Теоретические основы стратегического планирования на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 10:40, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию стратегического планирования на ОАО КФ “Саратовская”.
В соответствии с целью дипломной работы поставлены следующие задачи исследования:
 изучить теоретические основы стратегического планирования и его особенности на предприятиях пищевой промышленности;
 провести комплексный анализ деятельности предприятия, оценить основные показатели его деятельности, выявить значимые тенденции развития ОАО КФ “Саратовская”;
 всесторонне изучить организацию стратегического планирования деятельности на исследуемом предприятии, выявить недостатки в организации стратегического планирования;
 проанализировать текущую стратегию развития предприятия;
 разработать мероприятия по совершенствованию стратегического планирования на предприятии.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы стратегического планирования на предприятии пищевой промышленности
1.1 Роль стратегического планирования в обеспечении конкурентоспособности предприятия
1.1.1 Понятие и функции стратегического планирования
1.1.2. Предмет, объект и методология стратегического планирования
1.2. Стратегия предприятия как основа стратегического планирования
1.2.1. Сущность стратегии предприятия
1.2.2. Общие и функциональные стратегии предприятия
1.2.3 Конкурентные стратегии предприятия
1.2.4. Базисные типы стратегий
1.3. Особенности стратегического планирования на предприятиях пищевой промышленности

Глава 2. Анализ стратегии развития КФ “Саратовская”
2.1. Общая характеристика предприятия и основные показатели его деятельности
2.2. Анализ финансового положения предприятия
2.3. Оценка стратегии развития предприятия

Глава 3. Формирование стратегии развития КФ “Саратовская”
3.1. Совершенствование организации стратегического планирования на предприятии
3.2. Разработка стратегии развития ОАО КФ “Саратовская”.
3.3. Экономическое обоснование (бизнес-план) выпуска нового вида продукции

Заключение

Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Теоретические основы стратегического планирования на предприятии.doc

— 1.17 Мб (Скачать)

 



116

 

Вертикальный анализ прибыли предприятия показывает, что в структуре финансовых результатов за анализируемый период произошли некоторые изменения (таблица 2.12).

                                                                                                                                                                                                                      Таблица 2.12

Вертикальный анализ прибыли ОАО КФ "Саратовская" за 2001-2005 гг., %

 

Наименование

2001г.

2002г.

2003г.

2004г.

2005г.

Изменение

показателей

 

 

 

 

 

2002-2001

2003-2002

2004-2003

2005-2004

Прибыль от реализации

Выручка от реализации

11,68

13,40

15,46

15,63

16,29

1,72

2,06

0,16

0,66

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прибыль от реализации

Прибыль отчетного года

96,23

96,51

98,09

99,03

99,22

0,28

1,58

0,94

0,19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чистая прибыль

Прибыль отчетного года

54,00

56,00

56,50

57,80

57,90

2,00

0,50

1,30

0,10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чистая прибыль

Выручка от реализации

6,55

7,77

8,91

9,12

9,51

1,22

1,13

0,21

0,39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прибыль от реализации

Себестоимость реализации

13,22

15,47

18,29

18,52

19,46

2,25

2,82

0,23

0,94

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чистая прибыль

Себестоимость реализации

7,42

8,98

10,54

10,81

11,36

1,56

1,56

0,27

0,55

 

По данным таблицы 2.12 видно, что доля прибыли от реализации в выручке от реализации увеличилась, что говорит о рационализации расходов, включаемых в себестоимость, а также о положительном влиянии сальдо операционных и внереализационных доходов и расходов. Можно сделать вывод, что предприятие является рентабельным.

Финансовое состояние предприятия характеризуется такими группами показателей как: коэффициент финансовой устойчивости,  коэффициент оборачиваемости активов, рентабельности, ликвидности. Расчеты данных показателей представим в виде таблицы 2.13.

