Тенденции и направления развития розничной торговли РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2011 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы объясняется появлением конкурентов с развитием рыночных отношений у потребительской кооперации. Развернули через фирменную сеть промышленные организации, колхозы и совхозы, частные предприниматели и т.д. В связи с этим в отдельных регионах потребительская кооперация стала терять свои позиции на рынке. Для сохранения и повышения конкурентоспособности необходимо совершенствовать работу по формированию ассортимента, выбору форм и методов продаж, что позволит повысить эффективность коммерческой работы.

Содержание

ВВЕДЕ-НИЕ……………………………………………………………………3
1 РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ В СФЕРЕ ТОВАРНОГО ОБРАЩЕНИЯ
1.1 Сущность и особенности функционирования розничной
торговли в Республике Бела-русь……………………………………………5
1.2 Тенденции развития розничной торговли за рубе-жом……………….10
2 СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
2.1 Состояние розничной торговой се-ти…………………………………..17
2.2 Развитие розничного товарооборо-та…………………………………..24
2.3 Формы, методы розничной продажи това-ров…………………………28
2.4 SWOT-анализ состояния розничной торгов-ли………………………..32
3 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛА-РУСЬ……………………………………………….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИ-КОВ………………………46

Работа содержит 1 файл

курсовая с доработкой.doc

— 752.00 Кб (Скачать)

     Ведущие международные компании розничной торговли обращают пристальное внимание на индийский рынок. Индия по-прежнему остается довольно закрытой страной для осуществления иностранных инвестиций в сферу розничной торговли; ведение бизнеса здесь существенно затруднено (в частности, в силу неразвитой инфраструктуры, высокого уровня коррупции и неумелой политики в области государственного регулирования). Кроме того, стремительный экономический рост в Индии начался сравнительно недавно, и нет никаких гарантий того, что данная тенденция сохранится. Но несмотря на это, индийский рынок представляется весьма привлекательным для розничных компаний. Нельзя забывать о том, что Индия является страной с населением свыше миллиарда человек, а ее руководство всеми возможными способами пытается способствовать созданию в стране полноценной рыночной экономики. Индия уже преуспела в обеспечении стремительного роста, в частности, в области потребительского спроса, а также в создании атмосферы оптимизма, уровень которого значительно снизился после обретения страной независимости. Кроме того, на розничный бизнес обратили свое внимание руководители крупных индийских конгломератов. Компании, представляющие целый ряд отраслей, от энергетики и телекоммуникаций до промышленного производства, направляют излишки своего капитала на создание современной инфраструктуры розничной торговли.

     Для крупнейших розничных предприятий  мира выход на индийский рынок сопряжен со многими рисками, но эти риски оправданы. Корпорация WalMart первой из ведущих розничных компаний решила завоевать индийский рынок, ожидается, что за ней последуют и другие. По всей видимости, мало компаний рассчитывают на мгновенный успех. Наоборот, инвестирование в Индию воспринимается как долгосрочное вложение средств, позволяющее занять стартовые позиции на рынке и воспользоваться в дальнейшем преимуществами первопроходцев. Учитывая тот факт, что международные розничные корпорации и индийские конгломераты нацелены на развитие партнерских отношений и создание совместных предприятий, работа которых будет строиться на использовании диверсифицированных ресурсов, можно ожидать, что Индия еще заявит о себе.

     По  мере роста и достижения экономического благополучия во многих странах наблюдается  снижение доли потребительских расходов на товары в составе ВВП при непропорциональном увеличении расходов на услуги. Такая ситуация характерна для ряда развитых стран, таких как страны ЕС, Япония и США.

     Отчасти это объясняется более высоким  уровнем инфляции цен на услуги, что, в свою очередь, происходит по причине более низких темпов роста производительности в отраслях сферы услуг. В условиях снижения цен на товары у населения остается больше средств, которые можно потратить на приобретение услуг.

     На  насыщенных, развитых рынках розничной  торговли, для которых характеры низкие темпы роста, увеличение расходов населения на услуги несет в себе как возможности, так и проблемы. Розничные компании, которые могут успешно реализовывать сопутствующие услуги или пользоваться популярностью собственной торговой марки, способны наращивать темпы роста за счет увеличения доли своей продукции в кошельке покупателя. Некоторые розничные компании уже с успехом используют такой подход. В качестве примера рассмотрим американскую розничную компанию по продаже электроники Best Buy. Она создала сервисное подразделение Geek Squad, осуществляющее техническое обслуживание предметов сложной бытовой электроники. Крупнейшая в Британии розничная сеть по продаже продуктов питания Tesco предлагает целый спектр финансовых услуг, а также услуг, представляемых в режиме онлайн. WalMart, крупнейшая в мире корпорация розничной торговли, стремительными темпами расширяет свое присутствие в сфере медицинского обслуживания.

