Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 10:23, дипломная работа
Цель выполнения дипломного проекта заключается в изучении состояния системы управления персоналом предприятия ООО НПО «Кузбассэлектромотор», выявление структуры трудовой мотивации работников предприятия и разработка подходов к стимулированию их трудовой активности.
Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:
- провести анализ теоретических концепций трудовой мотивации и выбрать модели, которые будут использоваться в исследовании;
- выявить структуру и особенности трудовой мотивации персонала ООО НПО «КЭМ»;
- проанализировать особенности применения различных стимулов на ООО НПО «КЭМ»;
- разработать комплексную систему мотивации и стимулирования работников предприятия, учитывая результаты исследования типологической структуры трудовой мотивации и применяемых к работникам стимулы, а также цели предприятия.
Введение
3
Глава 1. Краткая характеристика предприятия.
5
1.1
Общая характеристика предприятия и комплексный обзор основных технико-экономических показателей предприятия.
5
1.2
Характеристика продукции.
10
Глава 2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «НПО «Кузбассэлектромотор»
13
2.1
Анализ производства и реализации
13
2.1.1
Анализ выпуска и реализации продукции.
13
2.2.
Анализ наличия, движения и эффективности использования
трудовых ресурсов
16
2.2.1
Анализ состава и структуры трудовых ресурсов.
16
2.2.2
Анализ движения кадров по показателям оборота и текучести кадров.
17
2.2.3
Анализ эффективности использования трудовых ресурсов
20
2.2.4
Анализ динамики и структуры фонда заработной платы
22
2.3
Анализ состава, движения и эффективности использования основных производственных фондов.
23
2.3.1
Анализ структуры ОПФ.
23
2.3.2
Анализ движения ОПФ.
24
2.3.3
Анализ эффективности использования ОПФ
25
2.4.
Анализ издержек производства продукции.
27
2.4.1
Анализ затрат на 1 руб. товарной и реализованной продукции.
27
2.4.2
Анализ структуры и динамики затрат на производство.
28
2.5
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия.
30
2.5.1
Анализ прибыли.
30
2.5.2
Факторный анализ прибыли от продаж.
31
2.6
Анализ мотивации и стимулирования работников ООО «КЭМ».
36
2.6.1
Экономическое стимулирование работников предприятия.
36
2.6.2
Исследование типологической структуры трудовой мотивации работников Кемеровского механического завода.
51
Глава 3. Разработка мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом ООО «НПО «Кузбассэлектромотор».
59
3.1
Основные понятия и определения.
59
3.1.1
Типология мотивации по Герчикову.
66
3.1.2
Основные теории мотивации.
67
3.1.3
Современное состояние мотивации и стимулирования труда.
69
3.1.3.1
Отечественный и зарубежный опыт.
69
3.1.3.2
Проблемы, связанные с низким уровнем мотивации.
73
3.2
Разработка комплексной системы мотивации персонала.
75
3.2.1
Необходимость разработки комплексной системы мотивации и стимулирования труда.
75
3.2.2
Требования, предъявляемые к комплексной системе мотивации и стимулирования персонала.
75
3.2.3
Модель комплексной системы мотивации ООО НПО «КЭМ».
77
Заключение
Список используемой литературы
Таким образом, содержательные теории мотивации базируются на потребностях и связанных с ними факторах, определяющих поведение людей. Процессуальные теории рассматривают мотивацию в ином плане. В них анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения. Процессуальные теории не оспаривают существования потребностей, но считают, что поведение людей определяется не только ими. Согласно процессуальным теориям поведение личности является также функцией его восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией; и возможных последствий выбранного им типа поведения [6, с.143].
Далее рассмотрено современное состояние мотивации и стимулирования труда в России и за рубежом, основные проблемы, связанные с низкой мотивацией персонала, а также проведен анализ мотивации и стимулирования труда работников ООО НПО «КЭМ».
В России понятие мотивации труда в экономическом смысле появилось сравнительно недавно в связи с демократизацией производства. Ранее оно употреблялось, в основном, в промышленной экономической социологии, педагогике, психологии. До недавнего времени понятие «мотивация» заменялось понятием «стимулированием» [37, с.35].
На предприятиях, например, машиностроения России из 10млн. чел. к 2000 году осталось 3,9, из них 2,8 млн. – рабочие и 1,1 млн. – специалисты и руководители [37, с.35]. В основном это люди предпенсионного и пенсионного возраста; приток молодежи в машиностроение практически прекратился и кадры в течение последних лет не обновлялись.
