Сравнительный анализ основных рыночных структур

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 15:57, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время Российское государство переживает период структурной перестройки всех сфер общественной жизни. Предпринимается попытка построить правовое демократическое общество. Естественным элементом этого процесса является переход от плановой, административно-командной экономической системы к рыночной; и, как закономерный результат этого – появление множества разнообразных типов рыночных структур. Тип рынка зависит от вида продукции, количества фирм, наличия или отсутствия ограничений на вход в отрасль и выход из нее, доступности информации о ценах, нововведениях и т.д.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 1
ГЛАВА 1 – ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ 2
1.1.ОПРЕДЕЛЕНИЕ И РАЗНОВИДНОСТИ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР 2
1.2.СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ 3
1.3.МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ 6
1.4.ОЛИГОПОЛИЯ 9
1.5.ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ 13
ГЛАВА 2 – ПРАКТИЧЕСКАЯ 17
2.1.ОСНОВНЫЕ РАЗЛИЧИЯ СТРУКТУРЫ И МЕХАНИЗМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ. 17
2.2.ВХОДНЫЕ БАРЬЕРЫ КАК ПРИЧИНА РАЗЛИЧИЙ МЕЖДУ МОНОПОЛИСТИЧЕСКИМ И КОНКУРЕНТНЫМ РЫНКАМИ 18
2.3.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ В РАЗЛИЧНЫХ ТИПАХ РЫНКОВ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23

Работа содержит 1 файл

Сравнительный анализ основных рыночных структур.docx

— 64.05 Кб (Скачать)

Оглавление

Оглавление 1

Введение 1

Глава 1 – теоретическая 2

1.1.Определение и разновидности рыночных структур 2

1.2.Совершенная конкуренция 3

1.3.Монополистическая конкуренция 6

1.4.Олигополия 9

1.5.Чистая монополия 13

Глава 2 – практическая 17

2.1.Основные различия структуры и механизма функционирования. 17

2.2.Входные барьеры как причина различий между монополистическим и конкурентным рынками 18

2.3.Экономическая эффективность в различных типах рынков 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23

ЛИТЕРАТУРА: 24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В настоящее время Российское государство  переживает период структурной перестройки  всех сфер общественной жизни. Предпринимается  попытка построить правовое демократическое  общество. Естественным элементом этого  процесса является переход от плановой, административно-командной экономической  системы к рыночной; и, как закономерный результат этого – появление  множества разнообразных типов  рыночных структур. Тип рынка зависит  от вида продукции, количества фирм, наличия  или отсутствия ограничений на вход в отрасль и выход из нее, доступности  информации о ценах, нововведениях  и т.д.

Знание структуры рынка необходимо для того, чтобы определить возможные  объемы продаж при различных уровнях  цен, и как поведут себя фирмы-конкуренты под воздействием предпринимаемых  шагов. Можно сказать, что структура  рынка определяет степень его  конкурентности.

Целью курсовой работы является изучение структуры рынка и типов рыночных структур

Курсовая работа состоит  из введения, 2-х глав и заключения.

Первая глава курсовой работы теоретическая : в ней раскрывается понятие рынка и структура рынка, рассматриваются основные типы рыночной структуры. Вторая глава - практическая : в ней производится сравнительный анализ

 

Глава 1 – теоретическая

1.1.Определение и разновидности  рыночных структур

 

Структура рынка — конфигурация отраслей в зависимости от количества компаний, производящих идентичные продукты.

Разновидности структур рынка:

  • Совершенная конкуренция - теоретически возможная структура рынка с ничем не ограниченной конкуренцией (или полным отсутствием барьеров входа); неограниченное количество производителей и покупателей в сочетании с совершенно эластичной кривой спроса
  • Монополистическая конкуренция, или конкурентный рынок, где существует большое количество компаний, каждая из которых имеет небольшую долю рынка и слабо дифференцированные продукты.
  • Олигополия — рынок, на котором доминирует небольшое количество компаний, которые вместе контролируют подавляющую долю рынка.
  • Монополия — рынок, на котором присутствует только один производитель товара или услуги.

1.2.Совершенная конкуренция

 

Совершенная, свободная или  чистая конкуренция — экономическая  модель, идеализированное состояние  рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом  спроса и предложения.

Другими словами это такой  тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей  заключается в приспособлении к  равновесному состоянию рыночных условий.

Характерными чертами  рынка совершенной конкуренции («чистой  конкуренции») являются:

-   На рынке действует множество мелких фирм, каждая из которых независима от поведения других фирм и принимает любое решение самостоятельно.

-   Доля каждой фирмы в общем объеме предложения отрасли настолько мала, что любое её решение об изменении цены не отразится на цене рыночного равновесия. Ни одна из фирм не может влиять на рыночную цену через объем производства и предложение товаров.

