Государственное регулирование государственного и муниципального заказа

Автор: d****************@yandex.ru, 26 Ноября 2011 в 11:15, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - проанализировать типичные нарушения при размещении государственного и муниципального заказа, выявленные УФАС по Челябинской области, и выработать рекомендации по их предупреждению.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
изучить нормативно-правовую базу, касающуюся размещения государственного и муниципального заказа;
изучить публикации по практике размещения государственного и муниципального заказа;
проанализировать деятельность УФАС по Челябинской области в сфере контроля за размещением государственного и муниципального заказа;
выявить типичные нарушения законодательства о размещении государственного и муниципального заказа и выработать рекомендации по предотвращению нарушений.

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ!!!.doc

— 328.00 Кб (Скачать)

     По  условиям конкурсной документации заказчику  был необходим настенный автоматический экран Da-Lite ModelC 165*295. В заявке ООО «Компьютеры и образование» по лоту №5 предлагалась к поставке именно эта модель экрана, однако в заявке не было указания на то, является ли этот экран автоматическим или нет. Тогда как другой участник представил заявку в полном соответствии с конкурсной документацией. В ходе рассмотрения жалобы Комиссией Челябинского УФАС России установлено, что заявка ООО «Компьютеры и образование» не соответствует требованиям конкурсной документации, в связи с чем, должна быть отклонена. Выдано предписание об исполнении нарушений, предписание исполнено.

     2.5. Вводят плату за участие в  торгах. При этом заказчиками  используются различные формулировки, например, в извещении о проведении конкурса устанавливалось, что «для участия в конкурсе необходимо оплатить стоимость комплекта конкурсной документации – 400 рублей …».

      Имели место и такие факты, когда  в извещении предусматривалась  плата только за получение конкурсной документации. При этом ее отсутствие служило основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе. При выявлении подобных нарушений до вскрытия конвертов антимонопольная служба вправе принять меры и обязать нарушителя внести изменения в конкурсную документацию, а если конверты вскрыты отменить результаты конкурса.

     3. Проводят «псевдоконкурсы». В основном  данные случаи происходят при  размещении заказа на долгосрочный  период и связаны с определенным  видом работ, например, газификация муниципального района. Когда заказчик и исполнитель заранее обговаривают объем работ, цену, сроки исполнения и другие условия. Затем при проведении конкурса выигрывает определенная организация и проводит необходимый объем работ за текущий сезон. В следующем году тот же заказчик объявляет конкурс на продолжение выполнения работ, предприниматели желающие принять участие в конкурсе прелагают наиболее выгодные условия по цене либо другим показателям, однако заказчик на их запрос отвечает отказом, мотивируя тем, что в этом году работы будут проводиться тем же исполнителем, что и в прошлом. В результате происходит нарушение как Закона о размещении заказа, так и Закона о конкуренции.

       Возможна другая ситуация, когда  в официальном печатном издании  появляется информация о проведении конкурса, предприниматели, желающие принять участие связываются с организатором. В итоге на их запрос звучит следующее: «работы уже проведены определенной организацией «в кредит», а на данном этапе необходимо «провести» конкурс, для того чтобы внешне никакого нарушения законодательства не проявлялось, и для необходимости перечислить средства организации за выполнение работ».

     При размещении государственных и муниципальных  заказов, имеют место нарушения  не только Закона о размещении заказов, но и статьи 17 Закона «О защите конкуренции».

     Следует отметить, что в 2007 году при рассмотрении 22 жалоб участников размещения заказа и проведении по ним внеплановых  проверок Челябинским УФАС России выявлены факты нарушения статьи 17 Закона «О защите конкуренции» при проведении торгов по размещению заказов для государственных и муниципальных нужд из них:

  • 20 нарушений устранены при исполнении заказчиком предписаний об устранении нарушений законодательства о размещении заказов;
  • 2 нарушения не устранено, ввиду того что предписания об устранении нарушения законодательства о размещении заказов были обжалованы в судебном порядке.

