Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2011 в 17:27, курсовая работа
Актуальность темы объясняется появлением конкурентов с развитием рыночных отношений у потребительской кооперации. Развернули через фирменную сеть промышленные организации, колхозы и совхозы, частные предприниматели и т.д. В связи с этим в отдельных регионах потребительская кооперация стала терять свои позиции на рынке. Для сохранения и повышения конкурентоспособности необходимо совершенствовать работу по формированию ассортимента, выбору форм и методов продаж, что позволит повысить эффективность коммерческой работы.
ВВЕДЕ-НИЕ……………………………………………………………………3
1 РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ В СФЕРЕ ТОВАРНОГО ОБРАЩЕНИЯ
1.1 Сущность и особенности функционирования розничной
торговли в Республике Бела-русь……………………………………………5
1.2 Тенденции развития розничной торговли за рубе-жом……………….10
2 СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
2.1 Состояние розничной торговой се-ти…………………………………..17
2.2 Развитие розничного товарооборо-та…………………………………..24
2.3 Формы, методы розничной продажи това-ров…………………………28
2.4 SWOT-анализ состояния розничной торгов-ли………………………..32
3 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛА-РУСЬ……………………………………………….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИ-КОВ………………………46
Таблица 2.5.- Основные показатели функционирования стационарной
розничной торговой сети отдельных хозяйствующих субъектов системы Белкоопсоюза за 2008-2009 гг.
Примечание - Источник: собственная
разработка на основе [10,11]
Данные таблицы 2.5 свидетельствуют о том, что розничный товарооборот Белкоопсоюза в 2009 г. по сравнению с 2008 г. вырос на 687203,4 млн р. или на 14,62 %, это произошло за счет увеличения розничного товарооборота всех облпотребсоюзов, так по Могилевскому ОПС розничный товарооборот вырос на 77469,3 млн р. или на 11,64 %., по Брестскому – на 110678 млн р. или на 12,12 %, Гомельскому - на 34808 млн р. или на 3,87 %, Витебскому ОПС - на 98404,9 млн р. или на 12,25 %, Минскому ОПС – на 165416 млн р. или на 17,95 %., а Гродненскому ОПС – на 117663,7 млн р. или на 21,66 %. Следовательно, наибольший рост конечного результата торговой деятельности потребительской кооперации был в Гродненском облпотребсоюзе, при этом количество магазинов в данном облпотребсоюзе снизилось на 35 ед., или на 0,7 тыс. м.кв. общей торговой площади.
На
основании данных таблицы 2.6 проведем
анализ эффективности использования стационарной
розничной торговой сети отдельных хозяйствующих
субъектов системы Белкоопсоюза за 2008-2009
гг., результаты оформим в таблице 2.6 [10,11].
Таблица 2.6. - Эффективность использования стационарной розничной торговой сети отдельных хозяйствующих субъектов системы
Белкоопсоюза за 2008-2009 гг.
Примечание - Источник:
собственная разработка на основе [10,11]
Данные таблицы 2.6 свидетельствуют о том, что увеличение розничного товарооборота на 1 магазин по Белкоопсоюзу в 2009 г. по сравнению с 2008 г. составляло 36,83 %, а на один квадратный метр – 34,78 %, что свидетельствует о повышении эффективности использования розничной торговой сети. Данные рост наблюдался по всем облпотребсоюзам Белкоопсоюза, однако наиболее успешной была деятельность Гродненского ОПС, так как рост розничного товарооборота на 1 магазин составлял 24,66 %, а на 1 м.кв. торговой площади – 22,29 %. Наименьшее увеличение показателей эффективности использования розничной торговой сети было в Гомельском ОПС, это свидетельствует о том, что при наличии одной из самых больший розничный сетей в Белкоопсоюзе, облторгсоюз использует ее не достаточно эффективно.
Таким
образом, сложившаяся в зоне деятельности
потребительской кооперации социально-экономическая
ситуация, характер происходящих в экономике
преобразований потребовали существенных
мер по реформированию и совершенствованию
деятельности кооперативных организаций.
2.2
Развитие розничного
товарооборота
Розничный товарооборот - это важнейший показатель торговых отношений организаций. Он характеризует объем деятельности организации (страны), от него зависит объема дохода и прибыли.
Розничный
товарооборот имеет также
Посредством розничного товарооборота получают общественное признание стоимость и потребительная стоимость товаров народного потребления.
Розничный товарооборот - важное звено в процессе осуществления экономического закона распределения по труду. Денежные доходы, полученные в соответствии с количеством и качеством затраченного труда, обмениваются через розничный товарооборот на нужные товары. Розничный товарооборот отражает уровень жизни населения.
Изучим основные показатели розничной торговли Республики Беларусь в 2008-2009 гг. [19].
Данные
таблицы 2.7 свидетельствуют о том, что
розничный товарооборот Республики Беларусь
увеличивался, так в 2009 г. он составлял
54736 млрд р., что больше чем в 2008 г. на
3% в сопоставимых ценах, и на 8,1 % в действующих
ценах.
Таблица 2.7 - Основные показатели розничной торговли Республики
Беларусь в 2008-2009 гг.
