Сравнительный анализ основных рыночных структур

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 11:36, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ и сравнение основных рыночных структур. Исходя из цели работы, рассмотриваются следующие вопросы:
Понятие рынка и определение рыночной структуры;
Виды рынка;
Сравнительная характеристика и классификация основных моделей рынка;
Предметом данной курсовой работы являются модели рынка, а объектом особенности рыночной структуры.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……3
Глава 1. Основные типы рыночных структур……………………..………...4-12
1.1 Понятие рынка и рыночной структуры……………………..4- 6
1.2 Типы отраслевых рынков…………………………………...6- 12
Глава 2. Монополия как тип рыночной структуры в России, США и Западной Европе………………………………………………………………………...12- 22
2.1 Монополии в России……………………………………….12 -17
2.2 Нефтяные монополии в США и Западной Европе…...….17- 21
2.3 Пищевые монополии………………………………...…….21- 22
Заключение……………………………………………………… …………23- 24
Список использованной литературы………………………………………….. 25

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 99.73 Кб (Скачать)

Национальный исследовательский  университет

Московский государственный  институт электронной техники

Институт экономики, управления и права

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Экономическая теория»

 

Тема: «Сравнительный анализ основных рыночных структур»

 

 

Выполнила: студентка группы ЭУ-15

Нестерова М.

Научный руководитель: Кознов А.Б.

 

 

Москва 2012

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……3

Глава 1. Основные типы рыночных структур……………………..………...4-12

1.1 Понятие рынка и рыночной структуры……………………..4- 6

1.2 Типы отраслевых рынков…………………………………...6- 12

Глава 2. Монополия как тип рыночной структуры в России, США и Западной Европе………………………………………………………………………...12- 22

2.1 Монополии в России……………………………………….12 -17

2.2 Нефтяные монополии в США и Западной Европе…...….17- 21

2.3 Пищевые монополии………………………………...…….21- 22

Заключение………………………………………………………  …………23- 24

Список использованной литературы………………………………………….. 25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В самом общем виде рынок  — это система экономических  отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения  товаров, а также движения денежных средств. Рынок развивается вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только произведенные  продукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда (земля, дикорастущий лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в  обществе охвачены куплей-продажей. Характер взаимодействия фирм друг с другом на рынке определяется типом рынка (рыночной структурой). Поэтому для  того, чтобы лучше понимать функционирование фирм на рынке необходимо определить основные характеристики рыночных структур, факторы, определяющие структуру рынка.

Данная курсовая работа посвящена  структуре рынка и его основным типам. Актуальность этой темы в том, что современная экономика многих государств носит рыночный характер. Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения  основных экономических проблем. Формируясь не одно столетие, рыночные модели приобрели цивилизованные формы, и по всей видимости, будут определять экономический облик будущего во всех странах мира.

Целью данной курсовой работы является анализ и сравнение основных рыночных структур. Исходя из цели работы, рассмотриваются следующие вопросы:

  1. Понятие рынка и определение рыночной структуры;
  2. Виды рынка;
  3. Сравнительная характеристика и классификация основных моделей рынка;

Предметом данной курсовой работы являются модели рынка, а объектом особенности рыночной структуры.

Глава 1. Основные типы рыночных структур.

1.1 Понятие рынка и рыночной структуры

Эволюция общественных форм производства и хозяйства привела  к возникновению современной  рыночной системы, в основе которой  функционирование социализированного товарного производства, ориентированного на удовлетворение потребностей общества в целом и отдельных индивидов.

Рынок – это организационная структура, где встречаются покупатели и продавцы, производители и потребители и где в результате их взаимодействия устанавливаются цены товаров и объем продаж.1

Рыночная структура сложное  понятие, имеющее множество аспектов. Она может определяться характером объектов рыночных сделок. Существуют рынки факторов производств (земля, труд, капитал), рынки продуктов и услуг, рынки товаров длительного (более года) и не длительного (до года) пользования и т. д.

 

Под рыночной структурой принято  понимать совокупность множества специфических  признаков и черт, отражающих особенности  организации и функционирования того или иного отраслевого рынка. Понятие рыночной структуры отражает все аспекты рыночной среды, в рамках которой действует фирма: количество фирм в отрасли, число покупателей на рынке, особенности отраслевого продукта, соотношение ценовой и неценовой конкуренции, рыночная власть отдельного покупателя или продавца и т. п.2

Теоретически, рыночных структур может быть большое количество. Тем  не менее, многие экономисты считают  возможным упростить анализ, прибегнув  к типологии рыночных структур исходя из нескольких базовых параметров — признаков отраслевого рынка.

