Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 22:31, дипломная работа
Актуальность темы исследования. В новых экономических условиях работник должен самостоятельно (и практически в полной мере) оплачивать все потребляемые им и членами его семьи блага и услуги, а сами блага и услуги надо еще и создавать, причем эффективно. В связи с этим проблема установления соответствующего уровня оплаты труда и определяющих его критериев приобретает значение, которое трудно переоценить.
Относительно премий можно
сказать, что они превратились в
обязательный придаток к зарплате,
их платят за то, что человек просто
выполняет свои обязанности и, в
общем, это понятно. Ведь лишить работника
премии, особенно рабочего – это
значит лишить его, зачастую, половины
заработной платы. Удовлетворение потребности
работника в признании и
Существующая система
оплаты не создает соответствующих
условий для обеспечения
Работник согласен значительно повысить производительность своего труда, чтобы достигнуть какого-либо результата, если считает, что за этот результат он будет вознагражден.
Существующая система оплаты на Московско-Курском отделении Московской железной дороги практически не дает такой возможности служащим и специалистам. Получая премию за коллективные результаты, они практически не могут рассчитывать на то, что их премируют за какую-либо инициативу, получить надбавку к заработной плате также маловероятно. Система морального стимулирования на настоящий момент не действует, вернее ее практически не существует.
Таким образом, работники не мотивируются на проявление инициативы и существенное повышение производительности труда, даже в ситуациях, когда это бывает необходимо.
Проанализируем действующую систему оплаты труда с точки зрения теории справедливости. Как известно, человек склонен сравнивать полученное вознаграждение с вознаграждением других работников, выполняющих аналогичную работу, и если сравнение покажет дисбаланс и несправедливость, воздействие мотивирующих факторов может снизиться до 33% от их возможной величины.[69]
С точки зрения этой теории существующая система имеет три недостатка. Во-первых, слишком небольшая разница между заработной платой рабочих, машинистов и руководителей низшего звена. Исследования показывают, что специалисты, имеющие высшее образование, считают, что их знания должны оплачиваться значительно выше, чем физический труд рабочих. Руководители, в свою очередь, рассчитывают на более высокую оплату труда в связи с той степенью ответственности, которую они несут за весь коллектив.
Во-вторых, сложная система окладов выстроена на принципах, непонятных большинству работников, что порождает у некоторых ощущение, что их оклад ниже, чем должен быть.
И в-третьих, в связи с низкой долей тарифа (оклада) в заработной плате возникла ситуация, когда заработная плата зависит не столько от качества работы работника, сколько от возможности предприятия выплатить премию. Таким образом, возможна ситуация, когда работники, выполняющие одинаковую работу на разных предприятиях получают существенно отличающуюся заработную плату
Таким образом, с точки зрения теорий мотивации – теории Герцберга и теории справедливости действующая система оплаты труда имеет следующие недостатки:
- отсутствие четкой, иерархически выстроенной системы тарифов и окладов, понятной каждому работнику;
- недостаточно ощутимая разница в заработной плате при переходе к более высокой ступени иерархии;
- низкая доля тарифа (оклада) в заработной плате;
- отсутствие системы поощрения
проявления инициативы и
Анализируя систему оплаты на Московско-Курском отделении Московской железной дороги с точки зрения теории справедливости, мы можем отметить следующее:
- Увеличилась разница
между заработной платой
-упразднена сложная система
окладов, непонятных
- возросла доля тарифа (оклада) в заработной плате.
Таким образом, как бы создаются более благоприятные условия для мотивации. Но опять же необходимо самое пристальное внимание уделить аттестации работников. Если работник посчитает, что ему несправедливо присвоили разряд и отказались разряд повысить, то воздействие всех мотивирующих факторов может быть сведено на нет.[70]
С точки зрения теорий мотивации,
действующая система оплаты недостаточно
оказывает мотивирующее воздействие
на работников. Она устраняет, но не
в полной мере, недостатки действующей
системы, снижающие мотивацию
Кроме того, снижение мотивирующего воздействие системы, происходит при не профессиональном проведении аттестации работников на присвоение им тарифного разряда.
