Теоретические основы стратегического планирования на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 10:40, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию стратегического планирования на ОАО КФ “Саратовская”.
В соответствии с целью дипломной работы поставлены следующие задачи исследования:
 изучить теоретические основы стратегического планирования и его особенности на предприятиях пищевой промышленности;
 провести комплексный анализ деятельности предприятия, оценить основные показатели его деятельности, выявить значимые тенденции развития ОАО КФ “Саратовская”;
 всесторонне изучить организацию стратегического планирования деятельности на исследуемом предприятии, выявить недостатки в организации стратегического планирования;
 проанализировать текущую стратегию развития предприятия;
 разработать мероприятия по совершенствованию стратегического планирования на предприятии.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы стратегического планирования на предприятии пищевой промышленности
1.1 Роль стратегического планирования в обеспечении конкурентоспособности предприятия
1.1.1 Понятие и функции стратегического планирования
1.1.2. Предмет, объект и методология стратегического планирования
1.2. Стратегия предприятия как основа стратегического планирования
1.2.1. Сущность стратегии предприятия
1.2.2. Общие и функциональные стратегии предприятия
1.2.3 Конкурентные стратегии предприятия
1.2.4. Базисные типы стратегий
1.3. Особенности стратегического планирования на предприятиях пищевой промышленности

Глава 2. Анализ стратегии развития КФ “Саратовская”
2.1. Общая характеристика предприятия и основные показатели его деятельности
2.2. Анализ финансового положения предприятия
2.3. Оценка стратегии развития предприятия

Глава 3. Формирование стратегии развития КФ “Саратовская”
3.1. Совершенствование организации стратегического планирования на предприятии
3.2. Разработка стратегии развития ОАО КФ “Саратовская”.
3.3. Экономическое обоснование (бизнес-план) выпуска нового вида продукции

Заключение

Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Теоретические основы стратегического планирования на предприятии.doc

— 1.17 Мб (Скачать)

Основными направлениями деятельности ОАО «КОНСАР» в 2005году являлись:

                  Производство вафель,

                  Производство кондитерских изделий класса «премиум».

Продолжается работа по освоению регионального и российского рынков, ведется отгрузка продукции в страны СНГ (Азербайджан, Армения, Казахстан), налаживается отгрузка сетевым клиентам.

В настоящее время КФ “Саратовская” производит широкий ассортимент продукции.

К сахаристым изделиям относится широкий ассортимент карамели с различными видами начинок, такими как молочная, фруктово-ягодная, помадная, желейная, переслоенная, леденцовая, леденцовая с ликерными и желейными начинками, карамель, глазированная шоколадом. За последние 1,5-2 года ассортимент карамели был значительно расширен, старые неликвидные наименования заменены новыми сериями, такими как «Молочные сласти», «Сладкий хоровод», «Сливочные сласти», «Джемсейшн», «Веселый танец», «Сладкий холодок», «Сластиль», «Карамель-бар», и др. Всего за указанный период в производство было запущено  15 серий, включающих более 70 видов карамели. Дизайн этикета на оставшиеся наименования был практически полностью обновлен. Карамель выпускается весовая и фасованная в пакеты по 90г, 500 г и 1000 г, в различных вариантах этикета: бумажном, металлизированном, в пленке. Вся продукция соответствует НТД (нормативно- технический документ) и требованиям ГОСТа.

Ассортимент помадных конфет включает 30 наименований весовой и фасованной продукции с корпусами из сахарной, молочной, сливочной помады, крем-брюле с добавлением фруктово-ягодных оригинальных вкусовых добавок. Конфеты глазируются шоколадной глазурью, такие, как, например, традиционный «Буревестник», «Ласточка», «Ромашка», «Цитрон» и др., белой глазурью - серия «Белая гвардия», запущенная в 2003г. и цветной глазурью - новая серия «Сладкое турне», включающая 8 видов конфет в 4 вариантах цветов глазури.

