Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 10:40, курсовая работа
Целью исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию стратегического планирования на ОАО КФ “Саратовская”.
В соответствии с целью дипломной работы поставлены следующие задачи исследования:
изучить теоретические основы стратегического планирования и его особенности на предприятиях пищевой промышленности;
провести комплексный анализ деятельности предприятия, оценить основные показатели его деятельности, выявить значимые тенденции развития ОАО КФ “Саратовская”;
всесторонне изучить организацию стратегического планирования деятельности на исследуемом предприятии, выявить недостатки в организации стратегического планирования;
проанализировать текущую стратегию развития предприятия;
разработать мероприятия по совершенствованию стратегического планирования на предприятии.
Введение
Глава 1. Теоретические основы стратегического планирования на предприятии пищевой промышленности
1.1 Роль стратегического планирования в обеспечении конкурентоспособности предприятия
1.1.1 Понятие и функции стратегического планирования
1.1.2. Предмет, объект и методология стратегического планирования
1.2. Стратегия предприятия как основа стратегического планирования
1.2.1. Сущность стратегии предприятия
1.2.2. Общие и функциональные стратегии предприятия
1.2.3 Конкурентные стратегии предприятия
1.2.4. Базисные типы стратегий
1.3. Особенности стратегического планирования на предприятиях пищевой промышленности
Глава 2. Анализ стратегии развития КФ “Саратовская”
2.1. Общая характеристика предприятия и основные показатели его деятельности
2.2. Анализ финансового положения предприятия
2.3. Оценка стратегии развития предприятия
Глава 3. Формирование стратегии развития КФ “Саратовская”
3.1. Совершенствование организации стратегического планирования на предприятии
3.2. Разработка стратегии развития ОАО КФ “Саратовская”.
3.3. Экономическое обоснование (бизнес-план) выпуска нового вида продукции
Заключение
Библиографический список
Рис.3.1. SWOT-анализ деятельности КФ “Саратовская”.
Проведем анализ матрицы SWOT, рассмотрим сильные стороны предприятия: широкий ассортимент позволяет использовать внешние возможности предприятия по обслуживанию дополнительных групп потребителей; прогрессивное оборудование позволяет производить больше продукции и следовательно использовать внешние возможности по удовлетворению растущего спроса. Предприятие может выполнять свои договорные обязательства в точные сроки только при сравнительно стабильных условиях внешней среды.
Перед предприятием также стоят угрозы внешней среды, компенсировать которые можно с помощью внутренних возможностей, так широкий ассортимент продукции предприятия представляет возможным реализовывать некоторые виды продукции по более низкой цене, слабая отечественная сырьевая база компенсируется прогрессивным оборудованием, которое позволяет эффективно использовать сырье и материалы, перерабатывать более экономичное сырье. Возрастающее конкурентное давление компенсируется тем, что предприятие может выполнять в точные сроки свои обязательства.
Рассмотрим слабые стороны предприятия, которые могут быть устранены возможностями внешней среды, отсутствие четко выраженной стратегии у предприятия компенсируется достаточно стабильными внешними условиями бизнеса; недостаточное понимание потребителей может быть устранено путем проведения маркетинговых исследований, что позволит обслужить дополнительные группы потребителей и удовлетворить растущий спрос.
У предприятия есть слабые стороны и со стороны внешней среды существуют угрозы, и то и другое, предприятию необходимо попытаться устранить. С другой стороны слабые стороны предприятия дают ему стимул и возможность к дальнейшему развитию, путем устранения этих слабых сторон.
Другим методом, позволяющим получить информацию для разработки стратегии предприятия, является портфельный анализ.
Для проведения портфельного анализа предприятие описывается как портфель, состоящий из определенных бизнес-единиц и товарных линий, т.е. как их совокупность (по аналогии с портфелем ценных бумаг). При этом «портфель» должен быть пропорциональным, т.е. представлять собой такое сочетание стратегических бизнес-единиц, зарабатывающих и тратящих финансовые средства, при котором постоянно обеспечивается хорошая ликвидность предприятия.
Бизнес-единица (strategic business unit, strategische Geschaeftseinheit) – обычно сочетание продукт-рынок, которое в рамках планирования деятельности предприятия и маркетингового планирования рассматривается отдельно. Бизнес-единицы должны давать возможность охватить все решения, шансы и риски, связанные с определенным «бизнесом» это могут быть и целые направления деятельности. В идеальном случае каждая бизнес-единица имеет собственную рыночную цель, является самостоятельной и вносит свой вклад в общий потенциал предприятия.
Метод портфельного анализа состоит в том, что определить шансы и риски для определенного продукта, товарной линии или всей бизнес-единицы с помощью системы определенных критериев. Если сгруппировать эти критерии в две основные группы (или размерности), то можно построить 2хразмерную матрицу и поместить в нее бизнес-единицы предприятия. При этом на одной из осей матрицы обычно обозначают величину, на которую предприятие может повлиять, например, доля рынка, относительное конкурентное преимущество, на другой же – факторы, на которые предприятие прямо повлиять не может, факторы, ориентированные на рынок, например, объем рынка, фаза жизненного цикла, рост рынка.
