Сравнительный анализ основных форм организации фирмы в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2013 в 21:37, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы обусловлена тем, что изучение закономерностей трансформации такого экономического института как фирма дает возможность ответить на ряд вопросов, значимых с точки зрения понимания существа происходящих в экономике Российской Федерации процессов и определения границ экономического сектора, внутри которого лежит область принятия реальных экономических решений.
Невнятная социально-экономическая политика, «социальной направленности», хорошо демонстрирует тот факт, что внутренняя логика, определяющая направление, формы и скорость трансформаций общества, до сих пор в лучшем случае до конца не осознана, а в худшем - осознана, но используется для обслуживания интересов далеко не самых перспективных социальных групп.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
1. Фирма как экономический объект…………………………………….5
1.1 Предприятие как самостоятельный хозяйствующий субъект……..5
1.2 Теория фирмы…………………………………………………………6
2. Предприятие как ресурс……………………………………………….9
2.1 Факторы производства и эффективное функционирование
Предприятия………………………………………………………………9
2.2 Формы предприятий………………………………………………...15
3. Сравнительный анализ основных форм организации фирмы в современной России …………………………………………………………...24
3.1 Сравнение ООО и ЗАО………………………………………………24
3.2 Сравнение ИП и юридического лица (ООО и ЗАО)……………….26
Заключение……………………………………………………………...29
Список использованной литературы………

Работа содержит 1 файл

фирма-предприятие.docx

— 54.53 Кб (Скачать)

 

 

 

 

                                                    ПЛАН

 

 

 

Введение…………………………………………………………………..3

1. Фирма как экономический объект…………………………………….5

1.1 Предприятие как самостоятельный хозяйствующий субъект……..5

1.2 Теория фирмы…………………………………………………………6

2. Предприятие как ресурс……………………………………………….9

2.1 Факторы производства и эффективное функционирование

Предприятия………………………………………………………………9

2.2 Формы предприятий………………………………………………...15

3. Сравнительный анализ основных форм организации фирмы в современной России …………………………………………………………...24

           3.1 Сравнение ООО и ЗАО………………………………………………24

           3.2 Сравнение ИП и юридического лица (ООО и ЗАО)……………….26

Заключение……………………………………………………………...29

Список использованной литературы………………………………..30

 

Введение

 

Главной отличительной чертой, раскрывающей преимущества рыночной экономики, является конкуренция. Именно она способствует прогрессу рыночного общества и  поступательному движению цивилизации. Каждый действительно грамотный  экономист знает, что рынок тем  эффективнее, чем он больше удовлетворяет  условиям совершенной конкуренции. Только на таком рынке цены служат надежной информацией о том, что, как и сколько нужно производить.

Хозяйственная деятельность в условиях рыночной экономики на микроуровне характеризуется таким понятием, как предпринимательская деятельность. Субъектом предпринимательской деятельности выступает фирма.

В наиболее односложном понимании фирма представляет собой организацию, владеющею одним или несколькими предприятиями и использующую экономические ресурсы для производства товаров и оказания услуг, с целью получения прибыли.

Столь подробное определение  дано, поскольку темой данной курсовой работы выступает: «Фирма-предприятие  как агент рыночной экономики. Предпринимательская  деятельность».

Актуальность  темы обусловлена тем, что изучение закономерностей трансформации  такого экономического института как  фирма дает возможность ответить на ряд вопросов, значимых с точки  зрения понимания существа происходящих в экономике Российской Федерации  процессов и определения границ экономического сектора, внутри которого лежит область принятия реальных экономических решений.

Невнятная социально-экономическая политика, «социальной направленности», хорошо демонстрирует тот факт, что внутренняя логика, определяющая направление, формы  и скорость трансформаций общества, до сих пор в лучшем случае до конца не осознана, а в худшем - осознана, но используется для обслуживания интересов далеко не самых перспективных социальных групп.

Системное представление трансформаций экономических  институтов позволяет выявить обычно остающийся в тени факт:

- отдельные  поведенческие реакции предприятия,  фирмы, каждая из которых, возможно, адаптивна по отношению к конкретным  «раздражителям» экономической  среды, в своей совокупности  ведут предприятие или фирму  не к адаптации к «окружающей  экономической среде», а, напротив, к «выпадению» из нее.

Таким образом, теоретическое обоснование роли фирмы, как субъекта рыночной экономики  в свете современных экономических  воззрений является важной, современной  и значимой темой.