Ассортимент ириса включает 14 наименований 2-х вариантов завертки («в конверт» и «в перекрутку»). В 2003г. была запущена новая серия «Тяни-толкай», состоящая из 8 видов ириса с различными вкусовыми добавками, такими, как курага, карамель, клубника, кофе, подсолнечник, ваниль, сливки и т.п. Выпускаются также традиционные виды «Кис-кис», «Золотой ключик», «Волшебный ключик».

Серия жевательной карамели «Потянучки» была разработана специалистами фабрики и запущена в 2004году. В ее состав входит 6 видов с различными фруктовыми и сливочно-молочными вкусами: клубники, апельсина, смородины, мяты, молока и т.п. Этот вид продукции моментально завоевал рынок, стал просто хитом сезона и существующей производительности  сразу стало хватать для обеспечения всех заказов. Поэтому на сегодняшний день мощности: оборудования расширены уже в 2 раза, в дальнейшем фабрика планирует покупку отдельной высокопроизводительной линии для производства данного вида продукта.

Ассортимент шоколадных конфет - это серия «Конфэшн» ( 5 видов), «Ореховый мед» (5 видов), «Грильяж», «Ассорти». Конфеты фасуются в красивую дорогую упаковку весом 150г и 230 г.

Мучные изделия производимые на предприятии - это вафли с жировой и пралиновой начинкой, такие как «Артек», «Сливочные», и др., с цветной жировой начинкой - серия «Влана» (8 видов) с различными фруктовыми вкусами, вафли с джемовой начинкой - серия «Леди Джем» и «Сэр Джем» (10 видов), а также новые мини-вафельки серии «Доминошка» (3 вида). «Аппетитный» - вафельный торт со сбивной прослойкой - это уникальная разработка специалистов компании, аналогов нет ни у кого. За последний год помимо традиционного была запущена в производство целая серия вкусов торта «Аппетитный» (клубничный, лимонный, кокосовый). Торты фасуются в красивую фирменную упаковку и моментально раскупаются, в магазинах и на   сезон новогодних праздников покупатели записываются в очередь на фабрике, чтобы получить этот шикарный торт к праздничному столу. В общем, эта продукция пользуются огромной популярностью как у покупателей Саратова и области, так и в Москве, Санкт-Петербурге и других регионах страны. Однако данная продукция очень чувствительна к любым колебаниям температуры и поэтому также требует строгого соблюдения установленных температурных режимов при производстве, хранении и транспортировке. Также выпускается несколько видов весового и фасованного крекера, галет, а также серия затяжного печенья «Сласти от Насти» с разными вкусами и добавками (топленого молока, изюма, творога, кокоса). Всего ассортимент составляет 47 наименований продукции.

Ассортимент сбивного участка составляют лукумы фруктовые и глазированные шоколадом, торты с вафельным листом и сбивной начинкой «Аппетитные» различного вкуса и веса, бисквитный торт «Птичье молоко», конфеты «Птичье молоко» 2-х вариантов фасовки, конфеты-батончики в завертке «флоупак», в том числе и новая серия «Шоу вкусов» (6 видов) с различными вкусовыми добавками фруктов и шоколада, весовые и фасованные в коробку (шоу-бокс) для продажи непосредственно в розничной сети. Всего на участке производится 32 наименования продукции.                                                                                                              

Кондитерская фабрика "Саратовская" является лидером рынка в Саратовской области, выпускает практически полный ассортимент кондитерских изделий, постоянно повышает качество изделий и расширяет ассортимент с целью завоевания большего количества потребителей.

Период 2001-2005 гг. характеризуется как значительным ростом объема производства продукции в натуральном выражении, так и увеличением уровня использования производственной мощности (таблица 2.1).

 

Таблица 2.1

Показатели производства продукции и использования производственных мощностей на ОАО КФ "Саратовская" за 2001-2005гг.

Показатель

2001г.

2002г.

2003г.

2004 г.

2005 г.

Выпуск продукции, т

4328

6873

9565

12910

16214

Динамика   в   процентах   к предыдущему году

-

158,80

139,17

134,97

125,59

Производственная мощность, т.