     Так при рассмотрении жалобы ООО «Урал  Эксперт» на действия Администрации  Локомотивного городского округа при проведении конкурса на выполнение работ  по поведению оценки муниципального имущества Локомотивного городского округа для нужд Комитета имущественных и земельных отношений Локомотивного городского округа установлено, что в нарушение части 2 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация не содержала требований, предъявляемых к объему оказываемых услуг, например, таких сведений как количество квадратных метров жилых, нежилых зданий, строений, сооружений, срок их эксплуатации, % износа. Таким образом, в действиях Администрации Локомотивного городского округа содержатся нарушения требований части 2 статьи 22 Закона о размещении заказов, статьи 17 Закона «О защите конкуренции», в связи чем выдано предписание об устранении допущенных нарушений при проведении конкурса на выполнение работ.

     Практика  рассмотрения жалоб показывает, что  нарушения, допускаемые при размещении заказа на областном и муниципальном  уровне, существенно отличаются друг от друга. Так, большинство жалоб  на областные закупки обусловлено двумя факторами:

  1. в состав конкурсных комиссий в основном входят представители заказчиков, поскольку они в большей степени владеют информацией о том, что необходимо приобрести, нежели специалисты ГУМР Челябинской области. Но при рассмотрении заявок они не всегда уделяют должное внимание соответствию технических характеристик предлагаемой поставщиками продукции тем характеристикам, которые были прописаны в конкурсной документации.
  2. Отсутствие Постановления Правительства РФ, определяющего порядок оценки заявок на участие в конкурсе, не позволяет определить значения применяемых критериев оценки заявок, а значит и обеспечить прозрачность процедуры определения победителя.

     Для областных конкурсов характерны формальные незначительные нарушения (отсутствие в протоколе обоснования принятия решения об отказе в допуске, только ссылка на заключение заказчика).

     При этом муниципальные организаторы торгов допускают при проведении торгов не одно, а несколько нарушений  – от элементарных до грубейших. ГУМР Челябинской области допускает нарушения в большинстве случаев ввиду отсутствия разработанной системы оценки критериев и сопоставления заявок и их значений, что ведет к трудностям при определении победителя.

     Подобных  нарушений можно найти большое  количество, это говорит о том, что факт коррупции при реализации Закона о размещении заказов имеет место. Однако нельзя отрицать, что данный закон во многом дает возможность малому и среднему бизнесу выйти на новый уровень. Подобные нарушения, в основном происходят при реализации муниципального заказа, возможно, это связано с недостаточной квалификацией сотрудников муниципальной службы, включающей незнание, либо недопонимание норм закона. Также наблюдается сознательное нарушение закона, в целях получить желаемый результат для заказчика, это постоянный или надежный партнер-поставщик, качественно выполняющий заказ, в том числе имеет место и выгода (взятки, предоставление иных преимуществ тем или иным представителям заказчика), т.е «коррупционный мотив». 
 

     2.3. Возможные пути  предотвращения нарушений при размещении государственного и муниципального заказа 

  Рассмотрев типичные нарушения, выявленные при размещении государственного и муниципального заказа, рассмотрим причины нарушений и пути их предотвращения.

     Анализ  нарушений законодательства о размещении заказов показывает, что значительная часть нарушений обусловлена не сознательным желанием заказчиков нарушить закон, а неспособностью заказчиков грамотно и четко составить конкурсную документацию, техническое задание и прочее. Вследствие указанных причин, конкурсные комиссии становятся заложниками допущенных ошибок и принятые ими решения в большинстве своем оказываются оспоримыми.

     В то же время, лишь незначительное число  поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обращается в контрольные органы с обжалованием принятых по результатам конкурсных процедур решений, что в какой-то мере обусловлено сложившимися представлениями о том, что конкурс в большей степени является формальностью и результаты его зависят от субъективного решения заказчика, а также тем, что участники конкурсных процедур имеют недостаточную подготовку в сфере размещения заказов в условиях изменившейся законодательной базы.

