Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 15:17, творческая работа
Цель:
Содействовать формированию социализации детей через приобщение к истории, культуре родного края.
Наработать и систематизировать материал по данному разделу. Совершенствовать творческий поиск педагогов по разделу «Человек в своем в крае».
Задачи:
1. Конкретизировать представления детей о семье, родственниках, друзьях, родном городе.
2. Формировать представления о Республике Татарстан, ее символике, праздниках, главных событиях, выдающихся людях, о культурном достоянии.
3. Содействовать формированию интереса к культуре татарского народа в процессе восприятия народного фольклора.
4. Формировать навыки практического применения полученной информации в различных видах деятельности и в повседневной жизни.
5. Способствовать проявлению потребности в социально одобряемом поведении.
6. Способствовать становлению национального самосознания, ощущения принадлежности к культуре своего народа.
7. Воспитывать толерантность и уважение к представителям других национальностей
Совместно с родителями была организована фотовыставка «Моя родословная». Ведь в настоящее время у детей наблюдается интерес к своей генеалогии. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких поступков: семья – хранительница национальных традиций, счастье семьи – это счастье и благополучие народа, государства это отражается в блоке «Моя семья», на занятиях: «Наша дружная семья» (средний возраст), «Семейные традиции» (старший возраст), «Моя родословная» (подготовительный возраст). Знакомство со столицей и городами Республики Татарстан, с гимном, с флагом и гербом – это важная часть работы по воспитанию любви к Родине является формирование у детей представлении о людях родной страны, тех людях, которые прославили нашу Республику. Также на конкретных примерах, через конкретных людей мы познакомили детей с «характером» татарского народа – это нашло отражение в блоках: «Республика Татарстан», на занятиях: «Моя Республика» (средний возраст), «Города Республики Татарстан» (старший возраст), «Символика Республики Татарстан» (подготовительный возраст); «Знаменитые люди Республики Татарстан», на занятиях: «Детские писатели РТ (средний возраст), «Г.Тукай и А.С. Пушкин» (старший возраст), «Славные люди Республики Татарстан» (подготовительный возраст).
Основой любой национальной культуры является устное народное творчество – фольклор, создаваемые народом на протяжении его многовековой истории. Фольклор включает произведения всех родов и жанров, которые имеют огромное познавательное и воспитательное значение. Наиболее ценными среди сказок народов, населяющих Республику Татарстан, можно считать те, в которых воплощены вера народа в победу над злом, осуждение лени, тунеядства, жадности - это было отражено в блоке «Мы изучаем татарский язык», на занятиях: «Татарский фольклор» (средний возраст), «Татарские народные сказки» (старший возраст), «К нам гости пришли» (подготовительный возраст).
Раскрыть ребенку мир национальных культур, расширить представления об образе, жизни людей, населяющих Республику Татарстан, их обычаях, традициях, художественно – эстетическому, нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей нашло отражение в блоке «Культура и быт народов Республики Татарстан, на занятиях: «Путешествие в татарскую деревню» (средний возраст), «Музей говорящих вещей (русское народное творчество) (старший возраст), «Посещение кафе «Дружба» ( подготовитель- ный возраст).
Формирование у детей представления знаний краеведческого характера о различных республиках, знакомство с народным творчеством, обычаями, традициями, укладом жизни прослеживается в блоке «Наши соседи», на занятиях: «Удмуртская Республика» (средний возраст), «Марий Эл и Чувашская Республика» (старший возраст), «Башкирская и Мордовская Республики» (подготовительный возраст).
Родная природа, родной край неразрывно связан и входят в общее понятие – Родина. Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Маленькие дети не всегда способны замечать красоту природы, поэтому понимать и любить красоту родного края дети начинают под воздействием взрослых. Сближение с живой природой влияет на эмоциональный мир ребенка, обогащает его духовно – это отражено в блоке «В родной край пришла весна», на занятиях: «Природа родного края» (средний возраст), «Береги природу» (старший возраст), «Весенние праздники в Республике Татарстан» (подготовительный возраст).
Разработаны цикл экскурсий, которые помогают систематизировать работу по формированию у детей дошкольного возраста положительных отношений к родному краю: «Экскурсия по городу Набережные Челны», «В краеведческий музей лицея имени А.С. Пушкина, в музей истории города, к Вечному Огню с возложением цветов. Оформлены фотоальбомы: «Любимый город», альбом «Литературы и искусства Республики Татарстан, «Самый лучший детский сад». Разработан и систематизирован консультативный материал для родителей и педагогов ДОУ. Были проведены следующие консультации: «Роль дидактических игр в воспитании и образовании детей», «Об искусстве Татарстана», «Обучение детей родному языку через игры – хороводы», «Булгаро – татарский костюм», «Использование развивающих технологий при обучении детей татарскому языку», «Как научить ребенка разговаривать красиво, звучно и правильно», «Традиции семейного воспитания народов Поволжья», «Деятельность по практической ориентации детей на национальные и общечеловеческие ценности», «Воспитание толерантного отношения у детей к народам Поволжья», «Многострадальный татарский язык» (для педагогов); «Национальная культура и нравственность», «Роль семейных татарских традиций в воспитании ребенка», «Игры в жизни детей дошкольного возраста», «Наша Республика», «Ознакомление детей с традициями татарского народа», «Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей» (для родителей).
