Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 22:31, дипломная работа
Актуальность темы исследования. В новых экономических условиях работник должен самостоятельно (и практически в полной мере) оплачивать все потребляемые им и членами его семьи блага и услуги, а сами блага и услуги надо еще и создавать, причем эффективно. В связи с этим проблема установления соответствующего уровня оплаты труда и определяющих его критериев приобретает значение, которое трудно переоценить.
Для его разработки следует решить несколько вопросов: необходимость и границы государственного регулирования оплаты труда в рыночных условиях, объект и механизм регулирования.
В экономической литературе
существует несколько подходов к
разработке вопроса совершенствования
методов дифференциации заработной
платы в территориальном
1. Размеры компенсационной
части заработной платы на
территориях с
2. Компенсационная часть
оплаты труда не должна
При этом важно уточнить, что расчет прожиточного минимума должен основываться на единых (среднероссийских) ценах. В этом случае возможно сопоставление потребительских корзин регионов и расчет коэффициентов превышения необходимого уровня потребления по районам с неблагоприятными условиями проживания.
Позицию Р. Яковлева разделяет
Л. Костин, подчеркивая, что дифференциация
оплаты труда по регионам не должна
производиться через
Принципиальным моментом
районного регулирования
Несколько иной точки зрения
придерживается И. Шутов, который полагает,
что государственное
Преимущество А. Киселева перед рассмотренными подходами, состоит в учете рыночных условий хозяйствования. Эта проблема затрагивалась и М.А. Винокуровым, однако, А. Киселев предлагает районное регулирование заработной платы осуществлять путем гибкой системы налогообложения заработной платы.
Этот подход выгодно отличается
от рассмотренных тем, что он в
большей степени учитывает
Таким образом, следует повторить,
что государственное
Для разработки механизма
взаимодействия данных функций необходимо
четко разграничить системы стимулирования
труда по уровням и функциям в
целом. В целях нашего исследования
выделим два уровня: федеральный
и региональный. В последнее время
эта проблема широко дискуссируется
в экономически литературе. При различных
подходах к осуществлению региональной
политики авторы единодушны в том, что
сформировавшийся в годы реформы
в России новый рыночный механизм
регулирования региональных отношений
действует малоэффективно. Н.И. Ларина
считает, что причина состоит
в слабой взаимосвязи налоговой,
бюджетной и региональной политики.
Этой же точки зрения придерживаются
О.В. Кузнецова и А.М. Лавров, предлагая
совершенствовать территориальное
перераспределение бюджетных
Полагая, что в России
предстоит освоить
А. Адамеску, В. Кистанов полагают, что наиболее активным методом регулирования рыночной экономики с целью интеграции государственных, коллективных и индивидуальных интересов являются целевые региональные программы.[29] Несомненно, федеральная целевая программа обеспечивает решение комплекса задач по развитию региона. Её мероприятия согласованы и увязаны по ресурсам, исполнителям и срокам. Однако, такие программы должны являться лишь частями единой государственной программы, только в этом случае возрастет как их результативность, так и результативность государственного регулирования в целом. Необходимо, чтобы рычаги и стимулы применялись не под нажимом отдельных заинтересованных регионов, а системно, исходя из долгосрочных целей и текущих задач социально-экономического развития России и её регионов. Изложенная точка зрения не отвергает в полной мере необходимость целенаправленного «точечного» государственного регулирования развития экономики. Предложены в этом направлении, достаточно эффективные, научно обоснованные методы. Между тем полагаю, что отдельные от общероссийских целенаправленные региональные программы нужно рассматривать как систему чрезвычайных мер, направленных на решение неотложных задач.[30]
Г.В. Горланов, А.Л. Шушарин, Б.М. Штульберг, проанализировав проблемы государственного регулирования на региональном уровне, отмечают, что надежды на саморегулирующиеся рыночные механизмы не оправдались.[31] В отличие от развитых стран, где государственная поддержка оказывается только депрессивным территориям с высоким ростом безработицы, в России круг региональных проблем, связанных с государственным регулированием, значительно шире. При этом следует отметить, что каждый регион имеет круг собственных, отличных от других, проблем. В этой связи возникла необходимость их классификации и выделения из их состава депрессивных, наиболее отсталых регионов. Предложено несколько методов группировок по различным критериям. Каждая из предложенных методик имеет свой набор индикаторов, однако, ни одна не исключает такие показатели как реальная заработная плата и доход на душу населения.[32]
Таким образом, аналитический обзор подходов к проблеме государственного регулирования на региональном уровне позволил сделать вывод о том, что сомнений в необходимости такого регулирования нет. Кроме того, выделены отдельные проблемы, решение которых необходимо осуществлять на уровне Федерации. Опираясь на результаты анализа, принимая во внимание сделанные выводы для достижения целей исследования, мы предлагаем следующую классификацию систем стимулирования труда по уровням и функциям (см. табл. 1).
Таблица 1. Классификация систем стимулирования труда по уровням и функциям.
Уровни |
Функции |
Федеральный |
- бюджетная и налоговая
политика; |
Региональный |
- регулирование трудовых
ресурсов и рынков труда; |
В настоящее время бюджетная и налоговая политика слабо взаимосвязана с региональной, а точнее – вступила в противоречие с ней:
- доля налогов в ВВП
примерно на уровне
- доля бюджетных расходов
в ВВП также находится на
уровне многих высокоразвитых
стран, но средства
Вывод: необходимы изменения налоговой и бюджетной политики в целях усиления стимулирующей функции для создания условии экономического роста. Направления и структура таких изменений должны быть увязаны с функциями стимулирования труда на региональном уровне.
Структурная политика государства
в области стимулирования труда
тесным образом связана с
Социальная политика государства
охватывает широкий круг проблем, особое
место среди которых
В целом, следует подчеркнуть, что выполнение рассматриваемых функций стимулирования труда на федеральном уровне создает условия для реализации региональных социально-экономических задач. В функциях федерального уровня отражаются: разработка законов и подзаконных актов об условиях регулирования доходов в неразрывном единстве с регулированием цен; разработка принципов формирования минимальных потребительских бюджетов; разработка системы социальной поддержки населения; разработка механизма перераспределения рабочей силы между различными секторами экономики. Как видим, выполнение перечисленных функций тесным образом взаимодействует с функцией государственного регулирования заработной платы.
На основе проведенных исследований делаем вывод, что условием согласования государственных и региональных интересов регулирования заработной платы является обеспечение тесной взаимосвязи и взаимодействия функций стимулирования труда на федеральном и региональном уровнях.
Как уже подчеркивалось,
в основе решения этих задач находится
проблема территориальной дифференциации
оплаты труда. В её основе лежат экономические,
природно-климатические и
Законодательные меры по стимулированию
притока трудовых ресурсов, их закреплению
и воспроизводству в регионах
с экстремальными условиями проживания
осуществлялись, начиная с 20-х годов.
Механизм стимулирования был представлен
системой льгот и компенсации
для лиц работающих и проживающих
в этих районах. Для централизованно
управляемой экономики такой
метод регулирования был
Информация о работе Управление оплатой труда: проблемы и современные тенденции