Тенденции и направления развития розничной торговли РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2011 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы объясняется появлением конкурентов с развитием рыночных отношений у потребительской кооперации. Развернули через фирменную сеть промышленные организации, колхозы и совхозы, частные предприниматели и т.д. В связи с этим в отдельных регионах потребительская кооперация стала терять свои позиции на рынке. Для сохранения и повышения конкурентоспособности необходимо совершенствовать работу по формированию ассортимента, выбору форм и методов продаж, что позволит повысить эффективность коммерческой работы.

Содержание

ВВЕДЕ-НИЕ……………………………………………………………………3
1 РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ В СФЕРЕ ТОВАРНОГО ОБРАЩЕНИЯ
1.1 Сущность и особенности функционирования розничной
торговли в Республике Бела-русь……………………………………………5
1.2 Тенденции развития розничной торговли за рубе-жом……………….10
2 СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
2.1 Состояние розничной торговой се-ти…………………………………..17
2.2 Развитие розничного товарооборо-та…………………………………..24
2.3 Формы, методы розничной продажи това-ров…………………………28
2.4 SWOT-анализ состояния розничной торгов-ли………………………..32
3 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛА-РУСЬ……………………………………………….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИ-КОВ………………………46

Работа содержит 1 файл

курсовая с доработкой.doc

— 752.00 Кб (Скачать)

     Содержание 
 

     Введение……………………………………………………………………3

     1 Розничная торговля  в сфере товарного  обращения

     1.1 Сущность и особенности функционирования  розничной 

     торговли  в Республике Беларусь……………………………………………5

     1.2 Тенденции развития розничной  торговли за рубежом……………….10

     2 Состояние и тенденции  развития отечественной 

     розничной торговли

     2.1 Состояние розничной торговой  сети…………………………………..17

     2.2 Развитие розничного товарооборота…………………………………..24

     2.3 Формы, методы розничной продажи  товаров…………………………28

     2.4 SWOT-анализ состояния розничной торговли………………………..32

     3 Направления развития  розничной торговли 

     Республики  Беларусь……………………………………………….37

     Заключение…………………………………………………………….43

     Список  использованных источников………………………46 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          Введение 
 

     Торговля  — это отрасль национальной экономики, назначением которой является продвижение товаров из сферы производства в сферу обращения и доведение их до конечного потребителя. Ее роль заключается в выполнении двух важнейших функций: экономической и социальной.

     Коммерческая  работа в торговле представляет собой  обширную сферу оперативно-организационной  деятельности торговых организаций, направленной на совершение процессов купли-продажи товаров для удовлетворения спроса населения и получения прибыли

     Главная цель коммерческой деятельности получение прибыли через удовлетворение покупательского спроса при высокой культуре обслуживания. Это требует гибкого реагирования на изменения, происходящие на рынке. Эта цель в развивающейся экономике достигается на основе эффективной организации производства с применением современных достижений научно-технического прогресса, разделения и организации труда.

     Успешно осуществлять коммерческую деятельность в сложных и многообразных условиях рыночных отношений смогут лишь хорошо подготовленные высококвалифицированные кадры коммерческих работников торговли, прошедших глубокую подготовку или повышение квалификации в области, современной организации и технологии коммерческой работы, маркетинга, менеджмента. Во главе торговых организаций, коммерческих служб должны стоять квалифицированные коммерсанты-организаторы, коммерсанты-товароведы, коммерсанты-менеджеры. хорошо знающие коммерческую работу. На оптовых базах, в торговых организациях и на организациях следует создавать коммерческие службы или отделы, возглавляемые первыми заместителями директоров организаций или, как принято называть, коммерческими директорами.

     Актуальность  темы объясняется появлением конкурентов  с развитием рыночных отношений  у потребительской кооперации. Развернули через фирменную сеть промышленные организации, колхозы и совхозы, частные предприниматели и т.д. В связи с этим в отдельных регионах потребительская кооперация стала терять свои позиции на рынке. Для сохранения и повышения конкурентоспособности необходимо совершенствовать работу по формированию ассортимента, выбору форм и методов продаж, что позволит повысить эффективность коммерческой работы.

     Цель  написания курсовой работы – разработка направлений развития розничной торговли Республики Беларусь.

     В процессе исследования поставлены и решены следующие задачи:

     – в теоретическом аспекте раскрыта сущность и особенности функционирования розничной торговли в Республике Беларусь;

     – изучены тенденции развития розничной торговли за рубежом;

     – рассмотрено состояние розничной торговой сети;

     – изучено развитие розничного товарооборота;

     – рассмотрены формы и методы розничной продажи товаров в Республике Беларусь;

     – провести SWOT-анализ состояния розничной торговли.

     Объектом  исследования в курсовой работе является розничная торговля.

     При написании курсовой работы использовались статистические данные  по Республике Беларусь, литературные источники, нормативные документы, регулирующие коммерческую деятельность, материалы периодической печати.

     При написании работы использовались как общенаучные методы, так и прикладные (специальные). В качестве общенаучных методов были взяты на вооружение такие как, сравнение, аналогия, логический метод  и др. Они в основном используются для анализа информации. Специальные методы так же пригодны для анализа информации (сравнение, цепные подстановки и др.), но еще они служат для сбора (наблюдение) и обработки информации (группировка, таблицы, графики).

     Информационной  базой исследования являются материалы  Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, оперативные данные управления торговли Белкоопсоюза. Теоретическую и методологическую основу курсовой работы составили законодательные и нормативные акты Республики Беларусь по исследуемой проблеме, научные труды отечественных авторов, разработки НИИ Белкоопсоюза, материалы периодической печати.

