Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2011 в 17:27, курсовая работа
Актуальность темы объясняется появлением конкурентов с развитием рыночных отношений у потребительской кооперации. Развернули через фирменную сеть промышленные организации, колхозы и совхозы, частные предприниматели и т.д. В связи с этим в отдельных регионах потребительская кооперация стала терять свои позиции на рынке. Для сохранения и повышения конкурентоспособности необходимо совершенствовать работу по формированию ассортимента, выбору форм и методов продаж, что позволит повысить эффективность коммерческой работы.
ВВЕДЕ-НИЕ……………………………………………………………………3
1 РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ В СФЕРЕ ТОВАРНОГО ОБРАЩЕНИЯ
1.1 Сущность и особенности функционирования розничной
торговли в Республике Бела-русь……………………………………………5
1.2 Тенденции развития розничной торговли за рубе-жом……………….10
2 СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
2.1 Состояние розничной торговой се-ти…………………………………..17
2.2 Развитие розничного товарооборо-та…………………………………..24
2.3 Формы, методы розничной продажи това-ров…………………………28
2.4 SWOT-анализ состояния розничной торгов-ли………………………..32
3 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛА-РУСЬ……………………………………………….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИ-КОВ………………………46
В настоящее время в зоне деятельности потребительской кооперации функционируют более трех тысяч предприятий торговли, представляющих 15 различных ведомств, организаций, коллективов и частных предпринимателей. Под влиянием этой конкуренции удельный вес товарооборота потребительской кооперации на рынке Республики Беларусь снизился с 33,1 % в 1990 г. до 9,7 % в 2009 г. В данном случае наблюдается процесс усиления конкуренции и постепенного вытеснения потребительской кооперации с ее традиционных рынков.. Удельный вес государственной торговли в товарообороте республики за 2009 г. составляет 15,8 % [11, с.26].
Рассмотрим вторую группу факторов, влияющих на результаты коммерческой работы, которые зависят непосредственно от субъекта рынка. Состояние материально-технической базы торговой организации должно соответствовать современным требованиям по состоянию торговых зданий, обеспеченностью площадями, уровню технического оснащения.
Основой материально-технической базы является торговая сеть. Структура и динамика развития розничной торговой сети системы потребительской кооперации Белкоопсоюза и страны в целом рассмотрим в подглаве 2.1 подробно.
Основные
проблемы торгово-экономических
Структура товарооборота. В 1990 г. доля продовольственных товаров составляла – 44,6 %, а с 1995 г. резко возросла до 66,1 %, но с 2000 г. наблюдается тенденция снижения доли продовольственных товаров в структуре розничного товарооборота и соответствие увеличение непродовольственных. В 2009 г. удельный вес розничного товарооборота продовольственных товаров составила 51,1 %. Снижение доли непродовольственных товаров в общем объеме розничного товарооборота свидетельствует о снижении благосостояния белорусов, поскольку в первую очередь население приобретает продукты питания, а на оставшиеся денежные средства покупает промышленную продукцию, пользуется различными услугами, накапливает сбережения
Основная проблема розничной торговой сети заключается в обеспеченности торговыми площадями, что отражается на качестве торгового обслуживания населения, которое обычно ниже там, где торговой сети недостаточно.
Нигде не установлена оптимальная норма обеспеченности торговыми площадями. Если в странах СНГ обеспеченность составляет около 200 м2 на 1000 человек, то во многих странах Западной Европы она достигает 600— 1000 м2 и более на 1000 человек. Количественная потребность в торговой сети определяется в настоящее время в основном ограниченным объемом и ассортиментом реализуемых товаров. Поэтому развитие торговой сети осуществляется по принципу разумной достаточности. Но эта разумная достаточность понимается не с точки зрения покупателя, а с точки зрения органов управления торговлей. Это по сути означает остаточный принцип в развитии сети. В условиях рынка необходимое количество розничной торговой сети будет определяться не товарооборотом и ассортиментом реализуемых товаров, а прежде всего потребностями населения.
В перспективе рост обеспеченности населения торговыми площадями будет происходить более быстрыми темпами за счет значительного расширения источников финансирования развития розничной сети (промышленных, совместных, коллективных и частных предприятий).
Одновременно с количественным ростом обеспеченности розничной торговой сетью и числа магазинов происходит процесс укрупнения розничной сети. Измельченность торговой сети является существенным тормозом в совершенствовании торгового обслуживания населения. В мелких магазинах невозможно обеспечить широкий выбор товаров, внедрить прогрессивные формы продажи и обслуживания покупателей, достижения научно-технического прогресса. Экономические показатели таких магазинов, как при строительстве, так и при эксплуатации, как важнейшим направлением дальнейшего развития розничной торговой сети является ее рациональное укрупнение, прежде всего за счет ввода в действие крупных универсамов, универмагов, торговых центров.
