Тенденции и направления развития розничной торговли РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2011 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы объясняется появлением конкурентов с развитием рыночных отношений у потребительской кооперации. Развернули через фирменную сеть промышленные организации, колхозы и совхозы, частные предприниматели и т.д. В связи с этим в отдельных регионах потребительская кооперация стала терять свои позиции на рынке. Для сохранения и повышения конкурентоспособности необходимо совершенствовать работу по формированию ассортимента, выбору форм и методов продаж, что позволит повысить эффективность коммерческой работы.

Содержание

ВВЕДЕ-НИЕ……………………………………………………………………3
1 РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ В СФЕРЕ ТОВАРНОГО ОБРАЩЕНИЯ
1.1 Сущность и особенности функционирования розничной
торговли в Республике Бела-русь……………………………………………5
1.2 Тенденции развития розничной торговли за рубе-жом……………….10
2 СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
2.1 Состояние розничной торговой се-ти…………………………………..17
2.2 Развитие розничного товарооборо-та…………………………………..24
2.3 Формы, методы розничной продажи това-ров…………………………28
2.4 SWOT-анализ состояния розничной торгов-ли………………………..32
3 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛА-РУСЬ……………………………………………….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИ-КОВ………………………46

Работа содержит 1 файл

курсовая с доработкой.doc

— 752.00 Кб (Скачать)

     С переходом к рыночным отношениям источники финансирования развития новой розничной торговой сети должны значительно возрасти за счет промышленных предприятий, коммерческих структур, совместных и иностранных предприятий, а также частных лиц. С переходом к рынку должны видоизмениться и типы магазинов. Здесь можно смело копировать оправдавший себя зарубежный опыт оптимального сочетания крупных и крупнейших магазинов и торговых центров с высоким сервисом торгового обслуживания и небольших предприятий торговли с минимумом услуг, низкими ценами и максимально приближенными к покупателю. В связи с этим в настоящее время завершается разработка новой номенклатуры типов торговых предприятий. Это будет способствовать развитию конкуренции между предприятиями и скажется на уровне культуры торгового обслуживания.

  • Расширение и обеспечение условии для диверсификационной деятельности розничной торговли.

     В настоящее время деятельность подавляющего большинства магазинов ограничена чисто торговыми функциями (прием товаров, хранение, подготовка и продажа). Неторговая деятельность магазинов и фирм в основном связана с дополнительными услугами (кафетерии, раскрой тканей, подгонка одежды, доставка на дом и т.п.), большинство из которых бесплатные, так как сохраняются экономические и организационные препятствия для оказания более выгодных и рентабельных платных услуг. В результате обеспеченность площадями для оказания услуг и в продовольственной, и особенно в непродовольственной торговле далека от нормативов.

  • Дальнейшее развитие и повышение эффективности различных форм розничной продажи товаров.

     Прежде  всего надо отметить, что в условиях экономического кризиса 90-х годов  почти в 2 раза снизился удельный вес  самообслуживания: на 01.01.2006 г. он составил только 39 % в общем количестве магазинов и 43,5 % в общей торговой площади. Следует отметить, что удельный вес этой формы продажи в странах с рыночной экономикой достаточно высок. Например, в продовольственной торговле он достигает 80—100 % .

  • Разработка новых организационных структур управления торговлей.

     Наряду  с реформированием форм собственности торговых предприятий произошла реорганизация в структурах управления торговлей. Проведена либерализация управления торговлей путем предоставления большей самостоятельности при выборе организационно-правовых форм. Ликвидированы промежуточные организационные звенья — торги и тресты, взамен которых организованы более эффективные структуры.

  • Создание более совершенной системы защиты прав потребителей.

     В странах с рыночной экономикой интересы потребителя защищены не только деятельностью торговых предприятий, но и политикой государственных органов управления и общественных организаций (налоговая дисциплина, установление режимов работы магазинов и т.п.). В результате созданы мощные барьеры предпринимателям, деятельность которых не отвечает требованиям потребителей.

