Тенденции и направления развития розничной торговли РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2011 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы объясняется появлением конкурентов с развитием рыночных отношений у потребительской кооперации. Развернули через фирменную сеть промышленные организации, колхозы и совхозы, частные предприниматели и т.д. В связи с этим в отдельных регионах потребительская кооперация стала терять свои позиции на рынке. Для сохранения и повышения конкурентоспособности необходимо совершенствовать работу по формированию ассортимента, выбору форм и методов продаж, что позволит повысить эффективность коммерческой работы.

Содержание

ВВЕДЕ-НИЕ……………………………………………………………………3
1 РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ В СФЕРЕ ТОВАРНОГО ОБРАЩЕНИЯ
1.1 Сущность и особенности функционирования розничной
торговли в Республике Бела-русь……………………………………………5
1.2 Тенденции развития розничной торговли за рубе-жом……………….10
2 СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
2.1 Состояние розничной торговой се-ти…………………………………..17
2.2 Развитие розничного товарооборо-та…………………………………..24
2.3 Формы, методы розничной продажи това-ров…………………………28
2.4 SWOT-анализ состояния розничной торгов-ли………………………..32
3 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛА-РУСЬ……………………………………………….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИ-КОВ………………………46

Работа содержит 1 файл

курсовая с доработкой.doc

— 752.00 Кб (Скачать)

     Применяемый для анализа среды метод SWOT /аббревиатура составлена из первых букв английский слов сила, слабость, возможности и угрозы/ является довольно широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Применяя метод SWOT, удается установить линии  связи между силой и слабостью, которые присущи организации, и внешними угрозами и возможностями. Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, а далее – установление цепочек связи между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации.

     Сначала с учетом конкретной ситуации, в  которой находится организация, составляются список ее слабых и сильных сторон, а также список угроз и возможностей.

     После того, как конкретный список слабых и сильных сторон организации, а также угроз и возможностей составлен, наступает этап установления связей между ними. Для установления этих связей составляется матрица SWOT, которая имеет следующий вид (рис.2). 

                Возможности

      1.

      2.

      3.

                  Угрозы

      1.

      2.

      3.

         Сильные   стороны

      1.

      2.

      3.

       
       
      ПОЛЕ

                 “СИВ”

       
       
                   ПОЛЕ

                  “СИУ”

       Слабые  стороны

      1.

      2.

      3.

       
       
                 ПОЛЕ

                 “СЛВ”

       
       
                  ПОЛЕ

                   “СЛУ”

 

    Рисунок 2 - Матрица SWOT

Примечание - Источник: собственная разработка на основе [3] 

     Слева выделяются два раздела (сильные  стороны, слабые стороны) в которые соответственно вносятся все выявленные на первом этапе анализа сильные и слабые стороны организации. В верхней части матрицы также выделяется два раздела (возможности и угрозы), в которые вносятся все выявленные возможности и угрозы.

     На  пересечении разделов образуется четыре поля: поле “СИВ” (сила и возможности); поле “СЛВ” (слабость и возможности); поле СИУ (сила и угрозы); поле “СЛУ” (слабость и угрозы). На каждом из данных полей исследователь должен рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить те, которые должны быть учтены при разработке стратегии поведения организации. В отношении тех пар, которые были выбраны с поля “СИВ”, следует разрабатывать стратегию по использованию сильных сторон организации для того, чтобы получить отдачу о возможностей, которые появились во внешней среде. Для тех пар, которые оказались на поле “СЛВ”, стратегия должна быть построена таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся в организации слабости. Если пара находится на поле “СИУ”, то стратегия должна предполагать использование силы организации для устранения угроз. Наконец, для пар, находящихся на поле “СЛУ”, организация должна вырабатывать такую стратегию, которая позволила бы ей как избавиться от слабости, так и попытаться предотвратить нависшую над ней угрозу.

     Вырабатывая стратегии, следует помнить, что  возможности и угрозы могут переходить в свою противоположность. Так, неиспользованная возможность может стать угрозой, если ее использует конкурент. Или наоборот, удачно предотвращенная угроза может создать у организации  дополнительную сильную сторону в том случае, если конкуренты не устранили эту же угрозу.

     Для успешного применения методологии  SWOT – анализа окружения организации – важно уметь не только вскрыть угрозы и возможности, но и попытаться оценить их с точки зрения того, сколь важным для организации является учет в стратегии ее поведения каждой из выявленных угроз и возможностей.

     Используя SWOT – анализ дадим оценку сильных и слабых сторон розничной торговли в Республике Беларусь, а так  же выявим угрозы и возможности ее.

     Изучив  проблемы, влияющих на становление и развитие розничной торговли, информация позволяет провести своеобразный SWOT-анализ среды, где внешняя среда рассматривается с точки зрения возможностей и угроз, которые она представляет, а внутренняя среда Республики Беларусь с позиций их сильных и слабых сторон (таблицу 2.16). При этом у каждой торговой организации имеются свои сильные и слабые стороны и своя внешняя среда, однако можно выделить их типичные характеристики.