Таким образом, сначала выбираются важные для предприятия критерии, а затем бизнес-единицы предприятия оцениваются с точки зрения этих критериев и размещаются в матрице.
Критерии и портфели:
1. Доля рынка – имеет центральное значение для максимизации прибыли, возврата инвестиций (ROI) выручки. Доля рынка может быть как абсолютной, так и относительной (отношение собственной доли рынка к доле основного конкурента)
2. Рост рынка
Здесь действует эффект опыта: чем выше рост рынка и чем больше доля рынка, тем выше рентабельность.
Исходя из этих показателей, Boston Consulting Group разработала портфель «рост рынка – доля рынка», у нас этот портфель называется обычно матрицей БКГ (рис. 3.2).
Относительная доля рынка
Рис.3.2 Матрица БКГ
Звезды (вафли) – новые бизнес – области, занимающие относительно большую долю рынка при растущем рынке. Они приносят предприятию значительную прибыль, однако требуют инвестиций. Заняв доминирующие позиции на быстрорастущем рынке, звезды обычно нуждаются в значительных инвестициях для расширения производственных возможностей и увеличения оборотного капитала. Но они также сами генерируют значительный приток наличности ввиду низкого уровня издержек за счет экономии на масштабах производства и накопленного производственного опыта. Главная проблема связана с определением правильного баланса между доходом и инвестициями в эту область с тем, чтобы в будущем гарантировать возвратность последних.
Коровы (крекер) – бизнес–области, которые являются лидерами на медленно растущем рынке. Обычно, "дойные коровы" – это "звезды" в прошлом, которые в настоящее время обеспечивают организации достаточную прибыль для того, чтобы удерживать на рынке свои конкурентные позиции. Поток денежной наличности в этих позициях хорошо сбалансирован, поскольку инвестиций в такую бизнес-область требуется только необходимый минимум. Хотя дойные коровы и менее привлекательны с точки зрения перспектив роста, это очень ценные хозяйственные подразделения. Дополнительный приток средств от них может быть использован на выплату дивидендов, финансирование приобретений и обеспечение инвестирования в развивающиеся звезды и в трудных детей, из которых могут вырасти будущие звезды. Все усилия корпорации должны быть направлены на поддержание дойных коров в процветающем состоянии, чтобы как можно дольше использовать их возможности в генерировании притока финансовых ресурсов.
Собаки (торты) – бизнес – области занимающие низкую долю медленно растущего рынка, приток денег не значительный. Любой шаг предприятия в направлении получить большую долю рынка однозначно немедленно контратакуется доминирующими в этой отрасли конкурентами. Чем ниже и левее собака находится в матрице БКГ, тем очевиднее, что она связывает активы предприятия, которые можно было бы разместить более выгодно. Слабеющие собаки зачастую неспособны зарабатывать значительные средства в долгосрочной перспективе. Иногда этих средств недостаточно даже для поддержки арьергардной стратегии укрепления и защиты, особенно если на рынке жесткая конкуренция и норма прибыли хронически низкая. Следовательно, за исключением особых случаев к слабеющим собакам рекомендует применять стратегию сбора урожая, сокращения или ликвидации, в зависимости от того, какой вариант может принести наибольшие выгоды.
Знак вопроса (диабетические шоколадные конфеты) – бизнес-области конкурируюшие в растущих отраслях, но занимающие относительно небольшую долю рынка. Это сочетание обстоятельств приводит к необходимости увеличения инвестиций с целью защиты своей доли рынка и гарантирования выживания на нем. Высокие темпы роста рынка требуют значительной денежной наличности, чтобы соответствовать этому росту. Однако эти бизнес-области с большим трудом генерируют доход организации из-за своей небольшой доли на рынке. Эти области чаще всего являются чистыми потребителями денежной наличности, а не генераторами ее, и остаются ими до тех пор, пока не изменится их рыночная доля. В отношении этих бизнес-областей имеет место самая большая степень неопределенности: либо они станут в будущем прибыльными для организации, либо нет. Ясно одно, что без значительных дополнительных инвестиций эти бизнес-области скорее скатятся до позиций "собаки".
Доля рынка КФ “Саратовская” на кондитерском рынке Саратовской области составляет 17,3%, рассмотрим какую долю, занимает каждый вид продукции производимой на предприятии:
- вафли- 8,67%
- крекер- 3,33%
- торты- 0,37%
- ирис- 0.59%
- карамель- 0,86%
- конфеты- 2,41%
- печенье- 1,07%.
Разработка стратегии: по нашему мнению применение предприятием стратегии усиления позиций на рынке является верной, поскольку на данный момент ему необходимо повышать свою конкурентоспособность за счет производства более качественной продукции и тем самым укреплять рыночные позиции.
Таким образом, стратегия на предприятии в основном реализуется по всем направлениям, однако следует обратить внимание на стратегию НИОКР, которая не реализуется на предприятии и товарно–рыночную стратегию, направить свои усилия на формирование и реализацию этих стратегий.
