Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 22:31, дипломная работа
Актуальность темы исследования. В новых экономических условиях работник должен самостоятельно (и практически в полной мере) оплачивать все потребляемые им и членами его семьи блага и услуги, а сами блага и услуги надо еще и создавать, причем эффективно. В связи с этим проблема установления соответствующего уровня оплаты труда и определяющих его критериев приобретает значение, которое трудно переоценить.
- многоуровневую договорную
систему позволяющую в ходе
«торгов» по заработной плате
достаточно полно учесть
- систему обеспечения
минимальных гарантий в
- налоговую систему регулирования оплаты труда в составе индивидуальных доходов и, в отдельных случаях, в составе издержек работодателя на рабочую силу;
- информационную систему
об уровне и динамике
Следует однако сказать, что модель рыночной организации заработной платы, по сути дела, является комбинацией нескольких моделей. Выделяют, в частности Р. Марр и Г. Шмидт,[50] три основных модели, каждая из которых имела особо важное значение в определенный исторический период и используется на практике и сегодня:
-рыночное определение заработной платы;
-коллективное определение заработной платы;
-установление заработной платы государством.
Рыночное определение заработной платы базируется на договоре между фирмой-работодателем и конкретным наемным работником. Обе стороны при этом свободны в своем выборе. Результат же, к которому они пришли в процессе переговоров, отражает соотношение сил между ними. Эта модель характерна, в частности, для ранней фазы индустриализации. Тогда имело место явно неравное соотношение сил между фирмой и работником, усугублявшееся наличием на рынке труда большого числа безработных и отсутствием факторов, гарантировавших им прожиточный минимум (страховка по безработице, социальная помощь и др.). В подобных условиях определение зарплаты по рыночному принципу ведет к обнищанию определенных групп работников, как это имело место в упомянутый исторический период при тяжелых структурных кризисах. Это, не в последнюю очередь, привело к возникновению рабочего движения, потребовавшего, в частности, создания альтернативных моделей.
При коллективном определении заработной платы слабая позиция наемных работников укрепляется за счет того, что они объединяются в профсоюзы и совместно выступают контрагентом работодателей или союзов работодателей на переговорах по определению зарплаты. В качестве самого сильного средства работники могут, при наличии сплоченной организации, прибегнуть к забастовкам, что приводит к усилению их позиции на переговорах, хотя и ценой временного отказа от зарплаты. Ориентация на эту модель (включая ее правовую базу) привела в конечном счете к улучшению общего экономического положения наемных работников.
Установление заработной платы государством. Данная модель применяется во многих странах при определении окладов государственных служащих. Одной из конфликтных сторон в этом случае является государство, и при возникновении недовольства госслужащих уровнем заработной платы борьба ведется непосредственно с ним.
В России в настоящее время на практике используются в той или иной мере все три основные модели определения заработной платы. Однако договорной способ установления размеров оплаты труда является для нас принципиально новым – он стал применяться только с переходом на рыночные отношения. Предоставляя сторонам трудовых отношений право свободно определять размер оплаты труда, государство отказалось от ранее действовавшего ограничения заработной платы максимальным пределом, но в то же время законодательно зафиксировало минимум, ниже которого заработная плата не может опускаться даже по обоюдному соглашению сторон (ст. 5 КЗОТ РФ). Договорное регулирование оплаты труда существует в Российской Федерации в двух формах:
- коллективно-договорное регулирование;
- индивидуально-договорное регулирование.
Коллективно-договорное регулирование условий оплаты труда работников осуществляется на основе Закона о коллективных договорах и соглашениях, Закона о профсоюзах и КЗОТ РФ путем закрепления условий по оплате труда в коллективных договорах, а также в соглашениях следующих видов: генеральное, региональное отраслевое (межотраслевое) тарифное, профессиональное тарифное, территориальное и иные.
Коллективные договоры и
соглашения с учетом экономических
возможностей могут устанавливать
более высокий, по сравнению с
зафиксированным
Индивидуально-договорное регулирование условий оплаты труда предполагает установление размеров заработной платы по соглашению самих сторон трудового правоотношения (ст. 15 КЗОТ РФ). Эти условия фиксируются в трудовом договоре (контракте) и имеют обязательную силу для работодателя.
Условия оплаты труда работника,
зафиксированные в
Таким образом, в стране формируется многоуровневая договорная система регулирования оплаты труда – первый элемент в механизме рыночной организации заработной платы.
Другие три элемента рыночной
модели создают необходимые
Что касается роли налоговой системы, то она должна способствовать рационализации соотношений в оплате, устанавливаемых в ходе переговорного процесса, и уменьшать возможность деформаций в уровнях оплаты под влиянием дефицитности отдельных профессий (видов деятельности) на рынке труда.
Информационная система, как сказано выше, должна обеспечить ведение переговорного процесса по вопросам оплаты труда в реалистических рамках.
