Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 15:17, творческая работа
Цель:
Содействовать формированию социализации детей через приобщение к истории, культуре родного края.
Наработать и систематизировать материал по данному разделу. Совершенствовать творческий поиск педагогов по разделу «Человек в своем в крае».
Задачи:
1. Конкретизировать представления детей о семье, родственниках, друзьях, родном городе.
2. Формировать представления о Республике Татарстан, ее символике, праздниках, главных событиях, выдающихся людях, о культурном достоянии.
3. Содействовать формированию интереса к культуре татарского народа в процессе восприятия народного фольклора.
4. Формировать навыки практического применения полученной информации в различных видах деятельности и в повседневной жизни.
5. Способствовать проявлению потребности в социально одобряемом поведении.
6. Способствовать становлению национального самосознания, ощущения принадлежности к культуре своего народа.
7. Воспитывать толерантность и уважение к представителям других национальностей
б) предметы быта, вышитые тапочки национальным узором, вещи, альбомы, иллюстрации с образцами татарского орнамента.
11Знакомство детей с устным народным творчеством татар (загадками, пословицами, поговорками, скороговорками, присушками, колыбельными, хороводными играми, праздниками).
12. Чтение детям татарских народных сказок (бытовых, волшебных о животных), сравнивать со сказками других народов. Организовать литературные викторины по этим сказкам. Провести развлекательную игру «В стране сказок».
13. Разучивание с детьми хороводных игр с помощью учителя татарского языка и музыкального руководителя.
14. Учить детей играть в народные игры по программе.
15. Сделать дидактические игры в группе («Укрась красивым узором» и т.д.)
16. Познакомить детей с татарскими народными праздниками: Сабантуй, Навруз, Нардуган, Карга боткасы, провести праздник с участием детей. Чтение сказки Таржеманова «Сабантуй.
17.На музыкальных занятиях разучить татарские танцы.
19. На родительских собраниях дать родителям консультации о родном крае, о том, как мы знакомим детей с родным краем. Привлечь родителей в подготовке и проведении праздников, в пополнении группы.
Тема: «Деятельность по практической ориентации детей на национальные и общечеловеческие ценности»
Мы живем с вами в многонациональном государстве. И мы, все разные, но хотим жить вместе. Нам это просто необходимо. Говорят, для этого нужна толерантность.
Как, когда и где ей учиться? И в ученье ли дело? А вдруг теперь надо просто особенно тщательно и прямо с детского сада сохранять и пестовать неистребимый интерес друг к другу и желание быть понятными, столь свойственные малышам? Быть может, со временем эти качества и перерастут в нормальное человеческое уважение не только себя, но и других?
Формирование личности ребенка, безусловно, включает и вопрос воспитания в ребенке уважительного и доброжелательного отношения к людям разных национальностей.
В настоящее время в Набережных Челнах группы в детских садах многонациональны, поэтому необходимо формирование толерантности. И это должно быть нравственной проблемой. Ребенок в дошкольном возрасте должен видеть в каждом из своих маленьких товарищей друга по взаимопомощи, по духу.
Модель дошкольного учреждения с этнокультурным компонентом предполагает знакомство с обычаями, культурой какого- либо народа, проведение национальных праздников, проведение занятий по языку.
Итак, толерантность, суть толерантности формируется на основе признания единства и одновременно многообразия человечества, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех, уважения прав другого, а также воздержания от причинения вреда, так как вред, наносимый другому, осознает вред и для всех, и для самого себя.
Толерантность по - русски – терпимость.
Воспитание в духе толерантности следует начинать с первых лет жизни, и ведущая роль в этом должна принадлежать педагогам, связанные с воспитанием детей дошкольного возраста в духе толерантности, в процессе ознакомления их с культурой народов, проживающих на территории родного края, приобщение к фольклору, народному декоративно – прикладному искусству и родной литературе. Самоценность дошкольного детства в современной педагогике понимается так: именно в дошкольном возрасте закладываются ценностные основы мировоззрения.
Региональные концепции дошкольного образования, отличающиеся гибкостью и вариантностью, нацелены на решение конкретных практических задач. К одной из самых актуальных из них следует отнести создание личностно – ориентированных моделей педагогического процесса.
Приобщая детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, педагоги формируют у них представление о себе и других как о личности, при этом своеобразие национального лишь подчеркивает значимость общечеловеческого. Усваивать ценности, значимые для всех людей на земле, ребенок может только в творческой деятельности, так как именно она отражает его мировозренческую позицию, его понимания добра и зла, справедливости, любви.