Исходя  из актуальности темы, сформулирована основная цель курсовой работы – исследование деятельности, эффективности и проблем  фирмы как основного агента рыночной экономики.

Для достижения поставленных целей необходимо решить комплекс следующих задач:

1. Исследовать  специфику организации фирмы  как субъекта экономики при  определении её целей, движущих  мотивов и задач;

2. Анализ  показателей эффективности деятельности  фирмы и характеристика её  финансового положения;

3. Определить  возможности роста экономического  потенциала фирмы;

4. Выявление проблем функционирования фирм и развития предпринимательства в отечественной экономике;

5. Охарактеризовать  возможные факторы и условия  повышения работы фирм.

Объектом  исследования выступает функционирование института фирмы в современной  рыночной экономике. Предметом является оценка экономических категорий  и показателей, характеризующих  деятельность фирмы в условиях рынка.

                           1. Фирма как экономический объект

    1. Предприятие как самостоятельно хозяйствующий субъект

 

В развитой рыночной экономике действуют  три ведущих хозяйствующих субъекта: домохозяйства, предприятия (различных  форм собственности) и государство, которое выступает в качестве коллективного предпринимателя. Основными  хозяйствующими субъектами, которые сосредотачивают в своей собственности большую часть общественного капитала (имущества), являются предприятия в различных организационно - правовых формах и их объединения[12].

В соответствии с действующим законодательством  к юридическим лицам относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

После прохождения государственной  регистрации предприятие признается юридическим лицом. Юридическое  лицо - это организация, которая  обладает четырьмя характерными признаками:

- имеет обособленное имущество; 

- отвечает по обязательствам  своим имуществом. Этот признак  обеспечивает минимальную гарантию прав его кредиторов. Юридическое лицо отвечает по обязательствам всем принадлежащим ему имуществом;

- имеет право заключать договоры  на все виды деятельности: займа,  аренды, купли-продажи; 

- может являться истцом и  ответчиком в суде.

Юридическое лицо имеет самостоятельный  бухгалтерский баланс, расчетный  и иные счета в банке

Основными характерными чертами предприятия  являются производственно-техническое  единство, выражающееся в общности процессов производства; организационное  единство – наличие единого руководства, плана; экономическое единство, проявляющееся в общности материальных, финансовых ресурсов, а также экономических результатов работы.

Из всего вышесказанного сделаем  вывод: Гражданский Кодекс РФ рассматривает  предприятие как единый имущественный  комплекс, включающий все виды имущества, предназначенные для осуществления  деятельности: земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на фирменное  наименование, товарные знаки и другие исключительные права. Он может являться государственной или муниципальной собственностью, либо принадлежать коммерческой организации, созданной в форме хозяйственного общества или товарищества, производственного кооператива или некоммерческой организации, осуществляющей в соответствии с законом и ее уставом предпринимательскую деятельность (например, имущество, используемое гаражным кооперативом для ремонта автомашин, его права и обязанности, связанные с этой деятельностью). 

 

1.2 Теория фирмы

 

Теория  фирмы является важным аспектом в  экономике предприятия. Введем её понятие. Теория фирмы – это теория, объясняющая и прогнозирующая поведение фирмы, особенно в области принятия решений, связанных с ценообразованием и выпуском продукции. Фирма представляет собой сложное экономическое образование. В экономике сложилось несколько концепций трактовки фирмы[8].

Неоклассическая теория фирмы рассматривает ее как производственную (технологическую) единицу, целью которой является максимизация прибыли. Главная задача фирмы состоит в нахождении такого соотношения ресурсов, которое обеспечило бы ей минимальные издержки производства. Однако опорные предпосылки неоклассической трактовки фирмы – заданность условий деятельности (совершенство информации, полная рациональность поведения, стабильность цен), игнорирование особенностей внутренней организации (организационная структура, внутрифирменное управление), отсутствие альтернативности в выборе решений — делали ее мало пригодной для решения практических задач.

Институциональная теория фирмы исходит из того, что фирма является сложной иерархической структурой, действующей в условиях рыночной неопределенности. Главная задача связывалась с объяснением поведения фирмы в системе дорогостоящей и неполной информации, а в центр внимания были поставлены вопросы о причинах многообразия видов фирм и их развития. Используя в качестве предпосылок наличие трансакционных издержек (издержки осуществления сделок), а также присущий фирме неценовой метод распределения ресурсов, институциональная теория определяет фирму как альтернативный рыночному (ценовому) механизм осуществления сделок (управления ресурсами) в целях экономии трансакционных издержек.

