Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 10:40, курсовая работа
Целью исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию стратегического планирования на ОАО КФ “Саратовская”.
В соответствии с целью дипломной работы поставлены следующие задачи исследования:
изучить теоретические основы стратегического планирования и его особенности на предприятиях пищевой промышленности;
провести комплексный анализ деятельности предприятия, оценить основные показатели его деятельности, выявить значимые тенденции развития ОАО КФ “Саратовская”;
всесторонне изучить организацию стратегического планирования деятельности на исследуемом предприятии, выявить недостатки в организации стратегического планирования;
проанализировать текущую стратегию развития предприятия;
разработать мероприятия по совершенствованию стратегического планирования на предприятии.
Введение
Глава 1. Теоретические основы стратегического планирования на предприятии пищевой промышленности
1.1 Роль стратегического планирования в обеспечении конкурентоспособности предприятия
1.1.1 Понятие и функции стратегического планирования
1.1.2. Предмет, объект и методология стратегического планирования
1.2. Стратегия предприятия как основа стратегического планирования
1.2.1. Сущность стратегии предприятия
1.2.2. Общие и функциональные стратегии предприятия
1.2.3 Конкурентные стратегии предприятия
1.2.4. Базисные типы стратегий
1.3. Особенности стратегического планирования на предприятиях пищевой промышленности
Глава 2. Анализ стратегии развития КФ “Саратовская”
2.1. Общая характеристика предприятия и основные показатели его деятельности
2.2. Анализ финансового положения предприятия
2.3. Оценка стратегии развития предприятия
Глава 3. Формирование стратегии развития КФ “Саратовская”
3.1. Совершенствование организации стратегического планирования на предприятии
3.2. Разработка стратегии развития ОАО КФ “Саратовская”.
3.3. Экономическое обоснование (бизнес-план) выпуска нового вида продукции
Заключение
Библиографический список
Стратегическое планирование как обособившийся вид управленческой деятельности требует четкого распределения функций и ответственности между структурными подразделениями предприятия и отдельными руководителями в процессе разработки и реализации стратегии предприятия.
В качестве средства повышения эффективности стратегического планирования может быть признана координация планов в форме общефирменного согласования. Важный аспект обоснования эффективности такого согласования заключается в инновационном характере самого стратегического планирования. Это выражается, в частности, в том, что оно не только исходит из сложившихся условий работы предприятия, но и влияет на них и даже создает новые предпосылки успешной деятельности. Поэтому наиболее предпочтительна горизонтальная координация планов, так как любая форма вертикальной координации по иерархическим уровням может снизить инновационный эффект планирования.
Нами разработана примерная схема распределения функций отделов и служб предприятия в процессе разработки и реализации стратегического плана (таблица 3.2).
Таблица 3.2.
Распределение функций подразделений предприятия в процессе разработки и реализации стратегического плана
Наименование подразделения | Элементы стратегического плана, функции |
Руководство предприятия (генеральный директор, его заместители) | 1. Разработка видения и миссии предприятия 2. Постановка общих целей развития предприятия 3. Определение общей стратегии предприятия (рост, развитие, сокращение) |
Производственный отдел (директор по производству) | 1. Разработка портфеля заказов 2. Формирование производственной программы 3. Контроль за выполнением плановых заданий. |
Финансовый отдел (финансовый управляющий) | 1. Разработка финансово- инвестиционной стратегии 2. Планирование доходов и поступлений 3. Планирование расходов и отчислений 4. Анализ финансового состояния предприятия. |
Отдел маркетинга | 1. Разработка маркетинговой стратегии 2. Стратегический анализ внешней и внутренней среды 3. Анализ конкурентов 4. Разработка мероприятий по использованию преимуществ. |
Служба по управлению персоналом | 1. Разработка социальной стратегии 2. Формирование трудового коллектива 3. Мероприятия по повышению квалификации и развитию персонала. |
Отдел продаж (директор по продажам) | 1. Разработка стратегия продвижения товаров на рынке 2. Определение каналов сбыта продукции 3. Анализ рыночной конъюнктуры 4. Разработка системы распределения продукции |
Продолжение Таблицы 3.2
Отдел развития | 1. Создание, освоение и повышение качества продукции 2. Внедрение новой технологии 3. Механизация и автоматизация производства 4. Экономия ресурсов |
Отдел снабжения | 1. Формирование ресурсной стратегии 2. Формирование стратегии качества ресурсов 3. Выбор поставщиков ресурсов |
Таким образом, при условии реализации вышеперечисленных рекомендаций по совершенствованию организации стратегического планирования, КФ «Саратовская», по нашему мнению, станет более конкурентоспособным предприятием, быстро и адекватно реагирующим на изменения в окружающей рыночной среде.