 

                                                                                                    Таблица 2.13

Коэффициенты финансового состояния за 2001-2005гг. на   ОАО КФ "Саратовская"

 

Наименование показателей

Формула

Годы

Норма

 

 

 

 

2001

2002

2003

2004

2005

 

 

Коэффициенты финансовой устойчивости

К автономии

Соб.кап./источ.

0,69

0,60

0,57

0,62

0,62

>0,5

К    финансовой зависимости

Источ./соб.кап.

0,31

0,39

0,43

0,38

0,38

<0,5

К  финансовой устойчивости

Соб.кап.+долсроч.обяз./источ.

2,25

1,52

1,31

1,60

1,61

< 1,25

К обеспеченности собственными оборотными средствами

Соб.обор. ср./тек.акт.

0,40

0,48

0,55

0,56

0,57

>0,3

К  маневренности собственных оборотных средств

Соб.обор.ср./     соб.кап..

0,16

0,30

0,42

0,41

0,41

>0,5

Коэффициенты ликвидности

К   быстрой ликвидности

Деб.зад.+ден.ср.+крсроч./крсроч.

0,70

0,81

0,88

0,89

0,92

0,5-1

К абсолютной ликвидности

Ден.сроч.+крсроч.влож./крсроч.обяз.

0,27

0,34

0,44

0,41

0,43

0,2-0,25

Коэффициенты оборачиваемости активов

К оборачиваемости активов

Выруч. от реал./активы

1,16

1,64

1,93

2,06

2,42

-

К оборачиваемости собственного капитала

Выруч.от реал./соб.кап.

1,68

2,71

3,41

3,34

3,92

-

К оборачиваемости основных средств

Выруч.от реал./основ.ср.

2,07

2,67

2,77

- 2,70

2,59

-

К оборачиваемости дебиторской задолженности

Выруч.от реал./деб. зад.

22,53

24,63

33,17

31,52

40,53

-

К оборачиваемости денежных средств

Выруч.от реал./ден. ср.

36,62

32,25

43,64

44,89

56,90

-

К оборачиваемости текущих активов

Выруч.от реал./тек.акт.

4,37

4,34

4,47

4,59

5,42

-

Коэффициенты рентабельности

рентабельности

Рентабельность активов, % "

Чист.приб./активы

7,63

12,72

17,20

18,76

22,99

-

 

                                                                             Продолжение таблицы 2.13

Рентабельность собственного капитала, %

Чист.приб./соб.кап.

11,02

21,10

30,33

30,45

37,29

 

Рентабельность текущих    активов, %

Чист.приб./текущ.актив.

28,61

33,70

39,79

41,84

51,53

 

Общая рентабельность, %

Чист. приб./выруч. от реал.

6,55

7,77

8,91

9,12

9,51

 

Рентабельность реализованной продукции

Приб. от реал./выруч. от реал.

11,68

13,40

15,46

15,63

16,29

-

 

Коэффициент автономии показывает, какую часть всего капитала составляют собственные средства, т. е. независимость предприятия от заемных средств. Доля собственных средств в общей сумме капитала за весь анализируемый период уменьшилась на 0,07 (с 0,69 до 0,62),  но соответствует норме (> 0,5).

Коэффициент финансовой устойчивости определяет, сколько рублей собственного капитала приходится на 1 рубль заемных средств. Этот показатель за 2001-2005гг. не соответствовал норме (< 1,25), но произошло его уменьшение с 2,25 до 1,61.

Коэффициент финансовой зависимости показывает, какую часть всего капитала составляют заемные средства. Этот показатель увеличился на 0,07 (с 0,31 до 0,38), следовательно, предприятие стало более зависимым от финансирования оборотных средств за счет заемные источников.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами показывает долю собственных оборотных средств в активах предприятия.  Значение данного коэффициента не соответствует норме(>0,3).

Коэффициент маневренности собственных оборотных средств показывает какая часть собственного капитала используется для финансирования текущей деятельности, то есть вложена в оборотные средства.