В табл. 4. представлены данные о видах государственного регулирования оплаты труда в России в сравнении с развитыми капиталистическими странами. Следует отметить, что, хотя, как уже отмечалось, роль государства сводится к созданию условий для эффективного функционирования механизма рыночной организации заработной платы, в ряде случаев оно должно непосредственно корректировать отрицательно складывающиеся для общества тенденции. В случаях же, когда государство само выступает в роли работодателя, оно должно действовать как и все другие работодатели на рынке труда, подчиняясь его законам.
Таблица 4. Виды государственного регулирования оплаты труда.
Россия |
Развитые капиталистические страны | |
1. |
Законодательное установление минимального размера оплаты труда |
Установление гарантированного минимума заработной платы (США, Франция, Испания и др.) |
2. |
Налоговое регулирование индивидуальных доходов (и соответ. заработной платы) |
Налоговая политика (в отношении доходов и заработной платы) |
3. |
Индексация оплаты труда работников при росте потребительских цен |
Индексация доходов или компенсация их падения при росте цен |
4. |
Установление условий оплаты труда работников бюджетной сферы |
Прямое регулирование
заработной платы в государственном
секторе экономики (но оно имеет
ограниченный характер, так как большинство
государственных предприятий |
5. |
Установление условий оплаты труда работников государственной власти |
|
6. |
Установление минимальных размеров доплат и надбавок компенсационного характера |
|
7. |
Районное регулирование оплаты труда |
|
8. |
Регулирование оплаты труда руководителей |
При поверхностном подходе может сложиться впечатление, что в Российской Федерации действует рыночный механизм организации заработной платы. В марте 1992 г. был введен в действие Закон РФ «коллективных договорах и соглашениях». Он предусматривает по крайней мере четыре уровня договорного регулирования: Генеральное тарифное соглашение, заключаемое между правительством РФ, объединением работодателей и объединениями профсоюзов, действующих на федеральном уровне; отраслевые тарифные соглашения, заключаемые между отраслевыми представителями работодателей и отраслевыми профсоюзами; специальные (территориальные) соглашения, регулирующие трудовые отношения работодателей и работников на уровне территории и, наконец, коллективный договор предприятия, заключаемый между администрацией предприятий и профсоюзом (или профсоюзами) работников предприятия.
В принятом в 1996 г. Законе РФ
«О профсоюзах» говорится также
о межтерриториальных и межотраслевых
соглашениях. Введены и другие элементы
рыночной организации заработной платы,
в частности действует система
налогообложения физических лиц. До
1996 г. действовало налогообложение
фонда потребления, которое регулировало
издержки работодателя на рабочую силу
в виде заработной платы и ряда
социальных выплат. Установлены законодательные
гарантии по минимальной заработной
плате и принципы ее пересмотра.
Государство регулирует через районные
коэффициенты привязку минимальной
заработной платы к условиям жизни
на территориях с трудными для
проживания и работы природно-климатическими
условиями. Однако все элементы введенного
рыночного механизма
В частности ни в «Законе
о коллективных договорах и соглашениях»,
ни в «Законе о профсоюзах»
не разделены функции между
2.2. Заработная
плата на современных
Основополагающий принцип
рыночной экономики предусматривает
удовлетворение общественных потребностей
на основе эффективного использования
ограниченных ресурсов, к которым, прежде
всего, относятся трудовые ресурсы.
В странах с развитой рыночной
экономикой экономисты и менеджеры
не только относят труд и его рациональное
использование к наиболее важным
компонентам производственных ресурсов,
но и считают главным фактором
экономического развития и обеспечения
социально-экономических
Железнодорожный транспорт относится к трудоемким отраслям экономики, поэтому проблемы изучения рынка труда на железной дороге, особенностей его формирования, совершенствования управления трудовыми ресурсами, рационального их использования для отрасли железнодорожного транспорта и ее хозяйствующих субъектов имеет исключительно важное теоретическое и практическое значение.[53]
Значительный вклад в
решение задач становления и
развития рыночных отношений в отрасли
железнодорожного транспорта внесли отечественные
ученые: Горелик М.А., Голубицкая Е.А.,
Иванов В.Р., Кузовкова Т.А., Мхитарян
Ю.И., Резникова Н.П., Срапионов О.С.
и др. В то же время вопросы, связанные
с совершенствованием системы управления
трудовыми ресурсами
Переход к рыночной экономике
в Российской Федерации означает
коренное изменение всей системы
общественных отношений на основе новых
экономических и политических условий
существования общества. В железнодорожном
транспорте существует необходимость
переосмысления теоретических и
практических вопросов оплаты на разных
уровнях ее функционирования, включая
организации. Ведущиеся по этим вопросам
дискуссии, способствуя появлению
новых представлений, требуют проверки
их разработкой практически
Информация о работе Управление оплатой труда: проблемы и современные тенденции