Автор: d****************@yandex.ru, 26 Ноября 2011 в 11:15, курсовая работа
Цель данной работы - проанализировать типичные нарушения при размещении государственного и муниципального заказа, выявленные УФАС по Челябинской области, и выработать рекомендации по их предупреждению.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
изучить нормативно-правовую базу, касающуюся размещения государственного и муниципального заказа;
изучить публикации по практике размещения государственного и муниципального заказа;
проанализировать деятельность УФАС по Челябинской области в сфере контроля за размещением государственного и муниципального заказа;
выявить типичные нарушения законодательства о размещении государственного и муниципального заказа и выработать рекомендации по предотвращению нарушений.
Например, итоги прошлых лет показали, что не все государственные заказчики успели провести торги, финансируемые из бюджета 2007 года.
В результате для выполнения в I квартале 2007 года работ (услуг), имеющих непрерывный характер, государственные заказчики, вынуждены были заключать контракты (пролонгировать действующие) на срок до подведения результатов, намеченных на январь-март.
Поэтому
при выделении бюджетных
Таким образом, по сравнению с периодом до 2006 года, законодательство в сфере размещения заказов изменилось в корне, однако на практике эти изменения привели к исправлению ситуации не более чем на 5-10%. Основная причина, это потребность во времени для адаптации и осознания нового законодательства и заказчиками и предпринимателями24.
Однако для достижения полноценного результата и максимальной эффективности необходимо принятие всех отсутствующих в настоящий момент подзаконных актов. Но это требует времени. А с целью повышения эффективности контрольной деятельности и системы размещения заказов ФАС России в настоящий момент готовит необходимые изменения в Закон о размещении заказов, которые при сохранении принципиальных подходов, заложенных в законе, устранят его недостатки.
К
настоящему времени, сформирована достаточно
полная нормативно – законодательная
база по организации процессов закупок
продукции (услуг) для государственных
и муниципальных нужд, включая конкурсные
торги различных видов. Состав указанных
нормативно – правовых актов включает
большое количество (более 300) документов,
как на федеральном уровне, так и на уровне
отдельных субъектов РФ и органов местного
самоуправления. В некоторых из них, по
предварительным оценкам, нормативная
база в области регулирования государственных
закупок является даже более проработанной,
чем на федеральном уровне.
Статья 4 Закона о размещении заказов, дает понятие государственного и муниципального заказчика. Первоначально заказчиками выступали органы государственной власти РФ или органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, а также уполномоченные данными органами получатели бюджетных средств, при размещении заказов. В настоящее время, в связи с поправками, к государственным и муниципальным заказчикам теперь относятся и государственные внебюджетные фонды, бюджетные учреждения. Соответствующие изменения внесены и в статью 764 Гражданского кодекса РФ.
Государственными и муниципальными заказчиками являются Федеральные министерства и ведомства, органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления являются в совокупности самым крупным покупателем продукции и заказчиком услуг за счет средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов и внебюджетных фондов субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
Эффективность расходования бюджетов всех уровней в значительной мере зависит от полноты и доступности информации о заключенных контрактах на государственные закупки товаров и услуг и информации об их исполнении для всех участников процесса закупок, как покупателей (представителей государства), так и для поставщиков. Только полнота и широкая доступность информационных ресурсов по государственным закупкам делают «прозрачным» расходование бюджетных средств и создают условия для добросовестной и открытой конкуренции между поставщиками продукции (услуг) для государственных и муниципальных нужд.
Под государственными нуждами
понимаются обеспечиваемые в
соответствии с расходными
Под муниципальными нуждами
Размещение заказов на конкурсной основе позволяет достигнуть значительной экономии средств, однако это возможно только при правильной организации всего закупочного процесса от планирования закупок до реализации заказа.
В зависимости от вида и объема закупаемой продукции Закон устанавливает различные способы размещения заказов, которые условно можно разделит на осуществляемые:
- путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
- без проведения
торгов (запрос котировок, у
Решение о способе размещения заказа принимается заказчиком в соответствии с положениями Закона о размещении заказа.
Конкурс – торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения контракта и заявке которого присвоен первый номер.
Аукцион – торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта.
Аукционы проводятся в тех случаях, когда размещаются заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, для которых есть функционирующий рынок и сравнивать которые можно только по их ценам. Перечни таких товаров, работ, услуг установлены Правительством РФ. Если товары, работы, услуги включены в указанные перечни, размещение заказов на поставки таких товаров, выполнение таких работ, оказание таких услуг для государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурса не допускается.
Запрос котировок цен товаров, работ, услуг – способ размещения заказа не по конкретным заявкам заказчика, для которых есть функционирующий рынок, в случаях, если цена государственного или муниципального контракта не превышает 500 тысяч рублей, при котором победителем признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.
Размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) – способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить государственный или муниципальный контракт только одному поставщику (исполнителю подрядчику). С 1 октября 2007 года данное положение дополнено новыми случаями. В частности заказчик может заключить контракт только с одним имеющимся поставщиком (исполнителем или подрядчиком), не прибегая к организации торгов, в случаях если:
- осуществляются
услуги по канализации,
- осуществляются
поставки товаров, выполнение
работ, оказание услуг для
- осуществляется размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд у поставщика (исполнителя подрядчика), определенного Указом или Распоряжением Президента РФ и другими нормативно-правовыми актами.
Введено дополнение о правилах проведения торгов с выделением лотов. В извещении о проведении конкурса или аукциона по каждому лоту указывается предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров (работ, услуг). Аналогичная информация отражается и в конкурсной или аукционной документации. Участник торгов подает заявку в отношении определенного лота; по каждому лоту заключается отдельный государственный (муниципальный) контракт25. Выделение лотов при размещении заказов путем запроса котировок Законом не предусмотрено.
При размещении государственного и муниципального заказа любым из перечисленных способов, необходимым условием является заключение контракта. Сторонами муниципального контракта на выполнение подрядных работ являются подрядчик (любое юридическое или физическое лицо) и муниципальный заказчик. «Государственным и муниципальным заказчиком являются органы местного самоуправления, а также уполномоченные ими на размещение заказов, на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд получатели бюджетных средств, при размещении заказов на выполнение таких работ за счет бюджетных средств»26.
Полномочия
государственных и
- работ по благоустройству
территории муниципального
- работ по коммунальному обслуживанию населения;
- работ по строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры;
- работ по производству продукции;
- работ по оказанию
услуг, необходимых для
- на выполнение других работ с использованием предусмотренных для этого собственных материалов и финансовых средств.
Законом о размещении заказов предусматривается также создание компетентных органов по организации торгов. Для обеспечения прозрачности закупочных процедур, на уровне субъекта РФ на основании Постановления Губернатора Челябинской области № 100 от 12 апреля 2006 года «Об утверждении Положения, структуры и штатной численности Главного управления материальных ресурсов Челябинской области»28 создан уполномоченный орган по размещению заказов для государственных заказчиков за счет средств областного бюджета и внебюджетных источников (Главное управление материальных ресурсов Челябинской области). Основными функциями, осуществляемыми Управлением, являются:
Уполномоченный
орган выбирает поставщика и товар
для конкретного учреждения и
на принадлежащие данному
Информация о работе Государственное регулирование государственного и муниципального заказа