Совершенствования финансового планирования МУП «Горводоканал» на основе использования бюджетирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 21:33, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – исследовать теоретические основы финансового планирования в современных условиях, проанализировать финансовое состояние МУП «Горводоканал» и предложить направления совершенствования финансового планирования организации на основе использования бюджетирования.
Для достижения данной цели в процессе работы необходимо решить следующие задачи:
исследовать экономическую сущность финансового планирования;
изучить виды и методы финансового планирования;
рассмотреть структуру финансового плана организации;
провести анализ финансового состояния МУП «Горводоканал»;
выявить основные проблемы финансового планирования;
предложить направления совершенствования финансового планирования на основе бюджетирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 Теоретические основы финансового планирования деятельности организации в современных условиях
1.1Экономическая сущность финансового планирования организации
1.2 Виды и методы финансового планирования
1.3Структура финансового плана организации
ГЛАВА 2 Анализ финансового состояния МУП «Горводоканал»
2.1 Анализ технико-экономических показателей производственно- -хозяйственной деятельности МУП «Горводоканал»
2.2 Анализ деловой активности и финансовых результатов МУП «Горводоканал
2.3 Оценка финансовой устойчивости МУП «Горводоканал»
ГЛАВА 3 Направления совершенствования финансового планирования МУП «Горводоканал» на основе использования бюджетирования
3.1 Проблемы финансового планирования деятельности МУП «Горводоканал
3.2 Разработка мероприятий по внедрению бюджетирования
3.3 Оценка эффективности бюджетных технологий в системе финансового планирования
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ1

Работа содержит 1 файл

Основы финансового планирования на примере муп горводоканал.doc

— 1.94 Мб (Скачать)

     Сегодня управление предприятием становится невозможным  без эффективного планирования его  деятельности и контроля за реализацией  планов. Но если посмотреть, как до сих пор планируют хозяйственную деятельность планово-экономические отделы коммунальных предприятий, то можно увидеть, что планирование деятельности осуществляется по принципу «от достигнутого» и начинается с производства, а не со сбыта. На многих предприятиях вообще отсутствует процесс планирования объемов реализации коммунальных услуг, и решение принимается на основе данных предшествующих периодов.

     Планирование  мероприятий по содержанию и ремонту  основных средств коммунального  предприятия также проводится только финансовое, причем в пределах лимита денежных средств, соответствующего затратам также предшествующих периодов. Чаше всего это делается вне зависимости от того сможет ли предприятие оплатить предстоящий ремонт, так как не знает, получит ли оно деньги за предоставленные услуги.

     До  сих пор формирование тарифа на коммунальные услуги, как правило, происходит по принципу «себестоимость + процент рентабельности».

     При таком подходе можно с уверенностью утверждать, что структура тарифа не может соответствовать реальным финансовым потребностям предприятия. Для определения тарифов на большинстве предприятий используется нормативная себестоимость, которая, как правило, весьма существенно отличается от фактических затрат на производство услуг. При использовании отраслевых нормативов не учитывается специфика деятельности конкретного предприятия (например, состояние его основных фондов), а также его реальные потребности, которые могут быть как выше, так и ниже нормативных величин.

     Реалии  российского бухгалтерского учета таковы, что себестоимость продукции (услуг) коммунальных предприятий — величина, которая не отражает действительных затрат предприятия на производство продукции или оказание услуг. Так действующее законодательство не позволяет включать в себестоимость некоторые расходы, неизбежно возникающие у всех предприятий (например, часть процентов по обслуживанию полученных займов, расходы на развитие, замену и реконструкцию основных средств). Учитывая, что ряд необходимых расходов может быть произведен только из прибыли, то в случае, если включаемую в тариф прибыть рассчитывать как процент от себестоимости, её величины может не хватить для финансирования необходимых расходов. Главное, такая система никоим образом не стимулирует предприятие к снижению себестоимости, ведь снижение издержек одновременно приведет и к снижению абсолютной величины прибыли [17, с. 24].

     На  предприятии МУП “Горводоканал” расчет прибыли ведется по отгрузке, то есть выручка формируется в  зависимости от фактического количества принятых (канализация) и отпущенных (водоснабжение) кубических метров умноженного на Государственный регулируемый тариф (за 1 м3) (см. рисунок 2.4).

 

       
 

     

       

       
 
 

     Рисунок 2.4 - Структура выручки 

     Тарифы  ежегодно корректируются Учредителем (Мэрией) на основании фактической себестоимости за прошедший период. В тариф также закладывается процент рентабельности, составляющий приблизительно 20 – 25 %. Не все категории потребители уплачивает стопроцентную стоимость тарифа. МУП «Горводоканал» имеет гибкую систему тарифов: различаются такие группы потребителей, как население, бюджетные организации, коммерческие организации.

     Ряд причин: удорожание электроэнергии, аварийные  ситуации, инфляция и т.п. приводит к увеличению себестоимости по сравнению с прошлым годом.

     В современных условиях повышается самостоятельность  предприятий в принятии и реализации управленческих решений, их экономическая  и юридическая ответственность за результаты хозяйственной деятельности. Объективно возрастает значение финансовой устойчивости хозяйствующих субъектов. Все это повышает роль финансового анализа в оценке их производственной и коммерческой деятельности. Результаты такого анализа необходимы, прежде всего, собственникам, кредиторам, инвесторам, поставщикам, налоговым службам, менеджерам и руководителям предприятий.

