Управление оплатой труда: проблемы и современные тенденции

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 22:31, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. В новых экономических условиях работник должен самостоятельно (и практически в полной мере) оплачивать все потребляемые им и членами его семьи блага и услуги, а сами блага и услуги надо еще и создавать, причем эффективно. В связи с этим проблема установления соответствующего уровня оплаты труда и определяющих его критериев приобретает значение, которое трудно переоценить.

Работа содержит 1 файл

УПРАВЛЕНИЕ ОПЛАТОЙ ТРУДА.docx

— 454.07 Кб (Скачать)

- многоуровневую договорную  систему позволяющую в ходе  «торгов» по заработной плате  достаточно полно учесть интересы  всех участников переговорного  процесса;

- систему обеспечения  минимальных гарантий в области  оплаты труда и защиты заработной  платы от рисков рыночной экономики;

- налоговую систему регулирования оплаты труда в составе индивидуальных доходов и, в отдельных случаях, в составе издержек работодателя на рабочую силу;

- информационную систему  об уровне и динамике заработной  платы и других издержках работодателя  на рабочую силу, с помощью  которых формируются притязания  работников и работодателей на  тот или иной уровень оплаты  труда при очередных этапах  переговоров («торгов»); такая информация дает реальную картину о заработной плате как цене рабочей силы.

Следует однако сказать, что  модель рыночной организации заработной платы, по сути дела, является комбинацией  нескольких моделей. Выделяют, в частности  Р. Марр и Г. Шмидт,[50] три основных модели, каждая из которых имела особо важное значение в определенный исторический период и используется на практике и сегодня:

-рыночное определение  заработной платы;

-коллективное определение  заработной платы;

-установление заработной  платы государством.

Рыночное определение  заработной платы базируется на договоре между фирмой-работодателем и конкретным наемным работником. Обе стороны при этом свободны в своем выборе. Результат же, к которому они пришли в процессе переговоров, отражает соотношение сил между ними. Эта модель характерна, в частности, для ранней фазы индустриализации. Тогда имело место явно неравное соотношение сил между фирмой и работником, усугублявшееся наличием на рынке труда большого числа безработных и отсутствием факторов, гарантировавших им прожиточный минимум (страховка по безработице, социальная помощь и др.). В подобных условиях определение зарплаты по рыночному принципу ведет к обнищанию определенных групп работников, как это имело место в упомянутый исторический период при тяжелых структурных кризисах. Это, не в последнюю очередь, привело к возникновению рабочего движения, потребовавшего, в частности, создания альтернативных моделей.

При коллективном определении заработной платы слабая позиция наемных работников укрепляется за счет того, что они объединяются в профсоюзы и совместно выступают контрагентом работодателей или союзов работодателей на переговорах по определению зарплаты. В качестве самого сильного средства работники могут, при наличии сплоченной организации, прибегнуть к забастовкам, что приводит к усилению их позиции на переговорах, хотя и ценой временного отказа от зарплаты. Ориентация на эту модель (включая ее правовую базу) привела в конечном счете к улучшению общего экономического положения наемных работников.

Установление  заработной платы государством. Данная модель применяется во многих странах при определении окладов государственных служащих. Одной из конфликтных сторон в этом случае является государство, и при возникновении недовольства госслужащих уровнем заработной платы борьба ведется непосредственно с ним.

В России в настоящее время  на практике используются в той или  иной мере все три основные модели определения заработной платы. Однако договорной способ установления размеров оплаты труда является для нас  принципиально новым – он стал применяться только с переходом  на рыночные отношения. Предоставляя сторонам трудовых отношений право свободно определять размер оплаты труда, государство  отказалось от ранее действовавшего ограничения заработной платы максимальным пределом, но в то же время законодательно зафиксировало минимум, ниже которого заработная плата не может опускаться даже по обоюдному соглашению сторон (ст. 5 КЗОТ РФ). Договорное регулирование  оплаты труда существует в Российской Федерации в двух формах:

- коллективно-договорное  регулирование;

- индивидуально-договорное  регулирование.

Коллективно-договорное регулирование  условий оплаты труда работников осуществляется на основе Закона о  коллективных договорах и соглашениях, Закона о профсоюзах и КЗОТ РФ путем  закрепления условий по оплате труда  в коллективных договорах, а также  в соглашениях следующих видов: генеральное, региональное отраслевое (межотраслевое) тарифное, профессиональное тарифное, территориальное и иные.