Миссия
У предприятия существует сформулированная миссия – наиболее полное удовлетворение потребности населения. Мы считаем, что данная формулировка миссии не достаточно точно отражает смысл существования предприятия, не является привлекательной. Миссия обязательно должна отражать интерес трех групп: собственники, сотрудники, покупатели. Содержание миссии определяется исходя из следующих требований:
- должна быть выражена в простых определениях и удобной для восприятия форме;
- в основе миссии должны лежать интересы в первую очередь потребителей;
- должна вырабатываться с учетом следующих факторов: располагаемых ресурсов, истории фирмы, отличительных особенностей фирмы, существующего стиля поведения собственников и менеджеров.
Мы предлагаем следующую формулировку миссии - наиболее полное удовлетворение потребностей людей в высококачественных кондитерских изделиях в широком ассортименте, лучше, качественнее, быстрее и эффективнее наших конкурентов, за счёт высококвалифицированного персонала, прогрессивного оборудования и современных технологий.
Методы стратегического планирования
Очевидно, что для использования специфического инструментария при разработке стратегии, прежде всего, необходимо решить проблему информационного обеспечения и выбора методов обработки информации. Не случайно на долю данных из прейскурантов и анализа ценовой политики конкурентов приходится 56% сведений, полученных путем промышленного шпионажа, на долю сведений о создании новых изделий – 33%, информации о методах производства – 6%, результатов фундаментальных исследований и изучения стратегии компаний - 5%.
При определении стратегических целей, а также выборе вида и типа стратегии применяются разнообразные методы анализа (прогнозирования), подходы и технологии. В таблице 3.3 приведен перечень основных методов и технологий, которые предъявляют высокие требования к специальной подготовке работников, занимающихся стратегическим планированием.
Таблица 3.3.
Методы и технологии стратегического планирования
Вид работ (операций, действий) | Методы, подходы, технологии |
Ситуационный анализ • экономика и политика | • обзоры, информационные обобщения, проекты, отчеты, библиографические справки, статистические рефераты |
Продолжение таблицы 3.3.
Непосредственное окружение • заказчики | • анализ рыночной позиции, отношения к торговой марке и престижа фирмы |
Собственно предприятие: • результаты реализации целей прошлой стратегии | • сравнительный анализ "цели - план - факт - оптимизация - отклонения" |
Конфронтационный анализ | • анализ SWOT |
Детальный анализ параметров • анализ позиций стратегических единиц в области рыночных цен | • анализ портфеля заказов (по методике Boston Consulting Group, Mc Kinsey, сочетание анализа портфеля и поступления денежных средств) |
Синтез: определение актуальных проблемных областей, узких мест, ограничений, шансов, опасностей, рисков | • причинный анализ |
Прогнозы и предсказания • динамика окружения предприятия | • сценарий развития |
| • операционные исследования, имитационные модели |
Планирование целей • миссия фирмы, ее идентификация, путь развития |
|
Продолжение Таблицы 3.3
• выбор целевого рынка (сегментов и локальных рынков)
| • модели принятия решений, методы оценки вариантов |
План стратегических операций • выделение стратегических предпринимательских подразделений | • портфель заказов (план) |
Следовательно, компании работают с информацией, взятой, прежде всего из анализов, прогнозов и изучения тенденций. Основу информационного обеспечения составляет глубокое многоуровневое исследование отечественного и иностранного рынков по широкому спектру показателей и величин, влияющих на управление и результаты работы компании. Важную роль при этом играет так называемый анализ параметров маркетинговой совокупности, который посредством информации о цене, продукции, месте ее производства и способе продвижения на рынок в значительной степени воздействует на решения, принимаемые при формировании стратегии предприятия.
Нами были применены наиболее эффективные и популярные инструменты стратегического планирования: SWOT-анализ и портфельный анализ (построение матрицы БКГ).
SWOT- анализ, этот анализ позволяет установить связь между сильными и слабыми сторонами присущими предприятию, и возможностями и угрозами внешней среды.
На рисунке 3.1 представлена матрица – SWOT, которая отражает реальное положение КФ “Саратовская”.
SWOT-анализ деятельности КФ “Саратовская”
Внешняя
среда
Внутренняя
среда | Возможности 1. Возможность обслуживания дополнительной группы потребителей 2. Сравнительно стабильные внешние условия бизнеса 3. Растущая потребность в продукции | Угрозы 1. Слабая отечественная сырьевая база 2. Возрастающее конкурентное давление 3. Появление на рынке товаров низкой стоимости |
Сильные 1. Широкий ассортимент 2. Прогрессивное оборудование 3. Точные сроки выполнения договорных обязательств | СИВ | СИУ |
Слабые 1. Отсутствие чётко выраженной стратегии 2. Слабая позиция в НИОКР 3. Недостаточное понимание потребителей | СЛВ | СЛУ |
Информация о работе Теоретические основы стратегического планирования на предприятии