В настоящее время вопросам нематериального стимулирования не уделяется должного внимания. А материальное стимулирование в российских условиях слабо связано с результатами труда, хотя есть и исключения. В основном это заработная плата, различные надбавки и премии. Но размер реальной заработной платы фактически снижается как под влиянием инфляционных процессов, так и постоянной девальвации российского рубля.
Для решения этой проблемы следует обратиться к мировому опыту стимулирования труда. Условно можно выделить три модели – американскую, японскую, западно-европейскую. Знакомство со специфическими чертами данных моделей важно для специалистов, работающих в соответствующей системе на отечественных предприятиях [38, с.12].
В американских компаниях обычно действуют две основные программы стимулирования персонала, основанные на компенсационных (в виде постоянного жалования) или стимулирующих выплатах. Побуждение работников к более усердному труду в интересах компании включает в себя наградные бонусы (начисленные за услуги, оказанные компании в течение года) и ряд других форм поощрений, в частности, право на доход в виде акций.
В части материального вознаграждения американские компании, прежде всего, уделяют внимание основному жалованью (окладу) и в целом общему «набору» выплат сотрудникам. Жалованье менеджерам низшего звена обычно устанавливается на уровне окладов, типичных для соответствующих должностей в других компаниях. Оплата управляющих высшего звена зависит от важности работы и почти всегда индивидуальна.
При подведении итогов работы основное внимание уделяется тому, какие качества работника влияют на результат. Определяются характеристики, общие для всех должностей, но свойственные им в разной степени. Оценка прямо пропорциональна сложности и важности работы. О «ценности» каждого вида деятельности судят по вкладу в конечный результат работы компании в целом.
Гибкая система оплаты труда в США построена таким образом, что фиксированная зарплата, как правило, может только увеличиваться и практически никогда не уменьшается; при этом часть заработка ставится в прямую зависимость от результатов общей работы.
Японцы руководствуются другими принципами: в частности, руководитель должен быть специалистом, компетентным в вопросах, решаемых любым подразделением фирмы (при прохождении повышения квалификации он выбирает для освоения каждый раз новый участок работ).
В основе кадровой политики – системы пожизненного найма, кадровой ротации, репутаций, обучения на рабочем месте, формирующие мощную мотивационную среду, которая позволяет готовить высококвалификационные кадры, эффективно реализовывать их творческий и интеллектуальный потенциал.
Смысл пожизненного найма заключается в реальном обеспечении заинтересованности работников трудиться в данной организации как можно дольше. В настоящее время система пожизненного найма в классическом виде применяется лишь на некоторых крупных предприятиях и не государственной службе.
Суть системы ротации заключается в перемещении работников по горизонтали и вертикали каждые два-три года. Свою трудовую биографию выпускники вузов начинают с должностей, не требующих высокой квалификации. Система ротации обеспечивает гибкость рабочей силы, повышая уровень ее квалификации и конкурентоспособности.
Система репутаций гарантирует в условиях ротации качественную, творческую и перспективную деятельность всех сотрудников, чтобы при переходе работника через два-три года на новое место за ним закрепилась репутация инициативного и порядочного человека.
Решающая роль в обеспечении эффективности работы предприятий т организаций отводится системе подготовки на рабочем месте. Образовательные функции четко разграничены между школьным образованием, дающим фундаментальные знания, и внутрифирменным, направленным на профессиональное обучение.
Действенная система мотивации персонала (прежде всего оплаты труда) обеспечивает высокую результативность труда. В настоящее время величина заработной платы на 40% определяется стажем работы в компании.
Для западно-европейских компаний характерны три модели стимулирования труда:
беспремиальная (функции стимулирования труда выполняет заработная плата);
премиальная, включающая выплаты, величина которых связана с размером дохода или прибыли предприятия;
премиальная, предусматривающая выплаты, размеры которых устанавливаются с учетом индивидуальных результатов труда.
Премиальные модели оплаты труда реализуются путем привлечения работников к участию в прибылях (они получают дифференцированное годовое вознаграждение из прибыли компании); в доходах (из сумм дохода каждому работнику выплачивается вознаграждение, размер которого определяется по результатам оценки выполнения им производственного задания и не зависит от прибыли фирмы); в капитале (работники получают премии в виде акций по их номинальной цене).
На некоторых промышленных предприятиях Германии заключаются договоры, по которым работник обязуется с максимальной отдачей использовать свой потенциал, намечая определенные показатели результативности, при этом он имеет право распоряжаться своим рабочим временем по личному усмотрению.