     Курсовая  работа состоит из введения, заключения, трех разделов, списка использованных источников. Работа содержит 47 страниц, 1 рисунок, 18  таблиц, 25 источников литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Розничная торговля в сфере товарного обращения 

     1.1 Сущность и особенности  функционирования  розничной торговли 

     в Республике Беларусь 
 

     Реформирование  розничной торговли в нашей республике в своем развитии прошло несколько стадий. На первой стадии происходила передача розничной торговли из государственной в коммунальную собственность. На второй стадии производилась реорганизация торгов и трестов. Затем — массовый переход на аренду с последующим выкупом.

     С 1993 г. начала активно проводиться  приватизация на основе конкурсов, аукционов и акционирования. В результате доля негосударственных торговых предприятий на 01.01.2007 г. составила около 81,4 % в общем количестве предприятий, а удельный вес государственной торговли снизился соответственно примерно до 18 %, и доля иностранных государственных предприятий составляет 0,6 %.

     Состояние экономики в государстве в  достаточной степени определяет эффективность всех отраслей, в том числе и торговли. Если в государстве наблюдается экономический рост, то он наблюдается и у всех отраслях экономики и наоборот. Основные показатели экономики Республики Беларусь за 2008-2009 гг. отражены в таблице 1.1. 

Таблица 1.1 - Основные показатели экономики Республики Беларусь за 2008-2009 гг.

Показатели Годы Темп  изменения, %, отклонение (+;-)
2008 2009
Численность населения, тыс. чел. 9672 9480 98,02
Численность безработных, зарегистрированных органами государственной службы занятости, тыс. чел. 37,3 40,3 108,04
Денежные  доходы населения, млрд р. 75707 87605 115,72
Валовой внутренний продукт, млрд р. 129791 136790 105,39
Продукция промышленности, млрд р. 130830 127316 97,31
Производство  потребительских товаров, млрд р. 43344 57398 132,42
Розничный товарооборот, млрд р. 50651 54736 108,06
Платные услуги населению, млрд р. 12608 14223 112,81
Индекс  потребительских цен, % 113,3 110,1 -3,2

    Примечание - Источник: собственная разработка на основе [19] 

     Данные  таблицы 1.1 свидетельствуют о том, что в 2009 г. был преодолен спад и намечался экономический подъем, так как объемы валового внутреннего продукта (ВВП), розничного товарооборота, выпуска товаров народного потребления росли (5,39; 8,06; 32,42 % соответственно).

     Впервые за последние годы увеличение денежных доходов населения опережал рост цен. Это свидетельствовало о росте реальной заработной платы, увеличении покупательной способности населения. В связи с этим оживилась коммерческая деятельность, увеличился объем розничного товарооборота Республики Беларусь. Официальный уровень безработицы на 01.01.2010 г. составил 40,3 тыс. чел. от экономически активного населения. Можно сделать вывод, что наметившийся в 2009 г. экономический рост являлся предпосылкой к росту эффективности потребительской кооперации в целом и кооперативной торговли (коммерческой деятельности) в частности.

     Среди факторов внешнего воздействия для коммерческой деятельности немаловажен демографический. Статистические данные о численности населения показывают, что в Республике Беларусь начиная с 1990 г. снижается общая численность населения, смертность выше чем рождаемость, т. е. отсутствует естественный прирост численности населения. Наряду со снижением численности всего населения происходит его отток из сельской местности. В деревнях и селах происходит более быстрыми темпами "старение" населения и сокращение средней продолжительности жизни, чем в городах. Это в свою очередь является фактором снижения контингента обслуживаемого населения предприятиями торговли потребительской кооперации, которые в основном расположены в сельской местности.

     Снижение  численности обслуживаемого населения сокращает емкость рынка и меняет его структуру. В сельских населенных пунктах проживают в основном пенсионеры, потребности которых по их доходам ограничиваются социально значимыми товарами. Вследствие этого падают объемы торговли, закрываются убыточные торговые предприятия, что негативно отражается на уровне социально-экономической эффективности.

     На  эффективность торговой деятельности непосредственное влияние оказывает уровень кредитования. Размер кредита должен быть органически увязан с принципами самофинансирования и самоокупаемости, объективными потребностями в материальных и денежных ресурсах. Если организации торговли нарушают условия кредитования, к ним применяются штрафные санкции, а при нарушении сроков погашения ссуд они лишаются права на новый кредит. Это в итоге влияет на прибыльность.

     Степень удовлетворения спроса влияет на рост эффективности торговой организации и является основным фактором этого роста. Так как кооперативная торговля ориентируется на спрос населения, то состояние ее эффективности зависит от доходов, получаемых жителями республики, так средняя заработная плата в целом по отраслям в 1990 г. составляла 269 р, в 1995 г. – 755129 р., в 2000 г. – 58916 р., в 2003 г. – 250686 р., в 2005 г. – 463741 р., а в 2009 г. – 981584 р., при этом в торговле в 2009 г. заработная плата составила 850461 р. (таблица 2). 

Таблица 1.2 - Среднемесячная заработная плата в торговле Республики Беларусь за 2008-2009 гг., р.

Примечание - Источник: собственная разработка собственная разработка на основе [19] 

     Так из данных таблицы 1.2 следует, что в торговле Республики Беларусь в 2009 году по сравнению с 2008 годом средняя заработная плата выросла на 17,08 % или на 124079 р., наибольший темп роста наблюдался в г. Минске – 20,7 %, и Минской области – 17,3 %.

Информация о работе Тенденции и направления развития розничной торговли РБ