Тенденции и направления развития розничной торговли РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2011 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы объясняется появлением конкурентов с развитием рыночных отношений у потребительской кооперации. Развернули через фирменную сеть промышленные организации, колхозы и совхозы, частные предприниматели и т.д. В связи с этим в отдельных регионах потребительская кооперация стала терять свои позиции на рынке. Для сохранения и повышения конкурентоспособности необходимо совершенствовать работу по формированию ассортимента, выбору форм и методов продаж, что позволит повысить эффективность коммерческой работы.

Содержание

ВВЕДЕ-НИЕ……………………………………………………………………3
1 РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ В СФЕРЕ ТОВАРНОГО ОБРАЩЕНИЯ
1.1 Сущность и особенности функционирования розничной
торговли в Республике Бела-русь……………………………………………5
1.2 Тенденции развития розничной торговли за рубе-жом……………….10
2 СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
2.1 Состояние розничной торговой се-ти…………………………………..17
2.2 Развитие розничного товарооборо-та…………………………………..24
2.3 Формы, методы розничной продажи това-ров…………………………28
2.4 SWOT-анализ состояния розничной торгов-ли………………………..32
3 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛА-РУСЬ……………………………………………….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИ-КОВ………………………46

Работа содержит 1 файл

курсовая с доработкой.doc

— 752.00 Кб (Скачать)
Показатель  Годы Темп  роста, %, отклонение (+;-)
2008 2009
Магазины - всего, ед. 30966 32075 103,58
в том  числе: магазины самообслуживания 10541 11025 104,59
с торговой площадью от 650 кв. м  230 243 105,65
с торговой площадью от 1000 кв. м  115 124 107,83
Торговая  площадь магазинов - всего, тыс. кв. м  2771 2968 107,11
в том  числе магазинов самообслуживания 1602,7 1658,5 103,48
Фирменные магазины, ед. 589 608 103,23
Торговые  центры, ед. 324 321 99,07
Площадь торговых центров, тыс. кв. м  358,6 245,5 68,46
Торговые  объекты в торговых центрах, ед. 20119 19994 99,38
Торговая  площадь магазинов и торговых центров - всего, тыс. кв. м 3129,6 3213,5 102,68
Обеспеченность  торговыми площадями на 1000 жителей, кв. м 322 342 106,21
Рынки, ед. 413 396 95,88
Количество  торговых мест на рынках, тыс. ед. 106,1 102,8 96,89
Магазины-склады - всего, ед. 175 173 98,86

        Примечание - Источник: собственная разработка на основе [19]

     Данные  таблицы 2.1 свидетельствуют о том, что в 2009 году по сравнению с 2008 годом количество магазинов выросло на 3,58 %, в том числе магазинов самообслуживания на 4,59 %, торговой площадью от 650 м.кв. на 5,65 %, а с торговой площадью от 1000 м.кв. – на 7,83 %.

     Так же увеличение в 2009 году по сравнению  с 2008 годом наблюдалось по торговой площади магазинов на 7,11 %, в том  числе по магазинам самообслуживания на 3,48 %. На ряду с данными изменениями наблюдалось и снижение количества торговых центров на 0,93 %, а их торговая площадь на 31,54 %. Снижалось и количество рынков на 4,12 %, а количество торговых мест на них на 3,11 %. Следовательно в Республике Беларусь происходили изменения в торговой сети, так как закрывались места на рынках, магазины с небольшой площадью, а увеличивалось количество магазинов торговой площадью от 1000 м.кв., и магазинов самообслуживания, что свидетельствует об укрупнении торговых объектов и увеличении супер- и гипермаркетов в стране.

     В  таблице 2.2 показана динамика предприятий розничной торговли сети потребительской кооперации за 2008-2009 гг. [19] 

Таблица 2.2.-  Динамика развития розничной торговой сети Республики Беларусь за 2008-2009 гг.

                                               

         Примечание - Источник: собственная разработка на основе [19]

  

       Данные таблицы 2.2 говорят о том, что имеет место сокращение всех видов торговой сети (стационарной, мелкорозничной, передвижной) принадлежащих потребительской кооперации Республики Беларусь, так в 2009 году по сравнению с 2008 годом количество снизилось на 0,195 тыс. единиц, так же снизилась доля всех объектов розничной торговли потребкооперации в общем количестве объектов страны на 1,29 п.п.

     Это произошло в основном за счет снижения количества магазинов на 0,169 тыс. ед., при том что общее количество магазинов Республики Беларусь выросло  на 2 тыс. ед., что повлекло за собой  снижение удельного веса магазинов в общем количестве на 0,169 п.п.

     Общая торговая площадь всех магазинов  потребкооперации занимает 27-30 % в общей  площади всех магазинов страны, а  количество магазинов – 24-26 %, следовательно, потребительская кооперация является самым крупным владельцем розничной торговой сети в Республике Беларусь.

     Изучим  так же динамику развития розничной  торговой сети потребкооперации по областям в 2008-2009 гг., для этого составим таблицу 2.3. [10,11]. 

Таблица 2.3.- Динамика развития розничной торговой сети

потребкооперации по областям Республики Беларусь за 2008-2009 гг.

