Автор: d****************@yandex.ru, 26 Ноября 2011 в 11:15, курсовая работа
Цель данной работы - проанализировать типичные нарушения при размещении государственного и муниципального заказа, выявленные УФАС по Челябинской области, и выработать рекомендации по их предупреждению.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
изучить нормативно-правовую базу, касающуюся размещения государственного и муниципального заказа;
изучить публикации по практике размещения государственного и муниципального заказа;
проанализировать деятельность УФАС по Челябинской области в сфере контроля за размещением государственного и муниципального заказа;
выявить типичные нарушения законодательства о размещении государственного и муниципального заказа и выработать рекомендации по предотвращению нарушений.
Одним из важнейших принципов новой системы размещения заказов является доступность информации о проводимых в стране бюджетных закупках.
Системно упорядоченного законодательства по данной проблеме в настоящее время не существует. Имеющиеся нормативно - правовые документы предусматривают создание отдельных видов информационных ресурсов по госзакупкам. Однако нет нормативных документов, системно регулирующих нормы и правила формирования государственных информационных ресурсов, содержащих сведения о заключенных контрактах и отчетах об их исполнении, ни на ведомственном, ни на более высоком уровне.
«Анализ мирового опыта свидетельствует, что в экономически развитых странах управление процессами формирования и эффективного использования информационных ресурсов по государственным закупкам является одной из приоритетных функций Правительства. Сведения о заключенных контрактах и отчетах об их исполнении составляют разветвленную сеть общедоступных баз и банков данных, интенсивно использующуюся не только государственными уполномоченными, но и специалистами, работающими в сферах бизнеса, обороны, производства, научно технических исследований и разработок»29. «Например, в США в составе Федеральной контрактной системы функционирует Центральный федеральный информационный центр, ведомственные федеральные и региональные информационные центры, взаимодействующих по специальным сетям связи, а также с использованием сети Интернет. В базы данных контрактов на государственные закупки и отчетов об их исполнении в США ежегодно поступает несколько миллионов новых документов. В странах Европейского Союза проведение и анализ государственных закупок обеспечивают многие информационно-консультационные центры, ежегодно в базы данных этих центров вводится несколько сот тысяч документов о госзакупках. В аналитических материалах, подготовленных Комиссией ЕС, отмечается первостепенное значение развития системы информационного обеспечения для процессов госзакупок в ЕС»30. Анализ зарубежного опыта по организации и созданию информационного обеспечения госзакупок, принципов построения информационных систем, технических решений, представляет несомненный интерес для создания информационного обеспечения госзакупок в России, с учетом её конкретных условий.
«На сегодня доля электронных торгов в открытых конкурсах по госзаказу пока мала — меньше 2%. Но за три последних месяца на торговой площадке состоялось 74 конкурса. На торги были выставлены 900 лотов. При стартовой цене в 46 млн. рублей они были реализованы на общую сумму в 37 млн. рублей. По мнению специалистов, электронные торги исключают факт коррупции, поскольку заинтересованные в сделке стороны не знают друг друга. Есть начальная цена заказчика, и есть лучшая цена поставщика. Кто предложит самые выгодные условия, тот и выиграл»31.
«В Татарстане набирают обороты торги на электронной торговой площадке Агентства по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям РТ, открытой в июле прошлого года. Аналогов этой системы сегодня в России нет, поэтому в Татарстан за опытом едут коллеги из различных регионов»32.
«В России в настоящее время создаются локальные базы с реестрами контрактов, поставщиков и другой информацией по госзакупкам в некоторых федеральных ведомствах и в отдельных субъектах Российской Федерации. Следует отметить, что на региональном уровне появляются местные нормативно - правовые акты по регулированию вопросов закупок и поставок для региональных нужд, в отдельных субъектах РФ растет понимание необходимости повышения «прозрачности» расходования бюджетных средств. Однако в целом, сведения о наличии этих баз данных недоступны широкому пользователю, не ведется горизонтальная и вертикальная интеграция создаваемых информационных ресурсов, доступ к этим базам имеют только функциональные службы соответствующих органов государственной власти»33.
Это свидетельствует о том, что в стране отсутствует целостная система формирования государственных информационных ресурсов, содержащих информацию обо всех контрактах на государственные закупки и об отчетах по их исполнению. Без такой системы невозможно эффективное выполнение требований существующих федеральных законов, регулирующих порядок закупок и поставок продукции для государственных и муниципальных нужд, и не обеспечиваются условия для «прозрачности» процедур и результатов государственных закупок и права каждого на доступ к открытым государственным информационным ресурсам.
