Государственное регулирование государственного и муниципального заказа

Автор: d****************@yandex.ru, 26 Ноября 2011 в 11:15, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - проанализировать типичные нарушения при размещении государственного и муниципального заказа, выявленные УФАС по Челябинской области, и выработать рекомендации по их предупреждению.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
изучить нормативно-правовую базу, касающуюся размещения государственного и муниципального заказа;
изучить публикации по практике размещения государственного и муниципального заказа;
проанализировать деятельность УФАС по Челябинской области в сфере контроля за размещением государственного и муниципального заказа;
выявить типичные нарушения законодательства о размещении государственного и муниципального заказа и выработать рекомендации по предотвращению нарушений.

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ!!!.doc

— 328.00 Кб (Скачать)

      1) осуществление государственного  финансового контроля за операциями  со средствами областного бюджета  и территориальных государственных  внебюджетных фондов. Наиболее важной  работой по данному направлению  является контроль реализации  на территории Челябинской области приоритетных национальных проектов.

      2) контроль в сфере размещения  заказов на поставки товаров,  выполнение работ, оказание услуг  для областных государственных  нужд в пределах своих полномочий. Главное управление является  органом исполнительной власти Челябинской области, уполномоченным на осуществление контроля в данной сфере, обязательное наличие которого предусмотрено Законом о размещении заказов.

      2. Определен четкий механизм осуществления  контроля, в том числе проверок. Это ограничивает возможности применения «административного ресурса», то есть использования контрольных органов как рычага давления на организации и  чиновников. Выделяются два вида проверок: плановые и внеплановые. Объектом проверок являются государственные и муниципальные заказчики, органы, уполномоченные на размещение государственного или муниципального заказа, специализированные организации, а также конкурсные, аукционные или котировочные комиссии (заказчики). Плановые проверки проводятся не более чем один раз в 6 месяцев в отношении одного государственного или муниципального заказчика, уполномоченного органа, одной действующей на постоянной основе конкурсной, аукционной или котировочной комиссии38 и не более чем один раз за период проведения размещения заказа для специализированной организации и комиссий, разово создаваемых для проведения размещения конкретного заказа39.

     3. Определены санкции контрольных  органов в случае выявления  у заказчиков нарушений законодательства  и иных нормативных правовых  актов Российской Федерации о размещении заказов. К таким санкциям относятся:

     - предписания об устранении нарушений,  замене члена комиссии по размещению  заказа (носят обязательный для  исполнения характер);

     - обращение в судебные органы  с требованием о понуждении  совершить действия, соответствующие законодательству Российской Федерации, с требованием заменить члена комиссии или о признании размещения заказа недействительным;

     - применение мер ответственности  в соответствии с законодательством  Российской Федерации; 

      -  аннулирование торгов.

     Действовавший ранее Федеральный закон № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов  на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных  нужд»40  предусматривал только судебное обжалование споров между заказчиком и участником конкурса. Возможность административного обжалования и его процедура были подробно прописаны в Указе Президента РФ № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд»41. Но в связи с неоднозначностью вопроса о применении этого указа к административному обжалованию прибегали крайне редко.

     Вместе  с тем, международный и уже  имеющийся российский опыт показывает, что самым придирчивым проверяющим  является не государственный чиновник, даже самый добросовестный и квалифицированный, а «обиженный» (проигравший) участник размещения заказа. Закон о размещении заказов учитывает и это. Любой участник размещения заказа имеет право обжаловать действия или бездействия заказчика в административном порядке, подробно изложенном в главе 8 «Обеспечение защиты прав и законных интересов участников размещения заказов». Причем административное обжалование не является препятствием для дальнейшего обжалования в суде. Закон четко определяет срок обжалования результатов размещения заказа (10 дней со дня размещения на сайте протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, проведения аукциона или со дня рассмотрения и оценки котировочных заявок), а также срок рассмотрения жалобы в контрольном органе (5 день со дня поступления жалобы).