-   Любая фирма в этих условиях воспринимает рыночную цену как внешний фактор, не зависящий от ее действий. Фирма является ценополучаетелем, следовательно, она не имеет собственной ценовой политики.

-   Все фирмы отрасли производят однородную продукцию. Поэтому покупателю всё равно, у какой фирмы её покупать.

-   Вступление новых фирм в отрасль не встречает никаких препятствий.

-   Доступность информации. Издержки ее получения и затраты времени равны нулю.

Особенности рынка совершенной  конкуренции:

1. Оптимальный объем производства. Равенство цены предельным затратам  означает, что на производство  данного блага выделен оптимальный  объем производственных ресурсов. Таким образом, в условиях совершенной  конкуренции в длинном периоде  обеспечивается экономически эффективное  распределение факторов производства  между отраслями.

2. Равенство предельных  и средних затрат. После установления  долгосрочного равновесия у всех  фирм, оставшихся в отрасли, будут  одинаковые затраты на единицу  продукции. В обоснованности этого  вывода можно усомниться в  связи с тем, что некоторые  фирмы могут использовать уникальные факторы производства: почвы повышенной плодородности, особо одаренных специалистов, дефицитные образцы новой техники, которые позволяют производить продукцию с меньшими затратами материалов и рабочего времени.

3. Число конкурентов. Минимум  средних затрат в длинном периоде  определяет, до каких пределов  увеличивается размер фирмы в  ходе расширения масштаба производства.

В краткосрочном периоде  ограничены возможности свободного доступа новых фирм в отрасль, но каждая фирма способна изменять степень загрузки производственных мощностей. Спрос на товар фирмы  характеризуется высокой эластичностью, а рыночное формирование цены –  динамичностью. Этим обусловлена возможность  нескольких состояний и разного  поведения фирмы.

1). Состояние фирмы обеспечивает  получение экономической прибыли (сверхприбыли, т. е. сверх нормальной прибыли) и способствует её развитию.

2). Состояние безубыточного  производства. Минимальные средние  общие издержки равны предельным  издержкам и предельному доходу (цене). Фирма полностью покрывает  свои затраты на производство, получает нормальную прибыль,  но не имеет экономической  прибыли, а значит и собственных  возможностей развития.

3). Состояние фирмы обеспечивает  возмещение всей величины средних  переменных (текущих) издержек и  некоторой части средних постоянных  затрат.

4). Состояние фирмы, которое  называется предельным. Фирме удается  быть «на плаву» недолгое время.  В случае дальнейшего снижения  рыночной цены товара она перестает  быть конкурентоспособной, так  как не сможет покрывать даже текущие издержки производства и вынуждена будет покинуть отрасль.

1.3.Монополистическая конкуренция

 

Как показывает практика, в реальной жизни условия, присущие совершенной конкуренции и чистой монополии, редко соблюдаются. Чистую монополию и совершенную конкуренцию можно рассматривать как идеальные рыночные структуры, находящиеся на противоположных полюсах. Реальные же рыночные структуры занимают промежуточное положение, совмещая в себе отдельные черты и чистой монополии, и совершенной конкуренции. Одна из таких рыночных структур — монополистическая конкуренция, для описания которой полезно знать как представленную выше теоретическую модель рынка совершенной конкуренции, так и модель чистой монополии. Монополистическая конкуренция — рыночная структура, где превалируют черты совершенной конкуренции и имеются отдельные элементы, характерные для чистой монополии. Особенности монополистической конкуренции:

1. В отрасли функционирует довольно  значительное количество небольших фирм, но численно их меньше, чем при совершенной конкуренции. Фирмы создают похожую, но не одинаковую продукцию. Из этого следует, что:

• отдельной фирме принадлежит  лишь небольшая доля рынка данного товара;

• рыночная власть отдельной фирмы  ограничена, следовательно, контроль рыночной иены товара отдельной фирмой тоже ограничен;

• отсутствует возможность сговора  фирм и картелизации отрасли (создания отраслевого картеля), так как достаточно велико количество конкурирующих на рынке фирм;

• каждая фирма практически независима в своих решениях и не учитывает  реакцию других конкурирующих фирм при изменении цены своего товара.

2. Реализуемый в отрасли продукт  носит дифференцируемый характер. При монополистической конкуренции  фирмы на рынке имеют возможность выпускать товар, несхожий с производимым конкурентами. Дифференциация продукции принимает следующие формы:

• разное качество продукции, т. е. товары могут различаться по множеству параметров;

• различные услуги и условия, связанные  с продажей продукта (качество обслуживания);

• различия в размещении и доступности  товаров (например, небольшой магазин  в жилом микрорайоне может  конкурировать с супермаркетом, несмотря на более узкий ассортимент предлагаемых товаров);

• мероприятия по стимулированию сбыта (реклама, торговые марки и  знаки) и упаковка создают зачастую мнимые различия, которые навязываются потребителям.