     С течением времени появится целый  ряд новых возможностей для инвестирования в сферу услуг. Отчасти данная тенденция будет формироваться под влиянием демографического фактора. В зрелом возрасте люди начинают меньше средств тратить на товары и больше – на услуги, в частности, в области финансов и здравоохранения. При выходе на новые рынки успешные розничные компании смогут использовать преимущества, которыми они будут располагать, опираясь на существующий капитал торговой марки.

     Одной из характерных черт мировой экономики  последних лет является образование громадного профицита в ведущих развивающихся странах. Так, КНР аккумулировала 1,4 трлн. долларов США в виде валютных резервов. Аналогичные крупные валютные резервы были также накоплены в России и в странах Ближнего Востока. В прошлом такие средства традиционно вкладывались в государственные ценные бумаги с низкой доходностью. Сейчас все больше стран начинают направлять средства резервов в инвестиционные фонды, приобретаемые западными компаниями, или в крупные пакеты акций этих компаний. Такие государственные инвестиционные фонды (ГИФ) становятся основными игроками на мировых рынках капитала. Они предоставляют правительствам развивающихся стран возможность инвестирования в бизнес богатых стран. Глобальная отрасль розничной торговли уже стала объектом пристального внимания таких фондов, и вполне вероятно, что внимание это будет только усиливаться. Такие фонды не только готовы приобретать розничные компании, но в некоторых случаях могут даже инвестировать в развитие розничного бизнеса на начальном этапе. В дополнение к той роли, которую играют правительства развивающихся стран, некоторые розничные компании из этих стран могут в ближайшем будущем достигнуть таких масштабов и степени развития, которые позволят им конкурировать на рынках развитых стран. Это может произойти за счет экспансии в условиях органичного роста или за счет приобретений. Такие случаи уже имели место, а в последующие несколько лет, вероятно, будет наблюдаться ускорение темпов роста подобных инвестиций.

     На  некоторых рынках интернет-магазины смогли отвоевать часть рынка  у розничных магазинов. В то же время в США 40% онлайновых розничных продаж приходится на долю самих розничных магазинов. Несмотря на существующие возможности развития методов интегрированного многоканального обслуживания покупателей, на практике лишь немногим розничным магазинам удается ими воспользоваться, в то время как большинство магазинов не интегрирует интернет-бизнес с форматом розничной торговли через сеть магазинов.

     Помимо  этого, традиционные магазины вынуждены  конкурировать с компаниями, реализующими товары вне магазинов, на долю которых приходится существенная часть розничных продаж через Интернет.

     Для того чтобы одержать победу в этой борьбе, лучшие розничные компании будут концентрировать свои усилия на расширении направлений своей деятельности, ориентируясь на конкретные клиентские сегменты и различные каналы продаж. Они будут использовать вебсайты не просто для продаж, но и для создания бренда, вовлечения покупателей в диалог и налаживания обратной связи. Они будут использовать вебсайты для информирования клиентов о проведении различных акций. Многие розничные компании делают это уже сегодня. Обмен информацией через Интернет будет играть свою роль в развитии магазинов. При посещении магазина или вебсайта покупателям будут предоставлены интегрированные возможности получения покупательского опыта, формирования представления о торговой марке и непосредственно совершения покупки.

     Несмотря  на то, что сейчас данный подход используется небольшим числом компаний, для достижения успеха в будущем такая интеграция будет необходима, особенно для специализированных розничных компаний по продаже непродовольственных товаров. В настоящий момент многие клиенты недовольны существованием четкого разграничения между традиционной работой магазинов и форматом продаж через Интернет. Сближение этих двух каналов продаж станет основной задачей розничных компаний на ближайшие годы.

     Как уже говорилось выше, одной из основных проблем, стоящих перед многими розничными компаниями, является отсутствие существенных отличий между конкурирующими торговыми марками, в результате чего потребители воспринимают магазины как обезличенные объекты. Одним из способов решения данной проблемы является выделение ресурсов на улучшение клиентского опыта при совершении покупки в магазине. Речь идет не просто об обслуживании клиентов. К решению данной проблемы относятся все элементы воздействия на покупателя, такие как внутренняя планировка магазина, вывески, освещение, обслуживание, простота и скорость совершения операций. Очень важно, чтобы покупатели всегда находили то, что они ищут. В данном отношении решающее значение имеет наличие в магазине нужных товаров в нужное время.