В Англии, Франции и ряде других стран получила распространение так называемая гибкая система оплаты, в основе которой – учет индивидуальных качеств работника, его заслуг и результатов работы с помощью специальных оценочных шкал по ряду факторов.
Все более активной становится тенденция к отказу не только от индивидуальной сдельной, но и от повременной оплаты труда. При этом система материального стимулирования ориентируется на фактическую квалификацию работника [38,с.12].
Следует отметить, что условия труда во всех развитых странах соответствуют высоким стандартам – это также является мотивирующим фактором эффективной деятельности. Что касается России, то этому вопросу и в советский период, и в настоящее время уделяется мало внимания.
Таким образом, изучение зарубежного опыта необходимо для выявления способов мотивации, ведущих к повышению эффективности труда. Но применение зарубежных способов мотивации в практике российских предприятий должно учитывать специфику россиян.
Неразвитость системы мотивации вызывает ряд проблем, которые рассмотрены в следующем вопросе.
Следствием недостаточной мотивации является высокая текучесть кадров. Снижается показатели постоянства работников, а это вызывает сложности, связанные с формированием единой команды. Значительная часть увольнений связана не только с нарушениями трудовой дисциплины, но и с низким заработком, а также неудовлетворенными условиями труда. Фактический заработок не зависит от результатов труда, соответственно отсутствует всякая мотивация.
Крупные предприятия испытывают проблемы, связанные с уходом грамотных и инициативных специалистов. Для предприятия с высоким уровнем специализации решение этой проблемы имеет важное значение, так как утечка квалифицированных кадров для них оборачивается катастрофой.
Отсутствие единой культуры и общих целей работы ведет к определенным проблем при создании согласованной команды, что отражается на исполнительской дисциплине. А низкий уровень дисциплины, в свою очередь, ведет к высокой конфликтности, халатному отношению к труду и увеличению брака.
Неразвитость системы мотивации не способствует привлечению молодых кадров на предприятии. При сохранении данной тенденции может наступить момент, когда как управленческий состав, так и квалифицированных рабочих старшего возраста невозможно будет заменить высококлассными специалистами просто из-за их отсутствия.
Кроме того, существующая мотивация не предусматривает условий для самореализации потенциала сотрудников, планирования карьеры и профессионального роста.
К сожалению, это не весь список проблем, являющихся результатом неэффективной мотивации труда работников. Поэтому нельзя недооценивать влияние уровня мотивации на эффективность труда персонала, а это отражается на эффективности производства в целом.
В подтверждение этому в данном дипломном проекте рассмотрены вопросы мотивации и стимулирования труда работников на примере ООО НПО «КЭМ». Для чего в следующем разделе осуществлен анализ производственно-хозяйственной и финансовой деятельности данного предприятия.
Необходимость разработки комплексной системы мотивации для предприятия ООО «НПО «Кузбассэлектромоторо» обусловлена тем, что результаты исследования трудовой мотивации и стимулирования работников, проведенного на данном предприятии, показали следующее: структура трудовой мотивации в целом является малоэффективной, а применяемая система стимулирования, действующая на уровне предприятия, развита недостаточно.
При создании системы мотивации труда необходимо, чтобы:
Комплексная система мотивации должна быть направлена на поддержание и повышение производительности труда, установление и совершенствование норм предприятия.
Необходимо учитывать при разработке комплексной системы мотивации влияние на нее внешних ограничителей, к которым относятся: правовая среда, определяющая трудовое и др. законодательства; экономическая среда, характеризующая ситуацию на рынке труда и общие экономические условия в государстве, регионе и т.п.; социальная среда, в т.ч. средний уровень жизни (прожиточный минимум), особенности профессиональных и общественных объединений,
уровень преступности, перспективность развития региона, уровень напряженности в обществе; политическая ситуация (наличие забастовок, стачек и т.д.); факторы технологического развития отрасли; экологические факторы, а также социо-культурные.
При разработке комплексной системы мотивации необходимо учитывать следующие правила:
1. Любая система стимулирования имеет свои пределы воздействия (влияния) на персонал, и этим «лимитирующим пределом» выступает его мотивация
2. Чтобы усилить воздействие системы мотивации и стимулирования на персонал, чтобы она отражала в себе их разнообразные мотивы, связанные с занимаемыми должностями и выполняемой работой.
Кроме того, при создании комплексной системы мотивации необходимо использовать полученные результаты исследования типологической структуры трудовой мотивации и применяемых стимулов.