Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 10:23, дипломная работа
Цель выполнения дипломного проекта заключается в изучении состояния системы управления персоналом предприятия ООО НПО «Кузбассэлектромотор», выявление структуры трудовой мотивации работников предприятия и разработка подходов к стимулированию их трудовой активности.
Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:
- провести анализ теоретических концепций трудовой мотивации и выбрать модели, которые будут использоваться в исследовании;
- выявить структуру и особенности трудовой мотивации персонала ООО НПО «КЭМ»;
- проанализировать особенности применения различных стимулов на ООО НПО «КЭМ»;
- разработать комплексную систему мотивации и стимулирования работников предприятия, учитывая результаты исследования типологической структуры трудовой мотивации и применяемых к работникам стимулы, а также цели предприятия.
Введение
3
Глава 1. Краткая характеристика предприятия.
5
1.1
Общая характеристика предприятия и комплексный обзор основных технико-экономических показателей предприятия.
5
1.2
Характеристика продукции.
10
Глава 2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «НПО «Кузбассэлектромотор»
13
2.1
Анализ производства и реализации
13
2.1.1
Анализ выпуска и реализации продукции.
13
2.2.
Анализ наличия, движения и эффективности использования
трудовых ресурсов
16
2.2.1
Анализ состава и структуры трудовых ресурсов.
16
2.2.2
Анализ движения кадров по показателям оборота и текучести кадров.
17
2.2.3
Анализ эффективности использования трудовых ресурсов
20
2.2.4
Анализ динамики и структуры фонда заработной платы
22
2.3
Анализ состава, движения и эффективности использования основных производственных фондов.
23
2.3.1
Анализ структуры ОПФ.
23
2.3.2
Анализ движения ОПФ.
24
2.3.3
Анализ эффективности использования ОПФ
25
2.4.
Анализ издержек производства продукции.
27
2.4.1
Анализ затрат на 1 руб. товарной и реализованной продукции.
27
2.4.2
Анализ структуры и динамики затрат на производство.
28
2.5
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия.
30
2.5.1
Анализ прибыли.
30
2.5.2
Факторный анализ прибыли от продаж.
31
2.6
Анализ мотивации и стимулирования работников ООО «КЭМ».
36
2.6.1
Экономическое стимулирование работников предприятия.
36
2.6.2
Исследование типологической структуры трудовой мотивации работников Кемеровского механического завода.
51
Глава 3. Разработка мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом ООО «НПО «Кузбассэлектромотор».
59
3.1
Основные понятия и определения.
59
3.1.1
Типология мотивации по Герчикову.
66
3.1.2
Основные теории мотивации.
67
3.1.3
Современное состояние мотивации и стимулирования труда.
69
3.1.3.1
Отечественный и зарубежный опыт.
69
3.1.3.2
Проблемы, связанные с низким уровнем мотивации.
73
3.2
Разработка комплексной системы мотивации персонала.
75
3.2.1
Необходимость разработки комплексной системы мотивации и стимулирования труда.
75
3.2.2
Требования, предъявляемые к комплексной системе мотивации и стимулирования персонала.
75
3.2.3
Модель комплексной системы мотивации ООО НПО «КЭМ».
77
Заключение
Список используемой литературы
Сущность понятий «мотив» и «мотивация» раскрывается в значительном количестве работ отечественных и зарубежных ученых, а также во многих терминологических словарях.
Мотив (фр. motif- побуждение) - внутреннее побуждение к активности и деятельности субъекта (личности, социальной группы, общества), связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности (согласно содержательным теориям мотивации) или вызванное действием ряда психологических факторов, являющихся следствием сложного психологического процесса (согласно процессуальным теориям). Мотив определяет, что и как нужно делать для удовлетворения потребностей человека. Мотивы поддаются осознанию, и человек может воздействовать на них, усиливая или приглушая их действие, а в некоторых случаях устраняя их из своих движущих сил [11, с.456].
Поведение человека обычно определяется не одним мотивом, а их совокупностью, в которой мотивы могут находиться в определенном отношении друг с другом по степени их воздействия на поведение человека. Поэтому мотивационная структура человека может рассматриваться как основа осуществления им определенных действий. Мотивационная структура человека обладает определенной стабильностью. Однако она может меняться, в частности, сознательно в процессе воспитания человека, его образования [6, с.134].