Наименование ОПС Число объектов розничной торговой сети, ед. Из них  магазинов, ед. Торговая  площадь магазинов, тыс. м.кв.
2008 г. 2009 г. 2008 г. 2009 г. 2008 г. 2009 г.
кол., ед. уд.вес,% кол., ед. уд.вес,% кол., ед. уд.вес,% кол., ед. уд.вес,% кол., ед. уд.вес,% кол., ед. уд.вес,%
Брестский 2012 18,26 1985 18,34 1985 18,47 1959 18,52 178,4 17,72 177,6 17,66
Витебский 1821 16,53 1789 16,53 1745 16,24 1718 16,24 168,5 16,74 168,7 16,77
Гомельский 1826 16,58 1837 16,98 1779 16,55 1792 16,94 171,6 17,05 172,7 17,17
Гродненский 1496 13,58 1447 13,37 1452 13,51 1417 13,40 135,8 13,49 135,1 13,43
Минская 2305 20,92 2230 20,61 2245 20,89 2175 20,56 204 20,27 202 20,08
Могилевский 1556 14,12 1533 14,17 1516 14,11 1490 14,09 142,6 14,17 143,4 14,26
Итого по БКС 11016 100,00 10821 100,00 10747 100,0 10578 100,00 1006,6 100,00 1005,8 100,00

             Примечание - Источник: собственная разработка на основе [10,11] 

     Данные  таблицы 2.3 свидетельствуют о том, что наибольший удельный вес в количестве объектов розничной торговли потребительской кооперации занимал Минский облпотребсоюз – 20,61 %, а так же Брестский ОПС – 18,34 %, аналогичная ситуация наблюдалась по магазинам и торговой площади магазинов. Наименьший удельный вес объектов розничной торговой сети был у Гродненского облпотребсоюза -13,37 %.

     При этом в 2009 году по сравнению с 2008 годом  доля магазинов Гродненского ОПС в общем количестве магазинов потребкооперации  снизилась на  0,11 п.п. (13,40-13,51), и составила 1417 единиц с общей торговой площадью 135,1 тыс. м.кв.

     Так же следует изучить по каким именно типам магазинов в 2009 г. произошло снижение количество магазинов потребкооперации (таблица 2.4) [10,11]. 

Таблица 2.4- Товарная специализация магазинов в Республике Беларусь за 2008-2009 гг.

            Примечание - Источник: собственная разработка на основе [10,11] 

     Данные  таблицы 2.4 свидетельствуют о том, что в 2009 году по сравнению с 2008 годом снижение количества наблюдалось по продовольственным магазинам (на 46 единиц), при этом общая торговая площадь наоборот выросла на 2,5 тыс. кв.м., следовательно, при снижении количества магазинов наблюдалось расширение торговой площади оставшихся магазинов.

     По  смешанным магазинам в 2009 году по сравнению с 2008 годом снижение было как по количеству магазинов на 165 единиц, так и по торговой площади на 6,4 тыс. м.кв., при этом противоположная ситуация наблюдалась по непродовольственным магазинам, так по данному типу магазинов наблюдалось увеличение по количеству на 42 ед., а по торговой площади на 3,1 тыс. м.кв. Следовательно, до 2008 года, в системе потребительской кооперации Республики Беларусь отдавалось предпочтение смешанным магазинам, однако в 2009 году ситуация стала меняться, и увеличивалось количество четко направленных типов магазинов, либо продовольственным, либо непродовольственных.

     Розничная торговая сеть торговли в Республике Беларусь в настоящее время представляет собой небольшие магазины (90 м2), а также палатки, лотки, киоски и автомагазины, небольшая численность жителей в селах обуславливает наличие широкой сети мелкорозничных торговых объектов, автомагазинов и магазинов по торговле товарами повседневного спроса.

     В Республике Беларусь в целом, в том  числе в системе потребительской  кооперации, торговля товарами народного  потребления в кредит пока не получила должного развития.

     Так в 2009 г. удельный вес продаж в кредит в розничном товарообороте Белкоопсоюза (без учета общественного питания) составил 0,58 % или 6736,5 млн р. Кроме того, по потребительскому кредиту, оформленному покупателями через банк, было продано товаров на 8443,3 млн р. или 0,73 % к товарообороту. В кредит продавались холодильники, сложная бытовая техника, ковровые изделия, стройматериалы и др.

     Однако, число магазинов системы, предлагающих товары в кредит активно увеличивается, если в начале 2000 г. таких магазинов было 1719 единиц, то на 1.01.2010 г. – 2701 (темп роста 157,1 %).

     Следует также отметить появление практики предоставления покупателям отдельными райпо краткосрочного беспроцентного кредита на покупку отдельных товаров.

     В отличие от зарубежного опыт развития посылочной торговли в бывшем СССР и Республике Беларусь довольно ограничен, но тем не менее заслуживает внимания. В Республике Беларусь такой опыт есть в объединении «Белкнига», «Белсортсемовощ», в Белкоопсоюзе. Услуги посылочной торговли наиболее привлекательны для сельского населения республики.

     В Республике Беларусь функционируют розничные рынки государственной и негосударственной форм собственности, в т.ч. потребительской кооперации.

     По  состоянию на 1.01.2010 г. система Белкоопсоюза имела 228 рынков на 58900 мест и 156 торговых павильонов на 4947 мест.

     Сопоставление значимости отдельных облпотребсоюзов в розничном товарообороте системы (включая оборот общественного питания) и их доли в общем объеме платных услуг населению показывает, что по Брестскому, Витебскому и Гомельскому ОПС относительный рост удельного веса в товарообороте системы сопровождается и ростом доли услуг; по Минскому ОПС и предприятиям хозяйства БКС аналогичная тенденция противоположного свойства (т.е. спад); по Гродненскому и Могилевскому ОПС при сравнительно стабильной доле в товарообороте доля услуг существенно возросла.

     Так же следует рассмотреть основные показатели функционирования розничной  торговой сети потребительской кооперации в Республике Беларусь, для того что бы определить тенденции развития торговли в системе (таблица 2.5) [10,11]. 

Информация о работе Тенденции и направления развития розничной торговли РБ