Коллективные договоры и  соглашения с учетом экономических  возможностей могут устанавливать  более высокий, по сравнению с  зафиксированным законодательством, минимум оплаты труда, и тогда  работодатель, на которого распространяется действие коллективного договора и  соглашения, не может устанавливать размер платы за труд ниже такого минимума. Законодательством предусмотрена и еще одна важная гарантия: условия труда, устанавливаемые коллективным договором, не могут быть хуже тех, которые закреплены в соответствующем соглашении, действие которого распространяется на данное предприятие.[51]

Индивидуально-договорное регулирование  условий оплаты труда предполагает установление размеров заработной платы  по соглашению самих сторон трудового  правоотношения (ст. 15 КЗОТ РФ). Эти условия  фиксируются в трудовом договоре (контракте) и имеют обязательную силу для работодателя.

Условия оплаты труда работника, зафиксированные в индивидуальном трудовом договоре (контракте), не могут  быть хуже тех, которые предусмотрены  действующим законодательством, соглашениями, коллективным договором.

Таким образом, в стране формируется  многоуровневая договорная система  регулирования оплаты труда –  первый элемент в механизме рыночной организации заработной платы.

Другие три элемента рыночной модели создают необходимые предпосылки  и условия эффективного функционирования ее первого центрального элемента. При этом государство должно устанавливать  минимальные гарантии в области  оплаты труда – эти гарантии должны быть исходным пунктом для установления нижних границ заработной платы и  препятствовать их снижению. Кроме  того, государство должно защищать заработную плату от негативных явлений  рынка, в том числе от ее невыплат, обеспечивая через соответствующие  законодательные акты ее охрану.

Что касается роли налоговой  системы, то она должна способствовать рационализации соотношений в оплате, устанавливаемых в ходе переговорного процесса, и уменьшать возможность деформаций в уровнях оплаты под влиянием дефицитности отдельных профессий (видов деятельности) на рынке труда.

Информационная система, как сказано выше, должна обеспечить ведение переговорного процесса по вопросам оплаты труда в реалистических рамках.

В табл. 4. представлены данные о видах государственного регулирования  оплаты труда в России в сравнении  с развитыми капиталистическими странами. Следует отметить, что, хотя, как уже отмечалось, роль государства  сводится к созданию условий для  эффективного функционирования механизма  рыночной организации заработной платы, в ряде случаев оно должно непосредственно  корректировать отрицательно складывающиеся для общества тенденции. В случаях  же, когда государство само выступает  в роли работодателя, оно должно действовать как и все другие работодатели на рынке труда, подчиняясь его законам.

Таблица 4. Виды государственного регулирования оплаты труда.

 

Россия

Развитые капиталистические  страны

1.

Законодательное установление минимального размера оплаты труда

Установление гарантированного минимума заработной платы (США, Франция, Испания и др.)

2.

Налоговое регулирование  индивидуальных доходов (и соответ. заработной платы)

Налоговая политика (в отношении  доходов и заработной платы)

3.

Индексация оплаты труда  работников при росте потребительских  цен

Индексация доходов или  компенсация их падения при росте  цен

4.

Установление условий  оплаты труда работников бюджетной  сферы

Прямое регулирование  заработной платы в государственном  секторе экономики (но оно имеет  ограниченный характер, так как большинство  государственных предприятий функционирует  на принципах полной самостоятельности  и окупаемости)

5.

Установление условий  оплаты труда работников государственной  власти

 

6.

Установление минимальных  размеров доплат и надбавок компенсационного характера

 

7.

Районное регулирование  оплаты труда

 

8.

Регулирование оплаты труда  руководителей

 

При поверхностном подходе  может сложиться впечатление, что  в Российской Федерации действует  рыночный механизм организации заработной платы. В марте 1992 г. был введен в  действие Закон РФ «коллективных  договорах и соглашениях». Он предусматривает по крайней мере четыре уровня договорного регулирования: Генеральное тарифное соглашение, заключаемое между правительством РФ, объединением работодателей и объединениями профсоюзов, действующих на федеральном уровне; отраслевые тарифные соглашения, заключаемые между отраслевыми представителями работодателей и отраслевыми профсоюзами; специальные (территориальные) соглашения, регулирующие трудовые отношения работодателей и работников на уровне территории и, наконец, коллективный договор предприятия, заключаемый между администрацией предприятий и профсоюзом (или профсоюзами) работников предприятия.