1. Число фирм в отрасли. От численности продавцов, действующих на данном отраслевом рынке, будет зависеть наличие или отсутствие у отдельной фирмы возможности оказывать воздействие на рыночное равновесие.

2. Контроль над рыночной  ценой. Степень контроля отдельной  фирмы над ценой — наиболее  яркий показатель уровня развития отношений конкуренции на отраслевом рынке. Чем больше контроль отдельного производителя над ценой, тем менее конкурентным является рынок.

3. Характер реализуемой  на рынке продукции (стандартизированный  или дифференцируемый товар производит  отрасль).

Дифференцируемость продукции  означает, что на данном рынке разные фирмы предлагают товары, предназначенные  для удовлетворения одной и той  же потребности, но отличающиеся разными  параметрами. Чем более стандартизированной (однородной) является отраслевая продукция, тем более конкурентным является рынок.

4. Условия вступления  в отрасль. Наличие барьеров будет препятствовать вхождению новых фирм на данный отраслевой рынок и, следовательно, развитию отраслевой конкуренции.

5. Наличие неценовой конкуренции.  Неценовая конкуренция имеет  место в том случае, если отраслевой  продукт носит дифференцируемый  характер. Неценовая конкуренция - конкуренция в отношении качества продукции, услуг, местоположения и доступности, а также рекламы.

В зависимости от содержания каждого признака и их сочетания  формируются разные типы отраслевых рынков (разные модели рынка) — совершенной  конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и чистой монополии.

1.2 Типы отраслевых рынков.

Характер конкуренции  может быть различным, что существенно  влияет на способ достижения рыночного  равновесия. Различия в характере  рыночной конкуренции связаны с  существованием различных рыночных структур. Рыночные структуры отличаются друг от друга по количеству и размерам функционирующих на данном рынке предприятий, характеру производимой этими предприятиями продукции, возможностями входа на рынок новых предприятий и выхода из него, а также доступностью информации, необходимой для принятия экономических решений. Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной или совершенной конкуренции.3

В действительности совершенная  конкуренция является довольно редким случаем и лишь некоторые из рынков приближаются к ней (например, рынок  зерна, ценных бумаг, иностранных валют). Совершенная конкуренция является простейшей ситуацией и дает исходный, эталонный образец для сравнения  и оценки эффективности реальных экономических процессов.

Совершенная конкуренция помогает распределить ограниченные ресурсы таким образом, чтобы достичь максимального удовлетворения потребностей (когда P=MC). Совершенная конкуренция заставляет фирмы производить продукцию с минимальными средними издержками и продавать ее за цену, соответствующую этим издержкам.

К достоинствам совершенной  конкуренции следует отнести  следующие ее свойства:

  1. Побуждает товаропроизводителей повышать эффективность производства, экономить труд и затраты;
  2. Стихийно приспосабливает структуру производства к потребностям покупателей;
  3. Отвергает производство ради производства;
  4. Создает саморегулирующуюся систему рынка.

Недостатки совершенной  конкуренции выражаются в следующем:

  1. Рыночное и макроэкономическое равновесие создается путем бесконечного нарушения данного равновесия;
  2. Формируется динамичная, но нестабильная система хозяйства;
  3. Она сама готовит условия для своего отрицания - в процессе соперничества рождается монополизм, ее полная противоположность;
  4. Ей чужды общественные блага и общественные ценности (родина, оборона, порядок, уважение к человеку по принципу: люби других, как самого себя);
  5. Порождает отрицательные внешние эффекты (загрязнение окружающей среды, преступность, разрушение традиций);
  6. Ей чужды заботы о том, что не окупает себя в данный момент (например, затраты на фундаментальные научные исследования, на театр, на искусство и литературу в целом);
  7. Не учитывает разнообразия потребностей, их уникальности в отдельных людях, поскольку ориентируется на однородную товарную массу;
  8. Создает равные возможности входа в рыночную систему, но не обеспечивает и не гарантирует равные результаты деятельности человека в этой системе. Доказательство тому - разорение одних и обогащение других.

Все это и привело к  тому, что совершенная конкуренция  в процессе развития рыночной системы  хозяйствования уступает место несовершенной  конкуренции.

Рынок, на котором отсутствует  хотя бы один признак совершенной  конкуренции, называется рынком несовершенной  конкуренции. На рынке несовершенной конкуренции подавляющая часть продукции предлагается ограниченным числом фирм, которые, занимая господствующее положение на рынке, могут влиять на условия реализации продукции и, прежде всего, на цены.

