Сравнительный анализ основных форм организации фирмы в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2013 в 21:37, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы обусловлена тем, что изучение закономерностей трансформации такого экономического института как фирма дает возможность ответить на ряд вопросов, значимых с точки зрения понимания существа происходящих в экономике Российской Федерации процессов и определения границ экономического сектора, внутри которого лежит область принятия реальных экономических решений.
Невнятная социально-экономическая политика, «социальной направленности», хорошо демонстрирует тот факт, что внутренняя логика, определяющая направление, формы и скорость трансформаций общества, до сих пор в лучшем случае до конца не осознана, а в худшем - осознана, но используется для обслуживания интересов далеко не самых перспективных социальных групп.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
1. Фирма как экономический объект…………………………………….5
1.1 Предприятие как самостоятельный хозяйствующий субъект……..5
1.2 Теория фирмы…………………………………………………………6
2. Предприятие как ресурс……………………………………………….9
2.1 Факторы производства и эффективное функционирование
Предприятия………………………………………………………………9
2.2 Формы предприятий………………………………………………...15
3. Сравнительный анализ основных форм организации фирмы в современной России …………………………………………………………...24
3.1 Сравнение ООО и ЗАО………………………………………………24
3.2 Сравнение ИП и юридического лица (ООО и ЗАО)……………….26
Заключение……………………………………………………………...29
Список использованной литературы………

Работа содержит 1 файл

фирма-предприятие.docx

— 54.53 Кб (Скачать)

Предпринимательская деятельность осуществляется в двух формах, определяемых отношениями собственности на используемое имущество (капитал), а именно:

1.  Предполагает сочетание в одном лице собственника имущества (капитала) и непосредственного организатора предприятия (администратора, менеджера). При этом конкретное физическое лицо или группа лиц, являющихся собственниками имущества (капитала), сами определяют сферу приложения собственного капитала, организуют свое дело и управляют им, начиная от производства продукции (услуг) и кончая их реализацией.

2. Осуществляется индивидом на правах хозяйственного ведения. Это означает, что предприниматель не может продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать его в залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться им без согласия собственника. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, он распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, определенных законом или иными правовыми актами. Здесь предполагается, что предприниматель не является собственником, хотя и получает (на основе заключенного с собственником договора) определенные права по использованию данного имущества.

Способ  использования вышеуказанных факторов определяют степень эффективности  функционирования самого предприятия. Для эффективного функционирования предприятия следует рассмотреть  его стратегическое планирование.

Планирование - это один из экономических методов управления. Заключается в разработке и практическом осуществлении планов, определяющих будущее состояние экономической системы, путей, способов и средств его достижения[10].

В условиях рыночной экономики предприятие  постоянно стоит перед выбором  из существующих альтернатив оптимального решения. От того, окажется ли правильным выбор, например в области определения  цен на продукцию, объема выпускаемой  продукции, кредитной и инвестиционной политики, зависит эффективность  деятельности предприятия. В то же время  даже самые удачные решения сами по себе не могут быть эффективны, если не соответствуют целям и политике предприятия.

Формулировка  стратегических, тактических и текущих  целей предприятия, выработка политики, конкретизация ожидаемых результатов, расчет предполагаемых значений основных технико-экономических показателей  — все это составляет содержание процесса планирования.

В соответствии с горизонтами планирования (периодами, на которые составляются планы) различают  долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное  планирование.

Долгосрочное планирование носит стратегический характер, поскольку именно при долгосрочном подходе выявляются стратегические цели предприятия и пути их реализации. Горизонт стратегического планирования в определенной степени зависит от размеров предприятия и может составлять от 3 до 5 лет для малого предприятия и до 20 лет — для крупного. Правильность выбора стратегии определяет не только уровень эффективности деятельности предприятия, но иногда и само его выживание.

Часто в  рамках системы планирования отдельно выделяют стратегическое планирование, непосредственным предметом которого является разработка и анализ стратегии  предприятия — совокупности взаимосвязанных  решений по узловым направлениям внутренней и внешней деятельности предприятия.