     «Первые годы применения закона не позволяют  сделать каких-либо обоснованных выводов  о его антикоррупционном действии. В КоАП РФ были добавлены статьи, предусматривающие персональную ответственность должностных лиц и членов комиссий за нарушения в области размещения государственных и муниципальных заказов. Тем не менее, все в совокупности,  сам закон, репутация Федеральной Антимонопольной службы, наличие территориальных органов этой службы в каждом субъекте Федерации, а также изменения в КоАП РФ дают надежду на то, что у России появился реальный шанс покинуть список наиболее коррумпированных стран мира»42.

     Рассмотрим  проблемы в организации контроля, возникающие при размещении муниципального заказа.

     Основная  проблема заключается в нерациональном создании контролирующих органов в  муниципальных образованиях. Органы контроля формируются непосредственно  в администрации городов и  районов,  как следствие органы, размещающие муниципальный заказ  и органы контролирующие его размещение, в большинстве случаев находятся в горизонтальном взаимодействии, отсюда рождается недоверие к органам власти, так как невозможно контролировать всю систему заказов органами государственной власти и местного самоуправления при такой организации системы контроля. Рациональней было бы формировать органы контроля подотчетными представительному органу Совету Депутатов, что позволит обеспечить повышение эффективности контрольных мероприятий и независимость от организаторов конкурса.

     Необходимо  отметить, что в Челябинской области  орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля размещения заказов, был определен только в  январе 2007 года. Однако и эффективность  его работы требует дополнительного  изучения. «Только за прошлый год, Главным контрольным управлением Челябинской области было рассмотрено  38   жалоб»43, тогда как «Челябинское УФАС России рассмотрело 260 жалоб»44

     Осуществление контроля в ФАС России и ее территориальных  органах, имеет также ряд недостатков:

     - нехватка и текучесть кадров;

     - большой объем работы;

     - загруженность сотрудников, связанная  с авторитетом ФАС России.

       С каждым годом развитие системы  размещения муниципального заказа  порождает огромное количество  новых нарушений, следовательно  нагрузка на органы ФАС увеличивается при имеющемся наборе кадров.

     Важно отметить, что в ряде случаев говорить об эффективности и объективности  муниципального контроля системы размещения заказов не приходится. Например, в  Кизильском муниципальном районе организатор  торгов и орган контроля в одном лице, а Аргаяшском муниципальном районе контроль возложен на главу муниципального образования. Учитывая значительный объем функций в качестве главы района (представительские, организаторские, распорядительные и так далее), представляется, что главе  муниципального образования будет достаточно сложно рассматривать жалобы участников размещения заказа в предусмотренные Законом о размещении заказов сроки (5 дней), проводить соответствующие проверки и согласовывать закуп у единственного поставщика.

     Поэтому необходимо особое внимание уделить  созданию контрольных органов во всех муниципальных образованиях области, и обеспечить подотчетность органов  контроля в сфере размещения заказов  Собранию депутатов. 
 

     Глава 2.  Деятельность УФАС по Челябинской области по контролю за размещением государственного и муниципального заказа 

     2.1. Функции и полномочия  УФАС по Челябинской  области 

     Указом  Президента РФ № 314 от 9 марта 2004 года  «О системе и структуре федеральных  органов исполнительной власти»45 создана ФАС России, которая является Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных и финансовых рынках, естественных монополиях, о рекламе, о размещении государственного и муниципального заказа, а также издание в пределах своей компетенции индивидуальных правовых актов.

     В соответствии с Постановлением Правительства  РФ № 331 от 30 июня 2004 года  утверждено «Положение о Федеральной Антимонопольной  Службе России»46, которое определяет основные полномочия и порядок деятельности данного органа. ФАС России осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через свои территориальные органы, в соответствии с Приказом ФАС России  № 324 «Об утверждении положения о территориальном органе Федеральной Антимонопольной службы России»

     Функции и полномочия антимонопольного органа постоянно изменяются  и дополняются. За период с 2004 года по 2007 год произошли  следующие изменения:

  1. возложен контроль за соблюдением законодательства о размещении заказов;
    1. возложен контроль за реорганизацией в сфере электроэнергетики;
    1. контроль торгов, в том числе земельных аукционов;

      В связи с принятием Закона о  размещении заказов, у ФАС России появился ряд новых полномочий, которые  определены Постановлением Правительства РФ № 94 от 20 февраля 2006 года «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд»47, также по ведению Реестра недобросовестных поставщиков.