Косметика, парфюмерия, фармацевтическая продукция, бытовая техника, услуги и т. п. — примеры дифференцированной продукции. Фирмы, производя дифференцированный продукт, имеют возможность в определенных пределах менять цену продаваемого товара, и кривая спроса отдельной фирмы имеет, как в случае с монополией, «падающий» характер. Каждая фирма-монополистичекий конкурент контролирует небольшую долю отраслевого рынка. Однако дифференциация продукции приводит к тому, что единый рынок распадается на отдельные, относительно самостоятельные части (сегменты рынка). И на таком сегменте доля отдельной, возможно даже маленькой, фирмы может быть очень большой. С другой стороны, товары, продаваемые конкурентами, являются близкими заменителями данного, значит спрос на продукцию отдельной фирмы достаточно эластичен и не понижается так резко, как в случае монополии.

3. Свобода входа в отрасль  (на рынок) и выхода из нее.  Поскольку в условиях монополистической конкуренции фирмы обычно небольшие по размеру, то чаще всего нет финансовых проблем при вступлении на рынок. С другой стороны, при монополистической конкуренции могут возникнуть дополнительные расходы, cвязанные с необходимостью выделить свой товар (например, расходы на рекламу), что может стать препятствием для входа новых фирм. Существование свободного входа фирм в отрасль приводит к тому, что в результате конкурентной борьбы становится типичной ситуация, когда предприятия в долгосрочном периоде не получают экономических прибылей, функционируя в точке безубыточности.

4. Существование неценовой конкуренции.  Ситуация отсутствия экономической прибыли, функционирование в точке безубыточности в долгосрочном периоде не может долго удовлетворять предпринимателя. Стремясь получить экономическую прибыль, он будет пытаться найти резервы увеличения выручки. Возможности ценовой конкуренции в условиях монополистической конкуренции ограничены, и основной резерв здесь — неценовая конкуренция. Неценовая конкуренция построена на использовании преимуществ отдельных фирм в техническом уровне, дизайне, надежности эксплуатации производимых ими изделий. Решающую роль играют такие параметры производимой продукции, как экологичность, энергоемкость, эргономические и эстетические качества, безопасность в эксплуатации. В рамках реализации неценовой конкуренции существует несколько методов:

• дифференциация продукции, связанная  с появлением в данный момент времени  значительного количества типов, видов, стилей одного и того же товара;

• улучшение качества товара с  течением времени, что необходимо из-за существования конкуренции в отрасли;

• реклама. Особенность данной формы  неценовой конкуренции состоит в том, что идет приспособление потребительских вкусов к уже существующим видам продукции. Цель рекламы — увеличение доли фирмы на рынке этого товара. Каждая фирма-монополистический конкурент для успешной деятельности должна учитывать не только цену товара и возможности ее изменения, изменения самого продукта, но и возможности рекламно-пропагандистской компании.

Монополистическая конкуренция — достаточно часто встречающийся тип реальных рыночных структур. Такая структура рынка характерна для пищевой промышленности, производства обуви и одежды, мебельной промышленности, розничной торговли, книгоиздания, многих видов услуг и ряда других отраслей. В России состояние рынка в этих сферах однозначно можно характеризовать как монополистическую конкуренцию, особенно учитывая тот факт, что дифференциация продукции в этих отраслях очень велика.

1.4.Олигополия

 

Олигополистическая рыночная структура  — одна из самых распространенных структур рынка в современной  экономике. Олигополию характеризуют  следующие признаки.

1. В отрасли находится несколько  соперничающих фирм, так что ее  нельзя отнести к чистой монополии.  Точного количественного определения  олигополии не существует это  может быть 2—3 фирмы или 10—12. Тем не менее каждая из фирм-олигополистов  обладает достаточно большой  долей в общеотраслевом выпуске, что обеспечивает олигополистам значительную степень контроля над рынком. Если же несколько олигополистов начнут реализовывать одинаковую рыночную стратегию, то их совместная рыночная власть приблизится к случаю чистой монополии.

2. Кривая спроса каждой отдельной  фирмы имеет падающий характер, следовательно, отрасль не может  считаться совершенно конкурентной.

3. В отрасли находится хотя  бы одна крупная фирма, считающая, что ее действия и поведение на рынке не останутся без ответной реакции со стороны конкурентов, т. е. эта структура отличается от монополистической конкуренции. Особенность олигополистической рыночной структуры связана с тем, что фирмы сталкиваются не только с реакцией потребителей, но и реакцией своих конкурентов. Поэтому, в отличие от уже рассмотренных типов рынков, каждая фирма-олигополист ограничена в принятии решений не только нисходящим характером графика спроса на свою продукцию, но и поведением конкурентов.

Информация о работе Сравнительный анализ основных рыночных структур