     Нарушения, связанные с неправильным оформлением  аукционной, конкурсной документации являются наиболее распространенными, и порождают серьезные последствия при проведении конкурсов, аукционов и запросов котировок. Особенно процесс оценки и сопоставления заявок. Рассмотрим пример рассмотрения конкурсных заявок, для того чтобы их процесс был наиболее объективным, хотя бы на то время пока не будет принято Постановление Правительства РФ «О порядке оценки и сопоставления заявок». Можно сделать данную процедуру анонимной. Конкурсную комиссию разделить на две части, первая, в которую будут входить помощник председателя комиссии и представитель заказчика один из представителей заказчика и лицо не заинтересованное в конечном результате рассмотрения заявок, наделить полномочиями по вскрытию конвертов и дальнейшей передачей второй части комиссии, заседающей отдельно. Задача первой комиссии рассмотреть предложенные заявки и без указания на наименование организации и в запечатанном конверте передать второй комиссии. Следовательно эта комиссия, состоящая из представителей заказчика рассматривает заявки, поданные под определенными номерами, не зная  какая из организаций скрыта под ними, и выставляет места только по условиям предложенным в документации. Представитель исполнителя может выполнять роль наблюдателя на данном процессе. Затем снова в запечатанном конверте результаты передаются представителям первой части комиссии. И всю процедуру рассмотрения и вынесения решений по результатам заявок сделать обязательной в течении одного заседания.

     Следовательно и документация должна составляться в таком виде, что наименование организации указывается только на титульном листе, который убирается при рассмотрении первой комиссией, без последующего повторения в заявке. Это поможет избежать факта коррупции, так как результаты будут неопределенными до их объявления предпринимателям.

     А при имеющейся ситуации представляется правильным председателем или заместителем председателя конкурсной комиссии назначать представителя ГУМР Челябинской области, как профессиональных организаторов торгов.

     Например, в г. Касли в 2007 году имел место  следующий факт. Проводился конкурс на газификацию района в соответствии с реализацией национального проекта «Доступное и комфортное жильё гражданам  России», и по стечению обстоятельств, сроки выполнения работ были значительно сокращены по сравнению с объемом необходимых работ. А  срок завершения работ совпал с плановым визитом в данный район председателя Правительства РФ Медведева Д.А, и после подачи заявок участников заказчики лично связывались с организациями подавшими заявки и обговаривали их возможность и условия завершения работ к определенному сроку. Следовательно, было нарушение множества статей Закона о размещении заказов, а именно процедуры его проведения.

     Однако  все вопросы, связанные с недоработкой конкурсной документации сегодня довольно легко решаемы, поскольку возможно своевременно, в том числе по обращению участников размещения заказа внести изменения в конкурсную документацию.

     Еще одной проблемой при разработке конкурсной документации является привлечение  конкурсной комиссией или заказчиком экспертов. По результатам работы экспертов члены конкурсной комиссии снимают с себя вину за неправомерно принятое решение, ссылаясь на экспертное заключение.

     Однако  по Закону о размещении заказов ответственность  за принятое решение несут именно члены конкурсной комиссии, поэтому они лишь вправе учесть заключение, но не должны руководствоваться им. Исходя из этого экспертов целесообразней было бы привлекать при разработке конкурсной документации, когда необходимо определить наиболее важные параметры закупаемой продукции и закрепить их в конкурсной документации. Тогда членам конкурсной комиссии будет легче принять правомерное решение.

     Многие  предприниматели находят массу  способов скрыть свое нахождение в  реестре недобросовестных поставщиков. Отсюда слабая защищенность заказчиков от недобросовестных участников размещения заказа. Для исключения данного факта можно включить в главу 4 Закона о размещении заказов требование, об обязательном отсутствии участника размещения заказа в реестре недобросовестных поставщиков.

     Еще одной причиной нарушений Закона о размещении заказов, является недостаточная квалификация и заказчиков и предпринимателей. Целесообразно было бы поводить семинары по вопросам реализации Закона о размещении заказов для предпринимателей. Подобные функции можно возложить на сотрудников ГУМР, УФАС по Челябинской области и отделов экономики Администраций района г. Челябинска, для того чтобы избежать такого нарушения, как неправильный выбор способа размещения заказа.

     В нынешней ситуации, для того чтобы  избежать нарушений Закона о размещении  заказов,  целесообразно было бы дифференцировать систему штрафов и сделать ее пропорциональной сумме контракта. Например до 500 тысяч рублей – 10 тысяч рублей, свыше 500 тысяч рублей – 15 тысяч рублей и так далее, это позволит уменьшить случаи коррупции, и заставит как предпринимателей, так и заказчиков более подробно изучать нормы законодательства о размещении заказов, с целью избежания их нарушения.

Информация о работе Государственное регулирование государственного и муниципального заказа