Таблица 2.16 - SWOT-анализ состояния розничной торговли в Республике Беларусь

Преимущества     Недостатки
  • Собственная социальная база
  • Поддержка со стороны местных властей
  • Организационное единство
  • Системность
  • Кадровый потенциал
  • Научный потенциал
  • Материально-техническая база
  • Накопленный хозяйственный опыт
  • Близость к источникам товаров
  • Имидж социально-ориентированной организации
  • Устаревшая организационная структура многих торговых организаций
  • Сокращение собственных научных исследовательских разработок и уменьшение деловых контактов с другими научно-образовательными учреждениями
  • Недоиспользование возможностей брендов
  • Еще не преодолены кризисные явления в торговле
  • Отсутствие стабильных хозяйственных связей с промышленными и сельскохозяйственными предприятиями различных форм собственности
  • Высокая конкуренция среди частных предпринимательских структур
Возможности     Угрозы
  • Выход на новые рынки
  • Диверсификация деятельности
  • Расширение ассортимента товаров и услуг и повышение качества
  • Адаптивность
  • Возможность привлечения средств населения
  • Рост спроса
  • Сегментирование потребительского рынка
  • Использование рыночных элементов хозяйствования
  • Наличие дешевой рабочей силы
  • Высокая конкуренция со стороны частных структур
  • Недостаток инвестиций
  • Устаревшее оборудование
  • Ослабление позиций на рынке и наличие конкурентов
  • Рост цен на коммунальные услуги
  • Несовершенство законодательства
  • Высокие процентные ставки
  • Неблагоприятные демографические изменения
  • Неподготовленность кадров
  • Низкая зарплата

            Примечание - Источник: собственная разработка на основе

     В результате анализа сильных и  слабых сторон, а также угроз и возможностей организаций в розничной торговле можно сделать следующие выводы:

     - организации розничной торговли должны заниматься в первую очередь теми видами деятельности, в которых они наиболее успешны. Развитие по всем направлениям должно уступать место избирательному развитию, нахождению так называемых «точек роста» и ориентации на свои конкурентные преимущества с учетом региональной специфики потребительского рынка и аграрного хозяйства;

     - кооперативные объединения, по возможности, не должны показывать свои слабые стороны. Вместе с тем сопоставление сильных и слабых сторон с возможностями и угрозами внешней среды позволяет определить их стратегические ориентиры и создать эффективный механизм реализации и последующего контроля за выполнением стратегии; кооперативные организации должны использовать методы стратегического планирования и прогнозирования для определения внутренних возможностей и отражения угроз.

     Таким образом, проведенный факторный  анализ свидетельствует, что основным вопросом для розничной торговой сети остается преодоление кризисных явлений в ней и адаптация ее к рыночным условиям, так как не решены многие насущные проблемы экономики и не ликвидированы причины, их породившие. Вместе с тем розничная торговля обладает достаточным внутренним потенциалом, чтобы справится с этим. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3 Направления развития  розничной торговли 

     Республики Беларусь 

     Сегодня крайне важно определить основные пути дальнейшего развития розничной торговли в республике, ее качественного улучшения с целью более полного удовлетворения спроса населения и повышения культуры торгового обслуживания. Развитие торговли будет направлено на стабильное обеспечение платежеспособного спроса различных категорий населения на высококачественные товары широкого ассортимента преимущественно за счет отечественного производства при высоком уровне обслуживания, а также увеличение сопутствующих услуг.

     Определим следующие пути или направления  развития торговли.

  • Максимальное приближение розничной торговой сети к требованиям покупателей.

     В настоящее время розничная торговая сеть в республике развивается на основе нормативов потребности, установленных  на 1 тыс. жителей. Специфические же потребности покупателей (демографические, социальные, половозрастные и т.д.) практически не учитываются. В результате торговая сеть оказывается недостаточно гибкой при переходе к рыночным отношениям.

     За  рубежом учет таких потребностей осуществляется путем организации  магазинов, ориентированных на удовлетворение потребностей различных групп населения, и магазинов, резко отличающихся уровнем цен. С одной стороны, имеются фешенебельные магазины с огромным набором услуг (универмаги, супермаркеты и т.п.). а с другой, для лиц с низкими доходами организуются магазины, торгующие товарами по низким ценам с минимумом услуг (магазины "дискаунты", "карго", "фебрау-хенмаркеты" и т.п.).

  • Создание примерно равных реальных возможностей для конкуренции предприятий с различными формами собственности.

     При административно-командной системе  розничная торговля осуществляла свою деятельность в основном монопольно, так как предприятия одной системы (например, государственной торговли или потребкооперации) обслуживали тот или иной район или регион. Этот монополизм особенно усилился в 80-е годы, когда были разработаны и начали внедряться в жизнь так называемые генеральные схемы управления торговлей, предусматривающие передачу в одну торговую систему (например, Министерства торговли или потребкооперации) всей торговли того или иного города. Даже в крупных городах не были развиты альтернативные формы продажи товаров, так как основное место в организации торговли здесь занимали предприятия системы Министерства торговли.

     В настоящее время этот монополизм в основном разрушен, доля государственной торговли резко снижена, поэтому важнейшим фактором дальнейшей демонополизации розничной торговли и развития конкуренции должно стать ускоренное развитие новой торговой сети и новых типов торговых предприятий.

     Ранее основным источником развития розничной  торговой сети были отчисления от жилищного строительства (5—7 %). В результате имеется фактическая обеспеченность розничной сетью около 250 м2 на тысячу жителей, в то время как в странах Запада она составляет 700—1000 м2.

Информация о работе Тенденции и направления развития розничной торговли РБ