В принятом в 1996 г. Законе РФ «О профсоюзах» говорится также  о межтерриториальных и межотраслевых  соглашениях. Введены и другие элементы рыночной организации заработной платы, в частности действует система  налогообложения физических лиц. До 1996 г. действовало налогообложение  фонда потребления, которое регулировало издержки работодателя на рабочую силу в виде заработной платы и ряда социальных выплат. Установлены законодательные  гарантии по минимальной заработной плате и принципы ее пересмотра. Государство регулирует через районные коэффициенты привязку минимальной  заработной платы к условиям жизни  на территориях с трудными для  проживания и работы природно-климатическими условиями. Однако все элементы введенного рыночного механизма оказываются  фактически бездействующими или  действующими в извращенной форме. Более того, они оказывают разрушающее  воздействие на организацию оплаты труда, а через нее и на всю  экономическую деятельность.[52]

В частности ни в «Законе  о коллективных договорах и соглашениях», ни в «Законе о профсоюзах»  не разделены функции между отдельными видами соглашений, нет и согласия между ними по срокам их заключения. О генеральном или территориальном  соглашении многие работники предприятий (включая специалистов по труду и  работников профсоюзов) даже не знают, поскольку они если и публикуются, то весьма ограниченно, нередко отраслевые соглашения принимаются с большим  опозданием, после того, как на ряде предприятий уже заключены коллективные договоры. Что касается коллективных договоров, то они заключаются только примерно на половине предприятий. Не меньшие недостатки имеют и другие элементы действующего в России механизма  организации заработной платы». 

 

2.2. Заработная  плата на современных предприятиях

Основополагающий принцип  рыночной экономики предусматривает  удовлетворение общественных потребностей на основе эффективного использования  ограниченных ресурсов, к которым, прежде всего, относятся трудовые ресурсы. В странах с развитой рыночной экономикой экономисты и менеджеры  не только относят труд и его рациональное использование к наиболее важным компонентам производственных ресурсов, но и считают главным фактором экономического развития и обеспечения  социально-экономических результатов  деятельности фирм. Повышение эффективности  труда является основой ускорения  темпов роста реальной заработной платы  и улучшения уровня жизни населения.

Железнодорожный транспорт  относится к трудоемким отраслям экономики, поэтому проблемы изучения рынка труда на железной дороге, особенностей его формирования, совершенствования  управления трудовыми ресурсами, рационального  их использования для отрасли  железнодорожного транспорта и ее хозяйствующих  субъектов имеет исключительно  важное теоретическое и практическое значение.[53]

Значительный вклад в  решение задач становления и  развития рыночных отношений в отрасли  железнодорожного транспорта внесли отечественные  ученые: Горелик М.А., Голубицкая Е.А., Иванов В.Р., Кузовкова Т.А., Мхитарян Ю.И., Резникова Н.П., Срапионов О.С. и др. В то же время вопросы, связанные  с совершенствованием системы управления трудовыми ресурсами железнодорожного транспорта в условиях формирования рынка труда, оценки эффективности  их использования и конкурентоспособности  железнодорожного транспорта на макроэкономическом рынке труда недостаточно разработаны  и требуют дальнейших теоретических  исследований и практических разработок.

Переход к рыночной экономике  в Российской Федерации означает коренное изменение всей системы  общественных отношений на основе новых  экономических и политических условий  существования общества. В железнодорожном  транспорте существует необходимость  переосмысления теоретических и  практических вопросов оплаты на разных уровнях ее функционирования, включая  организации. Ведущиеся по этим вопросам дискуссии, способствуя появлению  новых представлений, требуют проверки их разработкой практически пригодных  решений и их реализацией в  организациях различных форм собственности, где осуществляется трудовая деятельность, происходит соединение рабочей силы со средствами производства и производятся необходимые обществу товары и услуги.[54] В первую очередь это относится к разработке таких форм и систем оплаты, которые, с одной стороны, способствовали бы направленности усилий каждого работника на достижение таких показателей деятельности, которые обеспечивали бы предпринимателю получение прибыли за счет выпуска нужного количества конкурентоспособной продукции (услуг) с наименьшими затратами, с другой стороны – создавали бы работнику все условия для полной реализации имеющихся у него умственных и физических способностей, предоставляя ему тем самым возможность полной самореализации как личности в рабочем процессе, а также получения им дохода в форме заработной платы.

Информация о работе Управление оплатой труда: проблемы и современные тенденции