Эта система начала создаваться лишь в 2000 году, поэтому за короткий срок не могла дать ощутимых результатов. Тем не менее, она должна являться необходимой составной частью информационного обеспечения процессов закупок продукции и услуг для государственных и муниципальных нужд, что необходимо учитывать при проектировании соответствующей системы.
Кроме того, формируются и используются для публикации извещений о закупках неофициальные издания и Web – сайты. Имеется электронная версия бюллетеня «Конкурсные торги» (WWW.GOSTORGI.RU), Web - сайты отдельных регионов с информацией о конкурсных торгах, например (WWW.GOSZAKUPKI.NAROD.RU), журнал «Конкурсные торги», информационная система «Конкурсные торги» (WWW.BOB.RU).
Однако сведения носят фрагментарный характер и не имеют правового статуса, по существу, не дают полной информации поставщикам продукции и другим лицам и не позволяют госзаказчикам проводить мониторинг государственных закупок.
Введение информационной составляющей сети Интернет и соблюдение требований к срокам и объему информации на сайте, позволяет обеспечить не только гласность, но и прозрачность общественных закупок, и что немаловажно повышает уровень конкуренции за право заключения контракта.
Однако деятельность Челябинского УФАС России показывает, что многие заказчики, в особенности в муниципальных образованиях, не обеспечивают доступность информации о проводимых закупках.
В связи с этим наблюдается ряд нарушений:
1.
Неразмещение на сайте
2.
Размещение конкурсной
3.
Отсутствие в конкурсной
Подобные
нарушения имеют
Например,
из конкурсной документации по выполнению
работ по реконструкции газоснабжения
поселка Буранный, Агаповского района,
с изготовлением проектно-
Подобная ситуация создает преимущественные условия участия в торгах для местных компаний, которым проще других ознакомиться со всей информацией, а также для так называемых «своих компаний», которые заблаговременно и более подробно осведомлены о проводимой закупке. Тогда как статья 17 Федерального закона «О защите конкуренции»34 запрещает создавать преимущественные условия участия в торгах для отдельных его участников.
Несмотря на это, в ФАС России поступает множество обращений от государственных и муниципальных заказчиков о трудностях, связанных с размещением информации, предусмотренной Законом о размещении заказов, в официальном печатном издании РФ, осуществляющем опубликование информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд и на официальном сайте РФ, на котором заказчики размещают извещение о проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, размещают конкурсную документацию, документацию об аукционе, а также протоколы заседания конкурсной (аукционной, котировочной) комиссии.
В целом следует констатировать, что отсутствует полная, развернутая и достоверная информация необходимая для организации и эффективного осуществления процессов закупок продукции и услуг для государственных нужд. Нет систематизированных детальных данных (реестра) о заключенных государственных контрактах и обязательной отчетности об их исполнении и нет открытой информации доступной всем.
Введение
единого общероссийского
Доступ к информации – главное условие прозрачности заказов. Без этого все остальные процедуры просто теряют свой смысл.
С
01.01.2010 года вступит в силу дополнение
о Едином информационном ресурсе. Возможно
именно эти изменения позволят решить
проблемы с информационным обеспечением
государственного и муниципального
заказа, и сделают процедуры размещения
торгов более прозрачными.
1.4.
Организация контроля
размещения государственного
и муниципального заказа
Законом о размещении заказов предусмотрено создание не только органов по организации конкурсов (организатор конкурса), но и органов контроля, за размещением государственного и муниципального заказа, которые должны быть созданы в каждом субъекте РФ и муниципальном образовании.
В период с 1997 года по конец 2005 года одним из наиболее существенных факторов, тормозивших полноценное развитие системы конкурсного размещения государственных и муниципальных заказов, была малопонятная и малоэффективная система контроля, так как его осуществляли множество ведомств. И на практике часто получалось, что одна проверка организации плавно перетекала в следующую проверку, но уже со стороны другого ведомства.
Согласно
В
настоящее время Закон о
1. Законом о размещении заказов предусматривается создание на всех уровнях власти (федеральном, региональном и муниципальном) органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять контроль в сфере размещения заказа (органов контроля). В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 года № 94 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд»36, контрольным органом федерального уровня является Федеральная антимонопольная служба (ФАС России).
На уровнях регионов и
Информация о работе Государственное регулирование государственного и муниципального заказа