Автор: d****************@yandex.ru, 26 Ноября 2011 в 11:15, курсовая работа
Цель данной работы - проанализировать типичные нарушения при размещении государственного и муниципального заказа, выявленные УФАС по Челябинской области, и выработать рекомендации по их предупреждению.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
изучить нормативно-правовую базу, касающуюся размещения государственного и муниципального заказа;
изучить публикации по практике размещения государственного и муниципального заказа;
проанализировать деятельность УФАС по Челябинской области в сфере контроля за размещением государственного и муниципального заказа;
выявить типичные нарушения законодательства о размещении государственного и муниципального заказа и выработать рекомендации по предотвращению нарушений.
Федеральный закон № 97-ФЗ от 6 мая 1999 года «О конкурсах на поставку продукции для федеральных государственных нужд»7, Определил официальные печатные издания, где должны публиковаться извещения о проведении торгов, но данный закон урегулировал исключительно порядок проведения конкурса и фактически лишил заказчика права закупать продукцию менее сложными процедурами как запрос котировок и закупку у единственного поставщика.
Следовательно,
существовавшее законодательство в
сфере размещения государственных
и муниципальных заказов
С этой целью Правительство страны поручило Минэкономики России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и с участием органов власти субъектов Российской Федерации подготовить проект нового федерального закона «О закупках и поставках продукции для государственных нужд». В соответствии с концепцией данного законопроекта предполагалось обобщить положения всех действующих законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих государственные закупки, и принять единый закон — своеобразный кодекс государственных закупок.
Проект закона подготавливался на основе изучения отечественного и иностранного законодательства, международно-правовых документов, актов Всемирной торговой организации, Всемирного банка и Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ).
Разработчики законопроекта ставили перед собой следующие цели:
— привести законодательство Российской Федерации о поставках для государственных и муниципальных нужд в соответствие с международным законодательством;
— систематизировать законодательство Российской Федерации в данной сфере, и создать основополагающий нормативно-правовой акт, регламентирующий вопросы закупок;
— обеспечить прозрачность механизма закупок продукции для государственных и муниципальных нужд;
— стимулировать добросовестную конкуренцию;
— устранить возможности злоупотреблений и коррупции посредством четкой регламентации процедур осуществления закупок.
В результате проведенной работы 21 июля 2005 года был принят Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»8 (далее — Закон о размещении заказов), который вступил в силу 1 января 2006 года. С этого момента утратил силу Федеральный закон от 6 мая 1999 года № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд»9, а иные федеральные законы, принятые до его вступления в силу и предусматривавшие порядок размещения государственных и муниципальных заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, стали применяться в части, не противоречащей Закону о размещении заказов.
«Закон о размещении заказов установил единый порядок размещения заказов для государственных и муниципальных нужд и позволил упорядочить и привести к единым принципам и правилам ранее разобщенные системы закупок продукции, функционирующие на различных уровнях государственного управления: федеральном, региональном и муниципальном, вне зависимости от их распорядителя и источника»10.
Положения данного закона направлены на повышение открытости размещения заказов путем установления обязанности заказчика по размещению в сети «Интернет» информации о торгах и запросах котировок.
Установлены четкие требования, которые заказчик вправе предъявлять к участнику, в числе этих требований отсутствие задолженности по налогам, неприостановление деятельности, ненахождение в стадии ликвидации, банкротства, наличие лицензии, если это требуется по российскому законодательству.
Установлены четкие критерии отбора победителей конкурса (цена, качество, сроки, гарантии).
Установлен четкий перечень закупки у единственного поставщика.
Появилась возможность административного обжалования в антимонопольную службу, в контролирующие органы субъекта РФ и муниципального образования.
При этом реализация Закона о размещении заказов ставит необходимым достижение следующих целей:
1.
Обеспечение единства
2.
Эффективное использование
Достижение данной цели обеспечивается главным образом созданием конкурентной системы размещения заказов. И то, что за счет конкуренции между потенциальными поставщиками можно добиться повышения качества закупаемой продукции (товаров, работ, услуг) с одновременным понижением ее стоимости, не только следует из теории, но и подтверждается практикой проведения конкурентных процедур во всем мире. Наличие конкурентной системы размещения заказов хотя и относится к необходимым составляющим повышения эффектности закупочной деятельности, но само по себе является явно недостаточным. Так, например, для успешного достижения цели потребуются обученные профессиональные специалисты, четкие системы управления и контроля.
3.