Стратегия предприятия определяет, какие товары и услуги будет производить предприятие, взаимоотношения предприятия с поставщиками, потребителями и конкурентами, а также внутрифирменные нормативы, регламентирующие систему управления предприятием в прогнозируемой перспективе.

Политика предприятия опирается на его экономическую, социальную и управленческую философию, определяет его имидж и существует скорее в виде стандартов поведения, а характеризуется качественными и количественными показателями. Конкретизировать политику предприятия позволяет процесс целеполагания. Стратегические цели предприятия определяют направления его развития в долгосрочном периоде.

Процесс целеполагания учитывает следующие аспекты жизни предприятия.

1. Какому этапу цикла развития (жизненному циклу) предприятия соответствует состояние его экономической и производственной деятельности?

Цикл  развития предприятия принято делить на три основные стадии: рост, стабилизация и спад. В соответствии с этим предприятие может находиться в одном из трех состояний: положение, благоприятное для роста; потребность в стабилизации; необходимость выживания. Для каждого из перечисленных состояний характерны свои стратегические цели.

2. Отвечает ли занимаемая предприятием доля рынка и прогнозируемый темп ее роста потенциальным возможностям предприятия?

Доля рынка — средний процент продаж товара данного предприятия к общему объему продаж данного товара на рынке за определенный период времени. Скорость роста зависит в рыночных условиях от внешних обстоятельств, внутренней структуры предприятия, финансовых возможностей, конкурентоспособности продукции. Темпы роста необходимо контролировать, так как если они не соответствуют внутренним возможностям предприятия, то это может привести к глубокому расстройству всей его экономики.

3. В полной ли мере учтены обеспеченность предприятия ресурсами и риски в его деятельности?

Обеспеченность  ресурсами накладывает ограничения  на возможности развития предприятия, что необходимо учитывать при целеполагании. Риск, возникающий из-за непредсказуемости поведения внешней среды, также можно рассматривать в ряде случаев в качестве ограничивающего фактора. Анализ коммерческого и финансового риска обязателен при оценке имеющихся ресурсов.

4. Соответствуют ли современным требованиям социальные и экологические аспекты деятельности предприятия?

Уровень развития социальной сферы на предприятии  в некоторой степени определяет качественный состав его персонала: дело в том, что при сравнимом уровне заработной платы работников привлекает предприятие, обеспечивающее определенные социальные и культурно-бытовые удобства. Соответствие производственных процессов экологическим нормам является необходимым условием нормальной производственной деятельности.

Цели, определенные с учетом перечисленных качественных аспектов, должны быть конкретизированы — дополнены количественными показателями.

Показатели долгосрочного планирования определяют цели предприятия на рассматриваемую перспективу. К этим показателям, как правило, относятся:

—  объем  продаж;

—  темп роста объема продаж;

—  размер прибыли;

—  норма  прибыли на совокупный капитал;

—  рентабельность продаж;

—  доля на рынке.

Базисным показателем деятельности предприятия является объем продаж, поскольку большинство остальных показателей характеризуют предприятие либо с точки зрения формирующих объем продаж факторов, либо являются производными от объема продаж.

Как показывает практика стратегического планирования, количество показателей целеполагания и их конкретный набор зависят от ряда факторов, среди которых выделяют: степень проработанности плана (уровень его детализации), форму собственности предприятия, тип предприятия (диверсифицированное или специализированное), размер предприятия.

Важнейшим этапом стратегического планирования является формулировка стратегии и выбор стратегических альтернатив.

Процедура формулировки стратегии  и выбора стратегических альтернатив состоит из следующих этапов:

—  оценка существующей стратегии;

—  собственно этап формулировки;

—  оценка и планирование риска;

—  выбор  стратегической альтернативы.

Процедура формулировки стратегии подразумевает разработку серии стратегических планов как на уровне предприятия в целом, так и (по возможности) на уровне его подразделений. Стратегия предприятия объединяет все стратегические планы в единое целое.