9200

13800

19000

25000

29850

Степень         использования мощности, %

47,04

49,80

50,34

51,64

59,25

 

 

Наибольший рост производства продукции – на 58,80 % произошел в 2002г., когда ОАО КФ "Саратовская" вошло в ГК "Букет" и затем тенденция роста сохранялась, но объем производства увеличивался уже меньшими     темпами.     Загрузка     производственных     мощностей за рассматриваемый период в связи с вводом в действие новых линий и повышением объемов производства также увеличивалась, за 5 лет - на 30,82 процентных пунктов.

Динамика объемов производства основных видов продукции на предприятии, представлена в таблице 2.2. Наибольший удельный вес в выпуске продукции за 2001-2005г.г. занимали вафли (в среднем 53,5%), наименьший - торты (не больше 1 %), так как торты являются скоропортящимся видом продукции и производятся только для жителей Саратовской области. За рассматриваемый период сначала уменьшилась, но постепенно возрастает доля конфет (с 20,98 до 13,91 %), увеличилась доля крекера (с 9,98 до 19,24), объемы  продаж      остальных      номенклатурных      единиц      возрастают пропорционально     росту     объема     производства.     Предприятие     меняет ассортимент под воздействием спроса, а также за счет большего производства более рентабельных видов продукции (крекер, карамель, вафли).

                                                                                                                                                                                                                            

     Таблица 2.2

Структура выпуска основных видов  продукции на ОАО КФ "Саратовская" за 2001-2005 гг.

Наименова ние продукции

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

Объем,

т

Уд. вес,

%

Объем, т

Уд. вес, %

Объем,

т

Уд. вес, %

Объем,

т

Уд. вес, %

Объем, т

Уд. вес, %

Вафли

2424

56,02

3670

53,40

5267

55,07

6984

54,10

8123

50,09

Ирис

86

1,99

235

3,42

320

3,35

426

3,30

562

3,47

Карамель

259

5,99

304

4,42

489

5,11

658

5,10

802

4,95

Конфеты

908

21,01

875

12,73

1016

10,62

1498

11,60

2255

13,92

Крекер

432

9,98

1190

17,31

1735

18,14

2466

19,10

3120

19,24

Печенье

173

3,99

550

8,01

643

6,72

736

5,70

1005

6,19

Торты

43

1,02

49

0,71

95

0,99

142

1,10

347

2,14

ВСЕГО

4328

100

6873

100

9565

100

12910

100

16214

100

 

 

Предприятие в процессе производственно-хозяйственной деятельности затрачивает различные виды ресурсов. Целью анализа и планирования затрат предприятия является оптимизация  текущих затрат, обеспечивающая необходимые темпы роста прибыли и рентабельности на основе рационализации денежных, трудовых и материальных ресурсов.

Анализ предполагает исследование затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) по основному виду  деятельности в разрезе экономических элементов (таблица 2.3).

 

                                                                                                      

                                                                                                          Таблица 2.3

Динамика затрат на производство продукции по экономическим элементам в тыс. руб. на ОАО КФ"Саратовская" за 2001-2005 гг.

Элементы затрат

2001 г. тыс. руб.

2002 г.

тыс. руб.

Темп роста,

%      

2003 г.

тыс. руб.

Темп роста, %    

2004 г.

тыс. руб.

Темп роста, %      

2005 г.

тыс. руб.

Темп роста,

%   

Материальные

затраты

22225,82

54089,40

  243,36   

91105,32

168,43

140493,79

154,21

205993,21

146,62

Затраты на

оплату труда

4244

10403

245,12

19444

186,91

31728

163,18

45530

143,5

Отчисления на

социальные нужды

13150

28092

213,62

46913

167

72032

153,54

16345

22,691

Амортизация

2253

2813

124,86

3477

123,6

4882

140,41

5775

118,29

Прочие затраты

2893

6685

231,08

12642

189,11

16660

131,78

30438

182,7

Всего

44765

102094

228,07

173567

170,01

265835

153,16

396217

149,05

Информация о работе Теоретические основы стратегического планирования на предприятии