    Существует несколько  структур (моделей) рынка несовершенной конкуренции:

  • Чистая монополия;
  • Монополистическая конкуренция;
  • Двусторонняя монополия;
  • Олигополия;
  • Дуополия;
  • Монопсония;
  • Дуопсония;
  • Олигопсония и др.

                                                                                                             Таблица 1.1

Сравнительная характеристика моделей рынка.4

Основные характеристики рынка

Совершенная конкуренция

Монополистическая конкуренция

Чистая монополия

Число фирм в отрасли

Очень велики (стремится  к бесконечности)

Велико

Одна

Самостоятельность политики

Фирмы действуют самостоятельно, так как предсказать реакцию  конкурентов невозможно

Фирма действует самостоятельно, так как ей не с кем считаться

Барьеры для вступления в  отрасль новых производителей

Отсутствуют

Слабые

Непреодолимые

Эластичность спроса на продукцию  отрасли

Небольшая

Средняя

Наименьшая

Получение фирмой экономической  прибыли

В долгосрочном периоде экономической  прибыли нет

Фирма может постоянно  получать экономическую прибыль

Соотношение цены и предельных издержек

Цена равна предельным издержкам

(P = MC)

Цена превышает предельные издержки (P > MC)


 

Крайним случаем несовершенной  конкуренции является чистая монополия (от греч. «моно»- один, «полио»- продаю). Чистая монополия (pure monopoly)- рыночная структура, при которой в отрасли господствует только одна фирма и где границы фирмы и отрасли совпадают.5

Чистая монополия возникает  обычно там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной  степени уникален. Это в полной мере можно отнести к естественным монополиям, когда увеличение числа  фирм в отрасли вызывает рост средних  издержек (например, муниципальные  коммунальные службы).

Монополия возникает там и тогда, где и когда велики барьеры для вступления в отрасль (это может быть связано с экономией от масштаба, с естественной монополией).

Однако там, где господствуют десятки фирм, тайный сговор между которыми практически невозможен, возникает монополистическая конкуренция. Каждая фирма сама определяет свою ценовую политику.

Монополистическая конкуренция  развивается там, где необходима дифференциация продукта, где в большей  мере приходится учитывать вкусы  потребителя для сбыта своей  продукции. Монополистическая конкуренция  широко представлена в отраслях, производящих предметы потребления. Легкая и пищевая  промышленность, сфера услуг дают нам многочисленные примеры: платья, костюмы, пальто, меховые изделия, шоколадные наборы, кафе, театры, эстрада и т.д. дифференциация продуктов может  основываться не только на различиях  в качестве товара, но и на тех  услугах, которые связаны с его  обслуживанием. Важное значение приобретает не только цена, но и неценовые факторы: реклама, условия продажи, возможность покупки товара в рассрочку, наличие или отсутствие гарантийного ремонта и др.

В отличие от чистой монополии, в условиях монополистической конкуренции  нет высоких барьеров для вступления в отрасль. Эффект масштаба не имеет  большого значения, а капитал, требующийся  для начала дела, как правило невелик. Ограничениями для вступления в отрасль могут выступать патенты на продукцию, лицензии, фабричные клейма или торговые марки. Однако, в отличие от чистой монополии, патенты не носят исключительного характера, поскольку патентуются товары- субституты.

Рынок, на котором одному покупателю, не имеющему конкурентов, противостоит один продавец-монополист называется двухсторонней монополией (англ, bilateral monopoly). Двусторонние монополии встречаются на рынке труда, где сталкиваются две монопольные силы-профсоюзы и предпринимательские организации. Наиболее распространенным примером двухсторонней монополии считают обычно "город одного предприятия", в котором спрос на труд предъявляется единственным имеющимся в городе предприятием, а предложение труда осуществляется хорошо организованным и сильным профсоюзом. Хотя в России существует множество таких городов и рабочих поселков, рынок труда в них все же нельзя (сейчас) считать двухсторонней монополией из-за недостаточного развития профсоюзов; в них на рынке труда единственному нанимателю (заводу, шахте, руднику) противостоит "атомизированная" сторона предложения труда. На товарных рынках примером двухсторонней монополии может быть единственный в городе хлебозавод, использующий в качестве ресурса производства муку, вырабатываемую единственным мелькомбинатом.

Информация о работе Сравнительный анализ основных рыночных структур