Коэффициент ликвидности показывает, достаточно ли оборотных  средств у предприятия, в размере теоретически  достаточного для погашения краткосрочных обязательств. В нашем случае, предприятие  в состоянии рассчитаться со своими обязательствами. 

Коэффициент оборачиваемости показывает, на сколько эффективно используются финансовые ресурсы. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности характеризует скорость погашения дебиторской задолженности. С 2001 по 2005 год скорость погашения задолженности  увеличилась вдвое.

Коэффициент рентабельности показывает, сколько прибыли в одном рубле выручке, по данным таблицы видно, что рентабельность предприятия возрастает с каждым годом и в 2005 году на каждый рубль выручки приходится 16,29 прибыли.

Из вышесказанного следует, что КФ “Саратовская” за 2001-2005 гг. стала более финансово устойчивым предприятием, но стала более зависимым от финансирования оборотных средств за счет заемных источников, однако в свою очередь можно также говорить о том, что предприятие в состоянии рассчитаться со своими обязательствами. КФ “Саратовская” является конкурентоспособным предприятием, успешно реализующим свою деятельность.

2.3. Оценка стратегии развития предприятия

 

Предметом деятельности КФ ”Саратовская” является производственно- хозяйственная, коммерческая, торговая, маркетинговая деятельность, направленная на удовлетворение общественных потребностей в продовольственной и промышленной продукции. На предприятии сформулирована миссия: наиболее полное удовлетворение потребности населения.

Предприятие без ясной и эффективной стратегии развития - это не бизнес, а набор активов, отягощенных обязательствами. Для того чтобы не только выжить, но и усилить свои конкурентные позиции на рынке, необходимо на профессиональном уровне заниматься стратегическим планированием - выработкой стратегии с помощью комплекса формализованных процедур. Эти процедуры направлены на построение, как модели будущего, так и программы перехода в него из текущего состояния.

Функции разработки стратегии развития на данном предприятии возложены на отдел маркетинга.

Весь комплекс работ по разработке и внедрению стратегии развития компании условно разбит на следующие крупные блоки:

                       анализ  инвестиционной  привлекательности  отрасли;

                       разработка   сценарного   прогноза развития   отрасли.    Прогноз изменения конъюнктуры спроса и предложения на внутренних и внешних рынках; оценку   конкурентной позиции компании в отрасли  (прочности бизнеса);

                       финансовую оценку стратегических альтернатив;

                       формирование образа будущего компании;

                       разработка стратегических целей и задач;

                       комплекс работ по внедрению стратегии.

Анализ инвестиционной привлекательности отрасли является важнейшей составной частью при разработке стратегии   развития.

Его цель состоит в получении ответов на следующие вопросы:

- какова степень влияния основных конкурентных сил на
уровень интенсивности конкуренции в отрасли;

- что вызывает изменение в их структуре, и какое влияние эти
факторы окажут в будущем;

-  какие    факторы    определяют    успех    или    неудачу    в
конкурентной борьбе, т.е. являются ключевыми;

- привлекательна ли  анализируемая отрасль и  каковы ее перспективы      по      обеспечению      высокого      уровня прибыльности (выше среднего уровня в других отраслях).

Ответы на перечисленные вопросы формируют основу для понимания среды, в которой действует предприятие, и создают базу для разработки стратегии его развития, соответствующей общей ситуации и современным отраслевым тенденциям.

Оценка конкурентной позиции компании в отрасли необходима для получения предварительной всесторонней оценки стратегического положения предприятия, а также для разработки перечня долгосрочных действий. В этих целях применяется подход, который обычно называют SWOT (Strengths-Weaknesses-Opportunities-Threats - сильные и слабые стороны, возможности и угрозы). Его особенность в том, что акцент делается на рассмотрении предприятия, а конкурентное окружение и отрасль в целом служат фоном исследования.

Информация о работе Теоретические основы стратегического планирования на предприятии