Другая  предпосылка теории базируется на понимании  того, что, являясь сложной иерархической  организацией, фирма представляет собою  совокупность отношений между вовлеченными в нее владельцами ресурсов. В  этом смысле центральным вопросом анализа становится исследование проблемы распределения прав собственности, а сама фирма представляется в виде заключаемого между владельцами ресурсов контракта, призванного обеспечить наиболее эффективное использование ресурсов. Поскольку данный тип контракта базируется на добровольном переуступлении властных правомочий одной стороной другой, то возникает необходимость контроля поручителем исполнителя — проблема «принципал-агент», в связи с чем возникают издержки контроля. Таким образом, фирма оказывается средоточением двух типов контрактов — внешних (рыночных), отражающих ее взаимодействие с рыночными институтами и связанных с трансакционными издержками, а так же внутренних, отражающих особенности внутренней организации фирмы и связанных с издержками контроля.

Бихевиористские теории фирмы акцентируют свое внимание на активной роли фирм в экономике, их способности не только приспосабливаться к изменяющейся рыночной среде, но и изменять эту среду. Они исходят из невозможности максимизации какой-либо цели и концентрируют внимание на исследовании функционирования внутренних структур фирмы и проблем принятия решений. В этом отношении можно выделить предпринимательскую концепцию фирмы, в которой фирма рассматривается как система взаимодействия разных уровней проявления предпринимательской функции (управления). Главной задачей является консолидация этой функции, и поведение фирмы определяется как результат взаимодействия разных уровней предпринимательства. В данной концепции главный вопрос сводится к решению проблемы «принципал-агент», т.е. взаимодействия собственника и наемных управленцев. Поскольку «агенты» всегда располагают более полной информацией, они могут использовать это к собственной выгоде и в ущерб интересам собственника. Следствием этого может явиться отклонение от целей фирмы, рост издержек и снижение прибыли. Поэтому главная задача внутрифирменного управления сводится к обеспечению единонаправленности их (принципала и агента) целей в долгосрочной перспективе, а условиями ее решения выступают дисциплина рынка и создание стимулирующих механизмов.

Другой  разновидностью этой теории является эволюционная концепция фирмы. Суть ее сводится к тому, что фирма эволюционирует под воздействием внешних и внутренних факторов, а решения принимаются исходя из особенностей внутренней организации и сложившихся на фирме традиций. При этом у фирмы отсутствует единственный критерий оптимальности принятия решений и ее поведение меняется в зависимости от рыночной ситуации, сложившихся традиций и исторического опыта фирмы.

 

2. Предприятие как ресурс

2.1 Факторы производства и эффективное функционирование предприятия

 

Факторы производства – это используемые предприятием в производстве ресурсы, от которых в определяющей степени зависят количество, объем выпускаемой продукции. Всего факторы производства подразделяются на 2 вида: материальные ресурсы (земля, сырьевые ресурсы, капитал) и людские ресурсы (труд, предпринимательская способность). Остановимся на каждом подробнее[4].

К понятию земля относятся все естественные, природные ресурсы, которые применяются в производственном процессе - земельные участки, полезные ископаемые, леса, реки и т.п.

Понятие капитал охватывает все производственные, т.е. созданные человеком, средства производства - здания, сооружения, оборудование, инструменты и т.п., используемые в производстве товаров и услуг и доставке их конечному потребителю.

Различают понятия реальный капитал - это инструменты, машины и др. производительное оборудование (экономический ресурс), и финансовый капитал - деньги и близкие к ним  финансовые инструменты - акции, облигации  и т.п. (экономическим ресурсом не является).

Фирмы делят  капитал на два типа: основной и  оборотный. Основной капитал состоит  из объектов, не изменяющих свою форму  в процессе производства (здания, оборудование и т.п.). Оборотный капитал - это  все предметы, которые "потребляются" в процессе производства, т.е. принимают  какую-то другую форму. Фирма включает в оборотный капитал средства, которые используются на текущие  расходы (покупку материалов и заработную плату).

Процесс производства и накопления реальных капитальных товаров называется инвестированием.

Термином труд обозначают все физические и умственные способности людей, применяемые в производстве товаров и услуг.

Значение  термина предпринимательская способность раскрывается в его определении.

Предпринимательская способность — набор качеств, умений, способностей человека, позволяющих  ему находить и использовать лучшее сочетание ресурсов для производства, продажи товаров, принимать разумные последовательные решения, создавать  и применять новшества, идти на допустимый риск.

Информация о работе Сравнительный анализ основных форм организации фирмы в современной России