Основой единого стратегического плана  является его базовая стратегия. В соответствии с фазой цикла развития предприятия можно остановить свой выбор на одной из следующих базовых стратегий:

—  стратегия роста — основная стратегия предприятия, выражающая стремление к увеличению объемов производства, прибыли, капитала, т. е. стратегия развития. Эта стратегия также может быть определена как стратегия наступательная;

—  стратегия стабилизации — стратегия деятельности предприятия в условиях нестабильного объема продаж и доходов. Эта стратегия направлена на достижение стабилизации на возможно ранней стадии колебаний объемов продаж и доходов с последующим переходом к стратегии роста. Стратегия стабилизации носит наступательно-оборонительный характер;

—  стратегия выживания применяется в условиях глубокого кризиса экономической деятельности предприятия и носит чисто оборонительный характер.

Планирование  на предприятии представляет собой  непрерывный процесс, в ходе которого необходимо постоянно корректировать планы подразделений и осуществлять их координацию[7].

 

2.2 Формы предприятий

 

Организационно-правовые формы представляют собой предусмотренные  законом формы организации юридических  лиц на основе различия их органов  управления, видов и пределов имущественной  ответственности участников (учредителей), целей создания и других различий.

В зависимости  от целей деятельности юридические  лица относятся к одной из двух категорий: коммерческие и некоммерческие организации.

Коммерческие  организации имеют своей целью получение прибыли. Они могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Некоммерческие организации не имеют своей целью получение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками. К ним относятся различные общественные или религиозные объединения, благотворительные фонды, потребительские кооперативы, некоммерческие партнерства и другие организации. Некоммерческие организации также могут вести предпринимательскую деятельность. Прибыль, полученная такими организациями, не распределяется между ее участниками и учредителями, а используется для их уставных целей.

В соответствии с положениями первой части Гражданского кодекса РФ с 1 января 1995 г. в Российской Федерации могут создаваться (образовываться) юридические лица как коммерческие организации только в следующих организационно-правовых формах: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Хозяйственные товарищества с 1 января 1995 г. создаются двух типов (видов): полное товарищество и товарищество на вере (коммандитное товарищество), а хозяйственные общества — в форме общества с ограниченной ответственностью, открытых и закрытых акционерных обществ, обществ с дополнительной ответственностью, а также дочерних и зависимых хозяйственных обществ.

Так же в  экономике страны функционируют  и могут создаваться унитарные  предприятия (государственные и  муниципальные предприятия), основанные на праве хозяйственного ведения  и на праве оперативного управления имуществом.

Предприятия всех вышеназванных организационно-правовых форм могут создаваться на основе частной, коллективной, индивидуальной, государственной и муниципальной собственности, на смешанной и совместной собственности. Поэтому различают частные, коллективные, индивидуальные, государственные, муниципальные и совместные предприятия (предприятия с иностранными инвестициями).

Приведем  краткую характеристику важнейших  организационно-правовых форм субъектов  хозяйственно-гражданских отношений.

В России могут создаваться хозяйственные товарищества и общества, которыми признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.

Хозяйственные товарищества могут создаваться  в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного  товарищества). Полным является товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом, т. е. по отношению к участникам полного товарищества действует неограниченная ответственность. Участники полного товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества. Участник полного товарищества, не являющийся его учредителем, отвечает наравне с другими участниками по обязательствам, возникшим до его вступления в товарищество. В то же время участник, выбывший из товарищества, отвечает по обязательствам товарищества, возникшим до момента его выбытия, наравне с оставшимися участниками в течение 2 лет со дня утверждения отчета о деятельности товарищества за год, в котором он выбыл из товарищества. Механизм действия ответственности участников полного товарищества по его обязательствам снижает экономическую (материальную) привлекательность для отдельных учредителей (участников), поэтому такая организационно-правовая форма хозяйственной деятельности не получила широкого развития. К тому же хозяйственные товарищества и общества с ограниченной и дополнительной ответственностью не имеют права выпускать акции[3].

Информация о работе Сравнительный анализ основных форм организации фирмы в современной России