     Финансовый  анализ является важным составным элементом  финансового менеджмента. Ключевой целью финансового анализа является получение определенного числа основных (наиболее информативных) показателей, дающих объективную картину финансового состояния предприятия: изменение в структуре активов и пассивов; динамика расчетов с дебиторами и кредиторами; величина прибылей и убытков и уровень рентабельности активов и продаж.

     Исходной  базой для финансового анализа являются данные бухгалтерского учета и отчетности, изучение которых помогает восстановить все ключевые аспекты производственно-хозяйственной деятельности и совершенных операций в обобщенной форме.

     Практика  финансового анализа уже выработала основные правила (методику) анализа финансовых отчетов. Вреди них можно выделить следующие:

  1. горизонтальный (временной) анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;
  2. вертикальный (структурный) анализ – определение структуры итоговых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;
  3. трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а, следовательно, ведется перспективный, прогнозный анализ;
  4. анализ финансовых коэффициентов – расчет относительный данных отчетности, определение взаимосвязей показателей;
  5. сравнительный (пространственный) анализ проводится при сравнении отдельных внутрихозяйственных показателей отчетности организации с показателями дочерних фирм, подразделений, цехов, а также при сравнении показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными, соответствующими показателями прошлых периодов;
  6. факторный анализ дает оценку влияния отдельных факторов на результативный показатель как прямым методом дробления последнего на составные части, так и обратным методом, когда отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель;
  7. анализ динамики валюты бухгалтерского баланса.

     Общая оценка финансового состояния предприятия  осуществляется на основе бухгалтерского баланса (форма №1). Общий итог актива и пассива носит название валюты баланса.

     Необходимо  подчеркнуть, что у западных фирм активы располагаются по понижающейся степени ликвидности. На предприятиях России, наоборот, по возрастающей: нематериальные активы, основные средства и другие внеоборотные активы, запасы, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения и денежные средства.

     В ходе анализа проводится оценка изменения  валюты баланса за анализируемый период. Можно ограничиться сравнением итогов валюты баланса на конец и начало отчетного периода и определить рост или снижение в абсолютном выражении (см. таблицу 2.3). 

     Таблица 2.3 - Сравнение валюты баланса

Год Валюта  баланса, тыс. р. Увеличение/уменьшение (к предыдущему году), тыс. р.
нач. года кон. года
2006 2 810 397 2 903 072 92 675
2007 3 215 733 3 344 814 129 081
2008 4 183 166 4 452 476 269 310
 

     Увеличение  валюты баланса свидетельствует  о росте производственных возможностей организации и заслуживает положительной оценки. Исследуя причины увеличения валюты баланса, необходимо учитывать влияние переоценки основных средства, инфляционных процессов (их влияние на состояние запасов), удлинения сроков расчетов с дебиторами и кредиторами и т.п.

     Основной  причиной увеличения валюты баланса, которое прослеживается в анализируемых годах (таблица 2.3) является переоценка стоимости основных средств. В 2008 году был увеличен уставный капитал; в 2007 году увеличилась дебиторская задолженность и запасы ТМЦ (теперь уровень запасов ТМЦ (3,5 %) соответствует нормативному аварийно-техническому запасу); в 2006 году увеличилась стоимость основных средств за счет ввода новых объектов по распоряжению Мэрии.

     В целях объективной оценки финансового  положения предприятия целесообразно сравнить ряд периодов изменения средней величины имущества с изменениями финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия по форме №2 (выручки от реализации продукции и прибыли). Коэффициент прироста имущества определяется по формуле (2.1). 

           (2.1) 

     где И1, И0 – средняя стоимость имущества (активов) за отчетный и базисный периоды.

     Коэффициент прироста выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг устанавливается  по формуле (2.2). 

           (2.2) 

     где ВР1, ВР0 – выручка от реализации за отчетный и базисный периоды.

     Коэффициент прироста прибыли определяется по формуле (2.3). 

          (2.3) 

     где П1, П0 – прибыль от обычных видов деятельности (до налогообложения) – бухгалтерская прибыль за отчетный и базисный периоды.

     Сравнение указанных показателей приведено в таблице 2.4.  

     Таблица 2.4 - Коэффициенты прироста имущества, выручки от реализации и прибыли по МУП «Горводоканал» (в сопоставимых ценах)

Показатели 2006 2007 Коэфф-нт прироста показателя 2008 Коэфф-нт прироста показателя
1. Среднегодовая  стоимость имущества (активов), тыс. руб. 3 682 674 3 673 907 -0,002 4 317 971 0,173
2. Выручка  от реализации продукции, тыс. руб. 905 330 1 120 531 0,238 1 302 999 0,439
3. Прибыль  до налогообложения, тыс. руб. 33 032 89 555 1,711 124 538 2,770
 

     Если  Кпвр и Кпп выше, чем Кпи, то это  свидетельствует об улучшении использования  хозяйственных средств предприятия  по сравнению с предыдущим периодом, и наоборот.

     Приведенные в таблице коэффициенты свидетельствуют  о благоприятном для организации соотношении прироста указанных показателей в анализируемом периоде.

     Горизонтальный  анализ заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные балансовые показатели дополняются относительными темпами роста (снижения), который приведен в таблице 2.5.

     Цель  горизонтального анализа состоит  в том, чтобы выявить абсолютные и относительные изменения величин различных статей финансовой отчетности за определенный период и дать им оценку. Ценность результатов анализа существенно снижается в условиях инфляции, но полученные данные можно использовать при межхозяйственных сравнениях.

Информация о работе Совершенствования финансового планирования МУП «Горводоканал» на основе использования бюджетирования