В условиях перехода к рыночным отношениям особую актуальность приобретают вопросы рациональной специализации торговой сети, ее структурного упорядочения.
В продовольственной торговле наблюдается тенденция преимущественного развития сети неспециализированных магазинов. В наибольшей мере требованиям, предъявляемым к группе магазинов с универсальным ассортиментом товаров, отвечают универсамы.
В непродовольственной торговле происходит увеличение и совершенствование специализированной торговли. Темпы роста специализированной торговой сети за последние 10—15 лет значительно обгоняют темпы роста универсальной торговой сети. В последние годы широко осуществлялись меры по концентрации торговли товарами сложного ассортимента в крупных специализированных магазинах. Однако это направление нельзя рассматривать как абсолютно правильное. В условиях приватизации оно должно сочетаться с необходимостью противодействия монополизму в реализации тех или иных товаров, создания условий для конкуренции в обслуживании покупателей.
Важным направлением в развитии розничной сети является ее размещение. Основная часть магазинов размещена в центрах городов. Кроме того, в крупных городах магазины размещаются главным образом на первых этажах жилых домов и в помещениях, встроенно-пристроенных к жилым домам (удельный вес их достигает 60 и более процентов). Это отрицательно влияет на организацию торговой сети в целом, не позволяет строить крупные торговые предприятия, создает неудобства для проживающих. В таких магазинах трудно применять современные торгово-технологические процессы, внедрять средства механизации трудоемких процессов. Строительство и эксплуатация встроенных и встроенно-пристроенных помещений магазинов значительно дороже, чем отдельно стоящих зданий.
Проблема развития и размещения торговой сети еще более усугубляется, когда предприятия торговли, особенно коммерческие магазины, открываются в зависимости не от потребностей населения, а главным образом от возможностей торговой фирмы.
Особое внимание должно быть уделено вопросам проектирования и реконструкции действующей торговой сети. Подавляющее большинство магазинов было построено по проектам, которые не соответствуют требованиям сегодняшней технологии продажи товаров.
В качестве существующих в Республике Беларусь проблем в розничной торговле можно отметить отсутствие четкой структуры управления торговлей, несовершенство механизма приватизации, а также несовершенство законодательных норм торговой деятельности
Недостаточное
научное и информационное обслуживание
торгово-экономических
Таким
образом, на основании проведенного
исследования о проблемах организации
коммерческой деятельности в розничной
торговле в современных условиях сделаем
соответствующие выводы. Основные проблемы
торгово-экономических отношений на потребительском
рынке Республики Беларусь в настоящее
следующие: усиление нерационального
характера потребления и розничного товарооборота,
(в структуре розничных продаж ежегодно
увеличивается доля продовольственных
товаров); образование множества торгующих
структур на потребительском рынке, имеющих
особенности в целях, задачах, функциях,
ресурсном обеспечении и т.д; урегулирование
экономико-правовых взаимоотношений торговли
и промышленности; деятельность оптового
звена в системе товародвижения, снижение
роли «большого» опта в формировании товарных
ресурсов на потребительском рынке; политика
формирования и размещения розничной
торговой сети, внедрение адекватных форм
обслуживания; культура торгового обслуживания;
финансовое положение торговли; увеличение
в розничном, товарообороте доли неорганизованного
рынка; недостаточное научное и информационное
обслуживание торгово-экономических отношений.
1.2
Тенденции развития
розничной торговли
за рубежом
Розничная торговая сеть в Республике Беларусь имеет свои особенности, а за рубежом складываются другие тенденции, рассмотрим основные из них.
В течение последнего десятилетия движущей силой мировой экономики и, в частности, отрасли розничной торговли являлись рекордные темпы роста потребительского спроса в США. Одним из факторов роста стали благоприятные условия на американском рынке жилой недвижимости. В остальных странах мира, в частности в странах Азии, складывается прямо противоположная ситуация. Например, в Китае основным фактором экономического роста является экспорт. Однако по мере укрепления курса юаня в течение последующих нескольких лет основное место среди источников экономического роста займет внутренний спрос, который постепенно вытеснит фактор увеличения экспорта. Удешевление импорта в сочетании с ростом доходов населения будут способствовать росту потребительского спроса. То же самое произойдет и в Японии.
Из сказанного выше следует, что с точки зрения географического распределения роста потребительского спроса Америка уступит свои позиции странам Азии, что для крупнейших мировых компаний розничной торговли будет означать открытие новых возможностей в азиатских странах. Это также означает, что на американском рынке работать станет сложнее. Уровень частных сбережений здесь находится почти на нулевой отметке, но можно ожидать его повышения, которое приведет к замедлению темпов роста расходов населения.