     Государственная политика в сфере розничной торговли направлена на укрупнение размеров магазинов за счет строительства и открытия гипер- и супермаркетов и торговых центров

     В 2010 году количество магазинов с торговой площадью свыше 650 кв. метров в городе Минске составит 98 единиц, свыше 1000 кв. метров преимущественно в формате супер- и гипермаркетов - 52 единицы. Следовательно, ежегодно предполагается вводить в эксплуатацию по одному торговому объекту, как среднего, так и крупного формата. В дальнейшем в структуре торговой сети будут преобладать форматы с площадью от 650 кв.м. Количество «средних» магазинов почти в два раза больше чем крупных.

     Для обеспечения системного подхода  к строительству и размещению крупных торговых объектов (торговых центров, гипер- и супермаркетов, магазинов с торговой площадью от 650 кв. метров и более) облисполкомами и Минским горисполкомом разрабатываются генеральные схемы размещения крупных торговых объектов в городах республики на период до 2020 года.

     Укрупнение торговой сети за счет привлечения инвестиций в отрасль сегодня является одним из приоритетных направлений в развитии торговой сети городов Беларуси. В Программе развития внутренней торговли на 2006-2010 гг. определены важнейшие инвестиционные проекты по развитию торговой инфраструктуры городов. Из 44 инвестиционных проектов, предусмотренных в инфраструктуре торговли, только 12 проектов приходиться на столицу. Это позволяет сделать вывод, что активизируется развитие инфраструктуры торговли во всех крупных городах республики.

     Программа развития потребительской кооперации на 2006-2010гг является основным документом, определяющим задачи комплексного развития потребительской кооперации на ближайшую перспективу. В данном документе определены основные направления развития кооперативной торговли.

     Согласно  этому документу задача кооперативной  торговли - оперативно реагировать  на происходящие изменения в экономической  ситуации, внесение коррективов в хозяйственную деятельность системы, активное сотрудничество с государственными органами в целях защиты интересов кооперации.

     Развитие  торговли будет направлено на стабильное обеспечение платежеспособного спроса различных категорий населения на высококачественные товары широкого ассортимента преимущественно за счет отечественного производства при высоком уровне обслуживания, а также увеличение сопутствующих услуг.

     Для достижения этой цели предусматривается:

  • повышение конкурентоспособности и улучшение условий реализации отечественных товаров;
  • развитие инфраструктуры товарных рынков;
  • совершенствование методов организации торговли;
  • обеспечение эффективного взаимодействия торговли с другими отраслями народнохозяйственного комплекса.

     Для решения этих задач важное значение придается созданию крупных конкурентоспособных структур в сфере торговли. Основным направлением в развитии розничной торговой сети будет укрупнение размеров магазинов, развитие таких их типов, как гипер- и супермаркеты. До 2010 года предстоит ввести 45 крупных объектов с торговой площадью от 1,5 тыс. кв. метров и более, в том числе 33 гипер- и супермаркета, строительство которых будет осуществляться во всех областях республики. Укрупнению торговых структур будет способствовать формирование сетевых технологий торговли и применение франчайзинга.

     Важное  направление развития торговой сети  –  формирование системы так называемых ”удобных магазинов“, расположенных в радиусе пешеходной доступности и торгующих ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров первой необходимости, а также сети дисконтных магазинов (магазинов самообслуживания, реализующих товары по более низким ценам за счет сокращения затрат на их хранение и продажу).

     Предполагается  расширение фирменной торговли и  совершенствование ее функционирования, формирование сети  современных  фирменных магазинов в областных и районных центрах, выделение площадей для организации фирменных магазинов в местах, в которых их деятельность может быть наиболее эффективной (в центре города, вдоль оживленных магистралей и т.п.).

     В системе потребительской кооперации особое внимание будет уделяться улучшению торгового обслуживания жителей сельской местности, обеспечению их социально значимыми товарами, расширению ассортимента и повышению качества обслуживания. В магазинах потребительской кооперации предусматривается предоставление скидок и бонусов. В сельской местности будет возобновлена работа порядка 800 ранее закрытых магазинов в малых населенных пунктах, дополнительно открыто 400 торговых объектов, проведены реконструкция и ремонт, 160 магазинов будет переведено на новые формы обслуживания. В итоге сформируется устойчивая система обеспечения сельских жителей товарами расширенного ассортимента с повышением качества торгового обслуживания.