Таким образом, культура родного края для детей дошкольного возраста является контекстом для развития. Проживающие в регионе народы – чуваши, удмурты, башкиры, русские, татары и другие предстают перед детьми не только как народы – соседи, но и как герои творцы произведений искусства, имеющих всемирное значение.
Таким образом, следует расширять возможности приобщения ребенка к общечеловеческим ценностям, делая их более осязаемыми и эмоционально окрашенными.
Имея многонациональный состав детей в ДОУ, приходится предусматривать особый подход к определению содержания и форм обучения в детском саду, к поиску гармонии в раскрытии культур других народов. У нас в ДОУ складывается определенный стиль педагогического общения между воспитателями, детьми и родителями, особенностью которого является учет двуязычия, соседства двух национальных культурных пластов: татарского и русского.
Воспитательный процесс сегодня основывается на богатейшей базе культурного наследия каждой нации, осуществляется через межнациональное общение. На занятиях говорим о национальном достоинстве, о традициях прадедов, о любви к народному искусству, в детях воспитывается культура родной природы. Сегодня в детских садах русскоязычные дети совершенно нормально и естественно воспринимают татарскую речь, участвуют в конкурсах на лучшее чтение произведений Г.Тукая.
С целью ознакомления детей с элементами национальной одежды, сшили костюмы куклам, оформили стенд о государственной символике РТ. В кабинете татарского языка есть уголок «Татарская изба», в котором есть изделия с вышивкой, татарским орнаментом, посуда. В течение года разучиваем игры как татарские, так и игры народов Поволжья, проводим праздники «Навруз», «Масленица», «Сомбэлэ», «Осени», ко дню рождения Г.Тукая, новогодние представления на русском и татарском языках.
Так, Сабантуй – это национальный праздник, где принимают участи все дети и воспитатели, проводится конкурс рисунков. Тем самым у детей повышается интерес к национальным традициям и культуре татарского народа. Так же проводится в ДОУ и праздник Масленица – эти мероприятия способствуют общению, сплочению детей.
Для детей наиболее интересным является проведение спортивных игр: бег в мешке, перетягивание каната и т.д.
Не менее важное значение в изучении культуры того или иного народа играет литература, независимо от того, на каком языке она изучается, на занятиях татарского языка дети знакомятся с произведениями, написанные как русскими, так и татарскими писателями.
Уроки татарского языка не утомляет детей, так как на каждом занятии они узнают что – то новое, а игры при этом очень помогают.
Ведущее место в ознакомлении с национальными культурными традициями принадлежит народной игре. Она является одним из средств в социализации ребенка, необходимой частью его жизнедеятельности. Представления об особенностях быта, труда, искусстве народов не только закрепляются в игре, но и становятся основой поведения детей, их убеждений.
Цель не только в закреплении знаний о народах Поволжья, их традициях и обычаях, не только с целью повышения интереса к декоративно – прикладному искусству, быту, играм, песням, танцам. Задачами ДОУ также являются развитие общительности, культуры общения, культуры игры, творчества, воображения, речи детей.
Каждый народ по своему выражает представление о мире, нравственности, красоте. Целенаправленное использование опыта национальных культур позволяет приобщить дошкольников к истокам духовности, искусству своего народа и других национальностей родного края, умения творчески применять художественные народные традиции в самостоятельной деятельности.
Тема: «Воспитание толерантного отношения у детей к народам Поволжья»
Сложные социально – политические условия современной действительности, в том числе образовательной среды с ее внутренним и внешним пространством, активизировали проблему воспитания толерантности, все более остро требующую практического решения. Толерантность, в переводе с латинского, означает терпимость, понимается, как способность человека сосуществовать с другими людьми, которым присущ другой менталитет, образ жизни.
Воспитание толерантности – общее дело многих государственных и общественных институтов, но когда его объектами выступают дети, главная нагрузка и ответственность в работе с ними ложится именно на образовательную среду, на педагогов.
Особенность толерантности детей связана с тем, что она складывается с рано появляющейся у них способностью не только восприятия окружающего, но и своеобразной селекцией «социальных» впечатлений, оценкой различных факторов окружающего. Толерантность – объективно – динамичный феномен, за которым - ценностные основания, нравственно – психологические ориентиры, которые тоже динамичны. Так создаются объективные возможности и пространство воспитания.
Суть и содержание толерантности – это целенаправленная организация позитивного опыта толерантности, т.е. создание пространства прямого и косвенного взаимодействия с другими, иными по взгляду или поведению, людьми, их сообществами. Понимая толерантность как одно из проявлений отношений человека к другим людям, воспитание может и не менять этого отношения, даже если оно негативно: мы не можем, да и не имеем права вынудить ребенка изменить свои взгляды, заставить его мыслить и относиться иначе, чем он уже это делает.