Кроме того, рынок розничной торговли уже весьма насыщен. Таким образом, на американском рынке розничной торговли ожидается обострение конкурентной борьбы, которая вынудит многие розничные компании начать поиск возможностей развития за рубежом, в частности в Азии. В то же время при выходе на зарубежные рынки они столкнутся с конкуренцией со стороны европейских компаний розничной торговли, которые в течение определенного времени осуществляют инвестиции в развитие азиатского рынка.
Мы живем в век технологических инноваций. Всего сто лет назад даже коронованные особы не могли представить себе тот уровень жизни, к которому сегодня привыкли самые обычные люди. Благодаря повышению производственной эффективности товары высочайшего качества теперь могут продаваться по удивительно низким ценам. Потребители пресыщены, они воспринимают такую ситуацию как должное. Теперь для того, чтобы продемонстрировать свои отличия от конкурентов, розничным компаниям уже недостаточно стандартного набора действий, им нужно предпринять дополнительные усилия. Это утверждение становится особенно актуальным в эпоху коммодитизации. Коммодитизация (обезличивание товаров) имеет место, когда потребители не видят никакой разницы между товарами, за исключением цены. Традиционно товарами широкого потребления считались бензин, масло для жарки, основные предметы одежды. Сегодня потребители причисляют к товарам широкого потребления электронику, модные товары и бакалейную продукцию. Это привело к тому, что между компаниями розничной торговли и их поставщиками возникла жесткая ценовая конкуренция, поддерживаемая за счет ценовой политики в области товаров, не являющихся товарами широкого потребления. В результате снижаются цены и торговые наценки, создаются неблагоприятные условия для ведения бизнеса. Таким образом, в наше время одной из основных задач международных розничных компаний становится поиск путей уклонения от коммодитизации. Будущее за теми, кто сможет дифференцировать свои товары не только по цене, но также по иным признакам. Речь может идти о нестандартных торговых форматах, о методах работы с покупателем и наполнении продуктового ряда. Кроме того, можно меньше ориентироваться на массовый рынок и уделять больше внимания нишевым рынкам.
В последнее время успеха на рынке розничной торговли добиваются не столько крупные отраслевые гиганты, ориентированные на массовый рынок, сколько мелкие сети с ограниченной целевой аудиторией. Этому есть свои причины.
Современное общество в развитых странах характеризуется высокой степенью разделения по уровню доходов и модели покупательского поведения при том, что массовый рынок достиг насыщения. В рамках массового рынка розничные компании и их поставщики уделяют особое внимание ценовой конкуренции, что приводит к снижению маржи и неспособности предложить покупателям дифференцированные товары и услуги. Решение данной проблемы для розничных компаний может лежать в полном отказе от массового рынка.
Вместо этого они могли бы сконцентрировать свои усилия на реализации возможностей, открывающихся в рамках нишевых рынков, которые могут стать довольно прибыльными. Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понять, каким образом распределяются доходы потребителей в пределах одной страны. По мнению статистиков, стандартная кривая распределения имеет форму перевернутой параболы. В середине параболы находится область массового рынка, куда направляется наибольшая доля доходов и где наблюдается наиболее жесткая борьба между розничными компаниями. На замыкающие отрезки кривой приходится наименьшая часть доходов. В то же время розничные компании, стремящиеся воспользоваться эффектом экономии за счет роста масштабов, зачастую игнорируют низкоприбыльные рынки, предпочитая им массовые. Однако на данный момент ситуация начинает меняться. Благодаря усовершенствованию информационных технологий в настоящее время оптимизировать работу группы узкоспециализированных компаний можно так же эффективно, как и организовать единый крупный бизнес. Таким образом, розничные компании, нацеленные на рост, могут вкладывать средства в развитие нового бизнеса на нишевых рынках, а не в расширение существующих форматов торговли на массовом рынке. В качестве примера рассмотрим компанию, занимающуюся розничной торговлей продовольственными товарами, имеющую сеть супермаркетов, ориентированных на массовый рынок. В условиях жесткой конкуренции вместо открытия новых супермаркетов на перенасыщенном рынке эта компания могла бы разработать ряд новых форматов, нацеленных на различные ниши потребительского рынка. К примерам таким форматов можно отнести продажи состоятельным покупателям, готовым приобретать органические или генетически немодифицированные продукты; покупателям с низким уровнем доходов, ориентированным на покупку недорогих полуфабрикатов, или покупателям, располагающим большим количеством свободного времени и предрасположенным к совершению покупок в оживленной атмосфере в местах уличной торговли. Возможно, что в ближайшем будущем инвестиции в такие нишевые рынки приведут к дальнейшему дифференцированию покупательского опыта в сфере розничной торговли.
Информация о работе Тенденции и направления развития розничной торговли РБ