     В ближайшие годы основные усилия передовых  розничных компаний мира будут направлены на создание приятной, информативной, развлекательной и легкой атмосферы при покупке товара. Уже сегодня некоторые известные розничные сети реализуют инициативы по улучшению клиентского опыта, которые позволяют им дифференцировать свою торговую марку и диктовать цены. Некоторые сети супермаркетов пытаются создать в торговом зале присущую уличной торговле атмосферу праздника, которая превращает поход по магазинам в увлекательное мероприятие. Книжные и музыкальные магазины создают комфортные условия для просмотра книг или прослушивания музыки. Некоторые универсальные магазины стараются отказаться от разделения операций между различными отделами. Продолжая продавать товары, характерные для традиционных универмагов, они перенимают концепцию дисконтных магазинов, направленную на обеспечение удобства покупателя, предлагая централизованное кассовое обслуживание, тележки для товаров, широкие проходы между рядами с хорошо различимыми указателями.

     В прошлом ведущими маркетологами  на мировом рынке считались производители потребительских товаров повседневного спроса. Они осуществляли мониторинг настроений среди покупателей, выделяли значительные средства на рыночные исследования и умело использовали средства массовой информации для обозначения своего бренда. По мере роста и усиления влияния розничных компаний поставщикам пришлось переключить свое внимание с отношений с конечными потребителями на отношения со своими клиентами.

     Построение  торговых связей стало играть более  важную роль, чем реклама в средствах массовой информации. Основное место в отношениях с потребителями стали занимать розничные компании. Помимо этого, продвигая продажи товаров под собственной торговой маркой, они сами становились ведущими поставщиками. В то же время розничным компаниям все еще не хватало соответствующих навыков и опыта в области маркетинга. В настоящий момент эта тенденция претерпевает изменения.

     Сегодня некоторые из крупнейших розничных  компаний мира проводят агрессивную  политику, направленную на переманивание  ведущих маркетологов у производителей товаров повседневного спроса. Они поставили перед собой цель стать центрами влияния в области маркетинга, создать неповторимый фирменный стиль, успешно конкурировать с другими розничными компаниями и все чаще – с производителями – за счет продажи товаров под собственной торговой маркой. Фактически собственные торговые марки больше не являются лишь способом предложения низких цен. Они являются важным каналом продвижения торговой марки и повышения маржи прибыли. Таким образом, в будущем ведущие розничные компании, вероятнее всего, будут иметь навыки первоклассных маркетологов.

       Таким образом, можно сказать, что торговая деятельность розничного объекта на современном этапе преобразований в Республике Беларусь имеет свои национальные особенности, связанные, например, со слабостью экономики, инфляции, несовершенным законодательством  и т.д., поэтому готовые рецепты реформирования торговли отсутствуют. Как отмечается в литературе, использовать эффективно зарубежный опыт по повышению эффективности работы торгового предприятия, пока не представляется возможным. Различие в экономическом потенциале стран Запада с экономикой России, Беларуси и др. стран, недостаточно сформированных рыночных отношений, неразвитости торговой инфраструктуры, несоответствия законов в этой области не позволяют слепо копировать лучшие достижения стран Запада. Поэтому целью развития торговли в нашей стране является совершенствование и повышение эффективности организации и планирования предприятий торговли с учетом опыта зарубежных стран на основе экономических преобразований, происходящих в Республике Беларусь. 
 
 
 
 
 
 

     2 Состояние и тенденции  развития отечественной 

     розничной торговли 

     2.1 Состояние розничной  торговой сети 
 

     В организациях розничной торговли завершается  процесс кругооборота средств, вложенных в производственные предметы потребления, происходит превращение товарной формы стоимости в денежную и создается экономическая основа для возобновления производства товаров. Здесь происходят постоянные количественные и качественные изменения, вызванные применением передовой технологии, совершенствованием техники и оборудования, методов управления, обеспечивающих повышение эффективности работы торговых организаций  и повышение культуры торговли.

     Следовательно, экономическое значение розничной торговой сети состоит в ускорении движения и реализации товара, а так же сохранения его количества и качества на всем пути от производства до потребителя. Экономический аспект торговли проявляется в величине совокупного общественного продукта и национального дохода общества.

     Динамику  розничной торговой сети Республики Беларусь изучим составив таблицу 2.1 [19]. 

Таблица 2.1 – Инфраструктура розничной торговой сети в Республике

Беларусь в 2008-2009 гг.

Информация о работе Тенденции и направления развития розничной торговли РБ