Мотивы к труду с определенной степенью условности делятся на духовные и биологические (табл. 3.1).[26,с.282]
Мотивы | Содержание |
Духовные | Коллективизм (потребность быть в коллективе) |
Мотив личного самоутверждения - характерен для значительного числа работников, преимущественно молодого и зрелого возраста. | |
Мотив самостоятельности - присущ работникам, которые готовы жертвовать стабильностью, а иногда и более высокими заработками взамен установки «быть хозяином и самостоятельно вести свой бизнес». | |
Мотив надежности (стабильности) — по существу, мотив самостоятельности с противоположным знаком. Если в первом случае работники предпочитают риск, активный поиск новых решений, новые виды деятельности, то в данном случае предпочтение отдается стабильности бытия и деятельности. | |
Мотив справедливости. Несоблюдение справедливости ведет к демотивации работников, а порой и к катаклизмам. История многократно подтверждала эту истину, подтверждает и сейчас. | |
Биологические | Пища, вода, воздух, жилище, одежда и др., вообщем все необходимое для поддержания человека в нормальном жизнедеятельном состоянии. |
Мотивы существуют в системном взаимодействии с другими психологическими явлениями, образуя сложный механизм мотивации. Он включает в себя потребности, притязания, ожидания, стимулы, установки, оценки и т.д. [26, с.282].
Мотивация (по Егоршину) - это процесс побуждения человека к деятельности для достижения целей [11, с.457].
Мотивация (по Уткину) - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к деятельности, которые обуславливают рамки и формы работы и придают ей четкую ориентацию на достижение фиксированных целей [31, с. 18].
Мотивация (по С. Роббинсу) - это готовность работника приложить определенные усилия для достижения целей организации и удовлетворить в результате конкретные индивидуальные потребности [24, с.615].
Таким образом, мотивация представляет собой внутреннее побуждение к деятельности и удовлетворение индивидуальных потребностей, в результате достижения целей.
Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, оно очень индивидуально и может меняться под воздействием мотивов и обратной связи с деятельностью человека (рис. 3)
Мотивация персонала - задача чрезвычайно трудная, поскольку каждый человек имеет разные навыки, потребности, опыт и воспитание. Поэтому для удовлетворения конкретных потребностей следует подходить индивидуально к каждому работнику [24, с. 636].
В зависимости от объекта различают следующие потребности:
1) материальные (биологические) потребности - потребности в пище, воде, воздухе, жилище, одежде и др., необходимые для поддержания человека в нормальном жизнедеятельном состоянии.
2) духовные (социальные) потребности - потребности в образовании, здравоохранении, принадлежности к национальности и социальной группе, самовыражении и планировании карьеры и пр.
Потребности находятся в динамическом развитии и имеют тенденцию к росту как для отдельного человека, так и для общества в целом. Их можно удовлетворить следующими видами вознаграждений:
1) внешние вознаграждения - денежные выплаты, продвижение по службе;
2) внутренние вознаграждения - чувство успеха при достижении цели [11, с.481].
Современные научные исследования и практика позволили выработать следующие правила мотивации, соблюдение которых позволяет повысить эффективность мотивационных мероприятий:
- похвала эффективнее порицания и неконструктивной критики;
- поощрение должно быть осязаемым и желательно незамедлительным (минимизация разрыва между результатом труда и его поощрением);
- непредсказуемые и нерегулярные поощрения мотивируют больше, чем ожидаемые и прогнозируемые;
- людям нравятся победы, поэтому нужно чаще давать им чувствовать себя победителями;
- не ущемлять самоуважение других, предоставлять им возможность «сохранить лицо»;
- большие и редко кому достающиеся награды обычно вызывают зависть, небольшие и частые – удовлетворяют большинство [26, с.281].
Средством, с помощью которого можно осуществить мотивирование, является стимулирование.
Процесс стимулирования представляет собой такое воздействие на работника, которое включает в свою сферу его потребности, интересы, желания, стремления, цели, мотивацию поведения. В основе стимулирования лежит взаимодействие внешних условий и внутренних характеристик личности.
Стимул (лат. stimulus — стрекало, погонялка) - внешняя побудительная причина, побуждение к какому-либо действию.
Различают материальные и нематериальные стимулы, примеры которых приведены в таблице 3.2.
Таблица 3.2
Виды стимулирования.
Форма стимулирования | Содержание |
Материальное | Заработная плата: оплата труда работника, включая основную (сдельная, повременная, окладная) и дополнительную (различные премии, компенсации, путевки). |
Участие в прибыли | |
Страхование, лечение, пенсионные программы, обучения сотрудников в Вузах, на курсах повышения квалификации | |
Нематериальное | Личный рост: возможности для обучения, возможность карьеры, рост ответственности и влияния, возможность развивать творческие наклонности. |
Признание: участие в управлении, продвижение по служебной лестнице, повышение уровня ответственности, разнообразные виды морального стимулирования. | |
Причастность и интересная работа: ощущение полезности своей работы, причастность к целям деятельности предприятия, совместное принятие решений, интересная работа, которая становится главным стимулом для работников. |
Между материальными и нематериальными стимулами существует диалектическая связь. Так, заработная плата (материальный стимул) влияет на оценку и самооценку работника, удовлетворяя тем самым его потребности в признании, уважении окружающих, самоуважении, самоутверждении, т.е. материальный стимул выступает одновременно как социальный, моральный и психологический. Но если использовать лишь материальный стимул, не задействовав социальных, творческих, моральных стимулов, то вся система стимулирования перестанет выполнять присущие ей функции в полной мере, что приведет к преобладанию экономических стимулов в ущерб социальным, моральным, психологическим и нравственным [3, c.190].