     Для развития торговли на селе была разработана  Государственная программа возрождения и развития села. Она уже реализуется в республике на протяжении трех лет. На её реализацию из бюджета республики выделено около 70 трлн. рублей. Основная задача программы - возрождение и развитие социальной и производственной сферы села, обеспечение устойчивого ведения сельскохозяйственного производства, повышение уровня доходов сельского населения, создание условий для улучшения демографической ситуации на селе.

     В соответствии с Государственной  программой возрождения и развития села средняя заработная плата на селе достигнет к 2010 году 320-360 долларов США в эквиваленте. В 2005 году она составляла 135 долларов, за 11 месяцев 2006 года - 165 долларов.

     Для восстановления и повышения роли потребительской кооперации, иных торговых организаций в удовлетворении потребностей сельского населения в товарах и услугах намечается:

  • увеличение ежегодного объема розничной торговли не менее чем на 6 процентов, в первую очередь посредством выездной торговли, доставки товаров на дом и роста объемов их продаж;
  • полный охват сельских населенных пунктов приемозаготовительной сетью путем увеличения к 2010 году количества приемозаготовительных пунктов потребительской кооперации в 1,7 раза и числа разъездных заготовителей в 6,7 раза;
  • повсеместный переход на систему заказов сельскохозяйственной продукции в крестьянских (фермерских), личных подсобных хозяйствах и сельскохозяйственных организациях на основе договоров;
  • организация снабжения личных подсобных хозяйств населения семенами растений, саженцами плодовых деревьев, пестицидами, минеральными удобрениями, пленкой, тарой, молодняком скота и птицы и т.д.; продажа этих товаров по предварительным заказам сельских жителей;
  • премирование активных сдатчиков продукции сельских подворий, предоставление им скидок на приобретение ряда товаров, льготной оплаты услуг при обработке приусадебных участков;
  • выделение владельцам личных подсобных хозяйств кредитов под сдаваемую сельскохозяйственную продукцию и сырье;
  • передача пустующих или неэффективно используемых торговых помещений в аренду пайщикам, местным жителям, работникам потребительской кооперации, изъявившим желание осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность.

     Итак, для создания рыночного механизма  требуется длительное время и  желание проводить реформы. Важно правильно определить роль государства в формировании рыночных отношений. Она должна проявиться в следующих сферах [5, с. 25]:

  • формировании правовой базы, способствующей развитию рыночных отношений;
  • стабилизации  экономики  (рост производства, поддержка производителя, безработица, инфляция);
  • введении эффективной системы налогообложения и кредитования;
  • таможенной политике:
  • защите конкуренции;
  • защите прав потребителей;
  • управлении природными и сырьевыми ресурсами с целью их
  • сохранения и приумножения.

     Торговые организации, которые работают в рыночных условиях, вынуждены применять иные методы достижения главной коммерческой цели — получения прибыли. Эта цель может быть достигнута путем удовлетворения потребностей покупателей. Первостепенное внимание уделяется маркетинговым исследованиям, анализу полученной информации; использованию ее для обоснования коммерческих решений.

     Таким образом, задача работников торговых служб  системы потребительской кооперации — грамотно изучать, анализировать и учитывать степень влияния всех факторов на организацию коммерческой деятельности для получения наилучшего экономического результата. Основными документами, определяющие основные пути совершенствования розничной торговли является Программа развития потребительской кооперации на 2006-2010гг., Программа развития внутренней торговли, Программа развития села. 
 
 
 
 
 
 

           Заключение 
 

     Розничная торговля - это завершающая форма  продажи товаров конечному потребителю в небольших объемах через магазины, павильоны, лотки, палатки и другие пункты сети розничной торговли.  Коммерческая работа по продажи в розничных  торговых организаций в отличии от оптовых организаций имеет свои особенности. Розничные торговые организации реализуют товары непосредственно  населению, то есть физическим лицам, применяя свои,  специфические способы и методы розничной продажи, окончательно завершают обращение от изготовителя продукции.

     В организациях розничной торговли завершается  процесс кругооборота средств, вложенных в производственные предметы потребления, происходит превращение товарной формы стоимости в денежную и создается экономическая основа для возобновления производства товаров. Здесь происходят постоянные количественные и качественные изменения, вызванные применением передовой технологии, совершенствованием техники и оборудования, методов управления, обеспечивающих повышение эффективности работы торговых организаций  и повышение культуры торговли.

Информация о работе Тенденции и направления развития розничной торговли РБ