Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2011 в 17:27, курсовая работа
Актуальность темы объясняется появлением конкурентов с развитием рыночных отношений у потребительской кооперации. Развернули через фирменную сеть промышленные организации, колхозы и совхозы, частные предприниматели и т.д. В связи с этим в отдельных регионах потребительская кооперация стала терять свои позиции на рынке. Для сохранения и повышения конкурентоспособности необходимо совершенствовать работу по формированию ассортимента, выбору форм и методов продаж, что позволит повысить эффективность коммерческой работы.
ВВЕДЕ-НИЕ……………………………………………………………………3
1 РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ В СФЕРЕ ТОВАРНОГО ОБРАЩЕНИЯ
1.1 Сущность и особенности функционирования розничной
торговли в Республике Бела-русь……………………………………………5
1.2 Тенденции развития розничной торговли за рубе-жом……………….10
2 СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
2.1 Состояние розничной торговой се-ти…………………………………..17
2.2 Развитие розничного товарооборо-та…………………………………..24
2.3 Формы, методы розничной продажи това-ров…………………………28
2.4 SWOT-анализ состояния розничной торгов-ли………………………..32
3 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛА-РУСЬ……………………………………………….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИ-КОВ………………………46
Следует
более подробно изучить структуру розничной
торговой сети потребительской кооперации
Республики Беларусь, для этого составим
таблицу 2.11 [10,11].
Таблица 2.11- Структура розничной торговой сети потребительской
кооперации Республики Беларусь за 2008-2009 гг.
Примечание - Источник: собственная разработка на основе [10,11]
Данные таблицы 2.11 свидетельствуют о том, что наибольший удельный вес в общем количестве розничных торговых объектах Белкоопсоюза занимают магазины 92-93 %, однако в 2009 году по сравнению с 2008 годом их количество снизилось на 169 единиц, или на 0,48 п.п. к общему количеству объектов. Так же наблюдалось снижение доли мелкорозничной торговой сети потребкооперации (платок, ларьков, киосков) на 0,2 п.п., за счет чего доля передвижной торговой сети – автомагазинов, выросла на 0,68 п.п. или на 73 единицы в натуральном выражении. В целом по потребкооперации в 2009 году по сравнению с 2008 годом количество всех розничных торговых объектов снизилось на 122 единицы, что свидетельствует о закрытии части магазинов приносящих убыток.
Для
обслуживания сельского населения,
агрогородков и малых населенных
пунктов торговой сетью потребительской
кооперации Республики Беларусь используются
автомагазины, а так же магазины расположенные
в сельской местности. Рассмотрим динамику
магазинов потребительской кооперации,
расположенных в сельской местности за
2008-2009 гг., результаты оформив в таблице
2.12 [10,11].
Таблица 2.12 - Динамика магазинов потребительской кооперации,
расположенных в сельской местности за 2008-2009 гг.
Примечание - Источник: собственная
разработка на основе [10,11]
Данные таблицы 2.12 свидетельствуют о том, что в сельской местности располагается 72-73 % всех магазинов потребительской кооперации, что составляет 60-62 % от общей торговой площади. Следовательно магазины располагающиеся в сельской местности, в основном небольшие по торговой площади, в среднем 80 м.кв. (611800/7688). Большинство магазинов потребительской кооперации находятся в сельской местности, где ограничен контингент обслуживаемого населения. В силу социальной направленности кооперативной торговли многие ее торговые предприятия являются убыточными, так как реализуют преимущественно товары повседневного спроса. Поэтому в 2009 году по сравнению с 2008 годом количество магазинов расположенных в сельской местности снизилось на 254 единиц, и на 12,8 тыс. м.кв. торговой площади, что привело к тому что в 2009 году доля магазинов обслуживающих сельское население составила 72,68 %, при том что например в 2006 году эта доля составляла 79 %.
Так
же изучим показатели передвижной торговли
системы Белкоопсоюза в 2008-2009 гг., так
как она так же отвечает за обеспечение
товарами малых населенных пунктов, и
в целом сельское население [10,11].
Таблица 2.13 - Показатели передвижной торговли облпотребсоюзов
Республики Беларусь в 2008-2009 гг.
|
Примечание - Источник: собственная
разработка на основе [10,11]
Анализируя таблицу 2.13 можно сделать следующие выводы, Витебский облпотребсоюз на 1.01.2009 года располагал 135 пунктами передвижной торговли, автомагазинами что на 9 единиц меньше чем на 1.01.2010 года, следовательно Витебский облпотребсоюз располагает наибольшим числом автомагазинов среди облпотребсоюзов Республики Беларусь. Так же большим количеством автомагазинов располагает Минский облпотребсоюз -103-123 ед., и Гродненский облпотребсоюз – 75-85 ед. В 2009 году по сравнению с 2008 годом все облпотребсоюзы потребительской кооперации приобрели автомагазины, что в общей сложности составило 73 единиц.