Анализ товарно-рыночной стратегии ОАО КФ «Саратовская», проведенный во второй главе, показал, что предприятие пока не стремится охватить рынок диабетической продукции, являющийся в настоящее время динамично развивающимся. Последние достижения в области диетологии и медицины подтверждают актуальность разработки безвредных продуктов питания. Результаты исследования свидетельствуют о том, что рост числа многих заболеваний – сахарного диабета, сердечно-сосудистой системы, кариеса – связан с увеличением потребления сахара. Также в последнее время все больше людей отдают предпочтение здоровому питанию, что свидетельствует о быстрорастущем рынке диабетической продукции.
Анализ рынка показал наличие платежеспособного спроса. Рынок является открытым, качество поставляемого сырья и наличие опытного квалифицированного персонала позволяет говорить о том, что продукция будет конкурентоспособной по качеству.
Цель настоящего проекта - обосновать финансово-экономическую целесообразность производства диабетических шоколадных конфет кондитерской фабрикой "Саратовская".
Диабетические шоколадные конфеты (100 грамм) имеют следующие характеристики:
-пищевая ценность 269 ккал;
- содержание белков 60 г, жиров 20 г, углеводов 49,2 г;
- упаковка: бумага.
Для производства диабетической продукции используют различные сахарозаменители такие как: фруктоза, сахароза, сорбит, ксилит. Мы предлагаем использовать стевиозид, поскольку было доказано, что он имеет большую сладость, чем другие сахарозаменителии, является натуральным сырьем, низкой калорийности, не оказывающего негативного действия на здоровье, высокая стабильность к свету, температуре, кислотным и щелочным растворам. Также стевиозид в отличие от других подсластителей отличается более низкой стоимостью.
В таблице 3.4 представлены сильные и слабые стороны продукции производимой КФ “Саратовская”.
Таблица 3.4.
Сильные и слабые стороны товаров
№ п/п | Постановка вопроса при изучении сильных и слабых сторон товара | Сильные стороны продукции | Слабые стороны продукции |
1 | Можете ли вы определить тот сегмент рынка, на который ориентирована ваша продукция? | да |
|
2 | Изучены ли вами запросы ваших клиентов? | да |
|
3 | Какие преимущества предоставляет ваша продукция клиентам? |
|
|
4 | Можете ли вы эффективно донести свою продукцию до тех клиентов, на которых она ориентирована? | да |
|
| Может ли ваша продукция успешно конкурировать с продукцией других производителей в отношении - качества - надежности - цены - стимулирования спроса - места распространения? |
да да да да да |
|
6 | Понимаете ли вы на какой стадии жизненного цикла находится ваша продукция? | да |
|
7 | Обладаете ли вы сбалансированным ассортиментом продукции с точки зрения ее существенного разнообразия и степеней морального старения? | да |
|
8 | Проводите ли вы регулярную модификацию вашей продукции в соответствии с запросами клиентов? | да |
|
Продолжение Таблицы 3.4
9 | Возможно ли копирование вашей продукции конкурентами? | нет |
|
10 | Имеют ли ваши идеи адекватную защиту торговой и фабричной маркой, патентами? | да |
|
Наиболее перспективным и реальным рынком сбыта кондитерских изделий является рынок г. Саратова.
Потенциальная емкость рынка шоколада составляет 6600 т (= норма потребления шоколада * количество потребителей шоколада в г. Саратове = 6,6 кг в год * 1000000 чел.), в том числе диабетических шоколадных конфет 264 т (=6600*0,04).
В таблице 3.5 представлено, каким образом происходит распределение продаж на рынке Саратовской области.
Таблица 3.5 Распределение продаж на рынке кондитерских изделий Саратовской области
№ п/п | Производитель | Ежедневная реализация, т | Доля рынка, % | |
Местные производители | ||||
1. | ОАО "Кондитерская фабрика "Саратовская" | 19,5 | 17,73 | |
2. | ОАО "Пивкомбинат Балаковский" | 17 | 15,45 | |
3. | ООО "Концерн Покровск" (г. Энгельс) | 9 | 8,18 | |
4. | ООО "Кондитерская фабрика "Шипов лес" (г. Балашов) | 0,5 | 0,45 | |
Итого | 46 | 41,82 | ||
Отечественные производители | ||||
1 | "Марс" (Московская обл.) | 16 | 14,52 | |
2 | КО "Россия" (Самарская обл.) | 13,5 | 12,27 | |
3 | КК "Бабаевский" (г. Москва) | 11,5 | 10,45 | |
4 | КО "Красный Октябрь" | 9,5 | 8,63 | |
5 | КО "СладКо" | 7 | 6,36 | |
| "Штольверк рус" (Владимирская обл.) | 6,5 | 5,91 | |
Итого | 64 | 58,18 | ||
Всего | 100 | 100 |
Информация о работе Теоретические основы стратегического планирования на предприятии