Таким образом организации заработной платы на Московско-Курском отделении Московской железной дороги в период рыночных преобразований строится на различных принципах, отвечая своему назначению – повышению уровня доходов работников железнодорожного транспорта.
Наиболее значимыми вехами
в совершенствовании
Внедрение ОЕТС позволило упорядочить оплату труда железнодорожников России, повысить долю тарифа в заработной плате, устранить некоторые перекосы в оплате труда без снижения абсолютного размера заработной платы по большинству профессий. Экономический кризис, начавшийся в августе 1998 года создал большие трудности в выполнении обязательства по индексации заработной платы, поскольку индекс цен к концу года превысил 180%. Соответствующий рост зарплаты неизбежно привел бы к задержкам её выплаты.
В настоящее время осуществляются следующие основные направления и цели совершенствования заработной платы на Московско-Курском отделении Московской железной дороги.
Заработная плата при
централизованной системе планирования
народного хозяйства была частью
национального дохода, выделяемая государством
для оплаты труда наемных работников.
В ходе структурной социально-
Заработная плата является
главным источником повышения благосостояния
работников, основным средством побуждения
членов общества к высокопроизводительному
и качественному труду. Политика
заработной платы -неотъемлемый элемент
социально-экономической
Экономические преобразования,
проводимые в государстве, привели
не только к либерализации цен, но
и к либерализации социально-
Минимальная оплата труда не выполняет роли социальной гарантии, адекватно отражающей социально-экономические условия и сопоставимой с минимальным потребительским бюджетом. Более того, она стала играть свойственную ей роль технического норматива при определении размеров стипендий, пенсий, социальных выплат, штрафов и пени.
При совершенствовании действующих систем и форм оплаты труда работников железнодорожного транспорта важно определиться по каким направлениям осуществлять эту работу.
Анализ положения с организацией заработной платы на анализируемом предприятии показывает, что такими направлениями должны стать:
-восстановление
-усиление стимулирующей
и регулирующей функций
- региональное регулирование и совершенствование методов индексации заработной платы;
- упорядочение и
- совершенствование форм и систем оплаты труда на основе улучшения нормирования труда.
- оптимизация соотношений постоянной и переменной части заработной платы;
- улучшение управления фондом оплаты труда в отрасли и внутри предприятий;
-сочетание централизованной
регламентации и
Как показывает мировой опыт и прежде всего стран с развитой рыночной экономикой, универсальным регулятором, с помощью которого возможно измерять и возмещать общественно необходимые затраты и дифференциацию труда в виде оплаты гарантирующей нормальное воспроизводство рабочей силы, является тарифная система оплаты труда. Ни одна из развитых стран при организации оплаты труда не обходится без применения трех кровных элементов тарифной системы: тарифных сеток, стартовых минимальных) тарифных ставок и инструмента их дифференциации по сложности труда (применительно к условиям железнодорожного транспорта) – это Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих и Квалификационный справочник служащих.[73]
Главный смысл преобразований действующей тарифной системы должен заключаться в том, чтобы уже на уровне тарифной ставки (оклада), гарантированном работнику, достигалась зависимость размера оплаты от степени сложности выполняемых работ, условий труда, уровня квалификации работника, соизмерение качества труда и дифференциации оплаты по этому признаку.
Решение этой проблемы представляется
в изменении тарифной системы
в первую очередь в направлении
усиления ее гибкости, существенного
упрощения, оптимизации распределении
постоянной и переменной частей заработной
платы и совершенствования
Учитывая, что выбор тарифной
сетки во многом связан в отрасли
с практикой дифференциации работ
и рабочих по сложности труда
на основе Единого тарифно-
При этом варианте кроме
общих критериев сложности
Возможность и целесообразность
применения ETC на 18 разрядов показала,
что количество разрядов ETC в отрасли
рекомендуется принять не 18, как
это принято для работников бюджетной
сферы, в связи с чем возникают
большие сложности с
Информация о работе Управление оплатой труда: проблемы и современные тенденции