Таким образом, материальные и нематериальные стимулы взаимно дополняют и обогащают друг друга, делая труд приятным и высокопроизводительным.
Практикам давно известно, что мотивации у работников и система стимулирования в идеале должна быть индивидуальной.
В настоящее время наиболее действенно экономическое стимулирование работника. Самый чувствительный стимул, применяемый к работнику, - размер заработной платы и своевременность ее выплаты. Моральное стимулирование осуществляется посредством знаков и символов отличия, объявления благодарности, похвалы, статьи в заводской газете о трудовых достижениях работника (коллектива). Все средства морального и материального стимулирования необходимо использовать с учетом конкретной ситуации.
На основе проведенного исследования трудовой мотивации работников российских промышленных предприятий В.И.Герчиков выделил пять основных типов мотивации. Данная типология рассмотрена в следующем вопросе.
Трудовое поведение работника определяется не только производственной ситуацией и действиями руководителей, но и особенностями их мотивации. Проведенное В.И.Герчиковым исследование трудовой мотивации позволило выделить пять основных типов: инструментальную, профессиональную, патриотическую, хозяйскую и люмпензированную.
«Инструментально» мотивированный работник ценит в работе главным образом заработок, в форме денег или иных благ (жилья, автомобиля и пр.). Он работает с большой отдачей на любой работе, если его труд справедливо и высоко (в его понимании) оплачивается. Для такого человека содержание работы неважно, он видит работу как инструмент зарабатывания денег.
«Профессионально» мотивированный работник считает важнейшим условием деятельности реализацию своих профессиональных способностей, знаний и возможностей. Его в значительной степени волнуют содержание груда и характер работы. Для такого работника главное – интересная, содержательная работа, возможность проявить себя и доказать способность выполнения трудного задания. Работников такого типа отличает развитое профессиональное достоинство. Для них содержание работы первично, а заработная плата – вторична.
«Патриот» (социалистическая мотивация) характеризуется тем, что основа его мотивации к труду - высокие идейные и человеческие ценности: обеспечение социальной справедливости, достижение равенства, социальной гармонии и т.д. Некогда очень распространенный тип людей, преданных своему делу, коллективу, стране. Они стараются хорошо работать из высоких моральных, религиозных или идеологических соображений. Такой работник особенно ценит результативность общего дела, в котором участвует, и общественное признание своего участия, выраженное более в моральных, а не материальных знаках и оценках.
«Хозяйская» мотивация основана па достижении и приумножении собственности, богатства, материальных благ и т.п. Для такого работника почти не нужна внешняя мотивация. Для него достаточно этой внутренней идеи постоянного увеличения материальных благ. Потребности таких работников практически неограниченны. Эта мотивация – одна из самых глубоких и устойчивых. Она более всего соответствует рыночным условиям.
«Люмленизиронный» работник предпочитает уравнительное распределение материальных благ. Его постоянно преследует чувство зависти и неудовлетворенности порядком распределения благ в обществе. Такие работники не любят ответственности, индивидуальных форм труда и распределения. Это человек со слабой мотивацией к эффективной работе. У него, как правило, низкая квалификация и он не стремится ее повышать; он безответственен и избегает любой работы, связанной с личной ответственностью. Сам он не проявляет никакой активности и негативно относится к активности других. Поэтому как работник он ценится невысоко.
Несмотря на условность таких оценок, данная типология позволила оценить мотивационную структуру персонала ООО НПО «КЭМ», и сделать анализ, представленный после базовых теоретических основ темы и описания состояния мотивации в настоящее время. А следующий вопрос посвящен многообразию теорий мотивации.
Теория мотивации стала активно разрабатываться в XX в., хотя многие мотивы, стимулы и потребности были известны с древних времен. В настоящее время существует несколько различных теорий мотивации, которые условно можно разбить на следующие группы (табл. 3.3):
- содержательные;
- процессуальные.
Группы теорий | Теории | Краткое описание |
1. Содержательные | Абрахама Маслоу (теория иерархии потребностей), К. Альдерфера (теория существования, связи и роста - FRO), Дэвида МакКлелланда (теория приобретенных потребностей), Фредерика Герцберга (теория двух факторов) . | Теории, которые концентрируются на выявлении и анализе содержания факторов мотивации. То есть в первую очередь они стараются определить потребности, побуждающие людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы. |
2. Процессуальные | Теория ожидания В.Врума. Теория усиления Б.Скиннера. Теория справедливости С.Адамса. Модель мотивации Л.Портера-Э.Лоулера. | Теории мотивации, точкой концентрации внимания которых является динамика взаимодействия различных мотивов, т.е. то, как инициируется и направляется поведение человека. |