Расширение возможностей для
участия физических и
Для всех участников процедур устанавливаются единые требования, перечень которых становится закрытым, и никто (ни Правительство РФ, ни заказчик, ни уполномоченный орган) не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа. Аналогичным образом устанавливаются ограничения дополнительных требований на предоставляемые участниками документы13.
Исключением из указанных правил являются только прямо установленные в Законе о размещении заказов, преимущества учреждениям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов и субъектам малого предпринимательства14, что, однако, следует рассматривать не как изменение общей политики равенства участников размещения заказов, а как специальный инструмент государственной политики по отношению к данным субъектам.
4. Развитие конкуренции. В целях достижения добросовестной конкуренции, Закон о размещении заказов вводит ограничения на установление требований к закупаемой продукции, которые могли бы существенным, но зачастую беспочвенным образом ограничить конкуренцию. В частности, к таким ограничениям относится запрет указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и тому подобное. Одновременно с этим определяется минимальный перечень информации и документов, которые должны предоставляться участникам размещения заказов15.
5. Справедливость. Закупочная деятельность должна осуществляться справедливо и честно, обеспечивая равные возможности для всех участвующих поставщиков. Соблюдение принципа справедливости в государственных и муниципальных закупках особенно необходимо при расходовании бюджетных средств.
6.
Подотчетность. Подотчетность
Однако в настоящий период укрепления рыночного развития российской государственности базовую правовую основу регулирования сферы размещения государственных заказов составил не только Закон о размещении заказов, но и ряд нормативных актов:
1. Гражданский кодекс России16 (статьи 447–449, глава 28; статьи 525–534, параграф 4, глава 30; статьи 763–768, параграф 5, глава 37). Например, Гражданский кодекс РФ системно регулирует вопросы формы и содержания договора купли-продажи (поставка товаров для государственных нужд), особенностей его заключения и исполнения, ответственности сторон.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации17 (статьи 70–73, 177, 274, 301). Так, он устанавливает необходимость конкурсного подхода к размещению заказов для государственных и муниципальных нужд, определяет правовую основу отношений, связанных с государственными и муниципальными контрактами.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации18.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (статьи 7.29-7.32, 19.5, 19.7.2, 28.4) (далее КоАП РФ)19.
5. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»20.
6.
Федеральный закон от 26 июля 2006года
№ 135-ФЗ «О защите
В
рамках перечисленных нормативно-
Закон о размещении заказов также предполагает принятие ряда Постановлений Правительства РФ, Приказов МЭРТ, некоторые из них уже приняты и направлены на конкретизацию отдельных норм данного закона, такие как: Распоряжение Правительства РФ от 15 мая 2007года № 609-р «О перечне товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона»22, Постановление Правительства РФ от 3 марта 2006 года №117 «О Федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на ведение реестра государственных контрактов, заключенных от имени РФ по итогам размещения заказов»23 и так далее.
Однако по отдельным положениям в настоящее время разработать проекты постановлений не представляется возможным в связи с отсутствием соответствующих положений в смежных законах. Например, разработка и представление в Правительство РФ актов, определяющих требования к системе, обеспечивающей электронную форму участия в аукционе, невозможно в установленные сроки в связи с тем, что в настоящее время отсутствует развитая инфраструктура применения электронно-цифровой подписи, а также нормативно-правовая база, регулирующая применение аналогов собственноручной подписи в системах информационного взаимодействия и документооборота.
Существует также большое количество подзаконных актов, которые до сих пор не приняты, но их принятие значительно облегчило бы некоторые пункты в размещении государственного и муниципального заказа, например Постановление Правительства РФ «О порядке оценки и сопоставления заявок», это создает трудности заказчикам в разработке порядка, а также выработке критериев оценки и их значений.
С момента начала действия Закона прошло 2,5 года, и практика его применения выявила многие проблемы и пробелы правового регулирования.
В целях их разрешения с 1 октября 2007 года было принято около 150 поправок в рассматриваемый Закон. В целом, такое количество поправок вызвано его новационным характером, так как, опережая практику применения, в нем прописаны совершенно новые процедуры размещения заказа, и такой закон не может не корректироваться, в противном случае он не будет отвечать потребностям участников размещения заказа при их применении. Именно поэтому идет постоянная работа по изучению практики размещения заказа, работа с отраслевыми федеральными органами исполнительной власти, субъектами Федерации, работа с Федеральной Антимонопольной службой России (далее ФАС России).
Информация о работе Государственное регулирование государственного и муниципального заказа