Показатели | Годы | Отклонение (+;-), темп изменения, % | |
2008 | 2009 | ||
Розничный товарооборот: | |||
в фактически действовавших ценах, млрд. руб. | 50651 | 54736 | 108,1 |
в сопоставимых
ценах, в процентах к предыдущему году |
119,2 | 103,0 | -16,2 |
Примечание - Источник: собственная
разработка на основе [19]
Доля продажи товаров отечественного производства магазинами в объеме их розничного товарооборота в 2009 году составила 78,6%, в том числе продовольственных товаров – 86,5%, непродовольственных – 67,6%.
Выполнение
параметров прогноза по темпам роста
розничного товарооборота по областям
и г. Минску характеризуется следующими
данными (таблица 2.8) [19].
Таблица 2.8 - Выполнение параметров прогноза по темпам роста
розничного товарооборота по областям и г. Минску, %
Примечание - Источник: собственная
разработка на основе [19]
Данные таблицы 2.8 свидетельствуют о том, что в 2009 году выполнены прогнозные показатели по темпам роста розничного товарооборота как в целом по республике, так и по всем областям и г.Минску. Наибольшее перевыполнение плана розничного товарооборота в 2009 году наблюдалось в Минской области – 6,3%, а так же Гродненской области – 3,1 %, однако в 2008 году перевыполнение плана розничного товарооборота в целом по республике было значительно выше – 19,2 %, чем в 2009 году – 3%.
Распределение
розничного товарооборота по формам собственного
в Республике Беларусь за 2008-2009 гг. приведено
в таблице 2.9.
Таблица 2.9 - Распределение розничного товарооборота по формам
собственности, %
Показатели | Годы | Отклонение (+;-) | |
2008 | 2009 | ||
Розничный товарооборот - всего | 100 | 100 | - |
в том числе по формам собственности: | |||
государственная | 14,7 | 14,5 | -0,2 |
частная | 81,9 | 81,9 | - |
из
нее организаций потребительской кооперации |
9,5 | 9,8 | 0,3 |
иностранная | 3,4 | 3,6 | 0,2 |
Примечание - Источник: собственная
разработка на основе [19]
Данные таблицы 2.9 свидетельствуют о том, что основная масса товарооборота образовывалась в торговых объектах частной формы собственности 81,9 %, при этом данная доля в 2009 г. по сравнению с 2008 г. не изменилась, однако росло количество магазинов иностранной формы собственности на 0,2 %. Так же значительная доля 14,5-14,7 % розничного товарооборота формировалась в торговых объектах государственной формы собственности, однако за счет того что в последние годы – 2008-2009 гг. – выросла доля иностранных торговых организаций, то в 2009 году по сравнению с 2008 годом она снизилась на 0,2 п.п.
Данные
о структуре общего объема розничного
товарооборота по формам собственности
в 2008-2009 годах в Республике Беларусь приведены
в таблице 2.10 [19].
Таблица 2.10 - Структура общего объема розничного товарооборота в
Республике Беларусь по формам собственности в 2008-2009 гг.
|
Примечание - Источник: собственная
разработка на основе [19]
Данные таблицы 2.10 свидетельствуют о том, что в 2009 году основная масса (82%) общего объема товарооборота Республики Беларусь приходилась на частную форму собственности, аналогичная доля была и в 2008 году, изменения наблюдались только по структуре объема товарооборота по государственной форме собственности – он снизился в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 0,4 %, республиканской – доля снизилась на 0,4 %, а так же смешанной собственности, за счет этого розничный товарооборот иностранной формы собственности увеличился на 0,2 %.
Следовательно, стало больше появляться магазинов, принадлежащих иностранным организациям.
Так же изучим структуру розничного товарооборота Республики Беларусь в 1995-2009 годах по группам товаров (рис.1).
Примечание - Источник: собственная
разработка на основе [19]
Из данных рисунка 1 видно, что с каждым годом доля непродовольственных товаров в общем объеме розничного товарооборота Республики Беларусь увеличивается. В структуре общего объема розничного товарооборота удельный вес продовольственных товаров в 2009 г. составил 51,1% (в 2008 г. – 49,5%). В 2009 году населению продано продовольственных товаров на 27,9 трлн р., непродовольственных товаров – на 28 трлн р., что составляет соответственно 100,3% и 105,8% к уровню 2008 г.
Следовательно, рынок продовольственных товаров и непродовольственных товаров развивался равномерно, и привел к запланированному государством показателям.
Организациями общественного питания в 2009 г. реализовано продукции на 2694,6 млрд р., или в сопоставимых ценах 96,9% к уровню 2008 г.
В 2009 г. организациями общественного питания реализовано продукции собственного производства на 2455,3 млрд р., что составляет 91% в объеме розничного товарооборота общественного питания.
Таким
образом, изучив основные показатели розничного
рынка в Республики Беларусь можно сказать,
что розничный товарооборот, как и объем
платных услуг для населения с каждым
годом увеличивался. Особенностью в 2009
г. стало соотношение продовольственных
и непродовольственных товаров в общем
товарообороте 51:49, следовательно, почти
половину оборота занимали продовольственные
товары.
2.3
Формы, методы
розничной продажи
товаров
В
процессе доведения товаров от производителя
до потребителя, продажа товаров
является завершающей стадией
В Республике Беларусь используются две формы организации торговли: магазинная и внемагазинная.
Информация о работе Тенденции и направления развития розничной торговли РБ