Дело не в том, чтобы он признавал то, что он раньше не признавал, полюбил то, что прежде не любил: он имеет право на свое отношение.
Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям одна из важных задач работы педагога. В нашей республике живет очень много представителей народов Поволжья - это и русские, и чуваши, и марийцы, и удмурты, и башкиры. И маленький татарин, и чувашин, и русский должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту.
На своих занятиях мы рассказываем детям о народах Поволжья, их быте, культуре, читаем сказки, разучиваем различные игры, в которые дети с удовольствием играют. Раз в год проводится спортивное соревнование с использованием подвижных игр народов Поволжья: много веселья, смеха, азарта, интереса.
Очень важно, когда в семье поддерживается положительное отношение к другим народностям, проявляется уважение в ребенке.
Все и каждый может подвергнуться несправедливому отношению, недооцениванию, неприятию и преследованию. Так давайте же относиться друг другу с уважением.
Тема: «Роль дидактических игр в воспитании и образовании детей»
Дидактик уеннарның роле һәм әһәмияте.
В.А. Сухомлинский уен турында: «Уен – кызыксыну һәм белемгә омтылу утын кабыза торган очкын ул», - ди.
Башка милләт балаларның татар теленә, урышслашып беткән татар балаларын анна теленә өйрәткәндә киң кулланыла торган чараларның берсе булып уеннар тора. Уеннар бик күп төрле:
- җирлы – биюле уеннар;
-өстәл өсте уеннары;
-сюжетлы – ролле уеннар;
- хәрәкәтле уеннар;
- дидактик уеннар.
Ә иң көчле чарларның берсе булып дидактик уеннар тора. Уеннар шөгыльне мавыктыргыч һәм кызыклы итеп үткәрергә ярдәм итәләр. Уеннар аша баллада әхлакый сыйфатлар тәрбияләнә. Занятияләр уен рәвешендә бара икән, балалар сөйләмне дөрес аңлыйлар, яңа сүзләрне җиңелерәк үзләштерәләр, тизрәк истә калдыралар. Бала уйнаганда чит телне җиңелерәк үзләштерә, үзенең җитди хезмәт белә мавыкканын сизми дә кала. Ләкин шуны да истә тотарга кирәк, үз ана телен начар белгән бала чит телне бик авыр үзләштерә. Шуңа, беренче чиратта, балаларның анна телен ни дәрәҗәдә белүен тикшерергә кирәк. Моңа, билгеле инде, диагностика ярдәм итә.
Һәр уенның максаты шөгыль эчтәлегенә, куелган максатка тәтгәл килергә тиеш. Дөрес оештырылган уеннар гына балаларның акыл үсешенә зур йогынты ясый. Куелган бурычлар тема эчтәлегенә генә туры килергә тиеш түгел, ә бәлки баланың яшь үзенчәлекләренә дә туры килергә тиеш. Бу иң төп бурычларың берсе булып тора.
Уенның эчтәлеген, үткәрү методикасын белми торып, балага уенны өйрәтеп булмый да, куелган бурычны дөрес үтәми дә, үтәргә тырышмый да.
Уен алымнары шогыльдә киң кулланыла: рәемнәр сюрпризлар, уен аксесуарлары кулланыла. Серле тартмалар, хикмәтле капчыклар, тылсымлы уенчыклар, кызыклы китаплар, сихри өйләр, могҗизалы урманнар – болар барысы да балага телне үзләштерергә ярдәм итәләр. Һәр өйрәтелгән сүз өйрәеләчәк яңа сүз белән тыгыз бәйләнгән булырга тиеш. Ә сүзләр уен аша ныгытыла, уенда активлаштырылган сүзләр тизрәк истә калына.
Һәр өйрәнеләчек тема уен белән өйрәнелә, мәсәлән : «Яшелчәләр» темасын үткәндә нинди генә уеннар уйнап булмый «Яшелчә кибете», «Яшелчә машинасы», «Серле кәрзин», «Тәме буенча исемен әйт», «Кем нәрсә ярата», «Бабайга булышабыз», « Түтәлдә ниләр үсә?». Капшап карауны теләп итүче уеннар «Серле янчык», «Серле тартма», «Син әйт мин бирәм». «Яшелчәләр темасы күп төрле максатларны чишәргә ярдәм итә, төсләр,сүзләрне өйрәнергә, «Хайваннар» темасын узганда шул ук яшелчәләрне алып уйнарга булла.