Рассмотрим
так же развитие автомагазинов потребительской
кооперации в 2008-2009 гг. в разрезе
областей, для этого составим таблицу
2.14 [10,11].
Таблица 2.14 - Динамика развития автомагазинов потребительской
кооперации Республики Беларусь за 2008-2009 гг.
Примечание - Источник: собственная
разработка на основе [10,11]
Данные таблицы 2.14 свидетельствуют о том, что в 2008-2009 годах наибольшее количество автомагазинов было в Минском ОПС 21-22 %, а так же Витебском ОПС 26-28 %. Однако в 2009 году по сравнению с 2008 годом в их структуре наблюдались изменения, так снизилась доля автомагазинов в Витебском ОПС на 2,14 п.п., Гродненском ОПС на 0,28 п.п., и Могилевском ОПС на 0,36 п.п., за счет этого доля автомагазинов во всех остальных облпотребсоюзах выросла.
Данные изменения привели к тому, что торговое обслуживание малых населенных пунктов и агрогородков Республики Беларусь улучшилось, благодаря усилиям организаций потребительской кооперации.
Для обслуживания населения в сельской местности и агрогородках, необходимо проводить расчет потребности в автомагазинах по наиболее полному охвату населения, это позволит не только покрыть необходимый объем потребителей, но и застраховать организацию потребительской кооперации от возможности недопоставки и дефицита товаров в магазины.
Рассмотрим потребность в автомагазинах на 2009 год, для этого составим таблицу 2.15.
Анализируя
таблицу 2.15 можно сделать следующие выводы,
Витебский облпотребсоюз располагает
наибольшим числом малых населенных пунктов,
где нет стационарной торговой сети, общее
число автомагазинов составляет 121, при
задании по среднемесячному товарообороту
одного магазина 20 млн. рублей, дополнительная
потребность в автомагазинах составляет
160 единиц, для этого необходимо 6,4 млрд.
рублей финансовых средств.
Таблица 2.15 - Дополнительная потребность в aвтомагазинах из расчета наиболее полного охвата торгового обслуживания малых населенных пунктов Республики Беларусь в 2009 г.
Наименование облпотребсоюза | Количество малых агрогородков | Количество малых населенных пунктов, где нет стационарной торговой сети | Количество магазинов | Задание по
Среднемесячному товарообороту одного автомагазина. млн. рублей на 2009 год |
Дополнительная потребность атомагазинов из расчета обслужи-вания автомагазинами всех сельских населенных пунктом, ед. | Необходимо финансовых средств, млрд. рублей |
Брестский | 221 | 796 | 20 | 20 | 25 | 1 |
Витебский | 256 | 4743 | 121 | 20 | 160 | 6,4 |
Гомельский | 238 | 1093 | 54 | 20 | 15 | 0,6 |
Гродненский | 239 | 3064 | 62 | 20 | 105 | 4,2 |
Минский | 325 | 3112 | 90 | 20 | 101 | 4 |
Могилевский | 202 | 1854 | 51- | 20 | 56 | 2,2 |
итого | 1481 | 14662 | 398 | 20 | 462 | 18,4 |
Примечание - Источник: собственная
разработка на основе [10,11]
Так
же большое количество автомагазинов
требуется в Гродненской
Таким
образом, торговля является одной из
важнейших сфер деятельности, в которой
пересекаются интересы многих отраслей,
предприятий и населения. В условиях
формирования рыночных отношений
в стране существенно возрастает
роль торговли. Торговля становится
наиболее устойчивой сферой
в развитии рыночных отношений.
2.4
SWOT-анализ состояния
розничной торговли
Существуют разные подходы к изучению розничной торговли. Институциональный подход построен на описании типов розничной торговли и их развития. При использовании функционального подхода концентрируются на действиях, выполняемых розничными фирмами (таких как закупка товаров, формирование цен и работа с кадрами - businessvector.ru). В центре стратегического подхода — определение розничной фирмы, постановка целей, ориентация на подходящий потребительский рынок, выработка общего плана, реализация интегрированной стратегии и регулярное внесение корректировок.
При анализе состояния розничной торговли следует пройти следующие этапы:
1.
Дать определение розничной
2.
Изучить все основные
3. Составить сводный SWOT-анализ который позволит сгруппировать сильные слабые стороны торговли, а так же возможности и угрозы.
Информация о работе Тенденции и направления развития розничной торговли РБ