     В соответствии с регламентом ФАС  России на территориальные органы возложены  полномочия по рассмотрению жалоб, а  также согласованию размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), при размещении заказов на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России для федеральных нужд подразделениями федеральных органов государственной власти, а также уполномоченными ими получателями бюджетных средств и рассмотрение жалоб при размещении заказов для нужд субъектов Российской Федерации и для муниципальных нужд.

     В соответствии с положениями Закона, «любой участник размещения заказа имеет  право обжаловать в судебном порядке, а также в порядке указанным  законом, действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, если такие действия нарушают права и законные интересы участника размещения заказа»48.  Для рассмотрения указанных жалоб в ФАС России и ее территориальных органах созданы Комиссии по контролю в сфере размещения заказов. На данную комиссию возложены обязанности по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, вынесение решений, предложений и предписаний, а также проведение плановых и внеплановых проверок. Существует большое количество случаев, когда нарушения вызваны недопониманием норм и положений нового закона. Именно поэтому в своей деятельности ФАС России большое внимание уделяет разъяснительной работе по применению Закона о размещении заказов. При выявлении нарушений ФАС России и его территориальные органы применяют жесткие санкции к заказчикам, не только предписывая отменять результаты размещения заказов, в том числе аннулирование торгов, проведенных с нарушением  закона, но и в виде привлечения должностных лиц, заказчиков и членов комиссий к административной ответственности.

     В каждом субъекте РФ контрольные функции, осуществляет свое территориальное  отделение ФАС России, по  всей стране работников антимонопольной  службы насчитывается около двух тысяч. В Челябинском УФАС России работают 33 человека, из них 7 человек в отделе контроля торгов и соблюдения законодательства о размещении заказов. Следовательно на каждого сотрудника отдела в 2007 году пришлось около 33 жалоб.

     Рассмотрим  итоги деятельности Челябинского УФАС России за период применения закона с  2006 года.

     В первый год реализации Закона о размещении заказов Челябинским управлением  рассмотрено 295 обращений хозяйствующих  субъектов, органов власти и органов  местного самоуправления по вопросам соблюдения законодательства о размещении см. заказов. Также дано 165 разъяснений  законодательства о размещении заказов. Из них 41 обращение о согласовании закупки у единственного поставщика 19 уведомлений о заключении контракта у единственного поставщика. Кроме того, в Управление поступило 98 жалоб участников размещения заказа, из них 12 жалоб возвращено  и 8 жалоб отозвано. В целом было рассмотрено 78 жалоб, из которых 23 признаны необоснованными, 55 обоснованными49.

     По  результатам рассмотрения данных жалоб  было выдано 1 предложение и 38 предписаний. Из них 18 предписаний  и 1 предложение об отмене результатов конкурсов и запросов котировок, 9 предписаний о пересмотре решений о допуске к участию в конкурсе, 3 предписания о проведении повторной оценки и сопоставления заявок, 5 предписаний о внесении изменений в протоколы заседаний комиссий, в части включения обоснования принятия решения об отказе в допуске к участию в конкурсе, 1 предписание о соблюдении требований при отмене торгов по инициативе заказчика, 2 предписания о внесении изменений в конкурсную документацию.

     Соотношение жалоб, рассмотренных Челябинским  УФАС России по источникам финансирования также различно. На 2006 год в процентном соотношении это составило: федеральные  нужды – 9%, нужды Челябинской  области – 49%, муниципальные нужды - 42%.

     Таким образом в 2006 году Комиссией Челябинского УФАС больше всего было рассмотрено жалоб:

     - на выполнение работ по проектированию, монтажу, наладке и сдаче в  эксплуатацию систем автоматической  пожарной сигнализации и системы  оповещения людей о пожаре  в зданиях школ, детских садов;

     - на выполнение работ по газификации  муниципальных образований Челябинской  области.

Информация о работе Государственное регулирование государственного и муниципального заказа