобщение к истории, культуре родного края.
Наработать и систематизировать материал по данному разделу. Совершенствовать творческий поиск педагогов по разделу «Человек в своем в крае».
Задачи:
1. Конкретизировать представления детей о семье, родственниках, друзьях, родном городе.
2. Формировать представления о Республике Татарстан, ее символике, праздниках, главных событиях, выдающихся людях, о культурном достоянии.
3. Содействовать формированию интереса к культуре татарского народа в процессе восприятия народного фольклора.
4. Формировать навыки практического применения полученной информации в различных видах деятельности и в повседневной жизни.
5. Способствовать проявлению потребности в социально одобряемом поведении.
6. Способствовать становлению национального самосознания, ощущения принадлежности к культуре своего народа.
7. Воспитывать толерантность и уважение к представителям других национальностей
Предполагаемый результат.
-имеет дифференцированные представления о своем крае, как части России, об истории возникновении своего города и крае, об их знаменитых людях, основных достопримечательностях, традициях, труде людей.
-различает поселения людей по существенным признакам (численность населения, наличие сельскохозяйственных и промышленных предприятий),
- ассоциирует название города с его месторасположением, историей возникновения,
- владеет общими представлениями об основных ремеслах и промыслах,
- осознает связь между результатами труда своих земляков и развитием культуры и техники в России,
-имеет общее представление об особенностях народно-прикладного искусства Поволжья, использует отдельные элементы в собственной изобразительной деятельности, художественно-ручном труде,
-знает названия, отдельные отличительные особенности городов Татарстана,
-владеет информацией об основных достопримечательностях столицы Татарстан – Казани и своих родных мест,
- проявляет заботу о чистоте, порядке в своем микрорайоне, городе,
-с благодарностью и уважением относится к знаменитым людям города и Республики,
-осознанно применяет знания о своем городе в разных видах деятельности,
-с удовольствием участвует в торжественных событиях, традиционных праздниках,
-проявляет бережное отношение к достопримечательностям,
- испытывает чувство удовлетворенности от рождения и проживания в родном городе, проявляет потребность в передаче информации о нем,
-осознает возможность и перспективы своего участия в сохранении и приумножении культурных достижений своего города, Республики.
Swot анализ деятельности по ознакомлению дошкольников с родным краем.
Сильные стороны | Слабые стороны |
1. Повысился качественный состав педагогов (категорийность педагогов: 2008год – 62%; 2009 год – 81%). 2. Высокий уровень подготовки детей к школе (2009 год – 82%). 3. Достаточное методическое обеспечение. 4. Благоприятный микроклимат в коллективе. 5. Заинтересованность родителей в оснащении предметно-развивающей среды и в педагогическом процессе. | 1. Низкий уровень знаний детей по ознакомлению с окружающим (высокий уровень – 3%). 2. Нет системы работы по ознакомлению детей с родным краем. 3. Однообразная форма работы по ознакомлению с окружающим. 4. Не отлажена экскурсионная работа с детьми и педагогами Недостаточное привлечение родителей к педагогическому процессу. |
Возможности | Угрозы |
1. Повысится рейтинг ДОУ. 2. Применение вариативных форм работы по ознакомлению с родным краем. Системная работа по социальному воспитанию дошкольников. | 1. Непринятие данного направления педагогами. 2. Нестабильные экономические условия. 3. Пассивность родителей. 4. Синдром эмоционального выгорания у педагогов. |
Обобщение образовательного проекта «Человек в своем крае»
В период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируются умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни. Работая в инновационном режиме, проводилась работа по формированию социализации детей через приобщение к истории, культуре родного края.
Цель: наработать и систематизировать материал по данному разделу. Совершенствовать творческий поиск педагогов по разделу «Человек в своем крае». Реализуя поставленную цель, были определены следующие задачи:
1.Конкретизировать представления детей о семье, родственниках, друзьях, родном городе.
2. Формировать представления о Республике Татарстан, ее символике, праздниках, главных событиях, выдающихся людях, о культурном достоянии.
3. Содействовать формированию интереса к культуре татарского народа в процессе восприятия народного фольклора.
4. Формировать навыки практического применения полученной информации в различных видах деятельности и в повседневной жизни.
5. Способствовать проявлению потребности в социально одобряемом поведении.
6. Способствовать становлению национального самосознания, ощущения принадлежности к культуре своего народа.
7. Воспитывать толерантность и уважение к представителям других национальностей.
Перед тем, как приступить к планированию работы, были проведены анкетирование родителей и беседы с детьми по выявлению уровня знаний о своем крае. Исходя из данных анкетирования и собеседования, был составлен тематический перспективный план работы, мероприятий с родителями, с педагогами, что позволило работать по данной теме в системе.
Было составлено блочно – тематическое планирование занятий. Коллективом педагогов были разработаны и проведены занятия по блокам. Детский сад – то место, где ребенок проводит большую часть своего времени. Для того, чтобы дошкольный период запомнился на всю жизнь, необходимо формировать представления о детском саде, с этой целью разработан блок «Детский сад – мой второй дом», занятия: «Хорошо у нас в саду» (средний возраст), «Дети и взрослые в детском саду» (старший возраст), «О дружбе и друзьях» (подготовительный возраст).
Чувство Родины связано с восхищением тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклики в его душе. Для раскрытия этой темы был разработан блок «Моя малая Родина», занятия: «Экскурсия по городу Набережные Челны» (средний возраст), «Город в котором мы живем» (старший возраст), « Герб города Набережные Челны» (подготовительный возраст).