Одним из основных компонентов, составляющих культуру любого народа, является праздник. Праздничная культура имеет свою специфику, несет в себе колорит народа. Недаром народные праздники называют кладезем национальной культуры, хранящим сокровища многовековой давности. Все народные праздники связаны с трудовой деятельностью человека, с сезонными изменениями в природе, важными для народа событиями и датами. Исследователи выделяют следующие татарские праздники: Науруз (новый день), Карга боткасы, Сабантуй, Каз өмәсе, Нардуган и другие. Ежегодно в ДОУ проводятся праздники «Науруз», «Сабантуй»; ко дню рождения Г. Тукая провели викторину «Родной язык – язык Тукая», «Бәби карау» (смотрины младенца).
Путешествуя по неизвестным ранее и уже знакомым местам, мы знакомились с достопримечательностями города Набережные Челны; огромное впечатление произвели экскурсии к Вечному Огню, в музей истории города и в краеведческий музей лицея имени А.С. Пушкина. Перед экскурсиями проводилась предварительная работа, чтобы они были более понятны детям, совместно с родителями и детьми мы создали альбом «Любимый город». Дети вместе с родителями принимали активное участие в праздновании Дня Победы, изготовленные подарки были вручены ветеранам войны; в праздновании дня Республики Татарстан приняли участие в конкурсе цветочных композиций. Большая работа проводится по данному проекту в творческой деятельности: в организации выставки детских работ на темы: «Моя семья», «Мой город», «Природа родного края», «День Победы», «Поездка в деревню» и другие. Для обеспечения комплексного подхода по данной теме мы взаимодействуем с городским дворцом творчества детей и молодежи, с городской детской художественной школой №2, лицеем №78 имени А.С. Пушкина. В данных учреждениях проводится ряд мероприятий: концерты, выставки, экскурсии. Все это расширяет представление детей о городе, о республике, его жителях – людях различных профессий.
Для осуществления проекта создана предметно – развивающая среда: изготовлены дидактические игры, ведь игра – основной вид деятельности ребенка.
Была проведена диагностика в начале и в конце проектной деятельности. Диагностированы три возраста: средние группы, старшие группы, подготовительные группы. Диагностика показывает следующие результаты:
Начало года: Начало года:
Высокий уровень: 0%
Средний уровень: 85%
Низкий уровень: 15%
Высокий уровень: 0%
Средний уровень; 75%
Низкий уровень: 25%
Высокий уровень: 0%
Средний уровень: 94%
Низкий уровень: 6%
Таким образом, ознакомление с родным краем с помощью разнообразных видов деятельности, создает неповторимую среду, которая действует на воображение и формирует индивидуальность ребенка. Ребенок не только познает свой край, город, но и откликается на события окружающего мира, выражает свое отношение к ним. А это в свою очередь является предпосылкой, способствующей воспитанию гражданина и патриота своей страны, формированию нравственных ценностей.
Средние группы
Старшие группы
Подготовительные группы
МАДОУ №35 «Соловушка»
Средние, старшие, подготовительные группы
Списочный состав – 169
Опрошено – 120
Анкета для родителей
1. На каком языке общаетесь дома?
на татарском – 58-48% на русском – 62-52%
2. На каком языке общается Ваш ребенок с бабушкой дедушкой?
на татарском – 46-38% на русском – 74-62%
3. Какие газеты и журналы выписываете? На каком языке?
на татарском – 42-35% на русском – 24-20%
не выписывают – 54-45%
“Көмеш кыңграу”, “Юлдаш”, Ирек майданы”, Бәйрәм”,
“Вечерние Челны”, Комсомолҗская правда”, “Телесемь”
4. Какие сказки Вы рассказываете детям?
Татарские народные сказки – 56-47%
Русские народные сказки – 64-53%
5. Какие детские передачи Вы смотрите с ребенком?
“Күчтәнәч”, “Спокойной ночи, малыши”, канал “Теленяня”, мульфильмы
6. Какие детские книги имеются дома?
татарские и русские народные сказки; произведения татарских, русских и зарубежных авторов; книги о природе; много других книг.
Блочно-тематическое планирование занятий
по социальному развитию дошкольников «Человек в своем крае»
месяцы | Тема блока
| Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
сентябрь | Детский сад – мой второй дом
| Хорошо у нас в саду | Дети и взрослые в детском саду | О дружбе и друзьях |
октябрь | Моя малая Родина
| Экскурсия по городу Набережные Челны | Город, в котором мы живем | Герб города Набережные Челны |
ноябрь | Моя семья
| Наша дружная семья | Семейные традиции | Моя родословная |
декабрь | Республика Татарстан
| Моя Республика | Города Республики Татарстан | Символика Республики Татарстан |
январь | Мы изучаем татарский язык
| Татарский фольклор | Татарские народные сказки | К нам гости пришли |
февраль | Культура и быт народов Республики Татарстан
| Путешествие в татарскую деревню | Музей говорящих вещей (русское народное творчество) | Посещение кафе «Дружба» |
март | Наши соседи
| Удмуртская Республика | Марий Эл и Чувашская Республика | Башкирская и Мордовская Республики |
апрель | Знаменитые люди Республики Татарстан
| Детские писатели РТ | Г Тукай и А.С. Пушкин | Славные люди Республики Татарстан |
май | В родной край пришла весна
| Природа родного края | Береги природу | Весенние праздники в Республике Татарстан |